10 мин.

Моцарт, Шуберт, Гайдн, семья Штраусов – австрийцы. Почему Вена – столица классической музыки?

Задавали тон эпохе.

В Вене и шагу не ступить без присмотра Моцарта. Один из самых известных композиторов – символ Австрии, а его портреты украшают знаменитые одноименные конфеты. 

Удивительно, почему вся шоколадная слава досталась именно ему, ведь Австрия – родина многих великих композиторов. 

Кстати, а почему их там так много?

Повлияло могущество Австрийской империи. Ее монархи покровительствовали музыке

Величественные венские дворцы Хофбург, Шенбрунн и Бельведер веками служили главными резиденциями династии австрийских Габсбургов. Сегодня туда стекаются туристы не только ради интерьеров и выставок, но еще и ради концертов классической музыки. Одно из главных событий лета – ночное выступление Венского филармонического оркестра под открытым небом возле дворца Шенбрунн. Совсем недавно, 7 июня, классическую музыку играли в парке уже в 20-й раз: за дирижерским пультом стоял родившийся в СССР латыш Андрис Нелсонс, концерт вживую слушали до 100 тысяч зрителей (спасибо бесплатному входу), а прямую трансляцию вели телеканалы по всему миру. 

Оркестр исполнял сочинения Рихарда Вагнера, Бедржиха Сметаны, Дмитрия Шостаковича, Августы Ольмес, Арама Хачатуряна и Джузеппе Верди. Редкий случай, когда обошлось без австрийских композиторов. Впрочем, локация концерта в очередной раз напомнила о большом вкладе Вены и постояльцев дворца Шенбрунн в мировую культуру.

Город стал важным европейским политическим центром в конце XV века. В то время он был фактической столицей Священной римской империи – конфедерацией небольших и более крупных немецких княжеств и королевств. Монархи несколько десятилетий совмещали титулы императора и австрийского эрцгерцога. Местная ветвь Габсбургов обрела огромное влияние – к концу XVIII века они контролировали Венгрию, Чехию, часть Польши, современную Хорватию, север нынешней Италии и немного Румынии. Во эпоху Наполеоновских войн Австрия сама стала империей и весь XIX век доминировала в регионе. В это время роль Вены возросла многократно: город стал одной из самых зажиточных и помпезных европейских столиц.

Еще при императоре Священной римской империи Леопольде I (правил в 1658-1705 годах) Австрия сделала культурный рывок. Он основал университет в Инсбруке, патронировал наукам, приглашал ко двору талантливых музыкантов и даже сам сочинял мелодии. Начавшаяся в XVIII веке эпоха просвещения сделала такое поведение нормой. Увлечение наукой и искусством вошло в моду среди знати, так что у ученых, философов, писателей и художников появилась отличная возможность предстать ко двору.

Этим шансом в 1762 году воспользовался Вольфганг Амадей Моцарт, шестилетний виртуоз, чей отец Леопольд был скрипачом в капелле зальцбургского князя. Благодаря связям в аристократических кругах Леопольд добился для сына права выступить при дворе. В Шенбрунне их принимала императрица Мария Терезия и сын (уже к тому моменту сидевший на престоле) Иосиф I, которые поразились мастерству юного Моцарта, великолепно сыгравшего несколько партий на клавесине. 

Успех был колоссальным: лучшие дома Австрии приглашали юного музыканта и его отца к себе. Вскоре слава Моцарта дошла до Парижа – король Людовик XV принял Леопольда и Вольфганга в 1763 году. Отец и сын колесили по Европе три года, вернулись в Зальцбург, где в 1768-м Моцарт-младший в сочинил «Притворную простушку» – свою первую оперу. Позже он регулярно давал концерты в Вене, а в 1781-м переехал туда окончательно. В столице Моцарт по-прежнему пользовался огромным уважением у знати и написал знаменитую «Свадьбу Фигаро». 

В Вене 200 лет работает Общество друзей музыки. Однажды его возглавлял композитор из России

Несмотря на таланты вундеркинда Вольфганга, его история довольно типична для того времени. В Австрии музыка стала социальным лифтом для многих композиторов – например, для жившего в ту же эпоху Иоганна Михаэля Гайдна. Он родился в провинции, мать работала кухаркой у местных дворян, отец играл на музыкальных инструментах – с такими стартовыми позициями века на два раньше Гайдн бы далеко не уехал. Но его заметили и пригласили в Вену играть для знати и сочинять симфонии и концерты. 

В австрийскую столицу тянулись таланты и из соседних стран. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне, но по приглашению Гайдна уехал строить карьеру в Вену. Правда, дружба с местной аристократией не сложилась – бушевала Французская революция, и Бетховен явно симпатизировал идеям свободы, равенства и братства. Но прославиться ему это не помешало. Как и нарастающая глухота – о страшном диагнозе он узнал в 1796-м. Пианист и композитор за всю жизнь написал девять симфоний и вместе с Моцартом и Гайдном стал основоположником Венской классической школы музыки. 

Бетховен дружил с театральным режиссером Йозефом Соннлейтнером, чей отец Кристоф тоже был композитором. Йозеф сделал для музыки достаточно: возглавлял придворные театры, в 1796-м наладил выпуск «Венского театрального альманаха», писал о музыкантах и помогал самым талантливым устроиться в Вене. В 1812-м Соннлейтнер основал Общество друзей музыки. Организация существует до сих пор, вступить в нее = быть в одном ряду с Францем Шубертом, Джузеппе Верди, Мстиславом Ростроповичем, Эдвардом Григом и другими композиторами, многие из которых жили и творили не только в Австрии.

Иностранцы даже были президентами Общества: в 1871-м его надолго возглавил Антон Рубинштейн, известный по операм «Дмитрий Донской», «Нерон» и «Демон», а также большому вкладу в открытие Петербургской консерватории в 1862-м .

Венская опера

Консерватория в столице Австрии (она называется Университетом музыки и исполнительского искусства) заработала намного раньше – в 1819-м. Через 50 лет открылась знаменитая Венская опера, где тоже творили большие имена, например, Густав Малер и Рихард Штраус.

Большой зал венской филармонии

Не менее сильный музыкальный бренд – Венский филармонический оркестр. В 1870-м он получил собственное здание – император Франц Иосиф жаловал Обществу друзей музыки участок в центре города, где отстроили величественный Музикферайн. Его Большой зал на 1700 мест славится интерьерами: позолоченный потолок с плафонами и лепниной, богато украшенный орган, изящные люстры и превосходная акустика. Сегодня это сердце музыкальной Вены.

Флагманское событие Венской филармонии – Новогодний концерт. Традицию начали нацисты

Ходить на концерты в Музикферайн – дорогое удовольствие. Например, самые доступные билеты на Моцарта 15 июля стоили от 71 евро (самые дорогие – 150). Но на некоторые события уже не попасть. Речь о серии Новогодних концертов, которые дают в Филармонии с 30 декабря по 1 января. Пробиться туда сложнее, чем на финал Евро: еще в феврале нужно было подать заявку на участие в лотерее (результаты объявили в марте). 

Ажиотаж огромный, цены – от 20 евро за стоячие места (самые дорогие – 1200). Как и летние концерты в Шенбрунне, «новогодние утренники» (обычно начинаются в 11:00) в Музикферайн транслируют в прямом эфире. Еще недавно их крутил телеканал «Культура» 1 января. 

Хотя сегодня знаменитый концерт – повод для австрийской гордости, его происхождение не так привлекательно. Все началось в 1939 году. К тому моменту уже случился Аншлюс, и Австрия стала частью Третьего рейха. С 1933-го в нацистской Германии работала благотворительная программа «Зимняя помощь», которая поддерживала малоимущих во время холодов. Пожертвования поступали от граждан – например, у них забирали процент от зарплаты. Деньги перечислялись на счет партии, а оттуда распределялись нуждающимся. 

31 декабря 1939-го, когда в Европе уже бушевала война, в Вене в рамках «Зимней помощи» прошел благотворительный концерт. Позже его проводили 1 января и не прервали традицию после разгрома Германии.

Бонус: два Иоаганна, Йозеф и Эдуард – как не запутаться в Штраусах?

У Новогоднего концерта и футбола есть кое-что общее. Выступление в Филармонии по традиции завершают «Маршем Радецкого». Вы его наверняка слышали (например, в рекламе зеленого горошка «Бондюэль»). Вот как его в 2014-м исполнил оркестр под управлением израильского дирижера Даниэля Баренбойма.

Как вы поняли, главная фишка марша – в аплодисментах. Зрители хлопают по команде дирижера – так задумал автор. Кажется, это идеальная музыка для стадиона. В том же 2014-м «Марш Радецкого» играл в Вене на матче Австрия – Черногория. Местные болельщики и без дирижера знают, когда надо хлопать. 

Вообще, Йозеф Радецкий – это австрийский фельдмаршал, который в 1848-м подавлял восстание в северной Италии. Марш написал Иоганн Штраус-отец как раз к возвращению армии после похода. 

В Штраусах очень легко запутаться. Иоганн-отец жил в первой половине XIX века и прославился вальсами (их у него 152).

В 1825-м у Штрауса родился сын. Тоже Иоганн. Он прожил до 1899 года и за это время сочинил аж 168 вальсов (и еще полторы сотни полек и мазурок). Самое известное произведение – «На прекрасном голубом Дунае».

Также Иоганн Штраусс-сын написал «Сказки Венского леса». Его еще ошибочно именуют просто «Венским вальсом» (так называется танец, а не музыка).

Еще он часто ездил в Россию и написал «Персидский марш», впервые исполненный на вокзале в Павловске в 1864 году.

Йозеф Штраус – второй сын Иоганна-отца. Он на два года младше старшего брата и с детства прекрасно играл на скрипке. Поначалу Йозеф и не думал о профессии музыканта: учился на инженера, но семья убедил писать вальсы и польки. Послушайте «Деревенских ласточек из Австрии».

Эдуард Штраус – младший из трех сыновей. Он прожил 81 год – до 1916-го. Как и старший брат, часто бывал в России, но больше прославился как дирижер. Вот его полька «Без тормозов».

Рихард Штраус ко всем перечисленным отношения не имеет – они однофамильцы. Он тоже работал в Вене и в 1880-х написал «Так говорил Заратустра» – ту самую мелодию из «Космической одиссеи» и заставки «Что? Где? Когда?». 

Теперь вы готовы к походу в Венскую филармонию. Ну или к просмотру футбола вместе с австрийскими фанатами.

Фото: Dieter Nagl, Karl F. Schöfmann, Roman Zach-Kiesling/Global Look Press