13 мин.

От Кратово до Нальчика: итоги конкурса историй о самом ярком выездном матче от БК «Леон»

Любовь к футболу может заставить совершить самые безумные поступки. Тысячи километров, пересадки, веселье, разочарование – все это переживали преданные болельщики в пути за командой сердца. В этом можно убедиться, прочитав истории участников конкурса, который запустил титульный партнер LEON-Второй лиги.Оргкомитет получил множество историй о выездах от болельщиков клубов LEON-Второй лиги. Ниже делимся рассказами победителей.

Первое место – Юрий Семенов (Кратово, ФК «Леон Сатурн»)

Часть первая. 2003 год, ранняя весна, март. Всю зиму мы, как обычно, ждали начала чемпионата и вот наконец-то время настало – первый матч сезона на Кубок России, 1/8 финала, выезд в Тольятти. 

За два дня до матча собираемся с другом в школу, берем справки младших друзей-школьников и копии их же свидетельств о рождении, чтобы сэкономить деньги на билетах на поезд и купить их со скидкой в пятьдесят процентов. Едем в кассы, будка находится на станции Раменское, где мы и приобретаем заветные билеты на паровоз, после чего понимаем, что выезд неизбежен.

Поезд

Приезжаем к поезду, нас четверо – веселье начинается. В приподнятом настроении подходим к своему вагону, показываем проводнику билеты, копии свидетельств и справки школьников. Проводник смотрит на нас недоверчивым взглядом и заявляет, что не может нас пустить без оригиналов свидетельств. Мы в недоумении, объясняем, что не в первый раз уже едем таким образом на поезде и, мол, у нас все в порядке, но разговор заходит в тупик. Появляется начальник поезда, важно берет мои бумажки и внимательно вглядывается, параллельно начиная задавать вопросы:

Н.П: А как маму твою зовут?

Я: Валентина! С гордостью отвечаю я (хорошо, что был знаком лично).

Н.П.: А отчество? (зависает полная тишина).

Я: Не знаю, я маму по отчеству не называю (за спиной стоит смех).

Н.П.: Ну хорошо, какого числа у тебя день рождения?

Четко помню, что у Пашки (по справке которого я пытался прорваться в поезд) день рождения в июне, отмечали всегда в лесу, а вот число подзабыл. Стою и вспоминаю, как на экзамене свою дату рождения, вот умора.

Я: В июне.

Н.П: А число?

Я: 17-го.

Н.П: А тут написано 13-го.

Я: Ну точно не помню, я день рождения не отмечал никогда.

Со словами «все понятно» начальник поезда переходит к опросу следующих, возможно будущих пассажиров, которые за моей спиной успели подготовиться и сдали экзамен на отлично. Минута до отправления, мы настоятельно просим впустить нас в поезд, начальник поезда вызывает сотрудников милиции, но те не успевают подойти к нашему вагону. Поезд должен отправляться, нас запускают, но предупреждают, что мы на особом контроле. P.S. «Школьники», которым осенью 2003-го года исполнилось по 20 лет.

Удача на нашей стороне, а значит выезд продолжается. Начинается веселье, смеемся над этой ситуацией и по несколько раз вспоминаем моменты «допроса».

Только расслабились и выдохнули, как вдруг приходит начальник поезда и сообщает нам, что связался с линейным отделом милиции в Рязани. По прибытии поезда на станцию города сотрудники подойдут к нашему вагону, чтобы забрать нас четверых в отдел для установления личностей. Мы конкретно напряглись – Рязань уже на носу. Собрали вещи, ждем. На улице метель, наш поезд на каких-то самых дальних от вокзала путях, на улице темень и ни души. В итоге за нами никто не пришел, поезд отправился, и мы поехали дальше.

Тяжелое утро, открываем глаза, а «наш друг» в лице начальника поезда уже тут как тут, переписывает все наши данные и спрашивает: «куда, зачем, почему?». Ну и угрожает, потирая руки, что в Тольятти-то он нас точно сдаст куда надо. До конечной два часа, случилась какая-то техническая остановка, слышу из-за спины: – «что за глушь?». Послышалось – Ульяновская область, станцию уже не помню. Принимаем решение соскочить с поезда прямо здесь, дабы в будущем избежать неприятностей с милицией.

Выбор непростой: прыгать с поезда и бежать по путям в неизвестном направлении или ехать еще два часа, а дальше будь что будет. Пока я думал, два моих друга уже вскрыли дверь в дальнем тамбуре и ушли по-английски – спрыгнули на медленном ходу из вагона и скрылись за товарняком.

Посмотрел на другого друга, единственного из нашей четверки, ехавшего по своим документам, который в это время пребывал в слегка ошеломленным состоянии от всего происходящего. Выбор для меня был небогат и очевиден – остаюсь с ним.

Подъезжаем к Тольятти, начальник поезда агрессивно спрашивает: «Где еще двое?». Мы пожимаем плечами, мол сами в шоке – «не знаем, кажется на ходу спрыгнули». Начальник поезда задумался, где-то даже и успокоился, поговорил с нами по душам, рассказал какие-то свои истории из жизни, пожелал быть аккуратнее, отдал все справки, копии и неожиданно отпустил. Не знаю, что на него нашло, может реально испугался, что пацаны спрыгнули на ходу, и если что-то случится, то это будет на его совести. В тот момент нас это волновало меньше всего, самое главное, что мы в Тольятти, на свободе, а значит выезд продолжается!

Надо было отыскать наших друзей в чужом городе, которым в свою очередь необходимо было как-то до него добраться. Мобильные телефоны в то время только начали появляться и еще не были широко распространены.

Город

Каким-то чудесным образом (то ли пейджер, то ли мобилы, таксофоны или голубиная почта все-таки сыграли свою роль) мы с другом узнаем, что наши беглецы должны приехать на центральный автовокзал. Двигаемся их встречать и по пути в городе пересекаемся с еще двумя соратниками, приехавшими «пошизить» за «черно-синих» в эту лютую снежную погоду. Далее автовокзал и встреча, собираемся вместе, и вот нас уже шестеро. Гуляем по городу: ледовый дворец, стадион, маршрутки.

Приближается начало матча, подъехали еще двое из старшей банды, уверенности прибавилось. Нас восемь и больше уже не будет, стоим у касс, и на горизонте появляется банда местных фанатиков. Как нас тут встретят и что произойдет было непонятно, так как, скорее всего, это была первая и единственная встреча Тольятти и Раменского. Мы стоим, ждем, они подошли, поздоровались.

Фанаты «Лады»: А вы с «Торпедо» как?

Мы: Дружим.

Фанаты «Лады»: И мы. Мы же тоже «автозаводцы»‎. Значит и с вами все ок.

И понеслась: заряды, кричалки и так далее. Наш сектор – восемь человек, заходим на их дружественный, трибуны завалены снегом. В общем, веселье и угар продолжались весь матч, «‎отшизили»‎ знатно, произвели обмен розами и даже на тот момент поменяли свои модные шапки с надписями на шарфы «Тольятти». А по завершению футбола мы уже решили прикинуть, где ночевать и как возвращаться домой, ведь денег и сил на обратную дорогу уже не было (впрочем, как и всегда в то время), да и выезд хотелось еще продлить. 

Второе место – Мурат Абазов (Долгопрудный, ФК «Спартак-Нальчик»)

Это было в далеком 2001 или 2002 году, когда я учился в школе во вторую смену, а у отца бывали дежурства по сменам на работе. В одно прекрасное утро отец вернулся с работы, а я еще не успел выйти в школу. Прямо на пороге он спрашивает у меня: «А где наши играют?». Тогда «Спартак-Нальчик» играл в первом дивизионе, и команде предстояла выездная игра с «Арсеналом» из Тулы. О чем я и поведал отцу.

Недолго думая, он предложил поехать туда – меня дважды просить не надо. Я оделся, мы взяли документы и помчали на вокзал. Вот только был нюанс: я как раз должен был получить паспорт. И максимум по моим документам, который был – это домовая книга, в которую я вписан, но нас уже было не остановить.

На железнодорожном вокзале понимаем, что поезд до Москвы уже ушел. Решили перехватить его в Пятигорске. Едем на автовокзал, благо маршрутки до Горячеводска отходили регулярно. От Горячеводска на такси до железнодорожного вокзала в Пятигорске. Поезд догнать не вышло. Возможно, уже тут следовало развернуться, но раз поехали, надо же доехать. Мчим до автовокзала, едем до Минеральных Вод. Поезд опять быстрее нас. Следом автобус до Невинномысска. По расписанию было понятно, что не успеем, но есть надежда перехватить его в Кропоткине. Опять неудача. Из Кропоткина надо уже в Ростов, но засада с расписанием. Решаем ехать до Тихорецка, а там будь что будет. В Тихорецке ловим попутку до Ростова. Парни на пятой серии BMW входят в положение и гонят как только могут, чтобы успеть словить поезд. Доезжаем до вокзала, и чудо! Мы успели. Ребята рады, денег не берут, мы тоже рады — идем в кассы.

В кассах очередь, и не хотят пускать. Угадайте что случилось? Естественно! Поезд отправился, пока мы пытались купить билеты. Ближайший поезд до Воронежа, а нам бы в Тулу. Да и билетов на него нет, нам советуют договориться с проводниками.

Один в итоге соглашается взять нас, выдает два ведра, куда запихали постельное белье, чтобы можно было сесть. И так всю ночь мы ехали в каморке проводника. Комментарий автора – не советую!

В Воронеже лучшим вариантом оказалось доехать до Ельца на рейсовом автобусе. Там на посту ГИБДД останавливают машину, дальше нас соглашается подвезти семейная пара. И вы не поверите, но мы все же успели! Где-то час был в запасе!

Пообедали и пошли на стадион. В кассе очень сильно удивились, что есть болельщики «Спартака». Билеты нам продали и посадили куда-то. Мы с отцом ехали не с пустыми руками, а с адыгейским флагом (привет Нагучеву). К нам подсел еще один мужчина, который увидел флаг и признал своих. После подошел начальник службы безопасности нашего клуба и отвел к трибуне, где сидело руководство.

Полностью матч не помню, но помню, что в какой-то момент Паунежев получает мяч в центре поля и летит один на один с вратарем. Его тянут за футболку, но это не помогает. Удар – и мяч в сетке, дикий восторг, летящие в нас семечки от местных болельщиков. Руководство клуба прибежало к нам праздновать, супер! Знаково это было еще и потому, что наши на выездах почти всегда проигрывали. Дома одни победы, а на выезде одни поражения. И вот наш долгий путь длиною в несколько тысяч километров и кучей перекладных был проделан не зря. Победа, вживую, на выезде.

Это все прекрасно, но как же ехать домой? Да и маме надо сказать, что с нами все отлично. Мобильных не было, и все, что я сделал дома перед отъездом, это оставил записку: «Мам, мы с папой на выезд в Тулу». Ответ на вопрос про дорогу обратно был прост: поезд Москва – Нальчик. Мы уже не спешим, да и в Туле он будет вечером. Идеально. И маме тоже позвонили по межгороду. Правда почему-то с отцом говорить не захотела (мне тогда это было очень непонятно), а со мной только с третьего раза согласилась поговорить.

Ну, да ладно. Приезжаем на вокзал, идем в кассу. Билеты есть – отлично. Папа отдает свой паспорт в кассу, но на меня билет выписывать кассир отказался, документов-то нет. В результате долгих переговоров удалось растопить сердце кассира, и нам все же продали билет. Мы сели в поезд, а последние деньги папа потратил перед посадкой на сервиз для мамы. Спорно, но окей. И, вроде, все хорошо, едем, играем в карты, спим. Вот только на обратном пути возник маленький нюанс.

На границе у пограничников встал резонный вопрос – где документы на мальчика? И если их нет, высаживаем его с поезда и депортируем в обратном направлении. Аргумент, что поезд и так больше не будет останавливаться, не принимался. 

Отца уводят в кабинет для разговора. Я лежу на полке боковушки, смотрю в окно и жду его. Через какое-то время меня сзади кто-то хлопает по плечу. Оборачиваюсь, а там тот самый пограничник. Рука взлетает к фуражке и чеканит: «Звание такое-то, ФИО такое-то. От лица пограничных служб приношу вам глубочайшие извинения». Развернулся и быстро ушел. Тогда я так и не понял что произошло, но главное, что меня оставили в поезде и мы благополучно добрались домой.

Позже папа рассказал, что он смог донести им, что с депортацией меня у них возникнет больше бумажной волокиты, чем просто дать нам поехать дальше. Может, это в него я такой мастер коммуникаций, кто знает.

Вот такое незабываемое путешествие произошло у меня в жизни. Безумное количество эмоций! И безумная благодарность отцу за его пробивной характер и за то, что привил мне любовь к нашему клубу и путешествиям. Это все в дальнейшем вылилось в немалое количество выездов, а самое главное, в то, что благодаря этому я обзавелся отличными друзьями».

Третье место – Александр Семенцов (Павловский Посад, ФК «Композит»)

«Из нашей мануфактурной провинции численностью в 65 тысяч человек мы поехали болеть за родной клуб в Город-герой Санкт-Петербург в День знаний этого года в рамках Кубка России Пути регионов против питерского «Динамо». Вояж был искрометен! Погода нам улыбалась.

Из Павловского Посада выдвигались в составе четырех ярых болельщиков: автор этого очерка – Александр, непревзойденная супруга автора – Юлия, наш сын – Марк и брат Юлии – Ярослав.

Облачившись в форменное одеяние любимого клуба и вооружившись атрибутикой черно-синих цветов, мы бодрой рысью, запрокинув волосы назад, шагали по нагретому вчерашним летом асфальту и «влетали» в вагоны пригородного сообщения Москва-Петушки, из одноименного произведения Венички Ерофеева, в обратном направлении. Солнце было в зените!

С собой у каждого за плечами был рюкзак с пижамой для ожидавшего нас к полуночи двухэтажного поезда дальнего следования. Впереди горизонт приключений, а сбоку термосумка со льдом для освежающих коктейлей в дорогу. Рукава олимпиек обхватили нас за талии и завязались узлами в районе аппендицитов, а козырьки кепок сдвинулись на затылки. Лед рассыпался по вместительной пластиковой посуде, загодя приготовленной в поездку. Пена, сколько не пытаясь, так и не смогла выбраться наружу через край, а лишь покорно оседала на поверхность ледяных кубиков, отчаянно вскидывая всполохи капель и ворча шипением. Москва и Курский вокзал остались где-то на плеве периферического зрения каждого из нас. 

Кажется, мы гуляли, но на самом деле думали о Питере и мечтали о победе команды.

Мы мчались в подземку! Мы были напористы! Мы были непоколебимы!

Ленинградский вокзал в Москве – точная копия Московского вокзала в Санкт-Петербурге, проглотил нас с жадностью бразильского тупомордого каймана. Смеркалось.

Заглядывая в бульдожьи глаза тепловоза, спустя 14 часов мы встретили единомышленников, которые также собирались посетить предстоящий матч, что незамедлительно вызвало дофаминовое цунами и заставляло подпрыгивать и покрякивать.

Ехали в ночь, поезд выбирали, чтобы выспаться, и не зря. Выспались, набрались сил. Ленинград, встречай! Солнце красило прохожих в золото. До матча шесть часов. Голод шептал изнутри о необходимости нападения на общепит Невского проспекта, Марк требовал цезарь с курицей, я искал лед.

Приличное заведение нашлось, смачно перекусили. Поюзали гаджеты за коктейлями, и снова в путь. Питерская подземка доставила до дальнейшего пешеходного маршрута как школьный автобус второклашек – с задором, удобствами и безопасностью. От выхода из метро до стадиона 17 минут пешком, а до матча четыре часа.

Время пролетело очень быстро и весело. Даже успели позаниматься спортом на тренажерах в одном из Питерских дворов. Оставался час, и мы расположились позагорать на лужайке прямо перед стадионом, грелись на солнышке.

«Композит», конечно, выиграл тогда! Не зря скандировали: «Мы приехали, чтобы победить!». После матча пообщались с болельщиками проигравшей команды и радушно обменялись атрибутикой на память. Еще погуляли по красивому городу на Неве, радуясь такой необходимой победе нашего молодого, но очень амбициозного и многообещающего футбольного клуба. Вкусно отужинали и удовлетворенные, с приятной усталостью, покинули в сумерках город Петра под ритмичный стук железных колес.