Доигрались
Олимпиада в Париже обросла скандалами ещё до официального начала соревнований. Провокационные элементы во время церемонии открытия Игр возмутили общественность, а кого-то даже оскорбили. За что пришлось извиняться представителям Международного олимпийского комитета, и почему с точки зрения спортивного менеджмента скандал в Париже может быть полезен организаторам? Давайте разбираться.
Церемония открытия Олимпиады состоялась 26 июля во французской столице. Вопреки традициям, мероприятие провели не на стадионе, а непосредственно в городе. Местом действия стала река Сена. Шоу, устроенное оргкомитетом, обернулось грандиозным скандалом. Наиболее обсуждаемой стала сцена с дрэг-артистами, воссоздающими картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Этот эпизод подвергся жёсткой критике со стороны христианского сообщества. Степень негодования общественности оказалась столь высока, что Международному олимпийскому комитету пришлось извиняться за сомнительную отсылку к религиозному сюжету. Желая погасить страсти, спортивные чиновники удалили из Сети официальное видео церемонии.
Директор по коммуникациям МОК Энн Дескам, комментируя скандальный эпизод, отметила, что организаторы шоу стремились показать миру праздник толерантности общества. И, по словам чиновницы, желаемого эффекта достичь удалось, на что указывают цифры. Что имела в виду госпожа Дескам? Возможно, речь о телевизионных рейтингах, которые, кажется, превзошли все ожидания олимпийского руководства. Громкие скандалы, как известно, всегда привлекают значительную аудиторию. А аудитория – это деньги в экономической системе координат.
Один из крупнейших телевещателей США, корпорация NBC, оперативно представила статистику смотрения зрителями церемонии открытия Игр. Аудитория составила 28,6 миллиона человек – лучший результат с 2012 года, на 60% превзошедший показатели церемонии открытия прошлых летних Игр в Токио. На стриминговом сервисе Peacock открытие Олимпиады посмотрели 2,5 миллиона человек, что сделало его самым популярным мероприятием в истории этой платформы.
Олимпиада также стала одним из самых обсуждаемых событий в российских СМИ и соцсетях. По данным компании «Крибрум», в первые дни после открытия Игр было опубликовано более 266,6 тыс. сообщений по теме Олимпиады. Общий потенциальный аудиторный охват таких сообщений составил около 2,02 млрд человек. Русскоязычные пользователи, судя по комментариям, в основном критически относятся к теме Олимпиады. Во многом это связано как раз со скандальной церемонией открытия. Но важно то, что о турнире говорят, спорят, а ещё – активно гуглят всё, что связано с Играми. Рекламодателей, как известно, в первую очередь интересует потенциальный зрительский охват того или иного мероприятия. Чем больше пользователей проявляют интерес к событию, тем лучше для партнёров. В этом смысле неоднозначная реакция общественности на то самое шоу в преддверие начала соревнований может сыграть в плюс организаторам.
Курьёзы во время Олимпиад часто интересуют аудиторию даже больше, чем результаты спортивных соревнований. Один из таких эпизодов случился и на зимних Играх в Сочи во время церемонии открытия. Режиссёры шоу предполагали, что пять огромных снежинок в какой-то момент трансформируются в символ Олимпиады. Четыре снежинки действительно изменили форму. А вот пятое так и не раскрылось. Организаторы Игр тогда ловко вышли из ситуации, обыграв её во время церемонии закрытия. Группа артистов составила фигуру из олимпийских колец с одним нераскрывшимся.
Важно, чтобы организаторы не слишком увлекались провокациями и перфомансами, не забывая о том, что главное во время проведения Олимпиад – это спортивные состязания, а вовсе не выступления артистов. Спонсоры, ориентированные на привлечение аудитории, опасаются скандалов, не желая ассоциироваться с негативными эпизодами. Некоторые компании уже отреагировали на случившееся в столице Франции. В американской телекоммуникационной компании C Spire, например, заявили, что возмущены высмеиванием религиозного сюжета и намерены отозвать свою рекламу на Олимпийских играх в Париже.
Интернет-пользователи уже обсуждают, какой будет церемония закрытия Олимпиады. Решатся ли организаторы обыграть скандал с дрэг-артистами или, наоборот, постараются сделать шоу максимально нейтральным и не привлекающим лишний шум? Скандалы способны разрушить репутацию, но могут и стать инструментом для пиара. Вопрос лишь в том, как этими скандалами пользоваться.