История. Музей FIFA
Здравствуй, дорогой читатель! Вы в Фокусе. Скоро стартует чемпионат Европы 2024 по футболу, поэтому в течение следующих нескольких недель в этом блоге ожидается много контента, в том числе с полей этого самого Чемпионата Европы. А это значит, что пора расчехлять мысли и клавиатуру. Так что давайте разогреемся и попробуем покумекать над парой абстрактных вопросов. ЧАСТЬ 1. ВСТУПЛЕНИЕ 1) А как часто вы обращаете свой взгляд на горы? Которые не просто «большие булыжники», а те самые Величественные творения природы, которые были здесь до нас и будут после. Которые могут поведать нечто больше об истории, чем некоторые бумажные учебники по истории. Вздыбленные слои предшествующей жизни, словно слоенный пирог в разрезе, смотрят на нас и приоткрывают некоторые тайны.
2) А как часто вы ходите в музеи? Которые не просто содержат «старое барахло» и «покрашенные тряпки», а в те, в которых тебя словно волшебной палочкой заставили остолбенеть без возможности сдвинуться с места. Очень хочется надеяться, что чаще чем никогда. Музеи – это ведь не только повод попить смузи и запостить сий поход в соцсети (вы что, имеете что-то против смузи?!). А потому что так можно «потрогать» историю. Многие музеи являются своего рода отвесной скалой, горой или вулканом прошлого, где виднеются слои давно ушедших эпох: в музеях можно найти отпечатки культурного кода и творчества предыдущих поколений. И, если слегка погрузиться в этот мир, можно читать мысли творцов прошлого. Именно подобные творцы могут не только запечатлеть жизнь, но и двигать ее вперед. Писатели, художники, архитекторы, ученые, визионеры, многие другие творцы, да, и даже стартаперы и путешественники. Ведь творчество и проявления своей страсти к жизни бывают разным. К таким проявлениям жизни, безусловно, относится и футбол. Который не просто является «пинанием круглого куска резины туда-сюда 22-ую потными людьми», а тот, который, удивительным образом, вошел в культурный код практически всего земного шара. «Оле, голазо» с разной интонацией и разным произношением можно услышать в любом дворе любого города. Футбол – настоящее культурное явление нашей эпохи, нравится вам это или нет. И, как и полагается, существуют организации, считающие себя по разным причинам наиболее важными в этой культуре. Так уж сложилось, что самые значимые события этого мира, в некотором смысле, узурпированы двумя некоммерческими организациями (ха, да они любят деньги больше нас с вами) – УЕФА и ФИФА (Federation Internationale de Football Association, сокращенно FIFA, или Международная федерация футбола, в русской транслитерации — ФИФА). Первая проводит европейские турниры (т.е. Чемпионат Европы – ее вотчина), а вторая – мировые. Сегодня речь пойдет про ФИФА, штаб-квартира которой находится в Цюрихе в Швейцарии. Эта организация ответственна за проведение главного и самого, пожалуй, почетного футбольного события мира – Чемпионата Мира по футболу.
Как и полагается, у такой любящей бабло исторически важной организации существует и свой собственный музей – Музей FIFA. Место, где собраны реликвии культурного явления нашего времени под названием «футбол». В этой статье вы приглашаетесь на онлайн-экскурсию по этому музею.
ЧАСТЬ 2. ВХОД И КАССЫ Музей расположен в городе Цюрих, расположенном на берегу Цюрихского озера в кантоне названием Цюрих. Тут все: рестораны с космическими по европейским меркам ценниками и множество мигрантов, свойственная немцам чопорность (кантон немецкий) и элитные автомобили, в каждом здании банки и ларьки с кебабами. Очень красивый город с отличным Университетом, но жить, к сожалению, в Цюрихе дороговато. Однако для туристов есть плюс: город не самый большой, потому обойти его весь можно за день-другой. До музея можно дойти пешком за 10-15 минут от центрального вокзала. На входе в музей вас будет ждать вот такая табличка:
Далее нужно приобрести билет в музей. Как и полагается в музеях, есть множество тарифов для разных людей, кошек и инопланетян, среди них: 26 франков (1 франк~1 евро) для обычных взрослых, 20 для студентов, 15 франков для 7-16 летних, бесплатно для детей младше 7 и прочие непонятные тарифы. Кстати, если вам интересно: на кассе не очень внимательно смотрят на то, что вы им показываете....Эти «спасенные» 6 франков греют мне душу=)
Можно взять аудиогида или даже персонального гида. А еще на кассе спрашивают из какой вы страны. Но не бойтесь, это потом вам косвенно пригодится. А вообще, реестр услуг тут максимальный: можно и дни рождения в специальном ресторане праздновать, а можно и банкетные залы бронировать или даже конференц-залы брать. Аквадискотеки только нет. Так, плывем дальше.
А дальше, перед входом, нужно сдать верхнюю одежду, рюкзак и прочие крупные вещи в камеру хранения. Заботливые сотрудники заботятся до конца: - Сэр, вам нужно сдать рюкзак и верхнюю одежду в гардероб. Вам на -1 этаж. - Хорошо. - А у вас есть 1 франк? Монету нужно вставить в камеру, чтобы открылась ячейка. - Нет, конечно. - Тогда держите вот такую монетку, потом вернете. - Спасибо.
Спускаясь к камерам хранения, вас ждет первый сюрприз. На разноцветных камерах различных размеров (что, кстати, удобно) помимо номеров ячеек есть названия ячеек! И какие названия!
В огромной комнате рандомно расположены сотни ячеек со множеством фамилий известных футболистов, оставивший заметный (и не очень) вклад на полях Чемпионатов Мира. Процедура такая: загадываешь футболиста, затем ищешь в огромной гардеробной нужную фамилию, и если нужный ящик свободен, то кладешь в него свои вещи, кидаешь монетку, и вперед. И это первый полноценный фан-сервис музея: дети, а также их родители с гоготом наперегонки бегали по рядам и искали нужные им фамилии. Среди всех красивых ящиков выделялись два, которые были испорчены чем-то острым в месте фамилии, так что было трудно прочесть фамилии (но с помощью цвета ящика, ассоциирующегося с цветами сборной, это возможно). Два испорченных ящика это ящик Фигу (что можно объяснить, ему не привыкать быть ненавистным некоторыми болельщиками) и неожиданно ящик Месси. Кому интересно: ящик Роналду блестит как новенький. Но меня интересовали определенные фамилии =)
Загрузив свои вещи в «Шестернева» я отправился таки в основную часть музея. Ура! После билетного сканера вас ожидает просторное фойе, в котором на огромном круглом стенде разложены по цветам футболки всех стран, представленных в ФИФА.
Выглядит эпично. Аттракцион называется Rainbow, и тут можно посмотреть детальнее. В качестве формы сборной России, расположенной между Анголой и Палестиной, представлена форма с российского Чемпионата Мира 2018.
Далее идет некая аллея из истории ФИФА, на который расписаны, на самом деле, вехи развития футбола. Какие турниры и когда вводились, какие трофеи вручаются, какие команды когда вводились в ФИФА. Самый интересный артефакт на этом стенде – это первый Кубок победителя Чемпионата Мира под названием Победа (или Кубок Жюля Риме). Круто, но есть минус: оригинальный трофей хранится в Лондоне, так что в Цюрихе, очевидно, реплика. Не круто. Поэтому эта аллея не такая интересная и является проходной. Идем дальше, даже без фоток. ЧАСТЬ 3. ПЕРВЫЙ (МИНУС ПЕРВЫЙ) ЭТАЖ Дальше спускаемся по туннелю снова на -1 этаж, но уже в помещения основной экспозиции.Туннель музея стилизован под туннель, ведущий из раздевалок на стадионе на поле. Эффектности добавляет интершум со стадиона, вот эти все крики-вопли, Golazo на разных языках мира. Пройдя еще какой-то промежуточный красивый зал, наполненный зеркалами и некими «реликвиями» начала 20 века, когда футбол только превращался в нынешний вид, вас сразу же ожидает первый сюрприз и, пожалуй, главный экспонат. Это ОН:
Да-да, это его Величество оригинальный трофей Чемпионов Мира, который торжественно вручается победителю Мундиаля. Известно, что трофей дается чемпиону на короткое время, а потом, в какой-то момент, пока чемпионы пьянствуют, происходит подмена: сотрудники ФИФА как ниндзя подменяют оригинальный трофей, залитый алкоголем, на реплику, и оригинал уезжает обратно в музей в Цюрих. Потрогать его в музее без предъявления чемпионской медали, конечно, нельзя, но в фан-шопе можно будет потом приобрести уменьшенную версию кубка. Не совсем очевидное знание: уменьшенная версия 1:2 высотой сантиметров 20 имеет массу аж пару килограмм, что, учитывая, общий миниатюрный размер, весьма прилично: репликой можно гвозди вбивать. И, если присмотреться к фотографиям с вроде бы маленьким, но весьма увесистым 6-килограммовым оригинальным трофеем, лишенным ручек, можно заметить, что его держат двумя руками. Неспроста.
После того, как вас отпустит от увиденного кубка, далее следует менее эффектная, но тоже значимая реликвия. Это «Стена Чемпионов». В отличие, от хоккейного огромного Кубке Стэнли, на котором выгравированы имена всех игроков и тренеров всех чемпионских команд, футбольный трофей не располагает такими размерами и потому лишен возможности нанести имена всех футболистов. Однако в музее нашли выход и решили просто оставить имена каждого Чемпиона Мира на стене рядом с трофеем.
Интересно то, что каждый Чемпион, посетивший музей, может оставить свой автограф, что отмечено также и в списке шариком.
Далее начинается относительно спокойная часть экспозиции, где можно свободно гулять практически без стрессового шока. Но также интересно. Основная экспозиция на этом этаже разделена на огромные стенды, каждый из которых посвящен одному из прошедших Чемпионатов Мира. В рамках стенда есть красочный билборд, а также различные реликвии под стеклом. Это могут быть карточки, свистки, вувузелы, мячи, майки футболистов и прочие реликвии, относящиеся к этому чемпионату. Далее попробую коротенько, буквально коротышами рассказать о чем стенды. Если вам станет скучно, пролистайте все быстро, и у вас может получится мультфильм. Я проверял. 1930 год. Первый Чемпионат мира, прошедший в Уругвае, ознаменовался первой победой Уругвая. На стенде множество стареньких фоточек, самое интересное – футболка кого-то из сборной Уругвая (доподлинно не известно кого).
1934 год. Второй Чемпионат мира, прошедший на этот раз в Италии, ознаменовался первой победой Италии. Как видите, первые чемпионаты не отличались оригинальностью имен победителей. Еще бы – призовые маленькие, поездки дорогие, гонора много, никто не признает друг друга. Поэтому европейцы не ездят в Южную Америку, а южноамериканцы в Европу. Эх, мир совсем не меняется, обидки всегда у всех одинаковые. Уругвайцы, являясь действующим чемпионом, в 1934 просто не приехали. Однако по ним никто не скучал, и в минусе остались только сами уругвайцы, являвшиеся сильнейшей командой 30-х. Если вам сейчас пришли какие-либо ассоциации, то я не виноват.
1938 год. На французском чемпионате Италия защитила свой титул. Удивительно то, что такой итальянский трюк впоследствие удасться лишь бразильцам. Сильнейшей сборной на тот момент были австрийцы, и они, думаю, хотели бы побороться за титул, но кое-кто забыл об этом спросить.
1950 год. Футбол вернулся. Первый послевоенный чемпионат прошел в Бразилии. Тот чемпионат ознаменовался трагедией национального масштаба: заряженной фанатами Бразилия, мчавшейся к своему первому титулу, в последнем матче до триумфа нужна была хотя бы ничья в очном матче против уругвайцев, которым, в свою очередь, нужна была лишь победа. Этот матч имеет свою страницу в Википедии (Maracanazo) и по нему снято множество документалок. Бразилия вела 1-0, но затем пропустила дважды от Уругвая и проиграла....Благодаря победе над бразильцами Уругвай завоевал свой второй титул, а бразильцы и вовсе не хотят вспоминать этот чемпионат, они даже сменили свою якобы несчастливую белую форму на новую для себя желтую, ставшую затем самой узнаваемой национальной формой в мире. Кстати, вот та белая форма:
1954 год.Германия и ее первая победа сквозь боль соперника и зрительские муки. Подобное станет для нее нормой впоследствие. А тогда было в новинку, поэтому финальный матч получил свое собственное название – «Бернское чудо», а также стал основой для фильмов.
1958 год. Это Самба, сеньюрита! Таки первая победа Бразилии! Или все-таки это фейк?!
1962 год. Вы забьете нам сколько сможете, а мы вам – сколько захотим. Это краткое описание того, как в 1962 году Бразилия, забитая под завязку супер-звездами своего времени, с пиковыми Гарринчей и Вавой уничтожила всех. Пеле, кстати, пропустил почти весь турнир.
1966 год. Внимание, Ее Величество Елизавета Вторая. Чемпионат мира, прошедший в Англии, ознаменовался первой победой Англии, голом-фантомом и наивысшим советским достижением на Чемпионатах Мира. Где-то похожее я уже писал, но где...
1970 год. Снова Пеле? Для кого-то это станет сюрпризом, но это первый чемпионат, на котором легендарный бразилец с самого первого и до последнего матча был игроком основного состава, являясь при этом лидером команды-контендера: в 1958 это был юнец с банки в первых матчах, в 1962 он пропустил почти весь турнир, а в 1966 Бразилия выступила так плохо, что могла бы и вовсе не ехать на турнир. А еще Пеле подлил масла в огонь войны Адидаса и Пумы.
1974 год. Машина-каток против инопланетян из будущего. Чемпионат, изменивший футбол. В финале встретились две лучшие команды эпохи, Германия и Нидерланды, обладающими лучшими игроками эпохи в принципе и построенные из игроков лучших клубов эпохи (Бавария и Боруссия из Менхенбладбаха против Аякса и Фейенорда). Финал проходил в Мюнхене, что, возможно, дало небольшое преимущество немцам, многие из которых потом вошли в Золотой Футбольный Клуб.
Это1978 год. Чемпионат мира, прошедший в Аргентине, ознаменовался первой победой Аргентины. Хм, а я разве такую фразу еще не писал? Триумф Кемпеса.
1982 год. Триумф Италии и Паоло Росси, пропустившего весь сезон до Чемпионата, но покорившего Чемпионат Мира, одолевшего бразильцев в группе и немцев в финале и получившего за это свой заслуженный Золотой Мяч. Почему заслуженный? Потому что такую козырную карту невозможно перебить, и за такое почти всегда давали ЗМ. Удивительно то, что такой итальянский трюк впоследствие удасться одному феноменальному бразильцу, тоже одолеваем немцев в финале. Как видите, судьба любит некие закономерности и повторения.
1986 год. (читать с повышенной интонацией) МАРАДОНА! ЭТО ФУТБОЛКА МАРАДОНЫ! ДА БЛИН ПРАВДА! Даже ссылок не буду вставлять. Там каждый второй гол Марадоны имеет свою страничку на Википедии.
1990 год. (читать с пониженной интонацией) Лоттар Маттеус. Это футболка Маттеуса. Вот это да! Два подряд финала между Аргентиной и Германией завершились разменом победами.
1994 год. Самая прагматичная сборная Бразилии в своей истории с лидером в лице опорника Дунги и забившего-тысячу-мячей-во-всех-турнирах-учитывая-даже-школьные Ромарио завоевала свой четвертый титул, обыграв в финале в серии пенальти (первый подобный случай в финалах) Италию.
1998 год. (читать с повышенной интонацией) ЗИДАН! ЭТО ФУТБОЛКА ЗИДАНА! ДА БЛИН ПРАВДА! Чемпионат мира, прошедший во Франции, ознаменовался первой победой Франции. Блин, дежавю какое-то.
2002 год. Бразилия отдала долг своей же истории за прагматичность в 1994 и привезла в Японию и Корею одну из самых карнавальных своих сборных: в разное время Золотой Мяч из той команды получали Ривалдо, Роналдо, Роналдиньо, Кака. Реинкарнация Joga Bonito.
2006 год. Возможно, это был не только самый сильный турнир по именам участников, но и сильнейший финал в истории, поскольку в ростерах Франции и Италии были сплошь титаны. А, может, это первый турнир сборных, который я смотрел от корки до корки, поэтому для меня даже Дуайт Йорк это вау.
2010 год. Вамос, Ла Фурия Роха. Вувузелы, Джабулани и африканский колорит. А еще сильнейшая сборная в истории.
2014 год. Если честно, я устал генерировать описания к каждому году. Также как и устала сборная Испания все выигрывать. Ну хоть немцы оторвались на бразильцах.
2018 год. (читать с орущей интонацией) ГЕРТЫ РОМАНА ЗОБНИНА В МУЗЕЕ, ЧТО? НАФИГ МАРАДОНУ И ЗИДАНА!
2022 год. МЕЕССИИИ-МЕЕССИИИ-МЕЕССИИИ-МЕЕССИИИ и один выброшенный в окно телевизор где-то на Мадейре.
ЧАСТЬ 5. ВТОРОЙ ЭТАЖ На этом моменте я столкнулся с дилеммой: если обзор на музей будет написан хорошо, то вам захочется его посетить, но зачем, если вы уже все увидели в обзоре. Значит, нужно что-то опустить? Ок, на этом этаже есть еще пару крутых стендов, но давайте сразу перейдем на следующий этаж. На лифте вы магическим образом можете подняться сразу на второй этаж. Да, все верно, это магия: вход в музей на первом этаже, далее спуск на минус первый этаж, а дальше подъем на второй этаж. Разве не логично? Но второй этаж не так богат на реликвии, зато богат на эмоции и на фан-сервис. Тут даже Тула есть=) История вот тут.
А еще можно почувствовать себя старым и узнать, что мои любимые приставки – уже музейные экспонаты.
А еще можно посмотреть на очень-очень старые настолки.
А еще можно почитать то, что есть в википедии.
Но самое крутое на этом этаже это то, ради чего спрашивали страну! Тут большой зал, где можно поиграть в различные футбольные челленджи! Ты регистрируешься по своему билету, и тебя заносят в базу данных рекордов под неким рандомным именем твоей страны, а потом ты можешь набирать очки и попадать в различные рейтинги музея. Круто, я вот Святозаролюбом оказался.
Короче, дикий ажиотаж к каждому челленджу, участвовали и дети и взрослые. Самое крутое было наблюдать как разный млад, подростки и мужики пытались запульнуть мяч в нужную зону, пыжились, стараясь показать свою технику. А потом после них подходила одна арабская барышня ростом 1.5 м и массой, начинающейся с тех же цифр 1 и 5, и аккуратно, спокойненько и не спеша щечкой выбивала абсолютно максимальные баллы на каждом челлендже. Мама 4 детей – опытная во всем мама. Магия.
ЭПИЛОГ. Все, после шутки про толстую маму пора уже сворачивать этот обзор, да и вы уже устали. Музей же. Впереди нас ждет смузи жаркое футбольное лето. Можно каждый вечер смотреть футбол высочайшего уровня. А что делать днем? Спать, работать? Или можно сходить в музей. Дерзайте. Всем пока или, как говорят в Германии, где будет Чемпионат Европы, чус.
"Гвозди" должно было быть, но автозамена у меня что-то слишком недоброжелательная