Трибуна
15 мин.

Слишком токсичный союз. Почему Дель Пьеро и Индзаги не смогли играть вместе?

Серия А любит смертоносные дуэты. Это касается и защиты, и атаки – в равной степени отовсюду сквозит безразличие касательно выполняемой работы, лишь бы дуэт демонстрировал искомую химию на все сто процентов и воодушевлял окружающих своей несокрушимостью. Примеров в Италии хоть отбавляй по всем направлениям: тут нам и Сивори с Чарльзом, и Платини с Росси, и Мальдини с Барези, Бонуччи с Кьеллини, Шевченко с Кака, Виалли с Манчини – это то, что пришло на ум в первые же пару секунд.

Болельщики Ювентуса, заставшие победоносную эру имени Марчелло Липпи, с избытком насладились грандиозными и по-своему феноменальными связками. Мы видели крепчайшую оборону, непроходимую полузащиту, удивительно результативное нападение – статус золотой эпохи клуба обязывал, как никак, неспроста это время и стало золотым в контексте описания всей летописи Ювентуса. И вспоминая середину нулевых, ключевым в рамках трофейного пиршества дуэтом для клуба стала связка Дель Пьеро и Трезеге. Синергия, нашедшая воплощение в сочетании двух столь подходящих друг для друга форвардов поражала – казалось бы, эти люди были рождены только для того, чтобы сыграть вместе.

И на фоне становления этой превосходной во всех отношениях пары фанаты неизменно с горечью вспоминали, что в Ювентусе был схожий по вектору возвышения дуэт, который в перспективе мог запросто превзойти даже этот, а может и вообще все ранее существующие пары в атакующем звене. Речь пойдет о феноменальном уровне взаимодействия, достигнутого связкой форвардов Алессандро Дель Пьеро и Филиппо Индзаги, которые не смогли найти общий язык за пределами поля, чем в итоге обусловили крушение надежд болельщиков Серии А увидеть лучший по качеству форвардский перфоманс в истории итальянского первенства...

Подписывайтесь, устраивайтесь поудобнее, и мы начинаем:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Зачастую сам по себе успех команды зиждется на локальном успехе тех самых вышеозначенных связок, добывающих победы на своих плечах. Мы помним величайшие команды прошлого века, обязанных многими собственными свершениями гению определенных людей, нашедших себя именно в части партнерства с такими же одаренными футболистами. Это Милан и его трио из Гуллита, Райкарда и Ван Бастена, мощный Манчестер Юнайтед с Энди Коулом и Дуайтом Йорком, ну и конечно же сам Ювентус, где Липпи выстраивал машину под стать своей истории и регалиям.

Структура схем итальянского мэтра тренерского цеха выстраивалась на идее перевода мяча вперед силами трех основных футболистов группы атаки.

В этой структуре обязательно должен быть креативный плеймейкер, умеющий работать перед штрафной и лично отвечать за доставку мяча вперед, а перед ним взаимодействуют форвард, работающий как наконечник, и классическая десятка – форвард без привязки к позиции.

Наиболее звездным трио атаки в команде Липпи в конце девяностых можно смело считать триумвират Зинедина Зидана, Алекса Дель Пьеро и Пиппо Индзаги. Союз, основанный на требовании быть лучшими и работать, несмотря ни на что. За гениальность передач отвечал французский полузащитник, за работу в штрафной – едва ли не лучший фантазиста планеты, а замыкал сие великолепие посредством доведения мяча в сетку ворот возможно сильнейший замыкатель Серии А, да простят мне столь безалаберный каламбур. Лучшие на своих позициях, лучшие в своем деле, и это трио грозило не только эффектными перфомансами впереди, но и проблемами в части взаимоотношений – нередко бывает так, что гениям сложно работать с гениями, им банально становится тесно.

Индзаги всерьез заявил о себе в стане Аталанты, его тяга забивать все, что попадает в ноги, позволила игроку стать лучшим бомбардиром первенства с 24 голами, несмотря на то, что команда в целом сыграла серо, пусть и заняла весьма солидное для себя десятое место. Помимо титула имени Паоло Росси, вручаемый ежегодно самому результативному футболисту Серии А, Пиппо забрал себе еще и звание Лучшего молодого игрока сезона Италии – буквально вынудил Триаду Ювентуса следовать за собой в попытках подписать контракт, опередив конкурентов в борьбе за за юное дарование. 

В это же время Юве переживал своеобразную смену поколений в части атаки: Виалли и Раванелли после триумфа в Лиге чемпионов отправились изучать английский футбол, а Алессандро Дель Пьеро в одиночестве явно не хотел бы тянуть на себе идеологический воз, поскольку сам только вчера перешел из статуса перспективных в новоиспеченные звезды – явно полезнее было бы сосредоточиться на личных достижениях в угоду своему статусу. Бремя лидерства еще не пришло, да и не по возрасту оно было.

Так Лучано Моджи попробовал создать совсем молодое и перспективное атакующее звено в Ювентусе, оставив черновую работу для других. И Пиппо Индзаги переехал в Турин, где ему будто бы было предначертано стать большой звездой. 

Марчелло Липпи идеально воспользовался возможностями новоиспеченной связки, сосредоточив внимание на их сильные и слабые стороны, чтобы за счет партнера нивелировать недостатки и возвести преимущества каждого в абсолют. Когда мяч попадал в ноги Дель Пьеро, для трибун время будто останавливалось – столь элегантными были его движения, от каждого прикосновения сквозило стремлением достичь идеала. Одним взмахом ступни Алессандро мог сбить с толку лучших защитников Серии А, оставив их не удел, но нередко за счет осознания собственного величия перебарщивал с эффектностью и попросту не успевал определить вектор атаки для своей команды, что в итоге приводило к потере впереди. 

Присутствие рядом Индзаги легко решило эту проблему: Пиппо действовал и близко не так же эффектно, но зато отрабатывал на редкость эффективно. Итальянский форвард работал одними голыми инстинктами, подбивая под них физические возможности своего тела, чтобы мышцы запоминали, как им следует работать в той или иной ситуации, чтобы в будущем ноги сами реагировали на возможности, предвосхищая импульс мозга. На словах все это кажется несколько утрировано, но стоило увидеть, из каких позиций и с каким хладнокровием Индзаги реализовывал предоставленные ему моменты – вопросы отпадали сами собой.

Недаром за Пиппо привязалась кличка Рожденный в офсайде

И этим прозвищем кличкой он обязан сэру Алексу Фергюсону, который воочию наблюдал за работой неспособного на красивый финт нападающего Ювентуса, за 11 минут дважды расстрелявшего ворота Петера Шмейхеля в матче Лиги Чемпионов против Манчестер Юнайтед. Не самый изящный бег, странная манера подгибать колени перед поворотом корпуса, долгая смена траектории движения в попытке предложить себя партнерам впереди, но в конце неизменно следовал убийственный по точности удар ровно в то самое время, когда это требовалось сделать для идеального завершения. И нередко эти моменты возникали на самой грани положения вне игры, ведь Индзаги с самого начала своей карьеры усердно оттачивал мастерство поиска тех самых долей секунды, чтобы опередить защитника и вырваться на оперативный простор. Увы, порой это сопровождалось реальным попаданием в офсайд, отчего зрители стали постепенно привыкать к свисткам арбитра в момент выхода Пиппо на ворота. 

Новоиспеченная атакующая идиллия в Ювентусе восторгала даже соперников. Нередко вспоминается перфоманс свежего итальянского молодого дуэта в матче против Милана на стадионе Делле Альпи, когда россонери едва сумели справиться с унижением, сохранив на табло разгромные 4:1, хотя по моментам могли пропустить в два раза больше. Дель Пьеро и Индзаги на двоих расписали всю работу впереди, позволяя остальной команде заниматься исключительно разрушением без потребности в созидании. Убийственная мощь на фоне феноменальной грации – именно так лучше всего можно описать работу умопомрачительного дуэта. 

В Лиге чемпионов Индзаги дебютировал так же красочно в плане результативности, сколь и скупо в техническом плане: в розыгрыше плей-офф против Ювентуса вышли молодые звезды Валерия Лобановского – Динамо Киев только что деклассировали Барселону на выезде и готовы были продолжать феерию, но Пиппо положил им хет-трик, после чего Алекс Дель Пьеро завершил голевую феерию привычным для поклонников совместным с партнером и даже в чем-то уже обязательным взятием ворот в рамках одной встречи. Затем сам Дель Пьеро отметился тройной порцией распечатанных ворот, где ему противостоял Фабьен Бартез во встрече против Монако, и лишь в финальном матче розыгрыша в Амстердаме эту убийственную машину удалось наконец остановить...

59 мячей в своем первом же совместном сезоне на двоих провели Алекс и Пиппо. Никто не мог предположить, что этому союзу хоть что-то может противостоять на поле, однако при этом стоило учитывать ту самую важную грань, когда рядом друг с другом отрабатывают два совершенства в схожем ремесле. Каждая звезда мечтает гореть чуть ярче, неосознанно рассчитывая на понимание важности этого аспекта со стороны товарища, и если этот момент не найдет решения сам по себе, проблем с самоопределением в контексте влияния на всю команду не избежать... 

Алекс Дель Пьеро порвал связки колена осенью 1998 года, оставив команду без лучшего футболиста. Казалось, что его отсутствие удастся хотя бы частично прикрыть двойной нагрузкой со стороны остальной команды в плане атаки, но последствия оказались ужасающими – седьмое место и гнетущее разочарование. Хотя в составе Ювентуса все же случился небольшой локальный праздник, ведь в это же время Индзаги оформил 20 голов, что послужило осознанием Пиппо своей уникальности и без важного партнера рядом. Вероятно присутствие Дель Пьеро в чем-то даже сковывало Индзаги, поскольку Алекс нередко действовал слегка эгоистично, стремясь завершать моменты в одиночку. А ведь эти голы могли достаться самому Филиппо... Этот сезон стал началом конца для дуэта, пусть и не официально. Пока. 

Карло Анчелотти сменил на посту тренера Марчелло Липпи и попробовал смастерить что-то свое впереди, намереваясь избавить команду от зидано-дельпьеро зависимости. Фланги стали работать повыше, опорная зона стала больше привлекаться к работе чистого плеймейкера, а Индзаги продолжил забивать. На фоне вполне себе неплохих результатов в плане дебютной пробы пера руками Карло, Дель Пьеро совершал попытки вернуться в игру. Сделать подобное было отнюдь непросто: врачи и вовсе рекомендовали заканчивать с футболом, предрекая возможную хромоту до конца жизни, и прежние кондиции в части дриблинга остались в прошлом. Все, что оставалось самому Дель Пьеро, так это изменить свое отношение к работе на поле подчистую и привнести в это чуть больше баланса, оставляя инстинкты и эффектные технические элементы за бортом. 

Между партнерами в атаке стало частенько возникать недопонимание: Дель Пьеро старался продемонстрировать окружающим, что он не сломлен и готов вновь поражать окружающих своей игрой, в то время как Индзаги, соразмерно протекающему личностному прогрессу, не желал расставаться с репутацией новой первой скрипки. Это плавно перетекло в полновесную конкуренцию за моменты – оба форварда стали попросту мешать друг другу в стремлении показать себя. 

Неофициальным рубиконом предстоящего разрыва многие фанаты вспоминают игру от 20 февраля 2000 года – выезд в Венецию.

Дель Пьеро реализовал пенальти, Ювентус повел со счетом 1:0. Вполне привычная картина для Юве имени Карло Анчелотти, который осознанно отказывался от давления ввиду плотного календаря, делая ставку на стандарты или контратаки. В составе действовала устоявшаяся иерархия пенальтистов, и потому право реализовать одиннадцатиметровый удар никто не оспаривал, к мячу подошел Алекс. Однако непосредственно перед этим режиссер трансляции успел поймать лицо Индзаги, который с каменным выражением следил за ударом Дель Пьеро и единственным не подбежал поздравить своего товарища. 

Сразу же пришло на ум, как за несколько минут до пенальти Алекс на полном ходу в весьма эгоистичной манере буквально отобрал мяч у Пиппо, чтобы затем прорваться с ним на передовую в штрафной. Потому после этого Индзаги ответил тем же, отказавшись отдавать пас на Алекса в весьма выгодных ситуациях, стараясь забить гол самостоятельно. Совместный игнор и тотальная контрпродуктивность в разрезе совместных действий – нельзя было поверить, что подобные эпитеты применимы в адрес некогда самой убийственной связки форвардом Серии А. Но это уже была не она...

Индзаги закончил встречу против Венеции с хет-триком, причем два последних мяча состоялись после такого же недопонимания сторон и фактической кражи круглого с ноги Алекса. Завершающей каплей в чашке терпения Дель Пьеро очевидно стали несколько театральные празднования самого Индзаги после каждого удара, который, несмотря на класс соперника и уже состоявшийся разгром действовал чрезмерно эмоционально, неистово радуясь своему успеху. 

После матча Дель Пьеро на эмоциях вынес сор из избы, сказав журналистам, что его товарищу по команде всего лишь повезло забить, ведь рядом был Алекс в куда более выгодной позиции – соперник повыше уровнем едва ли допустил подобное недоразумение в обороне. 

Добивало ситуацию и то, что сам главный тренер вполне явно отдавал свое предпочтение куда более здоровому и ныне в разы более эффективному Индзаги, пока Дель Пьеро переживал трудности реабилитации и возвращения к прежним кондициям, о которых пока можно было лишь мечтать. Назревал серьезнейший конфликт интересов, а итоговое второе место в турнирной таблице за великолепным Лацио Свена Горана-Эрикссона окончательно уничтожило надежду увидеть восстановление прежних отношений. 

Лучано Моджи вполне адекватно отреагировал на грядущую катастрофу, аккуратно подбирая возможную замену в атаку – причем явно не замену Дель Пьеро, о подобном богохульстве не могло идти и речи. Неудачная попытка с трансфером Тьери Анри стала катализатором более пристального внимания к сборной Франции в целом и французскому чемпионату в частности – Лаки Лучано был уверен, что состоявшаяся промашка стала следствием того, что он искал не тот тип форварда. Анри был элегантен и безупречен в части созидания, но чувствовал ввиду отсутствия опыта серьезные проблемы с реализацией в период адаптации к новым условиям. Фактически, Моджи привез вингера в команду, где не было Арсена Венгера, способного проявить истинное терпение для обнаружения лучшего места для такого гения на поле. У Анчелотти и Липпи не было столько времени, работать предстояло здесь и сейчас. А потому в состав был приобретен Давид Трезеге.

Сперва француз был вынужден лишь создавать мнимую конкуренцию и добавлять чуть больше возможностей для ротирования состава, нежели всерьез создавать давление при выборе кандидатов для основы, но невооруженным взглядом было видно, насколько же Алексу проще и приятнее работать с паре с Давидом, нежели с Индзаги. Пиппо вновь завершил сезон лучшим бомбардиром Ювентуса, но на этом стороны решили попрощаться – Моджи не хотел подкармливать сложившуюся токсичную атмосферу, с легкостью отрубая гнилые концы, как он сам нередко выражался при громких продажах.

Карло Анчелотти, назначенный главным тренером Милана, убедил своих боссов в важности скорейшего приобретения форварда такого класса, коим разумеется обладал Пиппо, после чего стороны быстренько ударили по рукам, и Индзаги уехал в столицу моды. Он оставил за собой наследие, нашедшее выражение в 165 игр в черно-белой футболке и 89 забитых голов, но по вполне объяснимым причинам болельщики Ювентуса с изрядной долей негатива вспоминают те сезоны. Не в отношении самого Пиппо, отнюдь. Итальянец отдавал всего себя на поле и всегда стремился быть лучшим, это достойно лишь уважения. Но к сожалению, в какой-то момент он перерос статус помощника главного героя, а мириться с навязанной ролью ему явно больше не хотелось. 

Итоговое прощание пошло всем на пользу: Индзаги стал своего рода легендой в Милане, а дуэт Дель Пьеро и Трезеге нынче принято называть лучшим в истории «Ювентуса». Игроки часто встречались на поле как соперники, и каждый отметился в истории своих команд с лучшей стороны: Индзаги взял еще два Скудетто и две Лиги чемпионов, записал на свой счет два Суперкубка УЕФА и был введен в зал футбольной славы Милана, увековечив свое имя для одного клуба. Регалии Дель Пьеро, справившегося с последствиями травмы, не уместятся в одну статью, равно как и свершения Давида Трезеге, и по ныне являющегося частью семьи Ювентуса, представляя его интересы за рубежом. Все выиграли, в проигрыше не остался никто.

В будущем и Пиппо, и Алекс всячески открещивались от истории своей ссоры, вспоминая, что просто так сошлись звезды. Индзаги прямо заявлял в интервью, что с Дель Пьеро у него никогда не было проблем, журналисты просто переборщили в инсинуациях после матча с Венецией, раскритиковав форварда, оформившего хет-трик, назвав его эгоистом. Дель Пьеро тоже всегда останавливал собеседников в момент упоминания конфликта, уточняя, что он всегда был дружен с Пиппо, остальное – пустые домыслы. Оставим это на откуп футболистам, поскольку болельщики видели все своими глазами...

Символично, что и Индзаги, и Дель Пьеро покинули главные клубы своей жизни в один день. Алекс уходил триумфатором со Скудетто в руках и статусом лучшего футболиста в истории Ювентуса, который будучи чемпионом мира в 2006 году решился на вояж в Серию Б, отказавшись бросить свою Синьору в беде. Выбор Моджи оказался правильным, он сделал ставку на Алекса, отказавшись от Индзаги в весьма сложный для клуба момент.

Однако никто не может помешать нам с горестью вспоминать тот самый первый сезон союза Дель Пьеро и Индзаги с мыслью: А что, если бы...

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE