Трибуна
12 мин.

«Гол. Мяч попадает в ворота не случайно. Идеи управления из мира футбола»: Ферран Сориано. Глава 1: Это не удача

От переводчика

Сразу хочу оговориться, что это книга 2011 года выпуска, то есть с момента ее выпуска (и уж тем более, с момента некоторых описываемых событий) прошло более десяти лет. Но от этого книга не читается хуже и не выглядит устаревшей, наоборот, все, что описано внутри невероятно классно смотреть в перспективе, сравнивая написанное с тем, что уже произошло и это поразительно, так как очень много оказалось пророческим.

И вторая оговорка, пускай Ферран в своей книге больше опирается на свой опыт работы в «Барселоне», но это книга универсальная и, я скажу даже больше, не всегда про футбол, хотя именно он и идет красной линией вдоль всего повествования. Он про жизнь, в которой надо принимать те или иные решения и эта книгу вполне может вам в этом помочь.)

В первой и последней главе каждой книги я обычно говорю о той посильной помощи, которую вы можете оказать переводчику – подписывайтесь на мой бусти, там есть как удобные варианты подписки, так и единоразовые донаты – таким образом вы поддержите меня в моих начинаниях по переводам спортивной литературы, а также будете получать по одной (двух или более, в зависимости от уровня подписки) электронной версии книг, которые будет удобно читать на любом электронном устройстве – и вам не особо затратно, и мне – очень приятно! Поддержать можно и донатом в самом низу этой главы. Спасибо за то, что читаете!

А теперь краткое описание книги и вперед:

В этой книге собраны увлекательные факты, которые не встретишь ни в спортивной, ни в деловой прессе, раскрывающие закулисный мир международного футбола. Сориано учит нас важности стратегии и рассказывает о том, как менеджеры могут тратить миллионы евро впустую, принимая решения, лишенные всякой логики как в футболе, так и в бизнесе.

¡Читайте на здоровье!

Глава 1: Это не удача

Глава 2: Игровое поле: в каком вы бизнесе?

Глава 1: Это не удача

Удача в Москве, 2008 год

Было ровно одиннадцать часов вечера 21 мая 2008 года. В финале Лиги чемпионов на стадионе «Лужники» в Москве играли «Манчестер Юнайтед» и «Челси». Джон Терри, капитан «Челси», был готов исполнить пятый и последний пенальти в серии, который и должен был решить исход матча. После 90 минут основного времени была ничья. После 30 минут дополнительного времени счет на табло так и не изменился. Финал должен был решаться в серии пенальти. Когда Джон Терри прошел от центра поля к штрафной площадке, до него там уже находились девять других игроков. Последний удар был за ним. «Манчестер Юнайтед» уже пробил все пять своих пенальти. Забили четыре, но Криштиану Роналду промахнулся. До сих пор «Челси» переигрывал вратаря во всех четырех попытках. Титул Лиги чемпионов сводился к тому, что Терри будет делать своими ногами.

Для «Челси» это был невероятно важный пенальти. Впервые в своей истории они вышли в финал Лиги чемпионов. Прошло уже несколько лет с тех пор, как российский миллиардер Роман Абрамович купил лондонский клуб и вложил огромные средства в игроков, скупая лучших в мире по самым высоким ценам, чтобы добиться того, до чего теперь оставались считанные секунды. «Челси» уже выигрывал Премьер-лигу в 2005 году, спустя 50 лет после своей последней победы в этом соревновании, и снова взял титул в следующем сезоне, подтвердив возвращение команды в элиту английского футбола. Теперь она жаждала европейской славы.

В составе было много иностранных игроков. Только Джон Терри, капитан, пробился из молодежных команд. Он, как никто другой в этой команде, знал, что будет значить для болельщиков, если он забьет этот пенальти. Терри был одним из них. Это была его возможность исполнить желание, которое они столько лет лелеяли.

Джон Терри начал разбег к точке, и его движения перед ударом было достаточно, чтобы обмануть вратаря «Манчестер Юнайтед»: голландец Ван дер Сар бросился вправо. Все, что нужно было сделать Терри, — это отправить мяч налево, что он и сделал. Однако перед самым ударом по мячу, в тот момент, когда он ставил левую ногу, он поскользнулся и потерял равновесие, что испортило его прицел. Он ударил по мячу правой ногой, сумев удержаться в вертикальном положении достаточно долго, чтобы послать его туда, куда и намеревался — в противоположную от вратаря сторону, — но недостаточно точно, потому что мяч отскочил от штанги и ушел в сторону от ворот.

Но финал еще не закончился. Предстояло пробить еще несколько ударов. Анелька смазал седьмой удар за лондонцев — и «Манчестер Юнайтед» выиграл свой третий Кубок чемпионов. Лига чемпионов была в пределах досягаемости «Челси», у ног самого символичного игрока, который питал самые глубокие чувства к клубу, но ноги подвели его в самый неподходящий момент. Всего за секунду они потеряли титул и почти €30 млн.

Удача в Барселоне, 2003 год

16 июня 2003 года, на следующий день после того, как я и еще 17 человек были избраны в Совет директоров футбольного клуба «Барселона», а также в день моего тридцать шестого дня рождения, мы отправились в офис клуба, чтобы начать подготовку к передаче полномочий, которая должна была произойти в течение следующих недель. В тот день один из предыдущих главных менеджеров клуба «Барселона» сказал мне: «Позволь мне дать тебе небольшой совет: парень, не приходи сюда, ожидая, что представишь великие методы управления или захочешь использовать свой здравый смысл или бизнес-логику. Футбол — это совсем другая история. Все, что здесь имеет значение, — это то, попадет ли мяч в сетку ворот или нет. Если попадет, то все в порядке, но если нет, то это катастрофа. Все зависит от удачи». 21 мая 2008 года, в 11 часов вечера, сидя перед телевизором и видя, как Джон Терри поскользнулся в тот решающий момент, пробивая пенальти, человек, который дал мне этот совет в 2003 году, скорее всего, воскликнул: «Какое невезение!», подтвердив свое убеждение в том, что в футболе все сводится к случайности.

Видимая и скрытая логика

Руководители многочисленных компаний в различных отраслях настаивают на том, что их отрасли отличаются от всех остальных. Это очень по-человечески. Как гласит популярная испанская поговорка, «cada terra fa sa guerra» («каждая страна ведет свои войны»), но, путешествуя по миру, понимаешь, что, если не обращать внимания на многочисленные особенности, которые отличают каждую страну, все войны в конечном итоге оказываются более или менее одинаковыми. Всеми людьми управляет некая логика, хотя порой ее бывает трудно разглядеть.

Это означает, что каждый, кто хочет добиться успеха в какой-либо деятельности, должен сначала понять логику, лежащую в основе этой деятельности, а затем переосмыслить ее и адаптировать к новым ситуациям и вызовам. Выявление и понимание логики, лежащей в основе конкретной человеческой деятельности, к которой вы хотите получить доступ, — это необходимый минимум. В то или иное время вы видели людей, которые пытаются управлять организацией, даже не пытаясь получить базовое представление о том, как функционирует отрасль, сектор или сам бизнес. Иногда эти люди с благими намерениями воспринимают жизнь как своего рода американские горки, на которые они могут залезть и сойти, полные событий, как положительных, так и отрицательных, полностью зависящих от удачи или провидения.

Я помню свой разговор с человеком, который был директором футбольного клуба «Барселона» в то время, когда клуб подписал двух очень молодых бразильских игроков: Джованни Дейберсона и Фабио Рошембака, оба практически неизвестные и не имеющие опыта игры в европейском футболе. Я спросил тогдашнего директора, зачем он это сделал и почему заплатил за них так много (€18 млн. и €12 млн. соответственно). Он ответил: «Мне сказали, что Рошембак — это как Нескенс, а Джованни – новый Гарринча. Я думал, что после стольких ошибок и невезения что-то должно пойти нам на пользу, и будет справедливо, если эти приобретения окажутся хорошим решением». Другими словами, он решил, что «Барселона» должна потратить €30 млн. на двух молодых, никому не известных игроков, потому что был уверен, что провидение компенсирует все их предыдущие ошибки и невезение. Естественно, существовали более рациональные основания для оценки необходимости подписания этих игроков и их стоимости с помощью методов, не имеющих ничего общего с удачей, случайностью или американскими горками успехов и неудач по милости капризного Бога.

Сторонники классического аргумента «это же футбол!» приведут примеры, когда маленькие команды выигрывали матчи и даже чемпионаты у других, более сильных соперников, тем самым бросая вызов логике. Однако если бы вы исследовали ключ к спортивному успеху, проведя математический анализ десяти лет Премьер-лиги (1990-99), как это сделали исследователи Шимански и Кюйперс [Стефан Шимански и Тим Кюйперс, «Победители и проигравшие: Бизнес-стратегия футбола» (Лондон: Викинг, 1999)], вы бы увидели, что существует переменная, которая объясняет спортивные результаты команд, причем с почти односторонней корреляцией. Эта переменная — их относительная зарплата. Другими словами, если проанализировать достаточно большой промежуток времени, то выигрывают те команды, которые платят самые высокие зарплаты, те, которые могут подписать и оплатить лучших игроков по рыночным ставкам. Это не более чем здравый смысл, но видеть его подтверждение с помощью математики очень показательно, потому что тот факт, что небольшие клубы, такие как «Реал Сосьедад де Сан-Себастьян», были на грани победы в чемпионате Испании в 2003 году или что ФК «Порту» выиграл Лигу чемпионов в 2004 году, может ввести в заблуждение.

Итак, если вы хотите иметь команду-чемпиона, команду, у которой есть шанс регулярно выигрывать чемпионаты, то вам нужно постоянно работать над тем, чтобы иметь большой клуб, который приносит достаточно доходов, чтобы иметь возможность подписывать лучшие футбольные таланты. И вы добиваетесь этого, усердно работая, используя критерии хорошего управления и тот же здравый смысл, которым руководствуется генеральный директор транснациональной корпорации или менеджер магазина на углу. Это не имеет абсолютно никакого отношения к удаче.

Если вы позволите мне довести этот аргумент до крайности, можем ли мы быть уверены, что невезение было единственной причиной, по которой Терри промазал пенальти? Может быть, в этом есть какая-то логика? Если бы вы были тренером «Челси», в таких обстоятельствах и под таким давлением вы бы решили, что этот, последний, решающий пенальти должен был исполнить игрок, который не привык исполнять пенальти, который был наиболее эмоционально вовлечен в игру из всех игроков команды, доморощенный игрок, который к тому же был капитаном? Или, может быть, вы предпочли бы, чтобы последний пенальти исполнил хладнокровный специалист-пенальтист?

Переосмысление логики для лидерства

Чтобы добиться хотя бы минимального успеха в любой отрасли или человеческой деятельности, крайне важно понимать лежащую в ее основе логику. Но если вы хотите быть лидером и побеждать, чтобы опережать конкурентов, вы должны переосмыслить существующую логику и быть способным достичь нового понимания. Вам нужно докопаться до корней, до истоков, понять спрос, предложение, конкурентов — и переосмыслить все. Отрасли делают большие инновации и шаги вперед, когда кто-то по-новому смотрит и анализирует ситуацию и способен предложить новые продукты и услуги или внедрить новые бизнес-модели в соответствии с этим новым пониманием реальности. Это не означает перенос существующей логики на американские горки случайностей, это означает поиск новой логики.

Бывает и так, что люди ищут эту логику не в тех местах. В футболе председатели или владельцы, добившиеся успеха в бизнесе, часто приходят в футбольный клуб с намерением использовать точно такую же логику, которая работала у них в прошлом, хотя это совершенно иной мир. Когда у них что-то не получается, они первыми говорят: «Этот футбольный бизнес совсем другой, в нем нет логики». Боюсь сказать, что логика в нем есть — проблема в том, что вы не нашли ее, потому что недостаточно хорошо искали.

Между этими двумя крайностями находятся клубы и предприятия, которые имеют базовое представление о том, как работает индустрия, но не изобретают ее заново. Они существуют в середине турнирных таблиц футбольной лиги и на рынке акций, получая прибыль за счет своей способности не более чем копировать лучших.

Но в таком конкурентном мире, как наш, побеждают те, кто способен использовать новые интерпретации ситуации раньше других, раньше своих конкурентов. Побеждают те, кто анализирует новую ситуацию, кто достаточно креативен, чтобы предложить новые идеи, и достаточно смел, чтобы воплотить их в жизнь.

Эта книга

Цель этой книги — поделиться с вами, читателем, некоторыми из этих логических соображений, здравого смысла и управленческих навыков, которые используются в футбольном мире в последние годы. Некоторые из них были успешно применены в футбольном клубе «Барселона». Но другие — нет, и, к сожалению, урок был усвоен слишком поздно, и мы не получили ожидаемых результатов.

Однако это не справочник, объясняющий все теории и инструменты. Это и не книга рассказов, и не мемуары, и не способ раздать кому-то медали. Ее цель — объяснить логику, используемую руководством «Барселоны» и других футбольных клубов, как мы применили ее на практике, какие результаты получили и какие уроки извлекли.

Когда дело доходит до дела, я хочу, чтобы читатель, как и я, поверил в то, что мяч попадает в сетку ворот не случайно. Чтобы дойти до финала Лиги чемпионов, нужны упорный труд, здравый смысл и все доступные инструменты управления — даже если во время решающего пенальти игрок поскользнется перед ударом и попадет в штангу.

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...