Лучший матч Захаряна, Ямаль тащит «Барсу», Поттер переиграл «Арсенал». Тактика топ-лиг
Новый выпуск тактических заметок о матчах топ-лиг. Матчу «Ман Сити» – «Ливерпуль» посвящен отдельный материал.
Лучший матч Захаряна за «Сосьедад»

Или тайм. Или всего 35 минут против «Леганеса» (3:0), но очень яркие.
Захарян вышел в основе впервые аж с мая 2024-го. Фактически заменил Браиса Мендеса справа в центре при стандартных 4-3-3. Для россиянина опыт не новый: в конце прошлого сезона играл тут, даже выдал хороший матч с «Алавесом».
У «Сосьедада» два функционально разных фланга: через левый двигают мяч и игроки постоянно в движении, правый же заточен под индивидуальные действия вингера Такефусы Кубо, остальные поддерживают японца, чем в целом и занимался россиянин. Арсен часто опускался вниз, помогал выходить из обороны, а к атакам подключался вторым темпом.
Уже на 1-й минуте Захарян тенью ворвался в штрафную, подстроился под навес и ударил головой – мимо.
«Леганес» не учился на ошибках. Гол Арсена пришел из-за недоработки полузащитников в центре поля: оставили россиянина и свалились на фланг, подарив гектар пространства. Захарян не просто одноразово воспользовался, а весь тайм наказывал из этой зоны: в итоге у него четыре удара, все опасные.

Еще цифры Арсена: 48 касаний, 1 пас под удар, 19 из 23 точных передач, 1 успешных отбор.
Пожалуй, лучший матч Захаряна за «Сосьедад». Даже учитывая, что его заменили после перерыва из предосторожности. У Арсена в Испании еще не было отрезка, когда от него исходило так много угрозы для соперника. Он поддерживал Мартина Субименди в стадии билд-апа, активничал и без мяча.
Как не надо защищаться – пример на Нико Уильямсе

7:1 – «Атлетик» уничтожил «Вальядолид». Еще повезло, что у Иньяки Уильямса не шло.
Главный хайлайт у Нико Уильямса: гол после прохода в стиле Месси. Не хочется занижать заслуги вингера, но его мяч – буквально пособие: «Как не надо играть в защите». «Вальядолид» выступил ценным научным сотрудником.
Нико начинает рывок, его никто не трогает, а защитник Луис Перес ждет сближения.

Партнер понимает: один-в-один Перес не вытянет, надо помогать – и бросается. А Луис реагирует и сам уходит в пассивный режим, чем вынуждает реагировать еще одного защитника.

В итоге все трое обыграны сами собой.

Нико не сделал за атаку ни одной обводки, просто толкал мяч вперед. «Вальядолид» расступился сам. После такого сразу понятно: похоже, кто-то наигрался в Ла Лиге. В топ-лиге с такой обороной делать нечего.
Тимур Боков (телеграм-канал)
Льоренте – скрытый герой «Атлетико». Он получил важную роль в обороне

Маркос Льоренте впервые за долгое время появился в опорной зоне (у Коке мышечная травма) и сразу выдал сильную игру в обороне. И дело даже не в лидерстве по отборам и перехватам вместе с Самуэлем Лино (4).
Испанец регулярно садился в линию и выполнял разные задачи. Иногда он разгружал партнеров и пресекал потенциальные рывки за спину.
Как в этом эпизоде, когда Льоренте проследил за движением Энцо Барренечеа и позволил Сесару Аспиликуэте не разрываться между соперниками.

Если кто-то из защитников «Атлетико» агрессивно выдергивался в отбор, то Льоренте страховал его и опускался в оборону. Из-за этого «Валенсии» не удавалось сразу продвинуть мяч в свободную зону.
Вот Клеман Лангле последовал за форвардом Умаром Садиком, а Маркос вовремя заполнил брешь и нейтрализовал Хави Герру.

Когда хозяева все-таки пробовали найти пространство за спиной, то и здесь Льоренте не подводил и напрягал соперников. Во время одной из закидушек до конца шел за Геррой и заставил его сразу скидывать головой в центр («Атлетико» вернул владение).

Может быть, после такого уверенного матча Диего Симеоне будет чаще отправлять Маркоса в опорную зону?
Как «Реал» атаковал без Беллингема?

Удаление Джуда Беллингема в прошлом туре добавило головной боли Карло Анчелотти. Против «Жироны» (2:0) он перешел на 4-4-2 и выпустил слева Родриго, а Винисиус изначально стартовал в центре и искал пространство в свободной роли (оставался в середине или смещался на фланг).
После неоднозначного первого тайма (лишь три удара из штрафной при 70% владения) Анчелотти отправил Винисиуса налево, Родриго вернулся направо, а в центр переместился Браим Диас. Моментального эффекта не последовало, но после 65-й минуты гости подсели и прежней плотности в обороне уже не было (допустили сразу семь ударов из штрафной).
Какие инструменты помогали «Реалу» при владении? Часто хозяева использовали длинные передачи, когда один из атакующих игроков делал рывок за спину.
После одного из забросов Давида Алабы Килиан Мбаппе зацепился за мяч, сохранил его и организовал потенциально опасную атаку.

Еще перспективно смотрелись комбинации через фланги, когда удавалось вскрыть зону крайних защитников «Жироны». Несмотря на то, что к ним регулярно опускались вингеры или смещались опорники, Винисиус или Мбаппе все равно уходили от опеки и на ведении проникали в штрафную (8 и 6 таких попыток соответственно).
Килиан после одного из уходов направо оторвался от Ивана Мартина и открылся за спину Дэйли Блинду. Форвард почти добрался до вратарской, но его прострел заблокировали.

Конечно, сразу несколько моментов и гол Винисиуса пришли после контратак. Но отсутствие Беллингема все-таки проявилось: было гораздо меньше его привычных открываний между линиями.
Григорий Звоников (телеграм-канал)
Ямаль – опора «Барсы» в трудных матчах

В первом тайме «Лас-Пальмас» достойно сдерживал «Барсу». У каталонцев не шла игра в атаке. Одна из проблем – эксперимент с новой динамикой на правом фланге. Ламин Ямаль чаще сваливался в центр, а правый фланг поочередно заполняли Жюль Кунде и Фермин Лопес. По замыслу было похоже на ливерпульский треугольник Хендерсон-Трент-Салах.

На практике задумка не работала. Ямаль в центре пытался получать мяч в ноги (как на фланге), а не в движении, а ротациям не хватало синхронности. Еще в первой половине и совсем явно после перерыва Флик свернул эксперимент, а вся атака «Барсы» подчинилась инстинктам Ямаля.
Они тянут команду в кризисные минуты. Ламин в широкой позиции с безлимитом на дриблинг и обострение – супероружие. Главное – кормить его мячом, гарантируя нужное количество попыток:

Против «Лас-Пальмаса» Ямаль сделал 9 удачных обводок (его второй результат в сезоне). Трижды его обыгрыши классифицировались как предударное действие – то есть совершались сразу перед пасом под удар (а не в более ранней стадии атаки). Это повторение его лучшего результата в сезоне.
Ставка сыграла. Во втором тайме «Барселона» закономерно дожала соперника (2:0).
Вадим Лукомский (телеграм-канал)
Бруну в роли реджисты – спасительная (хоть и рискованная) перестановка Аморима

Чтобы вдохнуть хоть какую-то жизнь в атаку «Ман Юнайтед» в матче с «Эвертоном» (2:2), Рубен Аморим решился на очень рискованную замену. На 62-й минуте разменял опорника Каземиро на атакующего Гарначо. С этого момента «МЮ» начал разыгрывать мяч в структуре с одним опорником Бруну и шестью игроками впереди:

Риски – нехватка у португальца оборонительных качеств и банально поддержки. «Эвертон» мог несколько раз наказать. Вот самый вопиющий эпизод, когда Бруну в прямой дуэли с Дукуре, но в ключевой момент отпускает соперника:

Преимущество: с Бруну в роли реджисты намного легче держать мяч. Да-да, даже это было проблемой для «МЮ» в матче. Перед перестановкой показатель владения был всего 56%. После – 73%. Гости не смогли поставить на поток моменты, но вынудили «Эвертон» закрыться. В таком сценарии неизбежны стандарты – «Юнайтед» забил сразу с двух.
Уточнение: ход Аморима не развернул игру на 180 градусов. «Эвертон» извлек из перестановки намного больше и точно заслужил победу. Реализовать два таких стандарта – невероятная удача. При этом ход как минимум поменял условия, в которых «МЮ» нужно отыгрываться.
Мастер-класс Грэма Поттера на «Эмирейтс»

«Вест Хэм» – главная сенсация выходных в АПЛ. Обыграли на чужом поле «Арсенал» (1:0), ограничив атаку хозяев до одного явного шанса. Показательно, что Микель Артета в первую очередь отмечал план соперника. Грэм Поттер построил его на четырех важных столпах:
1. Смена схемы. Вариант с пятеркой у Грэма основной, но не постоянный. В прошлом туре «Вест Хэм» оборонялся четверкой. Здесь вернулись к схеме с пятью. Вероятно, подстроились под качества Микеля Мерино – новой девятки Артеты. В его любимой зоне вышел не фулбек (такой вариант Поттер тоже практикует), а профильный и высокий ЦЗ Тодибо. Верховую угрозу от испанца сдержали.
2. Главный разрушитель Эдсон Альварес появился ближе к левому флангу – в зоне, за которую у «Арсенала» отвечает Мартин Эдегор. Норвежец сейчас не в форме, но перекрыть ему кислород не помешает. В прошлом сезоне подобный трюк проделывал Дэвид Мойес. Поттер с успехом повторил. Интересно, о чем сейчас думает Хулен Лопетеги: в первом круге испанец поручил задачу атакующему Пакета (бразилец провалился).
3. Коррекция схемы после того, как Артета освежил левый фланг (появились Льюис-Скелли и Зинченко). Поттер отреагировал – вместо 5-3-2 начали защищаться в 5-4-1. Ключевой механизм – присевший на фланг Мохаммед Кудус. У ганца были недоработки, но именно с этой позиции организовал удаление Льюиса-Скелли. Защищаться от осады стало намного проще.
4. Несмотря на то, что 43% действий прошло на трети «Вест Хэма», гости уверенно избегали угловых – ключевого инструмента Артеты по взлому автобуса. За весь матч «Арсенал» подал только 2 корнера. Один из них – на 98-й минуте. Гости даже позволяли прострелить в штрафную, только чтобы не нарваться на рикошет и потенциальный угловой.
Внезапные эксперименты Марески

«Челси» проиграл в этом туре «Астон Вилле» (1:2). Матч прошел по классическому для команды Марески сценарию последних недель: равенство по моментам + усталость во втором тайме + ключевая ошибка вратаря + очередной провал офсайдной ловушки. Новшество – эксперименты, которые устроил Энцо в составе. Сразу три игрока попробовали себя в новых ролях:

● Рис Джеймс в опорной. Не ложная роль, а именно постоянная. Вероятно, попытка заменить Ромео Лавию, качеств которого не хватает в последнее время. Также ход позволил разместить Энцо Фернандеса чуть выше и использовать рывки аргентинца. По самому Джеймсу – смешанные впечатления. Пробовал классные передачи на Мало Гюсто (помогает опыт правым защитником), при этом привозил, когда принимал под давлением. В защите не пожарил, но не потянул двойную роль – нужно было перемещаться между Тилемансом и Асенсио. Из-за этого «Челси» умерил активность в прессинге и отдал мяч во втором тайме.
● Коул Палмер на правом фланге. Возвращение куда-то во времена Маурисио Почеттино. Последовал классический по прошлому сезону маневр, когда Коул смещается в середину, уводит соперника и открывает бровку для партнера (врывались Гюсто и Нету). Главный вопрос – стоило ли Палмеру тратить так много сил на оборону? Вингер в системе Марески часто вынужден опускаться пятым защитником. Коулу тоже приходилось.
● Педру Нету в роли девятки. Кристофер Нкунку в этой позиции не устроил. Мареска отреагировал и попробовал португальца. Пожалуй, самый удавшийся эксперимент из всех трех. Нету предложил рывки, которые команде обычно дает Николас Джексон. В паре ЦЗ нашел уязвимость в лице измученного травмами Тайрона Мингза. В качестве фланга для смещений выбрал правый, где играл Палмер. Оттуда организовал голевую и еще пару моментов для партнеров.
Слава Палагин
Великий контрпрессинг «Дортмунда»

Никакой иронии.
«Дортмунд» забил первый гол спустя 7 секунд после возврата мяча. Второй – спустя 5 секунд после возврата мяча. Третий – спустя 3 секунды. Четвертый – спустя 9 секунд. Пятый – спустя 6 секунд. Шестой – спустя 11 секунд. 6:0 против «Униона». Можете оценить все голы в обзоре матча.
Это заявка на лучший контрпрессинг-перформанс сезона. Оперативно забить шесть голов после высоких возвратов мяча – шикарное достижение.
«Дортмунд» был бесконечно нацелен на отборы и перехваты у чужой штрафной. В первом голевом эпизоде Рами Бенсебаини перехватил мяч. Во втором – Бенсебаини в идеальном подкате вернул владение, чтобы Паскаль Гросс сразу же результативно навесил. В третьем – сам же Гросс отнял мяч в чужой штрафной. В четвертом – Забитцер остановил выход из обороны и запустил быстрый выпад в ответ. В пятом и шестом «Дортмунд» ловил отскоки из штрафной «Униона».
Сформулируем рецепт идеального прессинга:
1. Удобное для контрпрессинга расположение игроков в позиционной атаке – 3-2-4-1. Бенсебаини – левый защитник без мяча – смещался вторым опорником при владении. Именно в этом амплуа он совершил перехват, с которого началась первая голевая атака.
2. Территориальное давление. «Дортмунд» несколько раз шел в отборы буквально в чужой штрафной. В первом тайме был эпизод, когда Карим Адейеми перехватил мяч в чужой штрафной. Он не закончился голом, только моментом у ворот «Униона». То есть даже не все высокие возвраты мяча приводили к голу. Реализуй «Дортмунд» все, счет мог быть ближе к 10:0.
3. Всегда есть ориентир – Серу Гирасси. Он оформил покер. Быстро и высоко возвращая мяч, «Дортмунд» всегда знал, что в штрафной уже есть партнер, готовый забить. Некоторые команды после успешного контрпрессинга (например, «Бавария») стараются успокоить игру и поступательно развивать новую атаку, «Дортмунд» же планировал наказывать максимально оперативно, и Гирасси был необходимым адресатом для быстрой доставки мяча к воротам.
4. Грандиозный матч Паскаля Гросса. Он связующее звено упомянутых элементов. В структуре владения занимал позицию либо на левом фланге, либо в левом полуфланге. Шикарно справлялся с оборонительными обязанностями, у него есть отбор в чужой штрафной. И он сразу готовил навес на Гирасси после того, как получал мяч в ноги.
Артем Денисов (телеграм-канал)
«Интеру» недостает интенсивности, чтобы играть по-своему

Показательный момент в концовке первого тайма против «Дженоа» (1:0). Бастони получил пас, отыграл на партнера и психанул: сначала зазвал полузащитников ниже, а после характерным жестом (раздвигая и сдвигая руки) предлагал сгруппироваться возле мяча.

В этом ничего необычного. Бастони призывал к тому, что делает «Интер» «Интером»: привлечь соперника, нарастить трафик в сжатом пространстве, выйти из окружения динамичными обменами и атаковать на большом поле. Но ему пришлось зазывать – вот что важно. К концу первого тайма миланцы уже не могли так двигаться.
Аслани, расставшись с мячом (он пасовал на Бастони), идет шагом – вопреки правилам, по которым живет «Интер». Это, кстати, причина, по которой албанец, одаренный в целом реджиста, не прижился в Милане: он не так подвижен и вертикален, как Чалханоглу, и с ним игра замедляется.
Шагом идет и Мхитарян, которое недавно исполнилось 36 – наелся.
В итоге «Дженоа», очень организованная команда, разворачивает оборону и готовит последовательный прессинг – миланцам не хватает (и регулярно не хватало) привычного движения, чтобы манипулировать соперником.
С генуэзцами выручили угловой и Лаутаро: сначала элегантно ушел от 3-матчевой дисквалификации, потом от опеки в штрафной. Но впереди «Лацио», «Наполи» и ЛЧ за 9 дней.
«Дженоа» разломала защиту «Интера» классической десяткой

Виейра подготовил специальное предложение под чемпиона – сыграл не в 4-2-1-3 с цепным псом на позиции атакующего полузащитника, как обычно, а в 4-2-3-1 с выраженной десяткой. Причем в классической, влиятельной во всех фазах интерпретации: фактически Патрик вывел на поле плеймейкера из 90-х.
Его исполнил Миретти. Выбор не случаен: Чико не только самый техничный и умный игрок «Дженоа» – он вдобавок один из лучших полузащитников Серии А в плане чтения и взлома пространства.
Влияние, которое его подвижность и техника оказали на игру, можно показать на одной атаке. Сначала Фабио открывается справа: подставляет плечо для Дзаноли и заодно разрежает центр для Пинамонти. На скрине не видно, но после, когда розыгрыш увяз внизу, он активно ищет коридоры для вертикального паса.

Атака переместилась налево, и Миретти сместился за ней – уплотнил розыгрыш несколькими передачами накоротке, чтобы заманить соперника. Пока действие развивалось, он успел опуститься до опорной зоны.

Вытащив «Интер», генуэзцы перевели направо. Оборонительный блок снова отреагировал, но постоянное передвижение сказалось – появилась брешь по центру. Миретти первым ее разглядел и тут же рванул.

Последовал заброс. Чико обработал сложный мяч одним касанием, причем уже на приеме направил его в нужную сторону. Атака завершилась перспективным прорывом и плохим ударом.

Ориентированный контроль и мобильность Миретти, усиленные ролью десятки, стали противоядием против прессинга «Интера»: Чико открывал новые, не предусмотренные структурой (и потому не предугаданные соперником) линии паса. Команда пропустила после его замены – у Онана нет его техники, чтобы удерживать мяч в тесноте, мобильности и чтение пространства: генуэзцы чаще играли верхом, ориентируясь на атлетизм камерунца, и рисунок стал более рваным и непредсказуемым.
Андрей Клещенок (телеграм-канал)
Фото: Gettyimages/Juan Manuel Serrano Arce / Stringer, Florencia Tan Jun / Stringer, Jan Kruger / Stringer, Warren Little / Staff, Clive Mason / Staff, Christof Koepsel / Stringer, Marco Luzzani / Stringer ; Maria Jose Segovia/Defodi Images, Juan Carlos Rojas, IMAGO/FOTOAGENZIA/Global Look Press
мое почтение 😁
Ямал Голден бой
Шчесны голден сигара
😎🔥