Рожденный в оффсайде. Как Пиппо Индзаги потерял себя в «Ювентусе» и обрел в «Милане»
Карьера легендарного итальянского нападающего соткана из тончайших нитей недооцененных возможностей. Он был хорош буквально везде: играя в каждом своем клубе, выступая в каждом доступном турнире, выходя на газон в футболке сборной – Филиппо неизменно оставался героем. Но при этом со временем сложилось ощущение, что все эти достижения пребывали в тени, отбрасываемой куда более медийно-привлекательными героями.
В «Ювентусе» был свой Дель Пьеро, в «Милане» – Шевченко и Кака, в сборной – Тотти и все тот же Алессандро Дель Пьеро. Даже в семейном кругу нередко заходили разговоры о том, что Симоне – брат Филиппо – куда более талантлив в плане работы с мячом, да и характером младший сын четы Индзаги не обделен, в то время как Пиппо слишком застенчив и потерян для выбранной им профессии.
И за всем этим покрывалом истории реальные достижения старшего из братьев Индзаги нередко забываются, что сквозит несправедливостью. Ибо это личность, достойная самых яростных аплодисментов в контексте развития Кальчо.
И сегодня, прямо перед встречей «Ювентуса» и «Милана», я хотел бы вспомнить карьеру без сомнений великого голеодора, оставившего свой след в обоих итальянских грандах.
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм-канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Самая известная мама в Италии.
Перед тем, как сконцентрировать все свое внимание непосредственно на футбольной карьере Пиппо, предлагаю обратиться к его прошлому. Прошлому мальчишки, выросшего в прекрасной семье, которая и стала идеальной опорой для его итогового становления. Становления как личности, становления как профессионала.
И в этом контексте Марина Индзаги совершила настоящее чудо. Она вырастила двух сыновей, ставших легендами итальянского футбола, и при этом умудрялась оставаться тем связующим звеном, скрепляющим Симоне и Пиппо, превратившихся однажды в прямых соперников на поле. И независимо от происходящих событий за пределами стадиона, оба всегда знали, что после любого исхода их дома будет ждать горячая трапеза и теплая семейная атмосфера без привычного для футбольной сферы чрезмерного давления...
Семейство Индзаги проживало в пределах деревни Сан-Николо, что лежит в нескольких километрах от Пьяченцы. Там жил прадед братьев Индзаги, там нынче живут их родители. Братья выросли в Сан-Николо, туда же приезжают на Рождество и Пасху.
Первым на свет появился Филиппо. Через три года Марина родила Симоне. Несмотря на разницу в возрасте, зачастую люди ошибочно принимали за старшего именно Симоне, столь не по годам зрелым выглядел тот на фоне застенчивого Пиппо. Даже во время игр с друзьями при выборе капитана футбольной команды ребята всегда называли Симоне, при том, что это чаще всего были друзья самого Филиппо, да и вся команда собиралась его силами. Увы, на поле властвовал младший брат в части авторитета и харизмы, Пиппо требовалось лишь забивать голы.
Оба стали профессиональными футболистами и оба рано уехали из дома. Тем не менее, на протяжении многих лет, Марина продолжала опекать сыновей, стараясь делать это незаметно:
«Я выбирала за них домработниц, ходила в супермаркет за продуктами в конце недели – займись этим они сами, оба бы удивились, почему в холодильнике еда не появляется сама. Пиппо никогда не ходил в магазин, в то время как Симоне до сих пор не умеет стирать свое белье. Я рада, что они стали футболистами и могут себе позволить подобные вольности, но уж лучше пусть они едят то, что приготовила я. Никогда не откажу себе в удовольствие притащиться к обоим и принести их семьям воскресный обед, пусть полакомятся и забудут о ресторанах»
О стряпне Марины Индзаги ходили легенды. Филиппо однажды даже отшутился, что никогда не рассматривал предложения из других стран (его агент подтверждал прямой отказ его клиента в свое время от трансферов в «Манчестер Юнайтед», «Атлетико Мадрид» и «Челси») только потому, что там он не сможет наслаждаться едой, приготовленной его мамой.
В начале нулевых Марина была завсегдатаем всех возможных итальянских телешоу. Немного испуганная подобным вниманием, она частенько начинала свои интервью со слов о том, что у мальчиков еще есть отец, о котором будто бы все забыли, так лучше сперва поговорить о нем – о Джанкарло. Однако и по сей день никто толком ничего не знает о Джанкарло, помимо того, что он ведает лавкой по продаже текстиля и того, что он женат на самой известной женщине Италии.
Самым сложным годом для семьи стал 2000-й.
Симоне перешел из «Пьяченцы» в «Лацио», в то время как Пиппо уже был действующей звездой «Ювентуса». На протяжении всего сезона 1999/00 команды шли вровень: «орлы» впервые проиграли лишь в конце ноября, а затем случился зимний спад из череды ничьих и поражений от «Венеции» и «Милана». Команда Пиппо шла на порядок ровнее, вытягивая даже провальные игры либо вничью, либо доводя до минимального преимущества. Весной же все кардинально изменилось...
1 апреля «Лацио» Симоне Индзаги приехал в гости к «Ювентусу» Пиппо Индзаги. Марина не приехала на стадион и не включала телевизор – по ее словам, от напряжения ее мог схватить удар. Джанкарло накануне игры попал таки возле магазина в прицел камеры репортеров и смог лишь отшутиться: «Кто бы ни победил, Скудетто все равно приедет в семью Индзаги».
«Ювентус» проиграл, никто из братьев не забил, а судьба чемпионата решилась в Перудже. Тем не менее, для самих Индзаги это стало своеобразным переломом, показавшим обоим, что работу и семью требуется полностью отделить друг от друга – и это отнюдь не просто...
Марина сыграла большую роль в том, чтобы не позволить сыновьям взрастить в себе семя раздора ввиду постоянной конкуренции. Как только оба переступали порог родительского дома, мать всеми силами стремилась показать, что все они одна семья. Остальное – неважно. И таки это сработало – никогда после ни Симоне, ни Пиппо не пытались всерьез конкурировать друг с другом в части того, кто из них оказался важнее для итальянского футбола. Даже став тренерами, братья с большим теплом и любовью встречаются после очных игр своих команд и спокойно ужинают, общаясь на отвлеченные темы. За всем этим спокойствием и умиротворением навсегда останется тень одной женщины, подарившей обоим жизнь и направившей ее в верное русло.
Футбольная карьера.
Несмотря на заданный материалом вайб относительно того, что неизменно Пиппо в какой-то момент уходил в тень, его карьере определенно благоволила удача. Впервые Филиппо познакомился с футболом через друга своего отца – тот взял мальчишку с собой в Милан на стадион «Джузеппе Меацца», чтобы посмотреть финал клубного чемпионата мира 1983 года. Индзаги остался под большим впечатлением, и там же громко пообещал всем присутствующим, что однажды и он сыграет на этом легендарном стадионе...
Первые шаги к этому были сделаны в молодежной академии «Пьяченцы» – оно и понятно, академия рядом с домом, а в Сан-Николо и вовсе не было ничего, кроме огромного пустыря за пределами деревни, что хоть как-то напоминало о футболе... Пиппо поступил в академию в возрасте 12 лет. Пройдя семь обязательных лет обучения и фактически все возможные юношеские уровни имеющихся команд, Индзаги запросил повышение – росло осознание того, что назревает некоторый тупик в контексте развития рядом с менее талантливой порослью.
Ему позволили съездить в аренду в «Леффе», попробовать себя в «Вероне», которая выступала в тот момент в Серии Б, и затем, окрепнув, рискнуть и стать игроком основной команды родной «Пьяченцы». За прошедшие 4 года путешествий Индзаги из юниора превратился в местечковую знаменитость – веронцы прозвали его «СуперПиппо» за скорость и голевое пиршество. Немудрено, ведь Пиппо умудрился сходу в такой серьезной команде в свой единственный сезон отметиться 13-ю голами. У парня определенно впереди было большое будущее, оттого «Пьяченца» даже не рассматривала его продажу, в надежде заиграть его у себя.
Филиппо продолжил несоразмерный своим юным годам рост, став вожаком коллектива из своего округа, выведя «Пьяченцу» в Серию А – в возрасте 21 года Индзаги стал лучшим бомбардиром сезона, забив 15 голов, сыграв во всех матчах того сезона. К сожалению, дебютировать за свою альма-матер в высшем итальянском дивизионе ему не удалось...
Ввиду роста интереса к футболисту президент «Пьяченцы» решил в угоду столь неожиданному подъему в элиту заработать побольше на продаже Индзаги, чтобы за сей счет проспонсировать дальнейшее усиление команды и попробовать закрепиться в Серии А. Благо, желающие нашлись довольно быстро: за 6 млрд лир Пиппо выкупила «Парма».
Символично, что свой первый гол в Серии А Индзаги забил в матче против «Пьяченцы» – как оно часто и бывает... «Парма» победила со счетом 3:2, а местные жители ополчились против руководства «Пьяченцы», отдавшей в руки конкурентов настоящий бриллиант...
Несмотря на отличный старт своей «пармезанской» карьеры, Филиппо попал в немилость главного тренера «Пармы» – Невио Скалы. Тот активно ротировал состав, что приводило к частым спорам со стороны молодого нападающего, оттого Скала попросил руководство отдать опального футболиста на полгода в аренду, чтобы там он мог спокойно продолжать «качать права» и не мозолить на лавке глаза.
«Парма» успела даже договориться с «Наполи» о переходе Пиппо до лета в стан неаполитанской команды, но все изменил банальный случай: переход перенесли на неделю ввиду некоторых административных неурядиц, связанный с личностью главного тренера «Наполи» – руководство хотело сперва разобраться с Бошковым, а затем заняться арендой – и оттого Индзаги успел сыграть еще один матч за «Парму».
Это была встреча против «Хальмштада» в рамках ответного поединка в Кубке обладателей кубков. Шведы выиграли первый матч со счетом 3:0, в ответной встрече никто не предполагал, что интрига возможна. Пиппо имел иное представление о чести и достоинстве: он забил гол уже на первой минуте, а затем активно принялся заводить свою команду, выкрикивая в их сторону слова поддержки, напоминая, что впереди еще много времени, они обязаны доказать, что достойны победы.
«Парма» победила соперника со счетом 4:0, а Индзаги в один вечер превратился в любимчика всех болельщиков «пармезанцев». Отдать его в этот момент означало спровоцировать локальную гражданскую войну, оттого переход в «Наполи» заблокировали, а Скала пообещал президенту, что найдет подход к игроку в обход своему эго.
Увы, но даже так Индзаги было не суждено задержаться в «Парме». Несмотря на то, что описанные выше голы остались единственными, забитыми Пиппо в уходящем сезоне, им всерьез заинтересовалась «Аталанта». Предметный интерес выразил лично Маурицио Радичи – управляющий уже сталкивался с Индзаги ранее, если точнее – в период аренды последнего в «Леффе», где Радичи на тот момент был президентом. Так в 1996 году Пиппо Индзаги перешел в стан «бергамасков», а болельщики «Пармы» в очередной раз спросили у семьи Танци, владеющей клубом, почему те так их ненавидят, что на протяжении года аж дважды пытались «сплавить» одаренного и всеми любимого футболиста?
Из «Пармы» Индзаги вынес не только бесценный опыт игры на самом высоком уровне, но и привычку обмена футболками, за что ему не раз попадало в будущем от экипировщиков, вечно недосчитывающихся футболок с фамилией Индзаги:
«Я расскажу вам забавную историю. Играя за «Парму», я грезил встречей с «Миланом». Во мне все еще жил ребенок, столь рьяно болеющий за кумиров, увиденных и навсегда запомнившихся по телевизору. Я мечтал о футболке Барези... И вот мы играем против «Милана», у меня на спине номер 16, а тренер даже не выпустил меня на поле... Я был близок к тому, чтобы разреветься прямо там, на глазах у тысяч зрителей. Но тут случилось невероятное: после окончания матча Франко подошел к скамейке запасных, где оставался один я, и с улыбкой предложил мне поменяться футболками... Я по сей день храню ту форму дома, а его улыбка сопровождала меня на протяжении всей моей карьеры. Чемпионов определяют не только трофеи. В них всегда остается уважение к тем, кто играет в командах ниже рангом, потому что не всем повезло так же. Потому когда бы у меня не попросили поменяться футболками, и как бы я не был отвлечен или раздосадован исходом игры, я всегда останавливался и с такой же улыбкой менялся. Каждый раз лично для меня это оставалось событием»
В «Аталанте» молодой форвард засиял так, как вероятно и сам от себя не ожидал. В составе Ивана Руджери собралась весьма солидная плеяда игроков, им будто бы не хватало лишь скоростного наконечника, способного реализовать любые возможности, созданные партнерами. Таким наконечником и стал Пиппо.
Сходу завоевав место в основе, Индзаги забил 24 гола за один сезон. От его ноги пострадало 15 из 17 команд Серии А того розыгрыша: до него подобное удавалось лишь Мишелю Платини, забившему в сезон 1983/84 хотя бы по голу в ворота 15 клубов соперницу (разница была лишь в том, что на тот момент в чемпионате участвовало всего 16 команд, следовательно Платини забил ВСЕМ соперникам «Ювентуса» из числа возможных).
Индзаги стал лучшим бомбардиром сезона Серии А, а в довесок забрал награду Лучшему молодому футболисту сезона.
Этим Филиппо буквально вынудил Триаду «Ювентуса» следовать за собой в попытках подписать контракт, опередив конкурентов в борьбе за за юное дарование. Становилось очевидно, что времена низовых команд прошли, в ближайшее время Индзаги приберут к рукам топовые клубы. Аукцион оставался лишь вопросом времени, оттого требовалось сработать на опережение. Именно это и сделал Лучано Моджи, завербовав лично футболиста еще до старта переговоров с «Аталантой.
Помогла назревающая смена поколений в атаке «Ювентуса»: Виалли и Раванелли после триумфа в Лиге чемпионов отправились изучать английский футбол, а Алессандро Дель Пьеро в одиночестве явно не хотел бы тянуть на себе идеологический воз, поскольку сам только вчера перешел из статуса перспективных в новоиспеченные звезды – явно полезнее было бы сосредоточиться на личных достижениях в угоду своему статусу. Бремя лидерства еще не пришло, да и не по возрасту оно было.
Моджи организовал весьма интересный атакующий тандем, который сперва в Италии многие поспешили осудить за его широкоформатный вектор, нацеленный больше к эстетике, нежели к физическому превосходству. Индзаги к тому моменту забил в Италии 27 мячей, Дель Пьеро – 32, но никто не мог назвать их таранными форвардами, обоим одинаково требовалось впереди свободное пространство для работы. Казалось, что затея обречена на провал, игроки будут лишь мешать друг другу.
Но главный тренер «Ювентуса» Марчелло Липпи изящно решил эту проблему, сосредоточив внимание на их сильные и слабые стороны, чтобы за счет партнера нивелировать недостатки и возвести преимущества каждого в абсолют. Когда мяч попадал в ноги Дель Пьеро, для трибун время будто останавливалось – столь элегантными были его движения, от каждого прикосновения сквозило стремлением достичь идеала. Одним взмахом ступни Алессандро мог сбить с толку лучших защитников Серии А, оставив их не удел, но нередко за счет осознания собственного величия перебарщивал с эффектностью и попросту не успевал определить вектор атаки для своей команды, что в итоге приводило к потере впереди.
Присутствие рядом Индзаги легко решило эту проблему: Пиппо действовал и близко не так же эффектно, но зато отрабатывал на редкость эффективно. Итальянский форвард работал одними голыми инстинктами, подбивая под них физические возможности своего тела, чтобы мышцы запоминали, как им следует работать в той или иной ситуации, чтобы в будущем ноги сами реагировали на возможности, предвосхищая импульс мозга. На словах все это кажется несколько утрировано, но стоило увидеть, из каких позиций и с каким хладнокровием Индзаги реализовывал предоставленные ему моменты – вопросы отпадали сами собой.
За «СуперПиппо» привязалась новая кличка – «Рожденный в оффсайде».
Этим прозвищем он обязан сэру Алексу Фергюсону, который воочию наблюдал за работой неспособного на красивый финт нападающего «Ювентуса», за 11 минут дважды расстрелявшего ворота Петера Шмейхеля в матче Лиги Чемпионов против «Манчестер Юнайтед». Не самый изящный бег, странная манера подгибать колени перед поворотом корпуса, долгая смена траектории движения в попытке предложить себя партнерам впереди, но в конце неизменно следовал убийственный по точности удар ровно в то самое время, когда это требовалось сделать для идеального завершения. И нередко эти моменты возникали на самой грани положения вне игры, ведь Индзаги с самого начала своей карьеры усердно оттачивал мастерство поиска тех самых долей секунды, чтобы опередить защитника и вырваться на оперативный простор. Увы, порой это сопровождалось реальным попаданием в офсайд, отчего зрители стали постепенно привыкать к свисткам арбитра в момент выхода Пиппо на ворота.
Новоиспеченная атакующая идиллия в «Ювентусе» восторгала даже соперников. Нередко вспоминается перфоманс свежего итальянского молодого дуэта в матче против Милана на стадионе «Делле Альпи», когда россонери едва сумели справиться с унижением, сохранив на табло разгромные 4:1, хотя по моментам могли пропустить в два раза больше. Дель Пьеро и Индзаги на двоих расписали всю работу впереди, позволяя остальной команде заниматься исключительно разрушением без потребности в созидании. Убийственная мощь на фоне феноменальной грации – именно так лучше всего можно описать работу умопомрачительного дуэта.
В Лиге чемпионов Индзаги дебютировал так же красочно в плане результативности, сколь и скупо в техническом плане: в розыгрыше плей-офф против «Ювентуса» вышли молодые звезды Валерия Лобановского – «Динамо Киев» только что деклассировали «Барселону» на выезде и готовы были продолжать феерию. Первый матч, сыгранный в Турине, стал едва ли не лучшим для украинцев в том розыгрыше Лиги чемпионов, несмотря на недавний разгром каталонцев. Сквозило ощущение, что Липпи не готов раскрываться перед Лобановским, в то время как соперник старался не позволить туринцам прощупать свою игру и надавить на болевые точки. По итогу болельщики получили не столько футбол, сколько шахматную партию, где оба гроссмейстера ошиблись по разу и решили просто пожать друг другу руки в ожидании реванша.
В Киеве же залетело все, что летело в сторону ворот «Динамо» – Пиппо положил сопернику хет-трик, при этом два гола оказались забиты в одинаковой манере после розыгрыша стандартов, после чего Алекс Дель Пьеро завершил голевую феерию привычным для поклонников совместным с партнером и даже в чем-то уже обязательным взятием ворот в рамках одной встречи.
После этого сам Дель Пьеро отметился тройной порцией распечатанных ворот, где ему противостоял Фабьен Бартез во встрече против «Монако», и лишь в финальном матче розыгрыша в Амстердаме эту убийственную машину удалось наконец остановить...
59 мячей в своем первом же совместном сезоне на двоих провели Алекс и Пиппо. Никто не мог предположить, что этому союзу хоть что-то может противостоять на поле, однако при этом стоило учитывать ту самую важную грань, когда рядом друг с другом отрабатывают два совершенства в схожем ремесле. Каждая звезда мечтает гореть чуть ярче, неосознанно рассчитывая на понимание важности этого аспекта со стороны товарища, и если этот момент не найдет решения сам по себе, проблем с самоопределением в контексте влияния на всю команду не избежать...
Алекс Дель Пьеро порвал связки колена осенью 1998 года, оставив команду без лучшего футболиста. Казалось, что его отсутствие удастся хотя бы частично прикрыть двойной нагрузкой со стороны остальной команды в плане атаки, но последствия оказались ужасающими – седьмое место и гнетущее разочарование. Хотя в составе «Ювентуса» все же случился небольшой локальный праздник, ведь в это же время Индзаги оформил 20 голов, что послужило осознанием Пиппо своей уникальности и без важного партнера рядом.
Вероятно присутствие Дель Пьеро в чем-то даже сковывало Индзаги, поскольку Алекс нередко действовал слегка эгоистично, стремясь завершать моменты в одиночку. А ведь эти голы могли достаться самому Филиппо... Этот сезон стал началом конца для дуэта, пусть и не официально. Пока.
Карло Анчелотти сменил на посту тренера Марчелло Липпи и попробовал смастерить что-то свое впереди, намереваясь избавить команду от «зидано-дельпьеро» зависимости. Фланги стали работать повыше, опорная зона стала больше привлекаться к работе чистого плеймейкера, а Индзаги продолжил забивать. На фоне вполне себе неплохих результатов в плане дебютной пробы пера руками Карло, Дель Пьеро совершал попытки вернуться в игру.
Сделать подобное было отнюдь непросто: врачи и вовсе рекомендовали заканчивать с футболом, предрекая возможную хромоту до конца жизни, и прежние кондиции в части дриблинга остались в прошлом. Все, что оставалось самому Дель Пьеро, так это изменить свое отношение к работе на поле подчистую и привнести в это чуть больше баланса, оставляя инстинкты и эффектные технические элементы за бортом.
Между партнерами в атаке стало частенько возникать недопонимание: Дель Пьеро старался продемонстрировать окружающим, что он не сломлен и готов вновь поражать окружающих своей игрой, в то время как Индзаги, соразмерно протекающему личностному прогрессу, не желал расставаться с репутацией новой первой скрипки. Это плавно перетекло в полновесную конкуренцию за моменты – оба форварда стали попросту мешать друг другу в стремлении показать себя.
Неофициальным рубиконом предстоящего разрыва многие фанаты вспоминают игру от 20 февраля 2000 года – выезд в Венецию.
Дель Пьеро реализовал пенальти, «Ювентус» повел со счетом 1:0. Вполне привычная картина для «Юве» имени Карло Анчелотти, который осознанно отказывался от давления ввиду плотного календаря, делая ставку на стандарты или контратаки. В составе действовала устоявшаяся иерархия пенальтистов, и потому право реализовать одиннадцатиметровый удар никто не оспаривал, к мячу подошел Алекс. Однако непосредственно перед этим режиссер трансляции успел поймать лицо Индзаги, который с каменным выражением следил за ударом Дель Пьеро и единственным не подбежал поздравить своего товарища.
Сразу же пришло на ум, как за несколько минут до пенальти Алекс на полном ходу в весьма эгоистичной манере буквально отобрал мяч у Пиппо, чтобы затем прорваться с ним на передовую в штрафной. Потому после этого Индзаги ответил тем же, отказавшись отдавать пас на Алекса в весьма выгодных ситуациях, стараясь забить гол самостоятельно. Совместный игнор и тотальная контрпродуктивность в разрезе совместных действий – нельзя было поверить, что подобные эпитеты применимы в адрес некогда самой убийственной связки форвардом Серии А. Но это уже была не она...
Индзаги закончил встречу против «Венеции» с хет-триком, причем два последних мяча состоялись после такого же недопонимания сторон и фактической кражи круглого с ноги Алекса. Завершающей каплей в чашке терпения Дель Пьеро очевидно стали несколько театральные празднования самого Индзаги после каждого удара, который, несмотря на класс соперника и уже состоявшийся разгром действовал чрезмерно эмоционально, неистово радуясь своему успеху.
После матча Дель Пьеро на эмоциях вынес сор из избы, сказав журналистам, что его товарищу по команде всего лишь повезло забить, ведь рядом был Алекс в куда более выгодной позиции – соперник повыше уровнем едва ли допустил подобное недоразумение в обороне. Журналисты склонялись в сторону Дель Пьеро, недоуменно вопрошая: «У Индзаги уже было забито 26 голов к тому моменту, в то время как его товарищ нуждался в голах после затяжной травмы. Пиппо настолько эгоистичен?»
Добивало ситуацию и то, что сам главный тренер вполне явно отдавал свое предпочтение куда более здоровому и ныне в разы более эффективному Индзаги, пока Дель Пьеро переживал трудности реабилитации и возвращения к прежним кондициям, о которых пока можно было лишь мечтать. Назревал серьезнейший конфликт интересов, а итоговое второе место в турнирной таблице за великолепным «Лацио» Свена Горана-Эрикссона окончательно уничтожило надежду увидеть восстановление прежних отношений.
Лучано Моджи вполне адекватно отреагировал на грядущую катастрофу, аккуратно подбирая возможную замену в атаку – причем явно не замену Дель Пьеро, о подобном богохульстве не могло идти и речи. Неудачная попытка с трансфером Тьери Анри стала катализатором более пристального внимания к сборной Франции в целом и французскому чемпионату в частности – Лаки Лучано был уверен, что состоявшаяся промашка стала следствием того, что он искал не тот тип форварда. Анри был элегантен и безупречен в части созидания, но чувствовал ввиду отсутствия опыта серьезные проблемы с реализацией в период адаптации к новым условиям. Фактически, Моджи привез вингера в команду, где не было Арсена Венгера, способного проявить истинное терпение для обнаружения лучшего места для такого гения на поле. У Анчелотти и Липпи не было столько времени, работать предстояло здесь и сейчас. А потому в состав был приобретен Давид Трезеге.
Сперва француз был вынужден лишь создавать мнимую конкуренцию и добавлять чуть больше возможностей для ротирования состава, нежели всерьез создавать давление при выборе кандидатов для основы, но невооруженным взглядом было видно, насколько же Алексу проще и приятнее работать с паре с Давидом, нежели с Индзаги. Пиппо вновь завершил сезон лучшим бомбардиром «Ювентуса», но на этом стороны решили попрощаться – Моджи не хотел подкармливать сложившуюся токсичную атмосферу, с легкостью отрубая гнилые концы, как он сам нередко выражался при громких продажах.
Пиппо договорился о трансфере в «Милан», а за собой оставил наследие, нашедшее выражение в 165 игр в черно-белой футболке и 89 забитых голов, но по вполне объяснимым причинам болельщики «Ювентуса» с изрядной долей негатива вспоминают те сезоны. Не в отношении самого Пиппо, отнюдь. Итальянец отдавал всего себя на поле и всегда стремился быть лучшим, это достойно лишь уважения. Но к сожалению, в какой-то момент он перерос статус помощника главного героя, а мириться с навязанной ролью ему явно больше не хотелось.
СМИ подхватили эту историю с мнимым конфликтом, раздувая угли мелких неурядиц до пламени настоящего соперничества уровня Бониперти против Сивори или Платини против Фурино. Во время интервью с Филиппо Индзаги один из репортеров после вопроса о голевых достижениях Паоло Росси, к которым приближался Пиппо, позволил себе весьма обидную ремарку, ставшую характерной чертой отношения к Индзаги со стороны итальянского прессы на протяжении всей его карьеры:
«Я знавал Паоло Росси. Теперь я гляжу на вас. И знаете что? Я не вижу здесь Паоло Росси»
Переход в «Милан» стал настоящей отдушиной для закипающего в пламени недооценки и внезапно свалившегося хейта форварда. Филиппо забил свой первый гол за новую команду буквально во втором же туре, но к сожалению, был вынужден часто отсутствовать из-за травм: в частности сказывалось повреждение медиальной коллатеральной связки левого колена – даже после выздоровления Пиппо все время ощущал боль в колене в момент удара. Забитые им 10 мячей стали причиной многих уничижительных заметок в газетах и издевательских шутках со стороны ультрас «Ювентуса», называвших Индзаги невнятным «недоразумением», случившимся с их любимым клубом...
Складывалось ощущение, что именно на «Ювентус» у Индзаги пришелся пик карьеры. Все же там он был беспрецедентно результативен, в то время как в «Милане» отыграл едва ли не худший сезон в карьере, стал травматичен, был вынужден терпеть постоянную боль. Но все сложилось совсем иначе, пусть и не без ухабов по пути....
В своем втором сезоне Филиппо получил уникальнейший шанс, который дается лишь раз в жизни (уникально, но в его жизни таких шансов будет аж два) – он провел прекрасный и довольно результативный год, сумев помочь своей команде дойти до финала Лиги Чемпионов. И там его ждал... «Ювентус» Марчелло Липпи и Лучано Моджи. К моменту финального поединка у Индзаги уже было собрано аж 17 голов в Серии А и 12 – в Лиге чемпионов.
Финал Лиги чемпионов 2003 года не стал бенефисом для Индзаги. Он стал триумфом для другого обиженного «Ювентусом» человека – главного тренера «Милана» Карло Анчелотти.
Пиппо был не особо заметен в течение всего матча – запомнился разве что его удар головой в створ ворот «Ювентуса», но куда ярче запомнился непосредственно сейв юного Джанлуиджи Буффона. Хронике же достался громогласный возглас Джиджи после спасения и удивленное лицо самого Индзаги, не сумевшего реализовать столь верный момент...
В серии пенальти сильнее оказались миланцы, «Ювентус потерпел поражение. Анчелотти сумел взять свой реванш, Индзаги – свой. На этом стороны будто бы разошлись окончательно, разорвав все прежние связи и разрушив все мосты, связывающие этих людей с их прошлым клубом. Летом того же года «Ювентус» сумел локально отомстить сопернику, одолев «Милан» в Суперкубке Италии так же – в серии пенальти, но едва ли это можно сравнить с тем, что Карло сотворил в финале Лиги чемпионов...
Индзаги доказал всем, что независимо от партнеров, смены клуба, важности турнира, и прочих объективных переменных, он остается великолепным форвардом. Травмы, неудачи, конфликты – ничто не помешает ему делать свою работу так, как ее не сделает больше никто. Он всегда найдет свой гол, даже на грани оффсайда. Легендарный футболист Серии А Эмилиано Мондонико в свое время дал идеальное определение того, каким игроком всегда оставался Пиппо:
«Это не Индзаги влюблен в голы – голы влюблены в Индзаги»
Следующие два года оказались крайне сложными: поочередные травмы спины, коленей, рук, и затем лодыжки привели к необходимости обратиться в клинику за хирургическим вмешательством – Индзаги перенес две операции, после чего с тоской констатировал выпадение из основного костяка команды Анчелотти. Всего 43 матча за 2 с половиной сезона и несчастные 8 забитых мячей... Да, «Милан» в этот период праздновал завоевание Скудетто, Суперкубка УЕФА и Суперкуба Италии – но роль непосредственно самого Индзаги в победе была ничтожной, если не сказать больше.
В очередной раз журналисты поспешили «похоронить» Пиппо на посту итальянского топового форварда большого клуба, отправив его на покой – в команду рангом пониже, где он сможет спокойно наслаждаться жизнью и не претендовать на то, что ему более не подвластно. У Индзаги же были совсем другие планы.
Несмотря на то, что в атаке росла конкуренция в виде Андрея Шевченко и Кака, Индзаги таки сумел найти себе место в схемах Анчелотти. Полностью оправившись от травм, Пиппо принялся забивать с прежним усердием, стремясь работать не только на количество, но и на качество – от его ног страдали соперники любого ранга, а включался он зачастую тогда, когда партнеры по команде уже опускали руки при ощущении неизбежности неудачи.
Вспоминая ужас 2005 года, а именно провал в финале Лиги чемпионов против «Ливерпуля», весь «Милан» жил желанием отомстить. Индзаги буквально «болел» тем, что не смог быть полезен своей команде в том злосчастном сезоне, оттого именно на его плечи легла ответственность за исправление ошибок прошлого. И судьба в очередной раз показала свою благосклонность Пиппо – в соперники «Милана» на финал 2007 года вновь попал «Ливерпуль».
В этот раз все прошло совершенно по другому сценарию, ведь впереди солировал не мальчик, но муж, закаленный и опытный, прочувствовавший цену удачи и неудачи, на собственной шкуре ощутивший все прелести жизни, которая в любой момент может эти прелести отобрать. Индзаги забил дубль в ворота «Ливерпуля» и завоевал второй в своей карьере кубок Лиги чемпионов! И в этот раз он мог смело назвать себя главным героем этой победы, увенчавшей столь неоднозначную и сложную карьеру травматичного форварда, пребывающего в вечной тени кого-то более звездного и именитого.
Пиппо назвали лучшим футболистом той встречи, а подписанную им футболку продали на аукционе – все деньги, вырученные с продажи, передали в миланский фонд для проекта строительства отделения интенсивной терапии местного госпиталя.
Индзаги оказался полезен и в матче за Суперкубок УЕФА, в котором «Милан» одолел «Севилью» со счетом 3:1 – и здесь Пиппо отметился голом. В том же году аналитики констатировали занимательный факт: Индзаги после своего дубля в ворота «Шахтера» сравнялся с Гердом Мюллером в списке самых результативных нападающих Лиги чемпионов в истории – у обоих было по 62 гола. Забавно, что аж два года потребовалось Пиппо на то, чтобы превзойти это достижение – его сперва даже успел обогнать Рауль, забивший 63 гола. Но по итогу Индзаги пересилил себя и сумел хотя бы на время занять лидирующую позицию в данном рейтинге с 64 голами – которые тот же Рауль впоследствие и перебьет.
Дальнейшую карьеру Индзаги в «Милане» можно охарактеризовать как погоню за рекордами. Его выбивали из седла бесконечные травмы: в довесок ко всему Пиппо приобрел паховую грыжу, а затем вновь повредил крестообразную связку левого колена, только в этот раз еще и с разрывом мениска. Но голы все шли и шли, рекорды копились, а карьера спокойно близилась к завершению.
13 мая 2012 года он отыграл свой 300-й матч за «Милан». По согласованию с руководством клуба эта игра стала для Пиппо последней в команде. Он не стал продлевать контракт и намеревался завершить карьеру именно здесь. «Милан» дал ему все то, что когда-то не дал «Ювентус» – осознание того, что Индзаги полноценная личность, способная творить чудеса. В «Милане» он наконец-то вышел из чьей-то тени, во весь голос заявив о своей значимости для одного клуба и лиги в целом. Здесь его любили, здесь его поддерживали независимо ни от чего. Так где еще было бы лучше закончить карьеру?
Это была игра против «Новары». Индзаги вышел на поле во втором тайме и забил (ну кто бы сомневался?) победный гол своей команды. «Милан» победил со счетом 2:1. Пиппо официально закончил карьеру, попутно став четвертым из числа самых возрастных футболистов в истории «Милана», выходивших на поле за всю его истории. Итогом этой великолепной истории стали 300 игр, 126 забитых мячей, две Лиги чемпионов, два Скудетто, два Суперкубка УЕФА, два Суперкубка Италии, один Кубок Италии и даже один трофей клубного чемпионата мира.
Именно на стадионе «Милана» Индзаги однажды сказал о том, что станет легендой. Именно здесь он сумел увериться в том, что наконец стал ею. Я не перестану расстраиваться из-за того, что связка Индзаги и Дель Пьеро в какой-то момент перестала существовать. На мой скромный взгляд, этот тандем имел все шансы войти в историю как наиболее результативный и неповторимый за все время существования кальчо. «Ювентус» помог Индзаги утвердиться на европейском поприще в статусе великолепного нападающего с большим потенциалом. Но в определенный момент этого оказалось мало, и таки двум звездам в одном месте оказалось слишком тесно.
Тем лучше, что Пиппо сумел найти для себя отраду в виде перехода в «Милан», а мы – болельщики «Ювентуса» – с гордостью можем говорить пресловутое «Я видел, как он начинал!».
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!
А так однозначно классный форвард, спасибо за статью, интересно было почитать.
Вот тут кстати косяк:
"Карло Анчелотти, назначенный главным тренером «Милана», убедил своих боссов в важности скорейшего приобретения форварда такого класса, коим разумеется обладал Пиппо, после чего стороны быстренько ударили по рукам, и Индзаги уехал в столицу моды"
А на самом деле:
- "2 июля 2001 года — дата подписания контракта между итальянским клубом «Милан» и нападающим сборной Италии Филиппо Индзаги"
- "Анчелотти был назначен главным тренером «Милана» 5 ноября 2001 года"
Анчелотти пришёл в Милан уже после того, как там обосновался Индзаги, поэтому он никак не мог "убедил своих боссов в важности скорейшего приобретения форварда" ) Поэтому мне больше верится в версию о конфликте с Анчелотти, после его прихода в Милан говорили, что Индзаги снова придётся новую команду искать, и первое время он там не слишком удачно играл. Ну а потом он начал уничтожать Депортиво, Баварию и т.п., и Анчелотти стал ему больше доверять
Зеедорф забрасывает пас вперед на на егабшего Пиппо и следует фирменный гол.
И все это на фоне полуразвалившегося Милана, бездарных новичков.
Очень хотелось бы омолодить заново как в редакторе футбольного симулятора всех ветеранов и счастливо наблюдать за сильным Миланом
О да, прекрасно помню классический итальянский вайб в его эмоциях после промахов или решений судей)) и жесты, и гримасы, и прыжки, атмосферно было!
Можно, но эту монографию длиной в час бы точно было бы тяжело прочесть))