Трибуна
31 мин.

Иан Грэм, «Как выиграть Премьер-лигу». Как работает футбол: 7. Что ожидать, если ожидаешь голы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОРОГА НА «ЭНФИЛД»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КАК РАБОТАЕТ ФУТБОЛ

7. Что ожидать, если ожидаешь голы

Существует всего пять вероятностей, с которыми может справиться обычный человек: 99%, 1%, 100%, 0% и 50% на 50%. Вот и все.

Ричард Талер

Бей! Не бей!

Филиппе Коутиньо — классическая «десятка», атакующий полузащитник, играющий сразу под нападающими. Он может отдать точный пас и совершать опасные проходы с мячом. Он также неплохо бьет. Я помню, как был на «Энфилде» во время его дебюта в «Ливерпуле» — ужасного поражения от «Вест Бромвич Альбион» Роя Ходжсона. Игра была примечательна только не забитым пенальти от Стивена Джеррарда и мастер-классом игры на затягивание времени от вратаря «Вест Брома» Бена Фостера. Когда время матча подошло к концу, Коутиньо нанес удар с расстояния около 20 метров. Он был заблокирован защитником. Это не имело особого значения, так как «Ливерпуль» проигрывал 0:2, но первый дальний удар был знаком того, что будет дальше.

За время, проведенное в «Ливерпуле», Коутиньо завоевал репутацию лучшего дальнего стрелка Премьер-лиги. Он забил 14 голов с игры ударами из-за пределов штрафной — больше, чем любой другой игрок за этот период. Единственными футболистами, которые достигли двузначного числа подобных голов, были Серхио Агуэро, Харри Кейн и Яя Туре. Более 60% ударов Коутиньо были нанесены из-за пределов штрафной. Через год после его дебюта, в разгар борьбы за титул 2013/14, мы играли на выезде против «Фулхэма». Игра началась неудачно — с печального гола Коло Туре в собственные ворота. На 71-й минуте «Ливерпуль» все еще проигрывал со счетом 1:2, когда Коутиньо сфокусировался, чтобы пробить с 20 метров. Наблюдая за игрой по телевизору, я кричал «Не бей!», но Коутиньо считал иначе и забил блестящий гол, сравнявший счет. Джеррард забил победный мяч, сохранив наши шансы на титул.

Я был рад результату, но меня беспокоила склонность Коутиньо к ударам издалека. На протяжении всей карьеры Коутиньо казалось, что его лучшие в своем классе голы с ударов из-за штрафной доказывают мою неправоту, но я остаюсь при своем мнении: чтобы забить эти 14 голов, Коутиньо нанес 281 ударов. 14 забитых им голов, безусловно, ценны, но также было 267 попыток, которые не привели к голу. Треть его попыток не попали в ворота, а более трети были заблокированы. Всего 80 ударов дошли до вратаря, и 66 из них были отбиты. Стоили ли все эти упущенные возможности редких чудесных голов?

Удар оптимизма

То, что менее 5% ударов Коутиньо из-за пределов штрафной превратились в голы, не должно было удивлять даже в 2014 году, когда понятие Ожидаемые голы едва вошло в общественное сознание. Исследование того, как удары превращаются в голы, было опубликовано еще в 1962 году психологами Джоном Коэном и Э. Дж. Дирнэли. Я узнал об их работе, когда прочитал отличную книгу Кена Брэя «Как забивать» в 2006 году. Коэн и Дирнэли спросили 33 игроков, в том числе 20 профессионалов из «Вест Бромвич Альбион» и «Манчестер Юнайтед», с какого расстояния, по их мнению, у них есть 1% шансов забить гол, когда переиграть нужно только вратаря, который стоит на линии ворот. По расчетам игроков, они могли забить один гол за каждые 100 попыток, находясь примерно в 29 метрах от линии ворот. Затем их спрашивали, с какого расстояния они забьют 20% своих ударов, затем 40%, 60%, 80% и, наконец, расстояние, с которого они будут уверены, что смогут забить каждый раз.

Расстояние, с которого они угадывали 20-процентный шанс забить, составляло 19 метров — совсем рядом со штрафной. Вторая часть эксперимента Коэна и Дирнэли заключалась в том, чтобы заставить игроков реально выполнять удары с предполагаемых позиций. Игроки выступили не так хорошо, как рассчитывали — с 19 метров только 15% их ударов были успешно реализованы. Они были слишком оптимистичны во всех своих оценках.

Эта склонность к оптимизму хорошо известна в поведенческой психологии и была описана Дэниелом Канеманом в книге «Думай медленно… решай быстро». Когда людей просят оценить стоимость проекта, время, которое он займет, или его шансы на успех, они, как правило, слишком оптимистичны. Казалось, то же самое можно сказать и о футболистах.

В эксперименте Коэна и Дирнэли игроки должны были учитывать свое мастерство и относительную легкость забивания мяча — мяч не движется, и нет защитников, которые пытались бы завладеть мячом. Возможно, они недооценили, что у вратаря тоже относительно легкая задача — он знает, что удар неминуем и откуда он будет нанесен, а в реальной игре такой роскоши у него нет, что привело их к излишнему оптимизму в отношении своих шансов на успех.

Несмотря на чрезмерный оптимизм, футболисты довольно хорошо оценивали свои шансы. В абсолютном выражении их оценки всегда находились в пределах около 5% от наблюдаемого коэффициента успешности, что является очень мягким случаем оптимистического предубеждения.

Этот эксперимент, насколько мне известно, является первой демонстрацией Ожидаемых голов в футболе. Суть Ожидаемых голов заключается в том, чтобы приписать вероятность каждому удару — их шанс превратиться в гол. Именно такой эксперимент провели Коэн и Дирнэли, открыв первую истину Ожидаемых голов: ваши шансы забить гол с удара стремительно уменьшаются по мере увеличения расстояния до ворот.

Медленно догоняя Рипа

Свою первую попытку создать модель Ожидаемых голов я предпринял в 2006 году. Я читал о работе Коэна и Дирнэли, но не знал о работе Полларда и Рипа 1997 года, в которой были представлены Ожидаемые голы. Я узнал о работе Полларда и Рипа в 2007 году, но в 2006 году я не знал о ней и стремился найти данные, которые подтвердили бы или опровергли старые выводы Коэна и Дирнэли.

В то время значительную часть моей недели занимало придумывание идей для еженедельной колонки Дэнни Финкельштейна «Fink Tank» в The Times. Я подумал, что работа Коэна и Дирнэли могла бы стать отличной статьей, но Дэнни потребовал, чтобы мы рассказали о том, как обстоят дела у современных команд Премьер-лиги с точки зрения ударов — ведь нет никакой гарантии, что результаты 1962 года, полученные в довольно искусственной ситуации, сохранятся в футболе высшей лиги почти 50 лет спустя.

Благодаря нашим отношениям с The Times мы получали так называемые «отчеты менеджеров» от поставщика данных Opta. Эти отчеты состояли из таблиц со статистикой по каждому игроку. К счастью для меня, удары были разделены на разные категории: из вратарской, внутри штрафной, снаружи, со штрафного удара и с пенальти. Это не было идеальным распределением, но у меня были данные, которые я мог использовать для того, чтобы актуализировать идеи Коэна и Дирнэли.

Результаты оказались столь же экстремальными, как и те, в которые меня заставили поверить Коэн и Дирнэли. Треть ударов из пределов вратарской площадки превратилась в голы. Этот показатель снизился до 14% при ударах из пределов штрафной (но за пределами вратарской) и упал до 4% при ударах из-за пределов штрафной. У нас также есть результаты по прямым ударам со штрафных и с пенальти. Коэффициент конверсии прямых штрафных ударов составил 8,4 %, что более чем в два раза выше, чем у других ударов из-за пределов штрафной. Пенальти были реализованы в 77% случаев.

Такая разительная разница в показателях конверсии — особенно для пенальти — оказала на меня глубокое влияние. Я стал неоднозначно относиться к голам с дальней дистанции — одному из самых радостных событий в футболе — и начал переоценивать некоторых из своих любимых игроков. Среди моих друзей, болеющих за «Ливерпуль», это было ересью — Стивен Джеррард любил дальние удары и забивал знаменитые и важные голы с дальнего расстояния. Я также начал сочувствовать игрокам, которым судья отказал в пенальти. Интуитивный расчет, который должен сделать игрок, когда на нем сфолили в штрафной площади, заключается в том, чтобы сравнить шанс заработать пенальти с шансом забить гол в текущей ситуации. Штрафные представляют собой огромный шанс на гол — вероятность их реализации в 77 % случаев почти в два с половиной раза выше, чем при обычном ударе из пределов вратарской! Если на игроке сфолили в штрафной и он считает, что вероятность того, что судья назначит пенальти, 50 на 50, то ожидание гола составит 50% от 77%: 37,5%. Это очень ценный шанс: согласно данным Ожидаемых голов, менее чем один из 20 ударов, сделанных в Премьер-лиге, имеет коэффициент реализации 37,5%.

Несмотря на то, что удары из пределов вратарской были качественными с точки зрения конверсии, они также были редкими: всего 1,5 удара за игру, по сравнению с 11 ударами из пределов штрафной и 8 ударами из-за пределов штрафной. Прямые удары со штрафных (один за игру) и пенальти (один раз в пять игр) были еще более редкими.

Я собрал эти результаты в модель, которую окрестил «iBob» — модель «in-box-outside-box» [внутри-штрафной-вне-штрафной»]. Недавно вышел iPod Nano, и я подумал, что схожее название как-то затронет современную тенденцию. Склонность каждой команды к созданию и преобразованию ударов теперь можно разделить на удары разного качества. Если команда создала относительно больше ударов из пределов штрафной, то в модели iBob она будет выглядеть лучше, чем в модели, которая учитывает все удары одинаково.

В 2012 году, сразу после моего перехода в «Ливерпуль», Эдди попросил меня представиться моим новым коллегам в Мелвуде. Пространство было на высоте: количество сотрудников увеличилось с момента поглощения FSG, и мы быстро переросли здание, которое было построено в 2001 году, когда менеджером был Жерар Улье. Мне удалось забронировать комнату для прессы на утро четверга. В огромном зале было достаточно места, чтобы разместить прессу со всего мира, и было как-то нелепо демонстрировать свои слайды на огромном экране аудитории, состоящей всего из четырех человек: сотрудников отдела видеоанализа и единственного на тот момент сотрудника исследовательского отдела Тима Уоскетта. Я рассказал об относительной ценности пенальти и о другом анализе, который я провел по красным карточкам.

Если игра заканчивается, ваша команда выигрывает в один мяч, и вы можете предотвратить 50-процентную вероятность того, что соперник забьет гол, совершив фол, достойный удаления, вам следует это сделать: статистика говорит, что у вас больше шансов удержать преимущество в один гол с 10 игроками, чем если вы дадите опасный шанс сопернику.

Видеоаналитики интуитивно понимали эти аргументы, но раньше не видели их объяснения с помощью цифр. Несмотря на общее согласие с моими выводами, один из аналитиков назвал меня «самым циничным человеком в футболе». Мне показалось, что это немного несправедливо. Футбольные фанаты не должны ненавидеть статистиков. Они должны возненавидеть игру, в которой так высоко ценятся пенальти, а голы настолько редки, что порой лучше быть удаленным, чем допустить шанс пропустить мяч.

Еще один пример ценности пенальти и капризной природы футбола произошел в 2011 году. Жервиньо, нападающий сборной Кот-д’Ивуара, был подписан «Арсеналом» из «Лилля». Я анализировал этого игрока для Шпор еще летом 2010 года. Я помню, как Эдди попросил меня объяснить, почему мы оценили его так высоко. Как выяснилось, он заработал много пенальти, а пенальти ценятся очень высоко. Эдди вполне справедливо сомневался в способности игрока повторять зарабатывание пенальти, а также не был уверен, что это можно перенести в Премьер-лигу. «Арсенал», видимо, не разделял сомнений Эдди, и Жервиньо вышел в стартовом составе в первой игре сезона 2011/12, на выезде против «Ньюкасл Юнайтед». На 75-й минуте Жервиньо на дриблинге вошел в штрафную и упал под единоборством Шейка Тиоте. Я вскочил со своего места — Жервиньо заработал пенальти в своей первой игре в Премьер-лиге! Набирая номер Эдди, чтобы позлорадствовать, я поднял глаза на экран и увидел, что судья удаляет Жервиньо за пощечину Джоуи Бартону. Судья не назначил пенальти, и Бартон начал искреннюю, и очень агрессивную, беседу с Жервиньо, предположительно рассказывая ивуарийцу о своих высоких идеалах относительно спортивного поведения в Премьер-лиге. Возможно, зарабатывание пенальти не так просто перенести из одной лиги в другую.

Взвешенные удары, Ожидаемые голы

В 2007 году я наткнулся на статью Полларда и Рипа об Ожидаемых голах, когда разрабатывал «Индекс Кастрола» — статистический рейтинг игроков для Чемпионата Европы и Кубка мира, в котором использовались подробные данные, доступные сейчас.

Я хотел расширить модель iBob, чтобы воспользоваться новой информацией об ударах. Вдохновленный Коэном и Дирнэли, я уже начал моделировать влияние расстояния на конверсию удара, когда прочитал статью, описывающую модель «Взвешенных ударов» Полларда и Рипа. Я не мог поверить в то, что читал — за десять лет до меня, в 1997 году, они построили модель, аналогичную той, которую я создавал сейчас. Их работа содержала несколько идей, которые я не рассматривал, и я с благодарностью включил их в свою модель.

Рип собрал подробные данные о 489 ударах, произведенных во время чемпионата мира 1986 года в Мексике. Они включают в себя информацию о расстоянии и угле удара по воротам, о том, был ли этот удар в касание, находился ли защитник в пределах одного метра от игрока в момент удара, а также о том, было ли это владение мячом с игры или после стандартного положения. Все эти факторы, за исключением «удара в касания», улучшили прогноз того, станет ли удар голевым. Увеличение расстояния, более острые углы и близко расположенные защитники — плохая новость. При прочих равных условиях удары с игры были более эффективными, чем удары после угловых.

Новые данные Opta о событиях включают в себя подробную информацию о каждом отдельном ударе: место, откуда был нанесен удар, ситуация, в которой был нанесен удар (с игры, после углового, из контратаки и т. д.), личность бьющего, а также был ли удар головой, ногой или «другое» (попытка удара после рикошета от плеча или задницы). Мои результаты были похожи на результаты Полларда и Рипа: шанс забить быстро уменьшался по мере увеличения расстояния и сужения угла.

Мне удалось воспроизвести вывод Полларда и Рипа о том, что шансы на конверсию при ударах со стандартов ниже, чем при аналогичных ударах с игры. Знание того, был ли сделан удар в контратакующей ситуации, показало, что эти возможности были гораздо более ценными, чем удары просто с игры.

Закономерность для всех ситуаций была очевидна: вероятность конверсии быстро уменьшается по мере увеличения расстояния до ворот. Удары головой — это шансы более низкого качества, чем удары ногами: при ударе головой сложнее создать мощь и точность, чем при ударе по воротам, и все удары головой — это попытки пробить в касание, в то время как игрок, выполняющий удар по воротам, часто может выбирать, попытаться ли ему пробить в касание или сначала попытаться урезонить мяч. Ситуации со стандартов — штрафные и прямые свободные удары — обычно предпочтительнее ситуаций с игры. Это может показаться странным, если учесть, что только около 8% прямых штрафных ударов становятся результативными, но сравнивать их следует с ударами из-за пределов штрафной, которые имеют еще более низкий коэффициент конверсии.

Причины относительной разницы в шансах на конверсию между голами со стандартов, с игры и в контратаке очевидны: при стандартах штрафная обычно усеяна защитниками, а в контратаке между нападающим и вратарем мало защитников, что повышает шансы нападающего забить гол.

Надеюсь, что мое отсутствие энтузиазма по поводу дальних ударов Коутиньо становится понятным. Среднее значение шансов на конверсию, которое наша модель Ожидаемые голы присвоила его ударам из-за пределов штрафной, составило всего 3%. Конверсия Коутиньо оказалась намного лучше, чем ожидалось — почти 5%, что говорит о том, что он очень хорошо умеет реализовывать дальние удары. Его процент успешных ударов из-за пределов поля был более чем на 60% выше, чем предсказывала модель, но даже в этом случае его шансы на успех были невелики.

Когда нажимать на паузу?

Модель Ожидаемые цели, которую я описал, учитывает все удары, но не учитывает, насколько хорошо был произведен удар. Представьте, что вы смотрите основные моменты игры. Нападающий начинает бить по мячу. Теперь нажмите на паузу. Именно в этой точке производят свои расчеты большинство публично рекламируемых моделей Ожидаемых голов. В «Ливерпуле» мы называли это моделью «До удара»: мы знаем, что удар произойдет в следующий момент, но это все, что мы знаем. Мы не знаем, будет ли он забит в верхний угол ворот, будет ли он направлен прямо во вратаря или пролетит над перекладиной.

Приостановка видео непосредственно перед ударом создает проблему: мы не можем ничего сказать о работе вратаря. Если удар с высокой вероятностью конверсии в соответствии с показателем Ожидаемые голы летит мимо ворот, вратарь, вероятно, не должен быть вознагражден за отсутствие гола — все, что он должен был сделать, это стоять и смотреть, как мяч пролетает над перекладиной.

Мы также не можем ничего сказать о способностях игроков в завершении, то есть о том, могут ли они превзойти свои Ожидаемые голы. Мы можем начать отвечать на этот вопрос, спросив, часто ли игроки, которые часто бьют по воротам, лучше реализуют свои шансы, чем игроки, которые бьют редко. Если мы добавим «опыт ударов» в модель Ожидаемых голов До удара, то обнаружим, что опытные игроки — те, за плечами которых сотни ударов в Премьер-лиге — превосходят игроков, которые редко бьют. Забивные игроки часто являются защитниками или полузащитниками, которые неожиданно получают шанс забить гол. Нет ничего удивительного в том, что нападающие-специалисты бьют лучше.

Решение этой проблемы измерения эффективности вратаря и способности нападающих завершать — нажать кнопку паузы в более позднее время. Перемотайте видеозапись и посмотрите этот удар еще раз. Нападающий начинает бить по мячу. Не нажимайте пока на паузу. Нападающий наносит удар, и мяч вот-вот вылетит из под его бутсы. Теперь нажмите на паузу. Это то, что мы в «Ливерпуле» назвали Ожидаемые голы После удара.

С помощью показателя Ожидаемых голов После удара мы можем увидеть траекторию удара. Мы знаем, попал ли мяч в верхний угол ворот или прямо во вратаря. Когда мы добавляем информацию о траектории к Ожидаемым голам, происходит нечто экстремальное: две трети всех ударов назначаются с вероятностью конверсии 0%. Если удар приходится не в ворота, а это происходит более чем в трети случаев в Премьер-лиге, он никак не может стать голом. То же самое можно сказать и о 2% ударов, которые попадают в штангу или перекладину, хотя в этом случае нападающего можно назвать «невезунчиком». Более четверти ударов блокируются защитниками до того, как их траектория может быть оценена, поэтому их также необходимо исключить из модели после удара.

Удары превращаются в голы примерно в 10% случаев. Если удар попадает в ворота, вероятность конверсии возрастает примерно до 30%. Это говорит нам о двух важных вещах. Во-первых, в среднем нападающий превращает 10-процентный шанс либо в 0%, если мяч идет не в створ ворот, либо в 30%, если он идет в створ. Во-вторых, средний шанс преобразования удара, с которым сталкивается вратарь, составляет 30%.

Модель Ожидаемые голы После удара, которую я разработал, учитывает расстояние каждого удара от центра ворот, когда он пересекает линию. Траектория оказывает огромное влияние на вероятность конверсии. Рассмотрим удар с игры, нанесенный с точки пробития пенальти: если он попадает в центр ворот, то вероятность его реализации составляет всего 15%, если же он попадает в верхний угол ворот, то вероятность реализации взлетает до 90%. Этот интуитивный результат также должен прояснить проблемы с измерением эффективности вратаря с помощью процента отраженных ударов: вратарь, которому приходится отражать много ударов, направленных в центр ворот, должен спасать гораздо больше, чем вратарь, которому приходится отражать много ударов, требующих акробатических спасений.

Мой коллега Даф Стил указал на слабое место в этой модели. Если вратарь уже обыгран и нападающий может просто забить мяч в сетку ворот, то, конечно, имеет смысл бить по центру ворот, а не в угол. Моя модель могла бы порочно стимулировать нападающих целиться в угол ворот, когда в этом не было необходимости. Даф показал, как мы можем использовать позицию вратаря для улучшения нашей модели После удара. Вместо того чтобы смотреть, как далеко от центра ворот проходила траектория, мы можем посмотреть, как далеко она проходила от вратаря.

Новая модель Дафа основывалась на идее расстояния перехвата. Это длина кратчайшего пути, который должен пройти вратарь, чтобы перехватить удар, и использование расстояния перехвата улучшило нашу модель. В этой новой модели иногда лучше было не целиться в угол, если вратарь находился в плохой позиции.

В «Ливерпуле» у нас был долгосрочный проект с моим другом (и консультантом по вратарям «Ливерпуля») Хансом Лейтертом. Ханс был вратарем венской «Аустрии» и сборной Австрии до 21 года, пока травма не привела к преждевременному завершению его игровой карьеры. Когда я познакомился с ним, он был руководителем вратарской службы «Ред Булл». Был солнечный летний день, но мы сидели в офисе Decision Technology и обсуждали американских вратарей — у «Ред Булл» был клуб в Нью-Йорке. Когда встреча закончилась, нам обоим захотелось продолжить разговор, и мы отправились на лондонское солнце в поисках ланча. Несколько часов спустя в пустом ресторане на Шарлотт-стрит Ганс, отмахиваясь от официантов, объяснял мне тонкости своей теории игры вратарей. Я подумал про себя: это не типичный тренер вратарей.

У Ханса очень хладнокровный подход к пониманию результатов игроков. Если вы спросите его мнение о вратаре, его ответ обычно будет таким: «Я не могу ничего о нем сказать! Я еще не изучал его подробно».

Наш проект с Хансом заключался в систематизации его видеоанализа вратарей, чтобы мы могли собирать данные, которых не было у Opta. Ханс отмечал действия вратаря: его положение — неподвижное, подвижное или лежачее (как перед ударом, так и в момент удара), движение нападающего перед ударом, движение вратаря после удара, а также то, испытывал ли вратарь давление со стороны соперников. Помимо всех этих объективных деталей, Ханс оценивал сложность ситуации и то, допустил ли вратарь небольшую ошибку. Эти дополнительные данные дали нам огромное представление об игре вратарей и позволили сравнить нашу модель После удара с экспертным мнением Ханса.

Результаты оказались поразительными. Модель Дафа позволила нам кое-что сказать о позиции вратаря: оценили бы мы более низкий шанс конверсии, если бы позиция вратаря была немного другой? Удары, по которым мы пришли к выводу, что вратарь находится не в оптимальной позиции, обычно совпадали с такими комментариями в анализе Ханса, как «Почему так далеко от линии???» и «Нелогичное расположение». Сочетание данных с мнением экспертов позволило прояснить и подтвердить результаты новой модели После удара.

Добавление контекста

Всякий раз, когда я вставал во время просмотра игры на «Энфилде», чтобы крикнуть Коутиньо «Не бей!» (обычно в ответ на крики остальной толпы «Бей!»), я видел, в какой именно ситуации оказался игрок. Был ли защитник прямо перед ним? Располагался ли вратарь не на линии ворот? Был ли у него свободный партнер по команде, на которого можно было бы отдать пас?

В данных Opta, которые мы использовали в нашей модели Перед ударом, ничего подобного не было. Если бы Коутиньо находился в центре поля и в 25 метрах от ворот, модель показала бы, что вероятность конверсии составляет 3%. Вратаря не было на линии? 3%. Без давления или под сильным давлением соперника? Это не имело значения, модель всегда показывала лишь 3%. В каждом ударе было огромное количество неизвестного контекста. По этой причине мы знали, что не можем давать отзывы об отдельных ударах.

Как всегда, решение этих проблем было найдено благодаря более точным данным. С 2015 года Премьер-лига предоставляет данные слежения, где положение игроков фиксируется каждые 40 миллисекунд. Это позволило нам увидеть все то, что отсутствовало в данных Opta, но их использование было ограничено: мы имели доступ только к матчам Премьер-лиги, поэтому не могли использовать их для поиска игроков за ее пределами.

В 2017 году новый поставщик данных, StatsBomb, предложил более подробные данные об ударах для любого соревнования, которое мы бы хотели получить. Сборщики ставили на паузу видеозапись каждой игры при каждом ударе и отмечали позиции всех игроков. Мы наконец-то смогли различить ранее «одинаковые» удары, которые, как мог бы сказать любой болельщик, имели совершенно разные шансы на успех.

Я решил вдохновиться моделью Дафа После удара и повторить концепцию расстояния перехвата. Мы уже видели, что если вратарь находился далеко от траектории удара, то дистанция перехвата высока, а шанс забить гол (что вполне очевидно) гораздо выше.

Теперь мы могли видеть положение всех защитников, а не только вратаря, и все удары, а не только попадания в створ ворот. Сюда же можно добавить расстояние перехвата защитников. Мы также смогли включить гораздо более богатую информацию об ударе — сколько нападающих и защитников было перед или за мячом, как далеко от своей линии находился вратарь, как далеко были защитники, какую часть площади ворот занимали защитники и вратарь, стоял ли вратарь, двигался или лежал.

Дополнительный контекст значительно повысил предсказательную способность нашей модели — в среднем предсказания новой модели были на несколько процентных пунктов ближе к реальности, чем нашей старой модели. Новая модель была значительно сложнее, но за это пришлось заплатить, чтобы получить более точные оценки конверсии удара.

Одним из результатов всей этой дополнительной информации стало то, что ситуация с ударом — будь то удар с игры, со штрафного или после контратаки — приобрела гораздо меньшее значение. Мы знали, что ярлыки «стандарт» или «контратака», которые мы использовали ранее, были лишь косвенным отражением того, что действительно влияет на вероятность конверсии — сколько защитников находилось за мячом и эффективно ли они прикрывали ворота. Теперь, когда мы могли видеть эти вещи в явном виде в данных, ярлыки потеряли свою значимость.

Новая модель сделала множество других предсказаний, которые были инстинктивно понятны фанатам, но которые до этого момента не могли сделать модели Ожидаемых голов. Защитники вызывают перед собой «Тень Ожидаемых голов». Эта тень представляет собой область низких Ожидаемых голов для ударов, сделанных аккурат перед защитником — потому что у защитника есть шанс заблокировать удар, который производится прямо перед ним.

Мы также впервые смогли оценить размер влияния, которое может оказать защитник: удар с точки пенальти с игры, когда вратарь стоит на линии, а защитников поблизости нет, по прогнозам, До удара будет иметь шансы на конверсию, аналогичные шансам на пенальти. Но если защитник находится в позиции для блокировки, шанс гола снижается до менее чем 30%.

Ближайший защитник все равно отбрасывает тень, даже если он находится дальше от ворот, чем тот, кто бьет — шанс конверсии удара ниже, чем если бы его там не было. Это может показаться странным, потому что защитник физически не может повлиять на удар. Защитная тень в этом случае отражает неявное давление на нападающего. Если защитник находится на расстоянии нескольких метров, он не может повлиять на удар напрямую, но его присутствие означает, что у нападающего есть лишь ограниченное время для нанесения удара. Ему приходится немного торопиться, и поэтому шанс конверсии меньше, чем если бы ближайший защитник был далеко и у нападающего было больше времени для удара.

Модель Ожидаемых голов После удара также улучшается, когда учитываются позиции защитников, но их эффект меняется на противоположный: тень защитника становится прожектором защитника. Если удар проходит мимо защитника, который мог бы его заблокировать, но не сделал этого, вероятность пересчета выше, чем если бы защитник не стоял перед ударом. Вратарь не видит эти удары и имеет меньше времени на реакцию. Один из трюков Коутиньо заключался в том, что он отвлекал на себя внимание защитника и наносил удар в тот момент, когда тот пытался его блокировать. Если блок оказывался неудачным, работа вратаря значительно усложнялась. Однако 104 из 281 удара, нанесенных Коутиньо из-за пределов штрафной с игры, были заблокированы, а то, что защитник не успел заблокировать мяч, было довольно большим «если».

Предотвращение предвзятого отношения к результату

Помимо подбора игроков, основное применение наших моделей Ожидаемых голов заключалось в отслеживании результатов игры «Ливерпуля» в сравнении с предсезонными ожиданиями и результатами. В футбольном анализе часто встречается тема предвзятого отношения к результату: тенденция уделять слишком много внимания результату игры и недостаточно внимания результату, который привел к этому результату.

Благодаря нашей модели прогнозирования, вдохновленной Диксоном-Коулзом, мы знали, чего ожидать от «Ливерпуля» и наших соперников перед каждой игрой. Благодаря модели Ожидаемые голы или «справедливый счет» мы знали, как команда проявила себя в каждой игре. Мы сравнивали каждое выступление с нашими предматчевыми и предсезонными прогнозами, чтобы понять, улучшается или ухудшается команда. Такой акцент на прогнозах и показателях, а не на результатах, позволил нам не придавать значения удачным или неудачным результатам.

Это не значит, что мы игнорировали результаты, но результаты в футболе имеют тенденцию возвращаться к базовым показателям: удача не может продолжаться вечно. Это привело к тому, что исследовательский отдел стал эмоционально рассинхронизирован с остальной частью тренировочной базы. Утро после поражения обычно сопровождалось траурной атмосферой в Мелвуде, но наш анализ часто показывал, что «Ливерпуль» мог (а иногда и должен был) выиграть игру. Поэтому я, да и остальные члены команды по работе с данными, часто чувствовали себя гораздо бодрее, чем наши коллеги на тренировочной площадке. И наоборот, мы были губками, впитывающими веселье после победы, напоминая коллегам, что забитые голы не всегда становятся результативными, а сухой матч, возможно, объясняется везением.

В мой первый сезон в «Ливерпуле» в сезоне 2012/13 мы заняли седьмое место, пропустив вперед даже «Эвертон». Но наши показатели Ожидаемых голов До и После удара говорят о том, что более справедливым было бы третье или четвертое место. В следующем сезоне мы заняли второе место, и это была огромная разница в результатах. Но наши справедливые счета До и После удара позволили предположить, что второе или третье место будет соответствовать показателям — разница в производительности гораздо меньше. Мир недооценил нас в сезоне 2012/13, а затем слегка переоценил в сезоне 2013/14.

В сезоне 2013/14 мы значительно превзошли ожидания по количеству забитых мячей. Благодаря Суаресу, Старриджу, Стерлингу и Коутиньо мы забили 101 гол. Наша модель До удара предполагала, что 80 голов — это справедливая отдача, хотя наши игроки отлично справлялись со своими ударами, записав на свой счет один из лучших показателей по голам После удара в Премьер-лиге. Я помню разговор в Мелвуде с сотрудниками отдела видеоанализа, которые были новичками в области анализа данных в футболе. Они поставили под сомнение правильность нашей модели: «Иан, как я могу доверять этим справедливым оценкам, если в итоге мы всегда набираем больше, чем положено?» На их месте я бы задал точно такой же вопрос.

Оглядываясь на последние несколько сезонов до 2013/14, я понимаю, что мы были исключением. Наши Ожидаемые голы После удара были на 20% выше, чем До удара, что намного выше, чем когда-либо удавалось любой другой команде. Отчасти это произошло благодаря точным ударам Суареса и Старриджа. В следующем сезоне, когда Суарес ушел, а Старридж был травмирован, мы показали более худшие показатели по Ожидаемым голам как До, так и После удара. Но даже если бы мы сохранили Суареса, а Старридж был бы в форме, нам вряд ли удалось бы повторить наш выдающийся сезон 2013/14 по количеству забитых мячей.

В сезоне 2014/15 мы потеряли Суареса, ушедшего в «Барселону», и Старриджа, получившего травму. Отчасти из-за потери двух элитных завершителей, а отчасти из-за возвращения к среднему значению, мы провалились с показателя на 20 голов больше, чем ожидалось, на 10 меньше. Опять же, изменение результата — со второго на шестое место — было намного больше, чем изменение результатов — со второго или третьего на четвертое или пятое. Одно дело — понимать концепцию Ожидаемых голов и осознавать, что результаты в течение сезона будут отличаться от результатов выступлений, но совсем другое — испытывать американские горки от блестящих результатов в одном сезоне до ужасных в следующем, как это было в мои первые годы в «Ливерпуле».

Ожидаемые голы — это еще не все

Я утверждал, что Ожидаемые голы дают лучшее представление о краткосрочной эффективности, чем результаты. В долгосрочной перспективе, при сравнении ожидаемых и фактических голов, оказывается, что лучшие команды забивают больше голов, чем ожидалось, а худшие — меньше, чем ожидалось. Отчасти это объясняется тем, что у лучших команд лучше нападающие и вратари, а отчасти — их способностью создавать выгодные ситуации, которые не полностью учитываются в моделях Ожидаемых голов.

Чтобы по-настоящему понять качества игрока или команды, мы должны обращать внимание как на процесс, или Ожидаемые голы, так и на результат, или фактические голы.

Каждый шаг по исторической дуге Ожидаемых голов, от моей базовой модели iBob до Взвешенных ударов Полларда и Рипа и современных сложных моделей, отдалял каждый удар от среднего коэффициента конверсии и приближал его к 0% для дальних ударов или к 100% для пенальти и легких добиваний в пустые ворота. Первый шаг в этом процессе был сделан благодаря Чарльзу Рипу (опять же) и статистику Бернарду Бенджамину, которые в 1968 году опубликовали работу под названием «Мастерство и шанс в футболе». В ней впервые было указано, что средний коэффициент конверсии ударов составляет около 10%. Это можно рассматривать как крайний вариант спектра ожидаемых результатов, когда каждый удар имеет одинаковый 10-процентный шанс на конверсию.

На другом конце этого спектра — результат. В этой модели «идеальной ретроспективы» каждый гол неизбежно становится голом, а каждый промах неизбежно становится промахом. Но наилучшее измерение эффективности находится где-то между Ожидаемыми и фактическими голами.

Бен Торвэни проанализировал относительную ценность Ожидаемых и фактических голов в своем блоге «Stats and Snakeoil». Он построил две модели прогнозирования: одну — на основе Ожидаемых голов, другую — на основе фактических. Затем он объединил модели, чтобы проверить, насколько их прогнозы совпадают с прогнозами каждой отдельной модели. Совпали: учет как Ожидаемых, так и фактических голов дает более точные прогнозы, чем любая из них сама по себе. Оптимальное количество внимания, которое следует уделять Ожидаемым голам, составило 70% по сравнению с 30% для фактических голов.

В «Ливерпуле» мы нашли другое решение той же проблемы. Каждому игроку на поле и каждому вратарю был присвоен навык конверсии. Игроки, которые постоянно превосходили прогнозы нашей модели После удара, повышали свой рейтинг мастерства, и наоборот. В результате оказалось, что элитные завершители, такие как Сон Хын Мин, и элитные шот-стопперы, такие как Алиссон Беккер, должны были забивать и спасать больше голов, чем предполагала модель. Побочным эффектом стало то, что спасение после удара Сона или гол, пропущенный Алиссоном, вознаграждались выше, чем те же действия против игрока с более низким рейтингом.

Для послематчевого анализа мы не стали особо заморачиваться с конверсией, которая сильно варьируется в зависимости от игры. Я считаю, что лучше недооценивать конверсию, учитывая, что люди склонны к идеальной ретроспективе.

Игра меняется

Когда спрашивают о влиянии анализа данных на Премьер-лигу, часто приводят в пример неуклонно сокращающееся расстояние, с которого в среднем бьют по воротам в Премьер-лиге. Расстояние, с которого выполняются удары с игры, сокращается почти каждый год: с 19,84 метра в 2011/12 году до 17,74 метра в 2022/23 году. В результате конверсия увеличилась с 8 до 10%, как и предсказывала модель Ожидаемых голов. Относительное увеличение конверсии ударов на 25% — это огромная разница, и ее называют триумфом анализа данных в футболе.

Я очень сомневаюсь в этом утверждении. Даже сегодня большинство клубов Премьер-лиги не воспринимают анализ данных всерьез, и его применение, конечно же, не растет так же постоянно, как уменьшается средняя дистанция удара. Евангелисты данных также игнорируют обратную сторону ударов с более близкого расстояния: цена, которую команды платят за удары с более близкого расстояния, заключается в том, что делается меньше ударов.

В 2011/12 году в каждой игре было 18 ударов по воротам с игры. К 2022/23 году их число сократится до 15, то есть на 17%. Дополнительная эффективность в коэффициенте реализации ударов была в основном сведена на нет уменьшением количества ударов. В результате сегодня мы видим около 1,5 гола за игру после ударов по воротам с игры, как и десять лет назад. Однако есть преимущество в том, чтобы делать меньше ударов с более близкого расстояния. Каждый удар имеет свою стоимость, которую удобно игнорировать в моделях Ожидаемых голов. Большинство ударов — даже качественных, с близкого расстояния — обычно не превращаются в голы, а большинство неудачных попыток приводят к потере владения мячом. Если выбирать между меньшим количеством высококачественных ударов и большим количеством менее качественных ударов при одинаковом общем количестве Ожидаемых голов, я бы выбрал меньшее количество более качественных ударов, потому что это дает сопернику меньше возможностей заполучить владение мячом. Пеп Гвардиола превратил эту идею в искусство в «Манчестер Сити»: его команда бесконечно двигает мяч, чтобы создать хороший голевой момент, а не довольствуется умозрительным ударом и уступкой владения мячом.

Это ирония судьбы, потому что спекулятивный удар забрал у «Ливерпуля» надежду на титул в сезоне 2018/19. В предпоследнем матче сезона «Манчестер Сити» играл с «Лестер Сити», которому нужна была победа, чтобы обогнать «Ливерпуль» перед последним туром. Как обычно, «Манчестер Сити» доминировал в игре, но, как ни странно, не мог забить. На 70-й минуте Венсан Компани пробил с расстояния более 25 метров. Мяч влетел в верхний угол ворот, став единственным голом в победе со счетом 1:0. «Манчестер Сити» опередил «Ливерпуль» и завоевал титул, опередив соперника на одно очко.

Не только элитные команды сокращают дистанцию ударов. С 2010 года все команды Премьер-лиги, кроме «Манчестер Юнайтед», сократили дистанцию, с которой они наносят удары. «Арсенал» и «Манчестер Сити» всегда наносили удары с более близкой дистанции, а самые аналитически настроенные клубы — «Ливерпуль», «Тоттенхэм Хотспур» и «Брайтон» — пережили самый резкий спад. Но все, кто находится между ними, от «Астон Виллы» до «Вест Хэм Юнайтед», действуют по одной и той же схеме. Исключение — «Манчестер Юнайтед», который держится в районе отметки в 20 метров. Пробивая в среднем с 20 метров, они стали второй командой в Премьер-лиге по количеству ударов с близкого расстояния в сезоне 2010/11. В 2022/23 году они также били с 20 метров и дальше, но они были пятыми по показательности дальности ударов.

В последние годы это связано с тем, что их высококлассный игрок Бруну Фернандеш часто наносил дальние удары, как это делал Коутиньо. По совпадению, коэффициент Ожидаемых голов Бруно До и После удара при ударах из-за пределов штрафной почти такой же, как у Коутиньо из «Ливерпуля», хотя его фактическая голевая конверсия ниже.

В начале правления Юргена Клоппа отличные показатели Ожидаемых голов «Ливерпуля» позволяли нам понять, что базовые показатели команды — качество и количество созданных и пропущенных моментов — очень хороши. Мы знали, что являемся блестящей командой задолго до того, как это сделал весь остальной мир, и знали, что не стоит обращать внимания на несколько неудачных результатов.

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...