Почему «Зенит» и «Спартак» хотят одних и тех же игроков? Разбор Дорского
Саласар, Илич и Жедсон – наши любимые трансферные герои.
«Зенит» и «Спартак» разрывают российский трансферный рынок в этом сезоне. По данным Transfermarkt, «Зенит» за два окна потратил уже 75,86 миллиона евро, а «Спартак» – 57,10. Для сравнения: третьим идет «Краснодар», потративший всего 12,75 млн.
«Зенит» и «Спартак» объединяет не только готовность выкладывать большие деньги за новичков, но и выбор потенциальных новичков. Полгода назад команда Сергея Семака рассматривала подписание полузащитников Ивана Илича («Торино») и Жедсона Фернандеша («Бешикташ»), а этой зимой пришла за Родриго Саласаром («Брага»), который даже приехал в расположение «Зенита» и посетил один матч Winline Зимнего Кубка РПЛ. В турнире Саласар мог и участвовать – даже в качестве игрока «Спартака», который вел переговоры с Родриго в начале января. Параллельно «Спартак» прорабатывал варианты с теми же Иличем и Жедсоном Фернандешем.
Но и это не все: по информации Ивана Карпова, на фоне проблем в переговорах между «Зенитом» и «Брагой» «Спартак» вернулся в гонку за Саласаром.
Александр Дорский разобрался, почему два богатейших российских клуба пытаются подписать одних и тех же игроков.

В последние три года рынок для российских клубов сильно сузился. Саласар, Илич и Жедсон проходят через первичные фильтры – отсюда и реальные переговоры
«Это [новая] история для медиа, для болельщиков. На самом деле интерес нескольких клубов к одному игроку – абсолютно нормальное явление, не только российское», – считает собеседник Спортса’’, близкий к агентскому бизнесу. Похожую позицию высказывает источник из топ-клуба РПЛ: «Игроков, которыми интересуются и «Спартак», и «Зенит», намного больше, просто в паблик вылезли именно Илич, Саласар и Жедсон».
Такой подход раздражал представителя клуба из середины таблицы: «Сначала меня это корежило, но в наших реалиях, в которых нет нормально выстроенных спортивных отделов, это норма».
Большинство собеседников Спортса’’ не согласны с критикой спортивных отделов клубов РПЛ, главной причиной интереса «Спартака» и «Зенита» к трем одинаковым полузащитникам они называют ограниченность рынка, а не влияние агентов.
«Зенит» и «Спартак» работают в плюс-минус одной ценовой категории. Даже на протяжении двух-трех трансферных окон подряд у них могут совпадать позиции, требующие усиления. Из Англии и Германии купить игрока невозможно, футболисты из других топ-чемпионатов часто отказываются от переезда в Россию – либо из-за политики, либо из-за отсутствия еврокубков. Вот и получается, что «Спартак» и «Зенит» ходят в клубы из Латинской Америки и европейских стран, которые готовы вести дела с Россией. Плюс Илич – серб, Жедсон – португалец, Саласар – уругваец, хоть и родившийся в Испании. Они проходят первый национальный фильтр, на котором очень часто все заканчивается с другими кандидатами», – объясняет в разговоре со Спортсом’’ один из крупных российских агентов.
По нашей информации, ни Илич, ни Жедсон не были главными кандидатами на усиление центра поля «Спартака» этой зимой. Два основных варианта сорвались в том числе из-за неготовности игроков переезжать в РПЛ без еврокубков. В похожей ситуации российские топы жили и до изоляции, но по другим причинам. Летом 2019-го «Зенит» рассматривал на левый фланг обороны Ренана Лоди из «Атлетико Паранаэнсе» – в итоге тот перешел в «Атлетико», а в Петербург переехал Дуглас Сантос. Через год Сергей Семак очень хотел полузащитника «Удинезе» Родриго Де Поля – с итальянцами не договорились, и «Зенит» приобрел Вендела. Летом 2021-го «Зенит» охотился за Николой Влашичем из ЦСКА, а главной альтернативой хорвату был Николас де ла Крус из «Ривер Плейта». Купили третьего номера шорт-листа – Клаудиньо.

В ответ на вопрос «Зачем терять время на переговорах в странах, где, скорее всего, не готовы разговаривать с Россией?» собеседники Спортса’’ говорят о Манфреде Угальде, который зимой 2024-го перешел из нидерландского «Твенте» в «Спартак»: «Это доказывает, что клубы с, казалось бы, недружественных рынков иногда готовы рисковать. А это «иногда» приводит к приезду в РПЛ очень качественного игрока».
Представители в том числе топ-клубов РПЛ не скрывают, что агенты постоянно предлагают игроков, но базово не видят в этой практике ничего порочного: «Во-первых, нужно понимать, что это их работа. Во-вторых, если у клуба сложились доверительные рабочие отношения с агентом, который понимает проблемные позиции и может предоставить быстрое решение, почему им не воспользоваться? Это не значит, что клуб без оглядки возьмет первого же предложенного футболиста – конечно, он пройдет через проверку спортивного блока и главного тренера. Но помощь знакомого агента может значительно облегчить процесс».
Помощь иностранных агентов возникает по двум направлениям: 1) прямое общение, если агент уже имеет связи с местными клубами; 2) контакты через российского посредника.
В сентябре 2024-го глава компании ProSports Management Герман Ткаченко в интервью Спортсу’’ на примере трансфера Лусиано Гонду в «Зенит» объяснял, как это работает: «Агенты не делают сделки – их совершают клубы, мы здесь лишь сыграли небольшую роль. В России мы представляем агентство Universal Twenty Two, мы работаем вместе с 2000 года. Назвал бы эти договоренности не пацанскими, а бизнесовыми. Я представляю только тех, в ком полностью уверен.

Мы знали, что «Зенит» ищет большого нападающего, и представили Гонду – клуб уже хорошо его знал. За пару недель переговоров им удалось снизить стоимость Лусиано процентов на тридцать. Как ни странно, «Зенит» очень не хотел переплачивать и умеет этого не делать. Нападающего искал и ЦСКА, наверное, можно было поговорить с ними. Если бы Кордоба ушел из «Краснодара», мы предлагали бы Лусиано и туда, тем более клуб тоже его знал. Но для обоих это выглядело, на первый взгляд, дороговато».
Участники рынка сходятся во мнении, что тенденция просмотра одних и тех же игроков усилилась в последние три года, но существует около пятнадцати лет (речь именно о просмотре, а не «интересе», так как просмотр может начаться после предложения агента и не говорит об изначальной сильной заинтересованности). Абсолютными легендами РПЛ называют Диего Лаксальта и Миху Зайца, которых предлагали практически во все российские топ-клубы на протяжении нескольких окон. В 2021-м Лаксальт все-таки доехал до России, перейдя из «Селтика» в «Динамо». «Тогда все сошлось: Диего был на рынке, а Сандро Шварц хотел опытного крайнего защитника», – говорит источник. Зайц до РПЛ так и не добрался: сначала перешел из «Эмполи» в «Фенербахче», затем отправился в аренду в «Дженоа», потом вернулся в «Фенер», а в этом году иногда встает со скамейки «Тулузы».
Прошлым летом «Зенит» рассматривал Ливая Гарсию, а Солари предлагали почти всем нашим топам. В нижней восьмерке – похожая жизнь: нападающего «Пари НН» рекомендовали «Крыльям», «Акрону» и «Ахмату»
По информации Спортса’’, Илич, Саласар и Жедсон – далеко не полный список игроков, которые могли оказаться в нескольких российских клубах за последние полгода. Например, Ливая Гарсию, сейчас перешедшего в «Спартак», прошлым летом рассматривал «Зенит», Пабло Солари, тоже оказавшегося в Тушино, предлагали как минимум в «Краснодар» (переговоры проходили еще зимой 2024-го), «Зенит» и ЦСКА, а Лорран, который еще на прошлой неделе был очень близок к ЦСКА, находился в списках «Зенита».

Полтора года назад защитник «Црвены Звезды» Страхиня Эракович выбирал между «Зенитом» и «Спартаком» – и переехал в Петербург, у которого было приоритетное право выкупа. Сесар Монтес два года подряд мог перейти в «Динамо», в итоге оказался в «Локомотиве» после двух вылетов в Сегунду подряд.
В списках второй восьмерки РПЛ тоже часто фигурируют одни и те же футболисты – разница только в ценовой категории и более частых выходах агентов на клубы, а не наоборот. Так, Тьяго Весино, который в феврале подписался с «Пари НН», еще в прошлом году предлагали «Крыльям Советов», «Акрону» и «Ахмату». Ян Джапо, закрывающий левый фланг махачкалинского «Динамо», подавался на рынке как игрок, «разгоняющийся до 36 километров в час».
Представитель клуба из второй половины таблицы объясняет, что иногда агенты агрессивно проталкивают свои интересы, даже когда инициатива исходит от клуба: «Допустим, скаутский отдел нашел игрока, его одобрили тренеры и руководство. Клуб выходит на агента, а тот тут же бежит к клубу, который имеет похожие финансовые возможности и – чаще всего – находится рядом в таблице. На ровном месте возникает аукцион, выгодный только агенту. Чаще всего это происходит с иностранцами, у которых нет большого бэкграунда с клубом, который вышел на представителя, да и вообще с Россией».
Сотрудники нескольких клубов рассуждают о возможном сотрудничестве при общении с агентами, чтобы «не набивать цену за счет друг друга и формировать более здоровый рынок», но не находят конкретного решения. «Без понятия, как придумать выход. Вы можете представить, что «Спартак» приходит в «Зенит» и спрашивает: «Вы сколько предлагаете за Саласара? А какая зарплата?» – говорит сотрудник одной из команд РПЛ.
При этом отношения между топ-клубами наши собеседники называют «далекими от доверительных».
Саласар, Илич и Жедсон точно не приедут в РПЛ этой зимой?
По данным Спортса’’, «Зенит» отказался от приобретения Илича прошлым летом по двум причинам: 1) завышенные требования по зарплате, 2) сомнения в его здоровье. При этом один из источников утверждает, что у «Спартака» не возникло проблем при согласовании личных условий с Иличем: «Кахигао был готов дать Ивану до 2,5 миллиона евро плюс бонусы. Возможно, аппетиты Илича умерились за полгода в связи с новыми травмами и потерей места в старте «Торино». Зато не сильно снизились требования клуба: итальянцев не устроили 15 млн, которые был готов заплатить «Спартак». К середине февраля вероятность трансфера Илича в «Спартак» наши собеседники оценивают как «очень низкую».

Зато за полгода существенно изменилась позиция «Браги» по Саласару. Уругваец находился в списках «Зенита» еще летом 2024-го, но тогда португальцы запросили около 25 млн евро. В этом сезоне Саласар получил четыре травмы, пропустив пятнадцать матчей – теперь «Брага» была готова расстаться с Родриго менее чем за 20 млн.
Потенциальный срыв трансфера Саласара в «Зенит», вероятно, главная загадка зимнего трансферного окна. Родриго посетил один из матчей Зимнего Кубка РПЛ, провел неделю в расположении «Зенита» и даже засветился на клубном видео, а затем «Брага» объявила о его возвращении. По информации O Jogo, руководство «Браги» не было уверено в обмене документами и мониторинге процесса в связи с санкциями Евросоюза. Один источник Спортса’’ подтверждает, что «Брага» опасается санкций, но три других сомневаются в этой версии из-за слишком далеко зашедших переговоров с «Зенитом», разговоров со «Спартаком», а также продажи Витора Тормены в «Краснодар» полтора года назад.
«Возможно, кто-то в руководстве «Браги» и опасается связей с Россией, но со стороны кажется, что это попытка в последний момент выбить побольше денег», – считает один из источников на рынке. На прошлой неделе председатель правления «Зенита» Александр Медведев заявил, что «история с Саласаром еще не завершена». По нашим данным, это действительно так: «Зенит» все еще пытается договориться с «Брагой».

Главная сложность в трансфере Жедсона Фернандеша из «Бешикташа» – участие «Бенфики», которая должна получить 50% от стоимости португальца. К середине февраля переговоры между «Спартаком» (а московский клуб оценивает Жедсона выше Илича) и «Бешикташем» прекратились – российский клуб переключился на других кандидатов, в том числе Саласара. «Представить можно что угодно, но вряд ли после недели в «Зените» Саласар захочет в «Спартак», если вариант с «Зенитом» все еще будет существовать», – считает один из источников.
Представить трансфер Саласара в «Спартак» стало еще сложнее после публикации видео с игроком в телеграм-канале «Кафешка», близком к «Зениту». На видео Саласар разговаривает с распределительной шляпой из «Гарри Поттера» и четырежды произносит фразу «Только не «Спартак». «Зенит» понимает, что «Спартак» вновь включился в переговоры по Саласару – и в рукаве был козырь, позволяющий как минимум подкосить соперника, а как максимум – вообще выбить его из гонки», – говорит источник.
Несмотря на сложность переговоров, собеседники Спортса’’ не исключают, что до закрытия трансферного окна в России (20 февраля) «Бешикташ» еще выйдет на «Спартак» со сниженными финансовыми требованиями по Фернандешу, а «Брага» устанет от давления Саласара и примет сделку с «Зенитом».
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Григорий Соколов, Алексей Даничев; Gettyimages.ru/Alessandro Sabattini, Eurasia Sport Images
А так, да, конечно, есть отдельные подвыборки игроков, которыми интересуется верхушка РПЛ ("Зенит", "Краснодар" и московские клубы), "крепкие середняки" в финансовом плане ("Рубин", "Ростов", "Химки" и т.д.) и клубы нижней части таблицы, но в целом ситуацию это не меняет. Да и речь в обсуждаемой статье была о "Зените" и "Спартаке" - клубах с сопоставимым уровнем финансирования и сопоставимыми амбициями. В любом случае верхушка РПЛ обречена искать варианты среди весьма сильно ограниченной выборки, которая неизбежно будет пересекаться с аналогичной выборкой конкурентов.