Трибуна
4 мин.

Как в Набережных Челнах собирались построить лучший стадион России

В начале 90-х в Набережных Челнах случился настоящий футбольный бум. Команда «КАМАЗ» под руководством Валерия Четверика за несколько лет стремительно прошла путь от Второй союзной лиги до Высшей лиги России.

В 1992 году «КАМАЗ» выиграл турнир в Первой лиге, завоевав право выступления в элите отечественного футбола

Выход в сильнейшую лигу отечественного футбола в 1993 году потребовал серьезной реконструкции существующего стадиона в парке «Гренада». Работы, длившиеся 4 месяца были завершены в апреле 1993 года, а 2 мая «КАМАЗ» провел свой первый домашний матч в Высшей лиге на обновленном стадионе. Зрителей встретила ставшая в два раза выше восточная трибуна, ее высота увеличилась до 18 рядов и теперь смогла вмещать около 4000 человек, а с учетом плотной заполняемости и 5000.

За воротами появилась новая, северная трибуна вместимостью от 2000 до 3000 человек. Был смонтирован тамбур из стеклоблоков у главного входа, который мог хотя бы временно прятать игроков от непогоды перед выходом на поле. Рядом с комментаторской кабиной появилась трибуна для гостей и журналистов. Были отремонтированы кассовые павильоны, полностью реконструированы раздевалки и душевые. С помощью предприятия электросетей было проведено новое освещение. Появился еще один общественный туалет. В дальнейшем, в течении сезона была расширена еще на 7 метров западная трибуна.

Стадион «КАМАЗ» в Набережных Челнах в годы выступления команды в Высшей лиге

Но уже тогда было понятно, что городу требовался новый, более вместительный и современный стадион. И работа в этом направлении активно велась. В Набережные Челны был приглашен Вячеслав Агафонов, который стал архитектором проекта нового стадиона и руководителем авторского коллектива. Концепция и макет будущего стадиона были готовы к началу 1993 года.

Статья о проекте стадиона в газете «Эхо трибун» (№1 от 10 марта 1993 г.)

В качестве его места размещения предполагалось использовать пустырь на месте планировавшего к строительство в советский период дворца спорта на Ленинградском проспекте, рядом с парком «Прибрежный». В процессе работы над проектом стадиона было разработано несколько вариантов вместимости арены: 40, 35 и 30 тысяч зрителей. Планировалось остановиться на варианте между 30 и 35 тысячами. Стадион должен был отвечать требованиям УЕФА, став лучшей на тот момент чисто футбольной (без беговых дорожек) ареной страны.

Макет нового стадиона в Набережных Челнах, разработанный в 1993 году

По задумке проектировщиков, стадион должен был представлять собой многофункциональный объект с возможностью использования не только в качестве места проведения футбольных матчей, но и концертов и праздников. На стадионе предусматривалась выдвижная, быстро монтирующаяся сцена, которая не вредила бы газону. В помещениях под трибунами должен был располагаться центр досуга, казино, боулинг, кафе-бар.

Также проектом предусматривалось разместить на стадионе гостиницу и медико-восстановительный центр, который обслуживал бы не только спортсменов, но и жителей города. Сама арена предусматривала наличие козырьков над всеми трибунами с установленным на них освещением. Планировалось закупить в Финляндии цветные индивидуальные пластиковые кресла. Поле по проекту должно было иметь подогрев. Также рядом со стадионом предполагалось возвести манеж размером 60 на 24 метра с учебно-тренировочным залом и раздевалками.

Стадион должен был стать первой чисто футбольной ареной в России

Стоимость нового стадиона оценивалась ориентировочно в 3 миллиарда рублей, а работы по его строительству планировалось завершить через 2-2,5 года, к футбольному сезону 1996 года. Репортаж о проекте первого в России чисто футбольного стадиона весной 1993 года даже показали по центральному телевидению.

Проект к тому времени получил поддержку от руководства завода КАМАЗ, а его реализация должна была проводиться под началом легендарного первостроителя Набережных Челнов Евгения Никаноровича Батенчука.

Но, к сожалению, планам по строительству стадиона не суждено было сбыться. В апреле 1993 года на Заводе двигателей КАМАЗа случился пожар, практически полностью уничтоживший его корпуса. В этой ситуации, на фоне и без того сложного периода в экономике страны, с мечтой о проекте нового стадиона в Набережных Челнах пришлось попрощаться.