Почему Жерсон не заиграл в Европе? Ведь в контракте с «Ромой» был пункт о «Золотом мяче»
В нем видели наследника Тотти.
Валерий Непомнящий назвал новичка «Зенита» Жерсона игроком уровня Халка и Малкома. По игре – может быть, хотя тяжело принять ориентир, который предполагает равенство между Халком и Малкомом. Пожалуй, вернее поставить Жерсона между ними: ниже первого и выше второго.
Новый бразилец РПЛ пробовался в двух топ-лигах Европы – и вот с какими футбольными проблемами он столкнулся.

Жерсона заманили в «Рому» футболкой с 10-м номером. Тотти – его кумир
О новом даровании из «Флуминенсе» заговорили еще в 2014-м, когда ему было 17. В это время еще молодой Погба стремительно покорял Европу, и долговязого Жерсона, с высокомерной ленцой расшвыривавшего ровесников, сравнили с ним. В октябре Guardian включила бразильца в ежегодный список 40 самых перспективных игроков мира. Через несколько месяцев он сверкнул на молодежном Кубке Америки, где почти все были на несколько лет старше.
«Флуминенсе» подсуетился и выставил ценник в 10 миллионов евро. «Юве» предложил в полтора раза больше. Тем не менее преимущество было у «Барсы»: каталонцы первыми разузнали о подрастающем гении и выложили 3,6 млн за приоритетное право. Другими словами, в следующие несколько лет (до 2019-го) они могли выкупить Жерсона, кто бы за ним ни пришел, просто повторив сумму.
Жерсон в итоге все равно оказался в Италии. «Рома» положила за паренька с десятком матчей 18,5 млн евро. «Флуминенсе» согласился. «Их президент сказал, что римляне предложили нечто особенное, – рассказал O Globo отец игрока. – Он пожаловался, что клуб в тяжелом положении, сотрудники не получают зарплаты. Я пошел навстречу и принял предложение».
Чтобы «Барса» не упорствовала и не осталась внакладе, в контракт внесли пункт о «Золотом мяче»: если бразилец выигрывал его, римляне выплачивали каталонцам немалый бонус. Некоторые считали, что «если» в этом случае уместнее заменить на «когда» – так высоко оценивали новичка.
Чтобы убедить самого Жерсона, директор «Ромы» Вальтер Сабатини прислал ему футболку с 10-м номером и его фамилией – при живом Тотти. Бразилец тут же согласился: его пантеон состоял из Ческо, Робиньо и Роналдиньо. Перед вылетом в Рим он выложил фото с 10-кой в твиттере; пока летел, в Италии разгорелся приличный скандал, но его погасил сам Император – величественно отрезал, что не видит проблемы.
Шло лето 2016-го. Бразильцу едва исполнилось 19.

Жерсон попал к Спаллетти. Тот был в восторге – правда, недолго
В первом же спарринге Жерсон показал класс против безвестной команды с итальянских низов. Спаллетти расплылся в комплиментах – в первую очередь технике: «Он обращается с мячом так быстро, будто вообще его не касается».
Тем не менее в первые два месяца новичок смотрел Серию А со скамейки.
«У него есть достоинства, но нам нужно убедиться, что он готов с ходу продемонстрировать их, – объяснял паузу Лучано. – Ему нужно освоиться, а нам – кое в чем разобраться. У Жерсона есть атакующий потенциал, но его нельзя оставлять спиной к воротам, потому что он туговат. Он стойкий, бегающий, но ему недостает атлетизма и функциональной готовности. Надо дать время».
Бразилец решил кое-что прояснить сам: «Все эти россказни о «бразильском Погба» начались еще в «Флуминенсе». Я принял их за похвалу. Но я Жерсон, у меня свой стиль. На родине я был десяткой, четвертым полузащитником, который раздает передачи и управляет игрой из-за спин. Но я универсал. В игре с «Астрой» я играл опорника. Здесь, в Европе, у футболиста этой позиции другие задачи, чем в Бразилии; больше влияния на строительство атак. Мне это нравится. Мои ориентиры – Де Росси и Тотти».
Словом, тренер не знал, что с ним делать. Для десятки Жерсону не хватало осознания, что на поле есть ворота, а не только площадка между ними. Для восьмерки недоставало интенсивности. Опорником он недорабатывал без мяча.
Жерсон выхватывал минуты в проходных матчах, но перед Рождеством получил от Санты подарок – попал в основу на матч против «Юве». Причем правым вингером. Ради него Спаллетти усадил самого Салаха.

Бразилец продержался тайм – в перерыве его заменили. Тренер клялся, что задумка сработала: «Тем, кто не в курсе происходящего, план кажется ошибкой. Но вы не видели Жерсона на тренировках и не знаете нашу раздевалку. Я выпустил его, чтобы добавить силовое давление; Салах так не играет. Жерсон должен был нивелировать атлетизм Алекса Сандро. По мне, он хорошо справился. Сандро потерял обороты, не нанес ни одного удара и не выполнил ни единого кросса. Парень проявил себя. Если б не желтая, я бы его не поменял».
Медиа считали иначе. Поговаривали, что, выпуская молодого в старте, Спаллетти посылал сигнал боссам перед январским рынком – требовал усиления. Сам Жерсон вспоминал, что первая тренировка после матча стала для него самым тяжелым моментом в итальянской карьере: «Я был раздавлен. Вдруг заговорили об аренде в «Лилль». Все это угнетало».
Какой бы ни была правда, Жерсон больше не вышел на поле при Лучано Спаллетти. В следующие полгода он только тренировался.
Знакомство пришлось отложить еще на сезон.
Жерсон так и не заиграл в «Роме» – очень редко обострял
Летом 2017-го «Рому» принял Эузебио Ди Франческо. Через несколько экспериментальных месяцев он определил бразильцу более-менее постоянную роль – справа в 4-2-3-1.
Жерсон почти сразу отблагодарил дублем против «Фиорентины». Тренер признался: «Я слежу за ним еще с тех пор, как тренировал «Сассуоло». Местные представили его как полузащитника, но он качественный игрок, к тому же левша, и в моем футболе очень хорош как вингер».

Но основным Жерсон так и не стал. Главные моменты сезона – расстрел «Барсы» и эпохальную баталию с «Ливерпулем», – вовсе смотрел со скамейки.
Что помешало? Прежде всего – боязнь риска. Жерсон высокохудожественно защищал мячи под давлением, сохранял их, даже когда его прижимали к боковой линии в численном меньшинстве, собирал фолы. Но ему не хватало искры. Решения отдавали учебником.
К тому же принимал он их медленно. Когда мяч увязал в ногах Жерсона, игра подтормаживала.
Из-за этого Сабатини однажды сказал: «Постоянно повторяю ему: «Разве нельзя сделать рывок вперед, раз решил обвести одного-двоих?» Поэтому же Ди Фра использовал его в роли заслона – то есть оборонительного игрока на атакующей позиции. Жерсон выходил на край, чтобы притормозить темп или физически подавить латераля. Получалось неплохо: у него крепкий торс, длинные вездесущие ноги – кошмар для соперника по дуэли. Первый гол в Серии А бразилец забил, накрыв защитника прессингом.
«Этому меня научили в Италии, – сказал он. – Бразильский футбол техничнее, там меньше думают о защите и опеке. Когда я приехал сюда, все повторяли, что я должен научиться персоналкам».
Но и без мяча он не всегда выдерживал интенсивность и периодически отпускал своего игрока. Иногда это приводило к пропущенным. Жерсона обвиняли в лени, хотя проблема скорее заключалась в периодической потере концентрации. Сложно назвать ленивым парня, который тренировался даже во время отпуска.
«Со второго сезона в Риме я начал новую жизнь, – отмечал бразилец для Globo Esporte. – Меня расхвалили, многого ждали; это отвлекало. Я мало играл и понял, что нужно переосмыслить себя. Тогда я начал тренироваться дома, уделять внимание деталям – выбору позиции, опеке. Я признался себе, что все еще не готов. Попросил тренерский штаб обучить меня новым ролям. С той поры я универсал».
Жерсон расцвел в «Фиорентине». Но не задержался
При всей критике бразилец оставался ярким полузащитником, в которого хочется вкладываться. Его техника и класс выделялись даже на уровне Серии А. Он элегантно работал с мячом и исполнял с впечатляющей точностью – причем все, от ведения до ударов. На него было приятно смотреть. Он никогда не терял голову и умно двигался во время владения – всегда оставался на радарах пасующего.
Поэтому летом 2019-го его на год арендовала «Фиорентина», которую тогда тренировал Стефано Пиоли. В отличие от Ди Фра, он не видел Жерсона в атакующей роли. Бразилец играл под нападением и на обоих флангах, но только вынужденно, когда у тренера не было выбора. Обычно он выходил глубже: опорником в 4-2-3-1 или восьмеркой в 4-3-3. Иногда вовсе перед защитой. Функционал приблизился к его естественным склонностям: восхитившись чистотой техники и размеренностью ритма, Пиоли сделал новичка разыгрывающим.

В первом же матче Жерсон организовал два гола и весь остальной сезон отыграл в старте (3+4 во всех турнирах). Острота выросла, хотя он играл на 20 метров глубже, чем в «Роме». Одновременно бразилец самовыражался в прессинге.
Позднее он объяснил преображение: «У Пиоли я научился тому, что сегодня считаю важнейшим: интенсивности в движении и сосредоточенности все 90 минут, даже без мяча. Прежде я играл только ради голов и ассистов, но понял, что способен влиять на игру без мяча. Сегодня я чувствую себя более цельным игроком».
Несмотря на все это, «Рома» его не оставила. Впечатленный «Фламенго» предложил 13 миллионов, и римляне отдали таланта, к которому так и не нашли подход.
Уже бывший директор Сабатини сорвался: «Жерсону не хватало уверенности, и манера игры у него слегка раздражающая. Но вернувшись в Бразилию, он выиграл Кубок Либертадорес как ключевой полузащитник. Это не так уж и плохо, даже по европейским меркам. Он из тех игроков, с которыми бывают проблемы, но он умен: придумывает тонкие розыгрыши, хорош в отборе. Все дело в Риме: здесь никогда не сожгут на костре кого-то вроде Наингголана, но могут сжечь такого как Жерсон».
Вояж в «Марсель»: перестал играть, когда ушел тренер, который его приглашал
На юге Франции Жерсон сделал все, чтобы претендовать на статус самого универсального футболиста Европы. Способность играть несколько ролей – не тот навык, которым можно восхитить в современном футболе; это уже скорее данность, а не преимущество. Но универсальность Жерсона – подлинная универсальность, а не просто умение закрыть все позиции в центре полузащиты.
Да, закрывает – и бокс-ту-бокс, и десятка, и опорник. А еще атакует слева, прикрывает левый фланг защиты, оказывается на острие.

Все это Жерсон делал под руководством Хорхе Сампаоли, который и настоял на трансфере бразильца. «Марсель» заплатил «Фламенго» внушительные 20,5 млн евро – третья покупка в истории клуба на тот момент.
Сампаоли строил удивительный «Марсель», где многие меняли по пять позиций за матч (вот большой текст о той команде). Жерсон – одна из шестеренок «Марселя», благодаря которым запускались бесконечные позиционные ротации. Примечательно, что именно шесть полевых игроков «Марселя» в сезоне-2021/22 пробили существенные 2500 минут в одной только Лиге 1: Вильям Салиба (прорывной сезон перед тем, как стать столпом «Арсенала»), Маттео Гендузи, Бубакар Камара, Луан Перес (центральный защитник, еще один бразилец, на трансфере которого настоял Сампаоли), Димитри Пайет и Жерсон.
Хотя адаптация была сложной. Жерсон долго привыкал к интенсивности Лиги 1, а Сампаоли кропотливо внедрял бразильца в свой футбол, предлагая более атакующие роли, чем во «Фламенго».
Когда Жерсон слишком много времени проводил на фланге, бросалась в глаза нехватка скорости. Когда оказывался ситуативным форвардом, подводило бомбардирское чутье. Когда располагался слишком глубоко, недоставало разыгрывающих навыков.
Лучший вариант для Жерсона – подвижная восьмерка, чтобы и включаться в штрафную, и стягиваться на фланги, и спускаться к центральным защитникам. Если концентрироваться только на одном, Жерсон мало выделяется. Но когда делает все попеременно, чувствуется его ценность.
Бывший игрок «Марселя» Брюно Шейру согласен: «Жерсон хорош, когда действует лицом к воротам, когда есть нападающий, который спускается и с которым Жерсон может комбинировать. Он мне очень даже нравится как восьмерка».

Жерсон набрал форму по ходу сезона, показал качественный удар (в том числе с дальней дистанции) и игровой интеллект (легко переключался с одной роли по ходу матча на другую).
Летом 2022-го, после очень успешного сезона («Марсель» занял заслуженное второе место), Сампаоли разругался с руководством из-за разных взглядов на трансферную стратегию и уехал из Франции.
После отъезда аргентинца Жерсон быстро погас. В новом сезоне-2022/23 не скопил даже 10 попаданий в старт, не зашел в убийственный по интенсивности футбол Игора Тудора и твердил, что скучает по Бразилии, так как в Марселе недостаточно тепло. В Марселе!
В первый же день зимнего трансферного окна Жерсон упорхнул обратно во «Фламенго» за 15 млн евро.
Был Сампаоли – был классный Жерсон. Не выдающийся игрок, но полезный, подходящий тренеру. Ушел Сампаоли – ушел и Жерсон (хотя физически присутствовал в клубе еще полгода).
Телеграм-канал Андрея Клещенка – много Серии А
Телеграм-канал Артема Денисова – много Бундеслиги и Лиги 1

Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Gabriele Maltinti, Stuart Franklin, Maurizio Lagana, Marco Luzzani, Valerio Pennicino
Серия А - Лига 1 - РПЛ !