Арне Слот «потерял» титул с АЗ
Пока Арне Слот приближается к завоеванию второго титула чемпиона в своей карьере, он может с сожалением подумать о том, что он вполне мог бы стать его третьим.
Прошло пять лет с того дня, когда сезон АЗ был фактически завершен из-за Ковид-19 после того, как находящаяся в форме команда Слота, обыграла «АДО Ден Хааг» и сравнялась по очкам с «Аяксом», который они обыграли за неделю до этого, на вершине голландской Эредивизи.
АЗ выглядели «чемпионами на ожидании», Слот привил им такое бесстрашие и агрессию, что вера в них росла с каждой неделей.
Еще более невероятной эту сказку сделало то, что Слот в своем первом сезоне в качестве тренера высшей лиги перехитрил своих соперников с командой, состоящей в основном из выпускников академии.
«Мы все чувствовали, что это возможно», — рассказывает тогдашний помощник менеджера АЗ Паскаль Янсен.
Но когда до конца сезона оставалось всего два месяца, миссия была завершена. Игроки АЗ почувствовали неладное, когда перед игрой с «Ден Хаагом» 7 марта 2020 года им впервые сказали не пожимать руки соперникам, так как возросли опасения распространения вируса.
Шесть недель спустя Эредивизи стала первой крупной футбольной европейской лигой, отменившей свой сезон в связи с кризисом. Впервые в истории не будет голландских чемпионов, и для тех, кто связан с АЗ, это оставило «открытую рану», которая до сих пор не зажила.
Что еще почитать: Арне Слот: Приграничный священник, который был рожден, чтобы тренировать
АЗ не должен выигрывать титул чемпиона Голландии.
Расположенный в Алкмааре, всего в 40 минутах езды к северу от Амстердама, клуб всегда находился в тени «большой тройки» — «Аякса», ПСВ и «Фейеноорда», хотя наряду с «Твенте» он является единственным клубом, не входящим в эту тройку, который за последние 60 лет выиграл титул чемпиона Нидерландов.
Всего их было два: первый — в 1981 году, второй — в 2008/09 годах под руководством Луи ван Гала. Главный тренер поставил прагматизм выше идеализма и превратил свою команду в смертоносную контратакующую команду, подпитываемую голами Мунира Эль Хамдауи и мастерством молодого Мусы Дембеле и Мартена Мартенса, который сейчас является главным тренером нынешней команды.
С тех пор АЗ редко был угрозой, если не считать того сезона под руководством Слота в 2019/20 годах. Именно поэтому ощущение «что могло бы быть» до сих пор преследует многих людей, связанных с клубом, даже если признать, что на фоне пандемии на кону стояли более серьезные проблемы.
«Тот сезон задел очень многих людей, — говорит болельщик АЗ Брайан Вийкер, который вместе со своим отцом долгое время был владельцем сезонного абонемента, а затем стал писателем и подкастером, освещающим события в клубе. — Мы думаем об этом каждый день, потому что, в отличие от «Аякса», у нас нет возможности бороться за титул каждый год. Это открытая рана, которая не заживет, пока мы не выиграем трофей».
В начале сезона от АЗ мало что ждали после того, как выпускник академии Гус Тиль за €18 млн. (£16,2 млн., $19,8 млн.) отправился в московский «Спартак».
Болельщики также поначалу были недовольны назначением Слота, который был переведен на должность ассистента после ухода Джона ван ден Брома, но эти сомнения быстро развеялись.

Обращаясь к игрокам в свой первый день в качестве главного тренера, Слот произнес невероятную речь. Тренер, которому на тот момент исполнился 41 год, досконально изучил методы Пепа Гвардиолы и накопил многолетний опыт работы в качестве игрока и тренера в голландском клубе низшей лиги «Камбюр», и ему не терпелось применить эти принципы на практике.
Перед началом кампании мы побывали на тренировке и взяли интервью у опытного защитника Рона Влара. Из-за проблем с коленом 35-летний спортсмен уже подумывал о завершении карьеры, но шестая операция дала ему новую жизнь. Его также заинтриговала идея поиграть под руководством нового менеджера.
«Я рад новому менеджеру, — сказал тогда Влар. — Он хочет играть в высокий прессинг с большим количеством энергии, и мы очень усердно тренируемся».
Влар, самый старший член группы, был похож на отца для некоторых молодых, но именно Тен Копмейнерс, которому был всего 21 год, сплотил группу и стал связующим звеном между Слотом и игроками.
«Он ставил всех на нужные места, — вспоминает лучший бомбардир Майрон Боаду. — У нас была хорошая компания».
Боаду был начинающим талантом. 18-летний нападающий с молниеносной скоростью и неистощимой энергией. Слот уже знал о его способностях с первого года работы в клубе и сразу же доверился подростку, когда тот вернулся после семимесячного перерыва, связанного с травмой лодыжки.

Несколькими годами ранее Боаду отклонил предложение «Арсенала», остался в АЗ, и вскоре под руководством Слота он стал пожинать плоды. «Когда он стал главным тренером, он пришел ко мне домой с футболкой с №9, — рассказывает Боаду в интервью. — Он поговорил со мной и моими родителями и сказал, что очень верит в меня, но что когда он даст мне эту футболку, на меня ляжет и большая ответственность. Он спросил меня, хочу ли я ее, и я, конечно, ответил «да». Для меня это было невероятно!»
Боаду нужен был правильный тренер, который раскроет его качества, и Слот был готов это сделать. «Иногда мы сталкивались головами, потому что он хотел, чтобы я делал гораздо больше, чем просто забивал голы, — вспоминает он. — Он сказал мне, что я должен начинать прессинг и помогать команде обороняться. То, как он меня мотивировал, было просто невероятно. Мы разговаривали как мужчина с мужчиной, и он сказал мне, что если не выложусь на полную, то в конце карьеры я буду разочарован. Я никогда не забуду то, что он мне сказал».
Слот начал менять культуру и стиль игры в клубе. Те, кто слушал его первую речь, помнят его ясность и убежденность, и это замечание созвучно тому впечатлению, которое он произвел на игроков «Ливерпуля».
«У всех мурашки по коже от того, как он к нам обращался, — вспоминает Боаду. — Для нас это был важный момент. Несмотря на то, что мы уже знали его, мы чувствовали, что этот парень будет особенным и что это начало чего-то».
Что еще почитать: Внутри мозга Арне Слота: радар «бреда», никаких гневных тирад и видеоролики в перерывах
Победа 3:0 над «Фейеноордом» в сентябре дала первые признаки потенциала АЗ, но только в конце октября восприятие АЗ Слота начало меняться. Атакующий стиль игры стал заставать соперников врасплох, а Слот смешивал свои расстановки во время матчей, что приводило в замешательство даже лучшие команды дивизиона.
В команде появились ключевые игроки: Марко Бизот в воротах, Влар (когда он был здоров) и Стейн Вюйтенс в защите, Фредрик Мидтшё, играющий вместе с Копмейнерсом в двойной связке, смещающийся справа Стенгс, Уссама Идрисси слева и Дани де Вит за одиноким нападающим Боаду.
Инвертируемые защитники, Оуэн Вейндал и Йонас Свенссон, смещались в центр, чтобы создать пасовые линии для вингеров, и вскоре они начали душить соперников.
Ключом к успеху стала тренировка, которую Слот изменил в самом начале. «Обычно мы играем в квадраты в начале тренировки, чтобы разогреться и немного повеселиться, — рассказывает Мидтшё. — Но когда он (Слот) пришел, он прибавил и стал требовать идеальных пасов под правильную ногу, основываясь на позиционировании соперника. Мы должны были постоянно двигаться, чтобы всегда находиться под правильным углом к человеку с мячом, чтобы у него было больше возможностей для паса. Из этой детали мы поняли, что он (Слот) далеко пойдет как тренер».

Разгромная победа АЗ над ПСВ со счетом 4:0 27 октября заставила «Аякс» обратить внимание на растущую угрозу: она произошла на фоне стремительного взлета команды Слота, забившей 26 голов в восьми матчах во всех соревнованиях. Из них восемь забил Боаду.
Однако атакующее мастерство этой команды подкреплялось мужеством. Пантелис Хатзидиакос потерял два передних зуба во время победы над ПСВ, получив удар локтем в лицо во время единоборства. Мидтшё, цепкий и жесткий полузащитник, оказывал упорное сопротивление на поле и задавал стандарты на тренировках.
«Я пытался донести до каждого, насколько важно тренироваться так же, как если бы это была игра, — говорит он. — Требование сосредоточиться помогло создать напряжение на протяжении всей недели, и мы смогли перенести его на игры».
Для молодой команды такое лидерство было жизненно важно. В составе Слота было полдюжины игроков в возрасте до 25 лет, многие из которых вместе прошли путь через академию команды и имели друг с другом четкую связь.
В 21 год Копмейнерс настолько развил эту связь, что стал капитаном. Стенгс и Боаду были похожи на пару игривых детей, а Вейндал своими шутками поддерживал команду. Однажды, когда один из игроков поскользнулся в раздевалке, Вейндал задержался допоздна, чтобы оцепить участок и создать фальшивое «место преступления», куда на следующий день никто не мог попасть.

Иметь в первой команде четырех ключевых игроков, вышедших из академии — было той еще историей.
«Сплоченность на поле и за его пределами была великолепной, — говорит Янсен. — Состав на 65% состоял из местных ребят, и у всех у них была одна большая цель — добиться успеха в АЗ, прежде чем перейти на следующую ступень карьеры».
Помимо совместных посиделок и вечеринок вдали от футбола, молодые игроки знали, что значит побеждать. Прелесть их связи заключалась в том, что все они могли открыто обсуждать любые проблемы и при необходимости предлагать конструктивную критику.
«Это была огромная часть нашего подхода — веселиться вместе, — говорит Янсен. — Мы объединили любовь к тому, что мы делаем, с моментами веселья и расслабления, а затем с жаждой показать себя с лучшей стороны. Группа была разнообразной, с разными характерами. Они могли выводить друг друга из себя, но при этом поддерживать друг друга».
Что еще почитать: Что злит Слота — и почему он старается этого избегать
В декабре у АЗ появился шанс сравняться по очкам с «Аяксом», когда они встречались с лидерами в матче, имевшем дополнительное значение.
Пятью месяцами ранее на стадионе клуба «АФАС» обрушилась крыша, к счастью, в нематчевый день, поэтому обошлось без травм, но в результате домашние матчи пришлось проводить в часе езды в Гааге на стадионе «Киосера» клуба «АДО Ден Хааг». Игра с «Аяксом» была первой после возвращения в Алкмаар, и болельщики были в восторге: Боаду забил гол на последней минуте, и АЗ сравнялся с лидерами по очкам.
После игры Слот выразил удивление тем, что Боаду забил головой, но это был редкий случай, когда не произошло то, что он предсказывал. Самый большой комплимент, который многие игроки говорили о его руководстве — это его способность объяснить сильные стороны соперников и то, как его команда может их преодолеть.
«Его тактика была невероятной, — говорит Боаду. — Все, о чем мы говорили на неделе, происходило в игре».
Слот обратился к своей тренерской команде с просьбой подготовить отчеты о соперниках, но основное внимание он уделял поиску решений и использованию сильных сторон своей команды. «Его планирование было очень конкретным, но, выходя на игры, мы на 80% исходили из того, чего мы пытаемся достичь, чего мы добиваемся и где мы можем показать свою силу и обнажить слабость соперника», — говорит Янсен.
«Сила Арне в том, чтобы сосредоточиться на вещах, которые ты можешь контролировать, а это лишь отчасти твой соперник, потому что, анализируя, ты можешь лишь разделять ожидания. Поэтому, основываясь на анализе и на том, как играет соперник, мы всегда искали то, что наиболее характерно для их манеры игры, и учитывали это в нашем игровом плане, но в основном все сводилось к тому, что мы собирались делать».
Несмотря на поражения в матчах по обе стороны от зимнего перерыва, АЗ стал командой, которую было трудно обыграть, а Боаду и Идрисси вошли в пятерку лучших бомбардиров дивизиона. К марту «Аякс», который за год до этого дошел до полуфинала Лиги чемпионов, вылетел из Лиги Европы, уступив «Хетафе», и выбыл из Кубка Голландии. Поединок за первое место в таблице в начале марта дал АЗ шанс захватить контроль над борьбой за титул.
Слот специально работал над тем, чтобы оголить высокую оборонительную линию «Аякса», и выстроил план игры, который был идеально исполнен: голы Боаду и Идрисси принесли АЗ победу 2:0 в Амстердаме.

«Тренер сказал нам, что они будут рисковать, разыгрывая мяч от защиты, и что они будут играть по всему полю в формате персональной опеки с высоким прессингом, — говорит Мидтшё. — Оба гола мы забили благодаря тому, что нашли место за спиной обороны, как он и планировал. В этот момент мы поняли, что достаточно хороши, чтобы выиграть лигу».
Слот обыграл каждую команду голландской «большой тройки» на выезде и приобрел репутацию одного из самых ярких молодых тренеров в Европе. Болельщики начали верить в то, что все складывается в их пользу. «Мне казалось, что это может быть наше время», — говорит Брайан.
Затем произошел роковой поворот. Через неделю после того, как АЗ обыграл «Аякс», они встречались с «Ден Хаагом». В Нидерландах участились случаи заболевания «Ковид-19».
«Мы читали в прессе, что есть шанс, что футбол отменят, но тренер сказал нам, что это будет стоить слишком много денег, так что это маловероятно», — вспоминает Боаду.
«Потом нам сказали не пожимать руки соперникам в конце игры, и после этого все пошло очень быстро. Там был вирус, и это было страшно, но мы также знали, что это может быть шанс сделать что-то особенное, и мы собирались потерять эту возможность».
Когда шесть недель спустя было объявлено окончательное решение, оно вызвало недовольство, особенно в том, что касалось присуждения мест в европейских соревнованиях. АЗ не только упустил шанс завоевать титул, но и лишился автоматического попадания в Лигу чемпионов. По разнице забитых и пропущенных мячей первое место занял «Аякс».
В Амстердаме настроение было не таким кислым, хотя некоторые игроки были обижены тем, что АЗ считался более достойным победителем. «Значит, разница мячей теперь не считается?» — Сказал Хаким Зиеш голландскому изданию AD.
И все же для АЗ ничто не сможет поколебать веру в то, что если бы сезон продлился еще несколько недель, то титул был бы их. «Мы были очень сильны и становились все лучше, мы обыграли все лучшие команды, так что мы чувствовали, что у нас есть что-то особенное», — говорит Мидтшё.

Пожалуй, самым печальным для АЗ было то, что произошло дальше. Они не только лишились шанса на титул, но и в следующем сезоне были выбиты киевским «Динамо» из третьего раунда квалификации Лиги чемпионов. «После Ковида я никогда не чувствовал себя так, как раньше», — признается Боаду, забивший 20 голов в 37 матчах во всех соревнованиях в 2019/20 годах.
Команда тоже быстро распалась. Летом 2020 года Идрисси ушел в «Севилью» за €12 млн., а Буаду перешел в «Монако» за €21 млн. Затем «Аталанта» приобрела Копмейнерса за €12 млн., а год спустя Вейндал перешел в «Аякс» за €10 млн., а Мидтшё — в «Галатасарай».
Но самый большой удар пришелся на декабрь 2020 года, когда Слот, чей рекорд в 2,11 очка за игру был лучшим в истории АЗ, был уволен за ведение тайных переговоров с «Фейеноордом», а его место занял Янсен. Два года спустя Слот все же завоевал титул чемпиона Голландии с роттердамским клубом.
То, что Слот преуспел в «Ливерпуле», теперь не вызывает удивления. Но с чем по-прежнему трудно смириться, так это с тем, что был упущено то, что могло бы стать воспоминанием на всю жизнь.
«Мы никогда не знаем, что было бы, если бы сезон не закончился так, как закончился, — говорит Брайан. — Но мысль о том, что могло бы быть с группой невероятных талантов поколения, причиняет нам боль каждый день».
Автор: Грегг Эванс (источник)
Фото обложки: ANP Sport via Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!