14 мин.

Героическая победа «Атлетико», коллапс «Баварии» и король вариативности в «Барсе». Тактика ЛЧ

Новая порция тактических заметок по матчам Лиги чемпионов. Игре «ПСЖ» против «Ман Сити» посвящен отдельный материал.

Тактическая исповедь Унаи Эмери

После поражения от «Монако» (0:1) испанец явился на пресс-конференцию с чистосердечным признанием: «Мы проиграли. Всю ответственность за это я беру на себя. Я ошибся, решив перейти по ходу матча на схему с двумя нападающими. Перед этим мы более-менее контролировали игру, а затем начали терять позиции. Мы вообще перестали угрожать их воротам». 

Критическая отметка со слов Эмери – выход Джона Дурана на 57-й минуте. С этого момента «Астон Вилла» начинает расставляться в структуре 3+1+4+2. Позволяет разместить пару нападающих (Дуран + Уоткинс), латералей (Динь + Кэш) и десяток (Роджерс + Буэндиа). Внутри еще один интересный ход – Бубакар Камара в роли импровизированного Тони Крооса: 

Катастрофа – не сама структура «Виллы», а исполнение. Можно выделить три проблемы: 

● Мучительно медленное продвижение. От защитников требовалась еще более быстрая доставка мяча вперед. Не потянули. Особенно Тайрон Мингз, который в последних матчах подменяет выбывшего Пау Торреса. На контрасте с техничным испанцем выглядел совсем плохо. Даже в привычной схеме тормозил и привез угловой, с которого «Монако» забил победный; 

● Ничтожный опыт игры в этой структуре. Классика «Астон Виллы» при Эмери – 3+2+5. Дает больше вариантов в стадии розыгрыша и лучше защищает от контратак. В этот раз максимально плохо реагировали на потери. «Монако» мог разрывать в быстрых отрывах; 

● Следствие второго пункта – попытки Моргана Роджерса вернуть классику и стать дополнительным опорным. Не его дело. Безумно часто терял мячи и запускал контратаки хозяев. 

Абсурдный итог: за почти 40 минут в новой (атакующей!) схеме «Вилла» выжала жалкие 3 удара. 

Салах снова поигрался с соперником в кошки-мышки (шок: не выиграл!)

Одна из причин гениального сезона Мо (только в АПЛ 31 очко по гол+пас) – частичное освобождение от обороны, которое египтянин получил от Арне Слота. Мо не выключается, когда соперника нужно запрессинговать, но при этом не опускается так же низко, как вингер «Ливерпуля» с левого края. Редко ориентируется на прямого оппонента по флангу и даже дает свободу. Цель – наказать в контратаке, если партнерам удалось отнять мяч. Получается безумно часто даже по меркам Мо. В этом сезоне у него уже 29 ударов (7 голов) после контратак в АПЛ и ЛЧ. Рекорд в эпоху Клоппа – 17. 

Слот не скрывает, что такая манера несет в себе риски, но учитывая, что речь про Салаха, выгода в большинстве случаев перевешивает недостатки. 

В игре с «Лиллем» кошки-мышки от Мо стали ключевым источником моментов у «Ливерпуля». Команда Слота страдала под тяжестью организованной схемы гостей, но выезжала за счет контратак. Мо регулярно ловил левого защитника Габриэля Гудмундссона. Один из эпизодов завершился голом. 

Сенсация в том, что дуэль не закончилась победой Мо. Рецепт – плохие решения самого Салаха + смелость оппонента. Несмотря гол и кучу моментов, которые организовал Мо, Гудмундссон продолжал лезть вперед. Не побоялся, даже когда «Лилль» остался в меньшинстве. В итоге помог команде сравнять счет. 

Из-за того, что Салах намеренно соперника отпустил в эпизоде, прикрывать Гудмундссона пришлось опорникам «Ливерпуля». Это образовало важную для развития атаки дыру: 

Пропущенный не помешал «Ливерпулю» выиграть (2:1), но матч – однозначно в коллекцию. Редкий случай, когда кошки-мышки, которые устраивает Салах, завершились вничью. 

Слава Палагин

«Атлетико» вдесятером сломал «Байер». Как?

«Атлетико» остановил «Байер», хотя час играл в меньшинстве – 2:1.

Диего Симеоне снова доказал, что даже вдесятером может переиграть топ-соперника, причем мадридцы точно не отскочили. В меньшинстве «Атлетико» играл лучше, чем в равных составах. 

● До удаления Барриоса: 31% на 69% владения за «Байером», 1:4 – по ударам.

● После красной: 37% на 63% владения, 1:6 – удары тоже в пользу «Байера».

● Второй тайм: 25% владения «Атлетико», зато 3:3 по ударам – и два гола Альвареса.

Верно, после перерыва «Атлетико» вдесятером создал столько же, сколько и «Байер».

Помогли тактические ходы Симеоне: играли максимально компактно, а опорником стал Маркос Льоренте, в паре с ним Родриго Де Поль – почти не лез вперед, смещался на фланг и помогал Науэлю Молине. Джулиано Симеоне сконцентрировался на обороне и помогал впереди только в исключительных случаях.

Вместо Хави Галана, который не справлялся с Джереми Фримпонгом, вышел Рейнилду – намного сильнее против дриблеров. Голландец просто испарился. «Атлетико» сел пятеркой в линию, моменты создавал за счет рывков Хулиана Альвареса. Гризманн включался, как мог, но чаще помогал сзади.

«Байер» так и не придумал, как взломать такой «Атлетико». Хаби Алонсо уточняет, что немцев ментально сломал первый гол, а второй Альварес придумал из ничего. Тренер прав – аргентинец выдал матч, который стоит всех 75 млн евро.

Тимур Боков (телеграм-канал)

Араухо – неочевидный антигерой матча против «Бенфики»

Матч «Бенфика» – «Барселона» (4:5) получился драматичным по сюжету, но был весьма однобоким по содержанию. «Барса» всю встречу превосходила соперника, но из-за отдельных эпизодов и индивидуальных ошибок отстала на три мяча. Главный по саботажу командных усилий, конечно, Войчех Шченсны. Его ошибки зафиксированы и разобраны. Все просто: поляк стилистически не совместим с «Барсой» и не должен больше играть.

Менее яркий, но тоже весомый вклад в протекающую оборону внес Рональд Араухо. Вангелис Павлидис выбрал уругвайца в качестве мишени и ушел с хет-триком. Еще один мяч – автогол Араухо в попытке помешать Павлидису. Не все голы прямо касаются содержания дуэли (один из них с пенальти, еще один – в пустые после коллапса Шченсного), но количество эпизодов, в которых Павлидис превосходил Араухо, зашкаливало.

У провала уругвайца было три направления – проблемы с реакциями внутри высокой линии, проблемы с передачей Павлидиса, который постоянно стартовал около Рональда, и проблемы при выдвижениях за греком в опорную. Павлидис здорово бил в слабости оппонента и создавал выгодные ситуации для своей команды.

Показательный момент случился на 50-й минуте – Араухо выдвинулся за Павлидисом на чужую половину поля и успел сфолить, не дав греку развернуться:

Араухо в прямом смысле отпраздновал этот фол. Слишком часто аналогичные эпизоды завершались неспособностью помешать Вангелису. Даже остановка грека через фол – повод для радости в такой однобокой дуэли. 

Рафинья – король вариативности

Сейчас у Рафиньи все получается. Он собирает заслуженные комплименты, но одна сторона остается не до конца раскрытой. Бразилец потрясающее вариативен и исполняет тройную роль в системе «Барсы». Он настолько успешен, так как сочетает в себе качества вингера, атакующего хава и скрытого форварда. 

Например, против «Бенфики» его самым частым расположением была позиция нападающего на одной линии с Левандовским:

Бразилец не ограничивался только этой зоной – вот он широко на фланге. Из такой позиции разыгрывает стеночки и делает резкие рывки:

А тут открывается между линиями в чужой опорной. Здесь проявляются его техника и пас:

Везде он опасен. Также не забываем про роль в прессинге, где выступает в первой линии с Ламином Ямалем и служит главным мотором давления:

После замен Рафа отправился творить в правый полуфланг – и там тоже принес кучу пользы. Система Флика позволяет Рафинье решать, когда какой режим уместнее. Именно поэтому его так тяжело прочитать. 

Вадим Лукомский (телеграм-канал)

«Болонья» задушила «Боруссию» (2:1) персональным прессингом

На карте передач – выразительное свидетельство дортмундского бессилия. Две самые жирные стрелки ведут от крайнего защитника к центральному и дальше к вратарю. Выделяется и беспомощная линия от кипера к девятке.

Кобель принял около 40 передач за матч. Другими словами, каждые полторы минуты чистого игрового времени дортмундцы пасовали вратарю.

Нури Шахин после матча признал: «Это заслуженное поражение. Мы ждали такой интенсивности от «Болоньи», но не сумели реализовать свой план. Почему отошли назад, поведя в счете? Ненамеренно. Соперник каждого преследовал персонально, включая вратаря. Мы слишком часто сбивались на длинные передачи».

Феноменальный прессинг решил исход (есть что-то правильное в том, что первую в карьеру победу в ЛЧ Итальяно одержал, задушив соперника страшным давлением). «Боруссия», кое-как справившись со стартовым отрезком, вскоре исчезла с поля: после 17-й минуты – всего 1 удар в сторону ворот. На поле осталась одна команда.

Эта агрессия (и установка на нее, свойственная Итальяно: всегда радикально высокая линия, стремительные переходы, моментальный возврат мячей) обеспечила победу. «Болонья» забила два гола за минуту. Разыграв после первого, «Боруссия» тут же потеряла мяч; итальянцы попытались зайти за спины, ошиблись с пасом, но сразу атаковали перехватившего защитника и вернули мяч через секунду. Дальше помешать было уже некому.

Андрей Клещенок (телеграм-канал)

«Фейеноорд» 3:0 «Бавария». Как так получилось?

«Бавария» скопила 9 явных шансов, 2,42 xG, 30 ударов, но не забила ни разу и разгромно проиграла. Систематизируем случившееся.

Первый гол «Фейеноорда» – эталонный выход из-под прессинга. Причем вскрыли системную уязвимость «Баварии»: при начале прессинга Олисе поднимается вторым нападающим, Лаймер выдергивается очень высоко по флангу по меркам крайнего защитника. Лаймера отыграли стенкой, Олисе не смог подстраховать. Важная оговорка: больше удачных выходов из обороны практически не было, «Фейе» идеально распорядился редким шансом.

Второй гол – реализованный пенальти после нелепого нарушения Рафы Геррейру. В этом мало тактики: срочно вышел на замену вместо травмированного Дэвиса и так ошибся.

Третий гол – быстрая атака уже на 89-й минуте.

Ключевым стал второй гол. «Бавария» вдавливала соперника в штрафную, собирала подходы, но «Фейеноорд» получил подушку безопасности прямо перед перерывом. «Бавария» продолжила территориально доминировать и во втором тайме, но счет 2:0 психологически явно пошел на пользу голландцам. 

Безусловный герой матча – вратарь «Фейеноорда» Юстин Бейло. 6 сэйвов, пара из которых правда великолепны (не дал Мусиале забить очередной гол головой). Были эпизоды, где даже Бейло не мог выручить, но реализация убивала «Баварию» (штанга после удара Сане по полупустым воротам). 

Это был вполне типичный матч «Баварии»: гигантское территориальное преимущество с 80% владения, много ударов, моментов. Здесь дико подвела реализация. Не в первый раз именно в важном матче, о чем Венсану Компани надо призадуматься.

Артем Денисов (телеграм-канал)

Как Самарджич замучил «Штурм» движением

«Аталанта» размазала «Штурм» (5:0), одним из самых ярких игроков стал Лазар Самарджич. И да, у него нет голов и ассистов. Что же он такого сделал? Самарджич показал, как ему легко находить пространство против не самой надежной структуры. Его заменили уже на 64-й минуте, но он все равно отдал больше всех передач под удар (четыре) и дважды проник в штрафную на рывке (остальные только по одному разу). Лазар опасно открывался в левом полуфланге или в центре и разгонял атаку дальше. Причем как в контратаках, так и при длительном владении. Если бы несколько раз отдал точнее после умного движения, то вообще провел бы идеальный матч. 

Обсудим, как это было. В начале игры Сеад Колашинац отобрал мяч и заметил рывок Самарджича за спину опорникам. Лазар спокойно добрался до штрафной и нашел там Шарля де Кетеларе (неудачно откатил пяткой). 

Здесь Самарджич сместился левее, оказался в одиночестве и имел перед собой свободную зону. Он протащил мяч на ведении и чуть не вывел Матео Ретеги на удар (защитник «Штурма» в подкате прервал пас).

А еще в эпизоде с отмененным голом Де Кетеларе Лазар остался без опеки в зоне перед штрафной. Сразу не нашел решения, развернулся и подключил Адемолу Лукмана (залез в офсайд).

В этом сезоне Самарджич далек от основы (это лишь второе появление с первых минут в ЛЧ), но против «Штурма» он доказал, что очень полезен при поиске свободы в атаке. 

Григорий Звоников (телеграм-канал)

Фото: Gettyimages/Dean Mouhtaropoulos / Staff, Marco Luzzani / Stringer, Carl Recine / Staff, Angel Martinez / Stringer; IMAGO/Fernando Soares, Joao Bravo/Keystone Press Agency, William Cannarella/Keystone Press Agency/Global Look Press