В чем «Спартак» лучше «Зенита» и как Семак заменит лидеров?
Ответ – в превью Ильи Васильева.
В субботу «Зенит» и «Спартак» сыграют главный матч лета РПЛ.
«Зенит» ожидаемо лидирует, хоть и оступился с «Химками» (1:1) после яркого старта. «Спартак» с приездом Барко наладил игру и набрал десять очков с разницей 9:1, хотя начал с ужасного поражения от «Оренбурга» (0:2).
Петербуржцы подходили к игре фаворитом, но из-за травм Максима Глушенкова и Вендела расклады выровнялись.
Ого, «Спартак» не слабее «Зенита» в атаке и после «Оренбурга» наладил оборону
Неожиданный тезис, ведь «Зенит» лидирует по разнице забитых и пропущенных. Давайте разбираться.
Как и в прошлом сезоне, команда Семака топ по явным моментам, ожидаемым и реальным голам, но в середине таблицы по активности в штрафной.
В РПЛ-2023/24 ее атака выглядела стерильно из-за постоянных травм, вынужденных изменений в схеме, ватоката в центре поля из-за застоя Вендела – Клаудиньо.
Сейчас «Зенит» в середине таблицы по ударам и касаниям из штрафной по другим причинам: команда Семака за пять-шесть ударов добилась преимущества над «Крыльями» (4:0), «Рубином» (4:0) и «Ростовом» (5:0), контратаковала с «Динамо» (1:0) после гола Глушенкова, впервые сыграла без топ-реализации против «Химок (1:1, 6 ударов из штрафной в первом тайме, только 2 из них – из штрафной). «Зенит» смял большинство соперников за короткий отрезок, а после переходил в энергосберегающий режим.
«Спартак» же – лидер по владению в РПЛ, ожидаемым голам, ударам и касаниям в штрафной.
У Деяна Станковича не получилось с «Оренбургом» (0:2) и «Ахматом» (0:0), зато на классе переиграны «Химки» (3:1), «Крылья» (3:0) и «Факел» (3:0): Эсекиэль Барко легко влился в команду и больше всех в РПЛ отдает в финальную треть, Манфред Угальде забил четыре гола, а «Спартак» активен в штрафной, лидируя вместе с «Динамо» по голам со стандартов (4, за весь прошлый сезон при Гильермо Абаскале – 2).
К защите вопросов больше. «Спартак» провалился против «Оренбурга» – те самые «памагите» не забыть. Похожие проблемы возникли и во втором тайме с «Ахматом». Зато в остальных матчах со слабыми соперниками «Спартак» был надежен.
«Зенит» обороняется на классе: опорник Вильмар Барриос в порядке, Нино и Страхиня Эракович – сильнейшая пара центральных защитников, Евгений Латышонок подчистил даже пенальти от Муми Нгамале на 85-й.
Первые проблемы обновленного «Зенита». Как заменить Вендела, Глушенкова, Педро и Караваева?
«К сожалению, мы не можем рассчитывать ни на Глушенкова, ни на Вендела, ни на Педро. Также не смогут сыграть травмированные ранее Родригао и Ахметов. Так что придется и за себя, и за того парня», – сказал председатель правления «Зенита» Александр Медведев.
Удивительная откровенность скрытного «Зенита» перед главным матчем лета.
Возможно, часть слов – дезинформация для усложнения подготовки «Спартаку».
Например, тренер «Зенита» Вильям Оливейра не исключил выход Вендела: «Посмотрим на этой неделе, как он будет реагировать. Дальше уже будет видно, сыграет или нет».
Как заменить каждого:
1. Артур вместо Глушенкова. Перекинуть задачи одного на другого невозможно из-за стиля: Артуру комфортнее в ширине, Глушенков же действовал ближе к створу ворот.
Артур не так ярок, зато полезен: отдал по два ассиста в Кубке и РПЛ, сделал предголевые с «Крыльями» и «Химками».
Другая опция – универсальный Мантуан, но Густаво неудачно сыграл в Химках, хотя и смещался в середину в стиле Глушенкова (так играл в последнем матче).
2. Юрий Горшков в роли восьмерки. Против «Химок» Семак сделал Глушенкова правой восьмеркой, но после травмы Макса ей стал Клаудиньо, а Горшков сдвинулся левее. Юрий дисциплинирован, универсален и уже отдал две предголевые в быстрых переходах.
В паре Горшков – Клаудиньо некому идти в слаломы под давлением в стиле Вендела, поэтому нужно адаптироваться. Возможно, активнее продвигать мяч будет центральный защитник Страхиня Эракович: с «Химками» Барриос спускался глубоко, что позволяло сербу заходить в середину, бить издали и отдавать вразрез.
3. Левый вингер Андрей Мостовой вернется в старт на позицию Педро. Россиянин провел сильную предсезонку, но после неудачной игры в Самаре выпал из основы и тускло выходил на замену. Получилось средне и с «Химками», зато спас «Зенит» от поражения.
Мостовой по многим параметрам уступает Педро. 18-летний вингер тоньше с мячом, действует шире, может накрутить троих-четверых. Мостовой более ограничен, хотя тоже неплох один в один и быстро бежит за спину.
4. Потеря правого защитника Вячеслава Караваева не менее чувствительна. Пример – матч с «Химками». С Сергеем Волковым, который вышел справа в защите, чувствовался тотальный рассинхрон в нападении: плохая игра с мячом на фланге и неточные кроссы. Сменщик Караваева еще и ненадежен в оборонительной борьбе, слаб на стандартах и явно не адаптировался к требованиям Семака. Караваев очень нужен к «Спартаку», так как зона, через которую часто атакует Барко, сейчас выглядит уязвимой.
Есть вариант без Волкова – выход Эраковича справа с Нуралы Алипом и Нино в центре обороны. У Страхини классные подключения, отличная скорость против вингеров «Спартака» и опыт игры справа за «Зенит» (в том числе – со «Спартаком»).
Да, у «Зенита» самый глубокий состав в РПЛ, но перед «Спартаком» Семак лишился системообразующих игроков: Вендел и Глушенков конвертировали каждый второй момент, Педро мощно отрабатывал сзади и топово подключался вместо поникшего Мостового, Караваев – другой уровень по сравнению с Волковым.
«Зениту» легко восполняет потерю одного-двух исполнителей, ускоряет темп заменами, но вылет трех-четырех ключевых игроков вынуждает менять структуру.
Несмотря на уверенный старт, Станкович все еще в поисках
Факты о старте «Спартака»:
● больше забили только «Зенит» и «Локомотив»,
● меньше пропустил только «Зенит»,
● все соперники – команды второй восьмерки.
В общем, оценивать успехи «Спартака» нужно осторожно.
Выделим плюсы.
1. Понятные и разнообразные атакующие принципы:
– на левом фланге свободно творит Эсекиэль Барко. Он лидер по передачам в финальную треть и вовлеченности в ударные комбинации. Продвигает мяч из глубины и непредсказуемо меняет траекторию движения. Вместе с ним органично подключается левый защитник Олег Рябчук. Антон Зиньковский слева в атаке пока неудачно дополняет партнеров, но есть альтернатива – адаптирующийся новичок Маркиньос;
– справа в полузащите оживает Тео Бонгонда. С одной стороны, вингер – худший в РПЛ по разнице между забитыми и ожидаемыми голами (-2,2 xG). С другой – вернувшиеся дриблинг и наглость. Есть и понятное взаимодействие с крайним защитником, который подключается высоко: обмен позициями и кроссы;
– центр усиляют подстройки Манфреда Угальде: максимально полезный подыгрыш, спуски в глубину, комбинации с Барко. Еще помогает Наиль Умяров, входящий в топ-10 РПЛ по вовлеченности в ударные комбинации благодаря проникающим передачам.
2. Работающие стандарты благодаря Барко, Бонгонде и Хесусу Медине: Срджан Бабич уже дважды забил после нацеленных подач в центр штрафной и ассистировал Угальде во время аута, был шанс и у Михаила Игнатова, Эсекиэль опасно прикладывается издали.
3. «Спартак» в топ-3 РПЛ по интенсивности прессинга – и после провала в Оренбурге давит эффективнее. Например, так Угальде забил «Крыльям» (и в целом вынуждали Самару регулярно выбивать) и заработал пенальти с «Факелом».
При этом старт «Спартака» все равно спорный.
Во-первых, его никто толком не проверял на устойчивость. «Крылья» первых туров – нулевые, а в игре против «Факела» повезло из-за удобного перехода с тройки защитников на 4-4-2 от Дмитрия Пятибратова (освободилось пространство для Барко).
Во-вторых, даже с таким слабым календарем у Станковича возникли проблемы: не подготовился к главному козырю «Оренбурга» – контратакам, не взломал автобусный «Ахмат».
В-третьих, Станкович все еще экспериментирует с составом. Пример – второй тайм с «Ахматом», когда Деян засунул налево центрального нападающего Угальде, знакомого вингера Маркиньоса в середину, а центральный защитник Павел Маслов играл в опорной зоне, хотя сзади томился профильный опорник Руслан Литвинов. Не сказать, что получилось успешно.
Ключевой игрок «Зенита» против «Спартака» – Латышонок
Евгений Латышонок очень уверенно влился в «Зенит» и лидирует по предотвращенным голам в РПЛ:
1. Вытащил из-под перекладины против «Крыльев» при 2:0;
2. Спас после удара Даниила Фомина в первом тайме и на 85-й взял пенальти Муми Нгамале;
3. Взял из угла дальний удар Лукаса Веры в начале матча с «Химками».
У Латышонка мало работы, зато порядок с концентрацией и пониманием эпизодов. Он неплохо выходил за штрафную на подстраховку.
Латышонок постепенно прибавляет в игре ногами. Короткие передачи не требовались в «Балтике», но «Зенит» постоянно начинает атаки от своих ворот. Пока от вратаряа не требуется ничего сложного, но в простых ситуациях он катит вразрез, бросает на фланги и не боится отдавать защитникам под давление. Против «Динамо» едва не заигрался, но обойдя Нгамале, выкатил свободному партнеру.
Два ренессанса «Спартака»: Угальде забивает, Рябчук – лидер
С хедлайнерами «Спартака» все понятно: мы ждали лидерство Бабича и креатив Барко (о нем поговорим в отдельном тексте). Но Станкович реанимировал еще и двух неудачников прошлого сезона – Угальде и Рябчука.
Угальде за 13 миллионов евро – в топ-3 дорогих трансферов «Спартака». За весну ни разу не забил в РПЛ и набрал меньше одного ожидаемого гола за 790 минут, хотя подходы были. За стартовые полгода Угальде нанес всего 16 ударов в 12 матчах (7 – из-за штрафной), глубоко выбрасывался за мячом и периодически задвигался налево.
При Станковиче Угальде – второй бомбардир РПЛ после Глушенкова (4).
Нанес уже 19 ударов за 5 туров, включая два реализованных из вратарской (весной такого не было), караулит отскоки и мгновенные переходы после прессинга.
Еще обрел себя левый защитник Олег Рябчук, который потускнел в прошлом сезоне,проигрывал конкуренцию правоногому Даниилу Хлусевичу и еще на старте был запасным. Но со второго тура прочно в основе «Спартака».
Рябчук регулярно создает тройку вместе с центральными защитниками, оставляя фланговую ширину вингеру. При этом точечно подключается через полуфланг или свободный край. Олег начинает атаки из глубины, затем неожиданно для соперника поднимается выше. Главный пример – ассист на Угальде с «Факелом».
Главные интриги:
1. Где произойдет главная дуэль матча?
Скорее всего, в зоне Барко:
– Барко творит через левый полуфланг. Именно здесь «Зенит» вынужденно перестраивается из-за травм Вендела и Глушенкова плюс возможного отсутствия Караваева;
– Барко еще ни разу не оборонялся против топ-соперников – в его зоне будет обострять Клаудиньо.
2. Забьет ли «Спартак» со стандарта?
«Спартак» разнообразен на стандартах: опасные подачи + хлесткие удары Барко. И это угроза для «Зенита», который на прошлой неделе не разобрался с угловым «Химок».
3. Кто заберет владение?
«Зенит» – четвертый по РПЛ по контролю, но периодически отдавал владение, когда вел в счете. Наиболее показательна игра с «Динамо: до гола Глушенкова «Зенит» владел мячом 60%, это выше среднего показателя по сезону (55%).
«Спартак» – лидер, но никто и не пытался навязать Станковичу борьбу за контроль.
Даже ослабленный «Зенит» благодаря Дугласу Сантосу и Клаудиньо может переиграть «Спартак» во владении.
4. Как поменяется «Зенит»?
«Зенит» потерял много лидеров. Семак может сохранить 4-3-3 с адаптациями внутри схемы (например, фланг Эракович – Артур ради комфорта бразильца в широкой позиции) или перестроиться на тройку центральных ради эффекта неожиданности.
5. Как «Зенит» будет креативить?
Самый важный вопрос без Вендела и Глушенкова. У Семака достаточно ресурсов, но интересны детали внутри ролей: выйдет ли Горшков в паре с Клаудиньо (интересно, получится ли наладить контроль и создавать через середину), появится Артур или Мантуан (острота будет с фланга или через заходы Густаво в центр).
Выводы
«Зенит» и «Спартак» интригуют.
Два тура назад расклад был очевидным: но из-за травм Вендела и Глушенкова, быстрой адаптации Барко и уверенного старта «Спартака» разрыв сократился.
У «Зенита» много проблем, в том числе игровых. «Спартак» насторожил против «Оренбурга» и «Ахмата».
Кто ваш фаворит в главном матче лета?
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Григорий Сысоев, Алексей Филиппов, Александр Вильф; Stupnikov Alexander/spartak.com/Global Look Press; кадры трансляции «Матч ТВ»
Два глагола усилить - усиливать являются видовой парой. Глагол "усилить" отвечает на вопрос "что сделать?" Это глагол совершенного вида. Слово "усиливать" отвечает на вопрос "что делать?" Это глагол несовершенного вида. Оба глагола относятся ко второму спряжению, так как заканчиваются на -ить.
И зачем в этой хорошо спевшейся парочке глаголов "третий лишний"? В русском литературном языке не существует такого глагола "усилять". Такая форма глагола не есть норма морфологии, что и говорят нам все словари в один голос. В уважаемом мной словаре С.И. Ожегова его тоже нет.
Конечно, тяжело её не наладить когда в соперниках Факел и мёртвые Крылья.
Это полный бред.