У «Юве» 10 ничьих в Серии А. Почему так много?
Нет, дело не в Мотте.
У «Юве» 12 ничьих в сезоне. В 23 матчах.
Ладно, «Юве» отформатировал ростер и начал с нуля, с новым тренером и составом. Многие добрались на излете трансферного окна. Если отбросить чрезмерный оптимизм и учесть обстоятельства, промежуточный результат – уверенный ход по ЛЧ и место в группе лидеров Серии А, – неплох. Вряд ли кто-то всерьез ожидал большего. По крайней мере, оснований для этого не было.
Но ничьи не дают покоя. Некоторые ювентини говорили, что их грызет не шестое место, а видимая доступность большего. 10 из 12 ничьих и четыре подряд – в чемпионате. Половина – с командами из нижней части таблицы. Накал, первые признаки которого проявились в конфликте Влаховича и трибун, скорее из-за упущенных возможностей, чем результата вообще.
Некоторые ничьи – несчастные случаи. У остальных есть общие причины.
Первая причина – упрощенный футбол, с которого Мотта начал
После победы над «Реалом» Паулу Фонсека сказал: «Лигочемпионские матчи отличаются от Серии А. Сегодня вы видели мой «Милан». Но у нас не всегда получается играть так в Италии. В еврокубках нет тотального персонального прессинга по всему полю. Мы можем презентовать такой тип командной игры в Европе, но не в Италии.
Есть разница между матчами с «Монцей» и «Кальяри», которые преследуют 1-в-1 по всему полю, и «Реалом». Нам сложнее играть против итальянских команд».
Запомните эти слова. Мы к ним вернемся.
Год назад Мотта назвал свой футбол гибридом позиционной и реляционной игры. Синтез проявлялся по-разному. Тиаго варьировал системы в зависимости от соперника, эпизода и фазы владения. Порой сочетал обе. Но не выкатывал чистый позиционный или реляционный футбол: логика одной модели всегда нарушалась приемами из другой.
Не менялось одно. Такой синтез тяжел для обучения, поэтому в каждом клубе Мотта начинал с позиционной игры – она проще. «Юве» не исключение. Первые последовательные элементы реляционного футбола появились в начале ноября. До сих пор они относительно нечасты – как и прежде, Тиаго усложняет аккуратно и не спеша.
Теперь вспомните жалобы Фонсеки. Позиционному футболу, особенно испанской ветви, трудно в Италии. Он создан для манипуляции зонной защитой и четкими линиями. В Серии А ему не с чем работать – здесь победил персональный прессинг, который не формирует линий и слабо привязан к зонам.
Кроме того (а может, и в силу этого), даже отлаженный футбол Мотты ярче раскрывался именно в реляционных проявлениях. Его «Болонья» серела, когда соперник вынуждал на позиционный футбол. Как правило, происходило это в двух случаях: против зонной защиты или запертого автобуса. Болонцы сохраняли владение, неплохо контролировали мяч и противника, но редко находили аргументы против заниженной обороны. Ничьих хватало – в прошлом сезоне только «Удинезе» накопил их больше, чем Тиаго.
В какой-то момент такая защита стала криптонитом «Болоньи». Аналитик Антонио Гальярди пересказывал Ultimo Uomo разговор со знакомым из Серии А: «Мы 2-3 дня смотрели видео с «Болоньей». Я показал тренеру все их передвижения, и через двое суток он сказал: «Ох, я больше ничего не понимаю. Знаешь что? Выставим закрытую 4-4-2 и защитим зоны, не играя персонально и не ведясь на все эти ротации».
«Ювентус» чаще сталкивается с развернутой обороной. Поэтому чаще стерилен. Этот риск закладывался назначением, но представлялось, что недостаток прикроют нацеленная девятка и творческая поддержка – роскошь, которой в «Болонье» не было. Пока не вышло. Отчасти потому что креативный Дуглас еще не доехал, хотя и числится в клубе
Вторая: нет ударного вингера
Одно из главных преимуществ Мотты – разнообразие приемов, которыми он освобождает вингеров: создание карманов за спиной нападающего, затягивание в воронки на противоположном краю, выманивание прессинга, ложные забегания. Все работает на то, чтобы оставить крайка один на один с соперником и пространством. Эффективность доказана: Орсолини при нем стал самым забивным итальянцем в топ-лигах.
Самому Тиаго он помогал не меньше. В его перегрузы включен нападающий, чтобы создать численность и перетащить защиту. Без ударного вингера у системы меньше инструментов для завершения. Движению и перепасу недостает конкретики.
«Ювентус», как и «Болонья» первого года, заманивает на левый край – там больше связующих игроков, способных удержать мяч в тесном пространстве. Завершитель требуется справа. Но Гонсалес сломался, Веа развернут сильной ногой от ворот, а Консейсау при всех плюсах критически долго расстается с мячом. Не счесть, сколько атак он замедлил. Эта роль пока не для него: португалец частит с лишними касаниями, даже когда появляется идеальный момент для последнего паса.
Третья: «Юве» использовал осторожные структуры вначале и вернулся в последний месяц
Несколько месяцев назад, разбирая безупречную оборону «Ювентуса», мы поднимали тему нашумевшей 2-7-2. Суть сказанного Моттой была не в цифрах. Они могут быть разными. Важно считывание схемы по вертикали: оно объясняет, как взаимодействуют игроки.
Уверенность, с которой оборонялись туринцы, частично объяснялась именно отказом от фиксированных краев. «Юве» не играл 2-7-2. Не всегда. Часто структура выглядела как 2-8-1. Центр насыщал дополнительный игрок.
Многоэтажное перекрытие увеличивало шансы на подборах и гарантировало повышенную страховку от контратак, но мешало вскрывать массированную защиту. Впереди не хватало людей. Отчасти поэтому «Юве» первых нескольких месяцев чередовал разгромы с нулевыми ничьими. Если соперник прессинговал, его крошили. Когда закрывался – вариантов не оставалось.
Почему Мотта начал с такой структуры, из-за Камбьязо или ради большего спокойствия в первые турбулентные месяцы, неизвестно. К октябрю туринцы заиграли смелее. Структуры стали открытыми, проблем позади добавилось, зато решились многие впереди. Нулевые ничьи исчезли. «Ювентус» делил очки, но либо случайно («Кальяри»), либо весело (6:6 с «Интером» и «Пармой»).
А после ноябрьской паузы свел к ничьим 5 из 6 матчей. Две первые были нулевыми.
В этот последний месяц снова преобладают осторожные структуры. Здесь, например, на противоположном краю нет двоих: левый защитник Данило открывается в зоне опорника.
Через несколько секунд бразилец поддерживает Йылдыза на фланге. Но посмотрите на противоположный. Там вообще никого. Правый защитник в опорной, правый вингер в центре штрафной. Это 2-9-0, а не 2-7-2.
У нового метода есть черта: крайние защитники реже забегают по флангу. Вингеры часто остаются против двоих, и это тоже не способствует обострению.
У перемен три возможных причины. Две, как ни странно, атакующие. Первая – попытка предельно увеличить остроту, не пожертвовав балансом. Мотта признал, что в «Юве» придется активнее использовать кроссы, хоть он этого и не любит. Опустошение противоположного края, пусть и ценой ширины, ради насыщения центра и зоны владения вполне может быть попыткой включить навесы-прострелы без потери эффективности в контрпрессинге.
Вторая сводится к проблеме ударного вингера. Частые ситуации 1-в-2 похожи на новый инструментарий, заточенный под таланты Йылдыза и Консейсау. У Мотты не получается создавать пространство прежними способами – по многим причинам, не только из-за медлительности маневров. Оба вингера передерживают мяч, но их можно использовать как магнит – если не отправлять подмогу, чтобы использовать лишнего игрока в другой зоне.
Третья, конечно, травмы. Если верно, что Мотта играл так вначале, чтобы дополнительно обезопасить себя, то откатиться в период предельной уязвимости тоже логично.
Четвертая – травмы. И тяготы, которые за ними последовали
Знаете, в скольких матчах «Юве» заполнил заявку из 22 человек, не прибегая к непроверенным игрокам? В шести.
На самом деле травм в Турине не слишком много – на уровне «Интера» и меньше, чем у «Милана». Проблема скорее в не до конца укомплектованном составе, где несколько позиций остались без подмены, и несчастливой одновременности некоторых повреждений. После ноябрьской паузы «Юве» остался без нападающих и с минимальной глубиной в нескольких линиях. В Бирмингеме в заявку наскребли всего 13 полевых.
Мы не будем рассказывать, как не вовремя травмы для тренера, который еще не привил стиль. Поговорим о другом. Ключевое слово в футболе Мотты – движение: «Я злюсь на тех, кто теряет мяч, но еще больше на тех, кто останавливается». Он создает преимущество не позиционным превосходством, а интенсивным трафиком в тесных зонах и постоянным перемещением на большом пространстве. Защиту лишают ориентиров. Замедлившись (тем более остановившись), подход теряет остроту: круговерти нужна активность, чтобы соперник не успевал перестроиться.
Другая важная деталь – быстрый возврат. «Болонья» входила в тройку лидеров лиги по контрпрессингу, а «Юве» сейчас держится в шестерке лучших по давлению. На старте сезона Мотта выжал несколько голов из отборов на чужой половине. Но без ротации накопилась усталость, и после ноябрьской паузы туринцы совершают почти вдвое меньше возвратов в атакующей трети.
В конце концов, усталость влияет и напрямую: матч с «Лечче» ювентини отдали в конце – без ротации еле волочили ноги и больше не успевали за соперником.
***
«Ювентус» Мотты не умеет проигрывать, но пока не научился побеждать. Тем не менее во всех этих минусах есть один плюс. У туринцев самый большой потенциал роста в лидирующей группе. Ни на кого обстоятельства не влияли так сильно. И никто не показал к ним большей устойчивости. Мы еще посмотрим, что покажет Тиаго со свежими игроками и укомплектованным ростером, но есть ощущение, что точки прогресса у клуба – вполне достижимые.
Мотта только начал. В первых матчах его «Болонья» была лучшим снотворным в Италии. А превратилась в одну из самых красивых команд континента.
***
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА
Фото: Gettyimages/Chris Ricco / Stringer, Valerio Pennicino / Stringer, Jonathan Moscrop / Stringer; Spada/Keystone Press Agency/Global Look Press