Мактоминей – бомбардир и ключевой игрок «Наполи». Как?!
Борется за скудетто.

В постоянно меняющейся вселенной должны быть вещи, остающиеся неизменными. Малые объекты обязаны вращаться вокруг больших. Действие – вызывать противодействие. Барелла – жаловаться судье быстрее, чем высохнет пенная шапка.
Фундаментальные, незыблемые положения, на которые можно ориентироваться в сложном мире.
В прошлом сезоне Скотт Мактоминей, талантливый бокс-ту-бокс с дефицитным умением атаковать штрафную, по странной причине запертый в опорной на полкарьеры, вышел на волю и забил 10 мячей во всех турнирах. Только Бруну и Хейлунд отыграли результативнее.
В этом, вдали от Манчестера (что тоже стало закономерностью), Скотт уже забил семь. Лукаку потребовалось три пенальти, чтобы его опередить. С игры никто не забил больше. Фактически Мактоминей – самое эффективное атакующее орудие Конте.

Одно это привлекает внимание. Но Мактоминей больше, чем простой завершитель (как ни прекрасно это определение в формальной абсурдности). Он фундаментальный игрок команды, которая борется за скудетто. Почти такой же важный, как Большой Ром.
Во-первых, Мактоминей – главный гибридный игрок в «Наполи»

Конте всегда требовал от полузащитников многого. Его игра развивается через фланговые цепочки, которые не работают без ближайшей восьмерки. Кроме обязанностей в строительстве, вполне обыкновенных, необходимо бежать дальше и заполнять штрафную. А после потери – срываться назад, чтобы навязать активный средний прессинг или занять позиции в агрессивной низкой защите.
Но ни от кого прежде, включая Видаля, Конте не требовал так много.
В Неаполе он опробовал несколько модулей и в конце концов остановился на 4-3-3, который переходит в 3-5-2 без мяча и 4-2-2-2 в позиционном владении. За превращения отвечают трое. Ди Лоренцо единственный способен сыграть третьего центрального в обороне и гиператакующего фулбека в атаке. Политано переключается между вингером и латералем. Мактоминей вообще машина.
Скотт исполняет чистую восьмерку только в позиционной защите. В среднем блоке, типичном для Конте, его задача – прочитать, как соперник начинает атаку, и адаптировать позицию под ситуацию. Бывали матчи, когда он в течение нескольких минут переключал схемы в прессинге с 4-3-3 на 4-2-3-1 или 4-2-4, подстраиваясь под попытки выйти через опорника или края.
В атаке Мактоминей часто поднимается к Лукаку, чтобы создать дополнительный ориентир для вертикалей. Если Лукаку позволили развернуться с мячом, Скотт становится для него опорой – связывает защиту, отыгрывает в стеночку, увеличивает брешь.

Никто в «Наполи» не исполняет столько ролей: «Премьер-лига и Серия А сильно разнятся. Тактическая работа в Италии намного интенсивнее. Футбол очень гибкий, нет такого, чтобы постоянно играл на одной позиции – учишься делать многое, правильно усваивать информацию».
Даже в этих чисто гибридных обязанностях Мактоминей незаменим (пусть и не в той мере, что Ди Лоренцо). Но делает больше.
Во-вторых, от Мактоминея зависит результативность «Наполи»

Итальянцы называют полузащитников, активно атакующих из глубины (Фраттези, пиковые Рэмзи, Погба), диверсантами: их забеги вынуждают защиту реагировать и выходить за рамки установки, нарушая структуру. Эту роль исполняет и Скотт, пусть его функционал намного шире. Он наносит 1,6 удара из штрафной за 90 минут – это второй результат на позиции после Пашалича.
Принято считать, что Конте использует диверсантов, чтобы добавить изюминку в пресное варево. Как все предельно логичное, его механистичный футбол одновременно безжалостен и предсказуем. Розыгрыши читаются. Появление полузащитников перед воротами, где их быть не должно, добавляет элемент внезапности.
На самом деле в объяснение заложена и его ошибочность. Забеги восьмерок не могут быть непредсказуемыми, потому что включены в систему. Конте всегда так играл, и все это знают. Подготовка к нему предполагает поиск приемов против атак вторым темпом.
Диверсанты нужны Конте затем, чтобы вскрывать развернутую защиту. Его футбол лишен особого творчества. Почти весь инструментарий – системный, в том числе против автобусов. Антонио обучает команду пробивать оборону тем способом, который подходит к ситуации. Адаптация происходит прямо по ходу, и отвечают за нее девятка и диверсант.
Суть того, что они делают, звучит просто. Конте исходит из того, что укрепление одного компонента ослабляет другой; девятка и диверсанты считывают манеру защиты и всегда занимают пространство так, чтобы оказываться в выгодном положении – то есть давят на ослабленный элемент.
Реализовать это гораздо сложнее, чем описать, иначе ни у кого не возникало б проблем с запертой обороной. Антонио повезло, что у него есть Мактоминей и Лукаку (недаром настоял на покупке обоих) – оба глубоко понимают футбол и хорошо играют на чужих слабостях.
Скажем, «Комо» оборонялся с высокой линией. Дождавшись, когда Лукаку примет мяч и развернется, Мактоминей открылся на грани офсайда – из слепой зоны за центральным защитником.

Низкая защита «Фиорентины» оставляла пространство между линиями – и Мактоминей не выравнивался с Лукаку, а нападал вторым темпом.

В других ситуациях он, как Папу Гомес на пике, ориентируется на судью – тот всегда в свободном кармане.

Против атлетичного и хорошо организованного «Удинезе», отрядившего 8 (!) человек в последнюю линию, он комбинировал несколько подходов. Фриулийцы защищали ширину, синхронно смещая блок к мячу на краю; оголялась дальняя штанга. На скрине видно, как Мактоминей указывает Нересу забегать в слепую зону. Сам Скотт давит на другую слабость: Лукаку водит опекуна за собой (проблема персоналок против умных форвардов), создавая разрыв между центральным и крайним ЦЗ – шотландец занимает его.

Нерес опоздал с забеганием, и британец сам атаковал дальнюю.

Из-за скорости, с которой Скотт адаптируется к ситуации, от него напрямую зависит результативность «Наполи». Он уже в семерке самых забивных полузащитников (без учета вингеров) в карьере Конте.

Мактоминей забил 7 и забьет еще. Потому что есть вещи, которые не меняются. Роналду должен говорить о себе, а его фанаты – о Месси. Конте – бороться за чемпионства. Игроки, полезные «Манчестер Юнайтед», – обретать счастье где-то еще.
***
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА
Фото: Gettyimages/Marco Luzzani / Stringer, Francesco Pecoraro / Stringer; кадры трансляции «Матч ТВ»
На подмене средний Симеоне, его задача побегать и какие-то свои задачи выполнять
Вот и приходится британцу быть везде, благо рядом работоспособные Ангисса и Лоботка
Даже при таком графике Наполи умудряется терять очки, при том что все в строю)
Большой вопрос к владельцу почему не купил взамен Хвичи, Окафор это так себе выбор, невыспавшийся Нерес роль не тянет
К Скотту вопросов нет вообще, подписал бы его Интер то вариативности было бы больше, брит и на верху играет хорошо, и объем даёт, и удар есть