7 мин.

Почему Клаудиньо больше не восхищает

Три ключевых момента.

Клаудиньо – один из главных лидеров «Зенита» с момента приезда в Россию и один из ярчайших игроков чемпионата.

И все-таки магия бразильца постепенно угасает из-за эмоционального выгорания и тактической трансформации: мощно дебютировал на позиции левого инсайда в 3-4-3, поразил дворовой техникой и тонкостью на мяче, затем играл в центре поля, примерял разные роли в рамках одной системы и все реже участвовал в финальной трети.

Этот сезон – худший для бразильца по большинству продвинутых показателей в атаке за всю карьеру в РПЛ.

Регресс очевиден хотя бы по меркам самого Клаудиньо. При этом на уровне лиги он все еще один из лучших: в топ-7 по ассистам (5 – столько же у Дмитрия Кабутова и Стефана Лончара), в топ-3 по ассистам с игры (делит второе место с Эсекиэлем Барко, больше только у Вендела – 8), в топ-6 по передачам под удар с игры (25 – больше всех в «Зените», у Дугласа Сантоса – 22), в топ-2 по разрезающим передачам (30, столько же у Барко).

Почему же тогда кажется, что Клаудиньо утратил яркость?

Есть три объяснения.

Первое: Клаудиньо подчинился прагматизму Семака и с каждым сезоном все дальше от атаки

Первое время в России бразилец казался волшебником, чья игра возвращала в детство: дворовая (в хорошем смысле) техника, изящные приемчики, непредсказуемые и при этом интеллектуальные решения.

И тут вмешалась прагматичность Семака: волшебства стало меньше, моментами Клаудиньо просто выгорал. Это не хорошо и не плохо, просто данность. 

Клаудиньо сохранял качество, не капризничал (в этом большая заслуга Семака как коммуникатора в звездной команде), а раскрывал новые преимущества в других ролях и приносил пользу, с каждым сезоном играя все глубже. 

Карьера Клаудиньо в России никогда не была однородной: в сезоне-2021/22 зажег левым инсайдом в 3-4-3, но уже во второй части сезона стал одним из центральных полузащитников в той же схеме. В 4-3-3 бразилец начинал восьмеркой, атакующей в финальной трети, но позже отвечал за розыгрыш мяча и построение атак из глубины.

Похожая ситуация в этом сезоне. Сергей Семак построил новую атакующую структуру: Барриос опускается в тройку защитников на мяче; Клаудиньо отвечает за продвижение из глубины; ширину на фланге создают вингеры и/или крайний защитник; тройка игроков располагается под нападающим и грузит чужую опорную (обычно это правый нападающий, один из центральных полузащитников и Дуглас Сантос). Вот как это выглядит схематически.

Новая роль в глубине сказывается на результативности впереди. Клаудиньо меньше бьет из опасных позиций и практически не угрожает из штрафной – всего 7 попыток за половину сезона, причем 3 из них в последнем матче против «Крыльев».

Для наглядности – карта ударов из прошлых сезонов.

Разница колоссальная. Но со временем Клаудиньо научился компенсировать недостаток остроты в чужой штрафной пользой в развитии атак: отлично сканирует свободное пространство и уникально им пользуется. Базовые (но в последнее время редкие) инструменты – забросы, диагонали, черпачки, нестандартные передачи вразрез, хитрые стеночки и подыгрыш пятками. Главная проблема в том, что у «Зенита» нет отточенной игры впереди, а без нее действия Клаудиньо не так эффективны. 

В последних матчах Клаудиньо играл ближе к атаке и поднимался на место Вендела. С «Оренбургом» было тяжело связывать между линиями из-за закрытого блока, а вот против «Ахмата» получилось крайне полезно – бразилец серьезно повлиял на ключевые атаки в первом тайме: выманил Гандри на чужую половину и пропустил мяч на Кассьерру в первом голе, во втором – вывел Мостового на прострел.

Против «Крыльев» Клаудиньо начинал в левом полуфланге (Сантос оставался в тройке ЦЗ), но во втором тайме опять спустился в глубину.

Второе: Клаудиньо и «Зениту» не хватает игрока типажа Кузяева

Очевидная мысль: Клаудиньо скис вместе с атакой «Зенита» после ухода Малкома и Кузяева. Бразильцам нужны игроки, настроенные на тонкое обострение в финальной трети. Обычно оно осуществлялось двумя способами: нестандартными решениями на мяче или эффективным движением без мяча. В прошлом сезоне замены лидерам не нашлось, пришлось менять игру и схему.

С Глушенковым «Зенит» вернулся к оптимальному распределению ролей, доминировал на старте и наконец вдохнул полной грудью. Но после травмы Максима опять стал тягучим. Семак пытался встряхнуть команду обновленной структурой (разбирали выше), свежими идеями (три башни) и новыми ролями (смена позиций для Клаудиньо и Вендела). Периодически получалось, но глобально «Зенит» все еще мучился. 

И пока даже возвращение Глушенкова не спасло. Он может ускорить игру в передней линии, но ему не хватает сил расшевелить еще и центр поля. «Зенит» нуждается в драйвере по типу Кузяева рядом с Клаудиньо/Венделом, который  сможет а) обеспечить баланс при владении и в обороне; б) создать конкурентную среду для бразильцев; в) сделать структуру менее стерильной за счет движения и открываний в штрафной. 

Из-за отсутствия игрока такого плана «Зениту» не хватает динамики: бразильцы меньше обостряют и кучкуются в середине.

Третье: трудно найти новую мотивацию

Когда Клаудиньо мотивирован – он среди лучших в лиге. Но за последние полтора года зажегся всего однажды – весной 2024-го. Тогда бразилец неожиданно нашел новый импульс и был главным активатором «Зенита» в хромой чемпионской гонке: оживлял усыпляющую атаку, сделал разницу в решающем матче с «Ростовом» и провел выдающийся Суперфинал Кубка России против «Балтики» (сиял в быстрых переходах и позиционных атаках, создал три явных момента в первом тайме, подготовил атаку перед голевым стандартом и разогнал перед победным мячом Алипа).

Дальше – стагнация. На старте сезона Клаудиньо растворился на фоне великолепных Глушенкова и Вендела, после травмы Максима взял важную роль в построении атак в новой структуре, но не стал лидером и сделал проблемы «Зенита» более явными: не сбалансировал структуру, недисциплинированно оборонялся и лениво реагировал на потери. Эпизодически включался в атаке, но чаще устраивал стерильный перекат.

***

Карьера Клаудиньо в России – рефлексия на метаморфозы «Зенита» в контексте последних лет. Сначала были яркость и качество, которые не исчезали, а трансформировались из-за новых требований и принимали новые формы. Затем – апатия от переизбытка эмоций и застой. 

Клаудиньо по-прежнему звезда и один из лучших в лиге, когда мотивирован. Но на звездный имидж влияет множество факторов: проблемы в атаке и тренерские установки заставляют адаптироваться к новым ролям дальше от финальной трети, раскрывают новые способности, но сужают простор для творчества. А нехватка мотивации негативно сказывается на игре и откровенно вредит команде.

За 3,5 года Клаудиньо отдал «Зениту» все. Его союз с клубом был продуктивным, но теперь отношения портятся, взаимных вопросов и претензий все больше. 

Есть ли смысл верить в новый импульс?

Мой телеграм

Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев, Алексей Филиппов