Олимпиада 2024. Тренерская мысль всё ещё жива – главный итог четвертьфиналов
Здравствуй, дорогой читатель! Вы в Фокусе. БАМ! Сыграны четвертьфиналы, наполненые огнём и интригами. Предлагаю не делать очередной обзор матчей (их уже классно разобрали вот тут), а выдвинуть тейки о прошедшем игровом дне и немного о будущих полуфиналах. Тейк 1: Сила Франции не в размере, а в тренере Чтобы оценить силу тренерской мысли, которую презентовал Венсан Колле в матче с доминирующей на турнире сборной Канады, давайте сформулируем задачу, а также попробуем разбить её на подзадачи. В лучших традициях таск-менеджмента. У нас есть кейс: Франция играет плохо, Канада – хорошо, при этом Франция имеет плохое нападение и спорную защиту, а Канада уничтожает всех на двух половинах, при этом вы тренер Франции и вам хочется победить. Сложная задача, которая при этом одноразовая, поскольку с другими соперниками будут другие задачи. Так, разобьём её на подзадачи и поищем потенциальное решение.
Канада сильна в атаке: есть 4 злых сыгранных как черти, взаимозаменяемых и достаточно крупных и мобильных игрока высокого уровня, способных разыгрывать, вести мяч и бросать с любой позиции (один из них – лучший игрок на турнире), против которых практически невозможно защищаться вчетвером. Потенциальное решение Франции: выпустить одного лишнего игрока на площадку (только как?).
у Канады есть ровно одна проблема в атаке: слабый центровой, через которого идёт 0.01 атак за игру. При всём уважении к Пауэллу или в особенности канадской легенде Келли Олиннику (представляете, парень играет за Канаду даже в мусорных матчах в отборочных турнирах к Чемпионату Мира или во всяких североамериканских турнирах сборных), но они являются слабым звеном в старте. Идеальное решение для Канады было бы играть в смолл-болл, отправив на позицию пятого номера, например, Дилона Брукса и выпустив проваливающего турнир Джамала Мюррея в старт, надеясь на его воскрешение. Да вот только это невозможно против Франции с четырями центровыми в стартовом составе, двое из которых выше 215 сантиметров. Да и нет у Канады больше игроков достойного уровня на замену (спасибо, что хоть запасные как-то худо-бедно держатся с помощью Джамала). Поэтому у Канады на паркете всегда есть центровой (Пауэлл/Берч/Олинник). Потенциальное решение Франции: сделать так, чтобы центрового держал любой двухметровый конус на колёсиках, чтобы не тратить на центрового своих игроков.
у Франции проблемы в атаке: звёздный Гобер, лучший защитник и центровой ростом 215см+ беспомощен в атаке. Второй вашей звезде Вембаньяма ростом 525см+ так и найдено применения: он не может играть центрового (там занято), не может играть разыгрывающего (нет навыка), не будет играть винга (слишком рачительное применение таланту), но зато может на элитном уровне ситуативно играть везде и всюду. Кстати, ваша третья звезда Фурнье плохо разгоняет атаку, а других разыгрывающих у вас нет (телефончик Эртеля ещё не забыли?). Потенциальное решение Франции: найти другую роль Гоберу и Фурнье, чтобы не мешать Вембаньяме, но и не делать из Вембы не только центрового, но и вообще ключевого исполнителя (ведь ему всего 20).
В итоге Колле придумал гениальное решение. Зачем тратить игрока на канадского центрового в защите или в атаке (т.е. Гобера), если с ним справится абсолютно любой. Лучше дополнительно выпустить кого-то мобильного и крупного. И тренер убрал нафиг главную звезду Гобера в глухой запас (и оказалось, что и выпускать вовсе и не нужно его). «Это было не просто смело, это было пи***ц как смело». Да, потом пошли новости, мол, оказывается, Гобер был травмирован, что немного нивелирует потенциальное божественное прозрение Колле. Но зафиксируем результат: впервые вышедший в старте толстозадый Гершон Ябуселе смог одновременно и краску закрывать, и пятюню отбивать, и в атаке быть лучшим (22 очка), и на периметре защищаться. Это позволило французам в защите безболезненно размениваться и ситуативно оборонятся против беспомощного канадского центрового, кто бы им ни был, максимально сосредоточившись на остальной фантастической четвёрке. Проблема оставалась лишь в том, что Фурнье всё бы испортил, поскольку не смог бы защищаться против центровых. И что вы думаете? Колле убрал нафиг и Фурнье, отрядив его руководить вторым юнитом. В итоге заменивший его и впервые вообще оказавшийся в старте на турнире огроменный 196-сантиметровый атакующий защитник и снайпер Исайя Кординье (набрал двадцатку) стал практически самым низким игроком старта. ПОЛНОЦЕННЫЙ СМОЛЛ-БОЛЛ ИЗ ЦЕНТРОВЫХ. Мяч заиграл, задвигался, в защите каждый мог играть против каждого без провалов, любой мог оказаться как на мяче, так и под щитом что в атаке, что в защите. Фурнье расцвёл во втором юните, забивая суперуверенные броски прямиком откуда-то из Лилля. Ябуселе и Кординье были самыми заряженными игроками на свете. Семиметровый Вемба мог быть везде и всюду, в защите и в нападении, а с его размахом рук быть и там и там можно одновременно. При этом подвигов по набору очков или розыгрышу мяча от него не требовалось. Канада была к этому не готова – Канада ни разу за матч ни на одном отрезке не показала, что она сильнее соперника. «Finita la commedia» прозвучало, но только не для тех, для кого мы думали. Прикол: такой трюк против немцев не сработает, поскольку там есть быстрые и габаритные люди, достойно играющие в краске. Нужно снова решать новую задачу.
Тейк 2: Никола Йокич и Светислав Пешич оказались сильнее упрямство Светислава Пешича.Проблему взаимоотношений тренера и главной звезды описывали уже многие. Кратко: самый фундаментальный игрок на планете играет не на той позиции, на которой тренер старой школы его ждёт, и выполняет не те роли, которые делают игроки его габаритов в старой школе. При этом Австралия играет академично и правильно, имея в своём распоряжении пусть и не таких талантливых как у Сербии игроков, зато качественных исполнителей. Сложная задача. Рационально оценить то, что сделали Никола и команда невозможно. Это одни эмоции. Но отрицать то, что роль Николы изменилась – нельзя. Пешич не придумывал тактических новшеств как Колле, оставив стартовый состав прежним (если принять то, что Ваня Маринкович и Огнен Добрил по очереди выходят на позиции защитника). Главное, что он сделал во время матча было не в игровое время – никто даже и не подозревал, что он может ТАК накачать игроков во время тайм-аута после мощнейшей стартовой оплеухи. Сербы совершили крупнейший камбек в истории Олимпиады. То, какими злыми вышли Алекса Аврамович и Никола Милутинов, вызывает восхищение. Сколько работы проделал Богдан Богданович, капитан и лучший двухсторонний игрок команды, описать невозможно. Но главное: Пешич наконец-то (для себя) понял какая роль максимально продуктивна в его системе ценностей для всеми уважаемого представителя благородного рода и достойного мушкетёра по имени Николай Браниславович. Опытный конник из Сомбора, который в перерывах между делом всей своей жизни играет в баскетбол, не только сыграл впервые на турнире больше 30 минут, но и количество выполняемых им бросков увеличилось практически вдвое, а из-за дуги так и вовсе Никола бросил аж 3 раза (попал, правда, 0).
При этом заметно похудевший Никола не только снова был близок к историческому трипл-даблу, показывая лошадиную эффективность по набору очков и организовывая всю атаку, он вместе с партерами сдержал единственную стабильно работающую опцию Австралии в атаке в лице Джока Лэндейла, ставил блоки, делал перехваты и рушил стену в сознании игроков НБА, что, оказывается, можно смахивать мяч с кольца в ФИБА-баскетболе. Да, в обороне его всё также, как и прежде, выцеливал соперник, но и преимущества Николы не в защите. А победный бросок с помощью сомборского шаффла стал и вовсе глотком бодрящей ракии на этом балканском празднике баскетбола.
Австралийцы же молодцы: они не только не развалились после того, как растеряли добытое преимущество, но и пересобрались, найдя другие способы по набору очков, и наработали на овертайм. Проснулся Пэтти Миллс, который, вероятно, провёл не просто последний свой великий матч, но и забросил на овертайм штуку, которая точно будет в его топе. Ротация австралийцев сработала на полную катушку, а Джош Гидди внезапно осознал, что Сербии как стране только-только исполнилось 18, а, значит, можно. Можно играть в полную силу. Исторический матч, с первым овертаймом в истории плей-офф Олимпийского баскетбольного турнира, который никто не ожидал.
Тейк 3: Германия слишком вариативна.Немцы слишком глубокие: у них со скамейки выходят заряженные игроки с габаритами и броском. Немцы прекрасно умеют ждать, несмотря на молодость лидеров и горячую кровь. Немцы слишком похожи на клуб, в котором все игроки подобраны друг под друга. Немцы похожи на семью, где брат за брата. Даже когда греки улетели на плюс 12, ни разу не казалось, что у немцев что-то там не под контролем. Они были как тот турецкий стрелок: спокойны и играли на опыте. В глазах Шрёдера и компании так и читалось, мол, молодцы ребята, вы выложились в первой четверти, накидав нам немного больше ожидаемого, зато у нас Халк зато мы возьмём остальные четверти. Франц включил в атаке режим игрока «270 миллионов на 5 лет». В защите же у немцев была тактика стрелка с револьвером. После того, как патрон по имени Дэниэл Тайс, сражавшийся против Янниса в начале матча в одиночку, разрядился полностью и без остатка, в револьвер был помещён патрон по имени Моритц Вагнер (а потом был ещё и Фойгтманн).
Старший брат, кажется, вообще не боится боли, поскольку искал Яннис под щитом на обоих сторонах площадки. Да даже малыш Шрёдер глотнул элексир бессмертия и бесстрашия и разочек так удачно словил скоростной бронепоезд имени Янниса, подставившись под его проход (что уже само по себе опасно для жизни), что Яннису выписали фол в атаке, который стал для него третьим в матче. Побегав немного на паркете после этого, кто-то, видимо, вспомнил, что в ФИБА удаляют не за 6 фалов, а за 5, поэтому Яннис присел на скамейку не сразу. А когда это произошло, большинство задач перед немцами снялись сами собой. Когда же Исаак Бонга начал забивать абсолютно открытые броски, а Шрёдер заряжать трёшки откуда-то из Берлина, то это был уже иппон. Обсуждать остальных греческих игроков даже не хочется – настолько они были незаметны. Спасибо, что хоть Уолкоп и Папаникалау наковыряли хотя бы десяточку, без их чудесных попаданий и игры в начале матча было бы совсем больно.
Тейк 4. Единственный шанс Сербии – 40 минут от Йокича и провальная игра Эмбиида
Американцы обыграли Бразилию. Бруно Кабокло, конечно, наковырял свою тридцатку, разочек даже попав через своего американского косплейщика, но на этом интересные моменты в матче закончились.Интересно, что будет дальше. В полуфиналах встретятся команды, которые играли между собой в группах: Германия с Францией и США с Сербией. Да, кажется, где-то произошёл баг в турнирной сетке. Оба матча интересны и оставляют много тактических вопросов. Вроде бы фавориты понятны – Германия и США. Но сможет ли Колле снова изобрести велосипед и удивить вариативных немцев (спойлер: нет). Сможет ли Сербия хоть что-то предложишь американцам, которые дважды их вынесли без шансов за последний месяц с одинаковым счётом +26 (групповой и товарищеский матчи)? Кажется, что единственный шанс Сербии заключается в полном отказе Пешича от ротации своего конника, дав ему сыграть все 40 минут. Об этом даже сказал напрямую сам тренер Керр. Никола – единственный из сербов в указанных матчах, кто не ушёл в минус. Да, с ним в составе сербы играли на равных с американцами, а в оставшиеся 10 минут без Николы команда улетела на минус 26 очков. Даже не верится. 26 очков разницы за 10 минут.
При этом за Николу в матче группы отвечал его потерянный при рождении брат-близнец по имени Джоэль Эмбиид, провалившийся настолько, что в следующей игре он стал единственным среди американцев, кто даже не вставал со скамейки запасных, угрюмо поглядывая как летают по паркету партнёры. Однако при полном нелюбви трибун к своей персоне в последнем матче группы Эмбиид слегка подсобрался, а в матче с Бразилией и вовсе элитно отыграл на обоих концах площадки. Сможет ли камеруно-французско-американский центровой достойно сыграть против – вопрос. Главное, чтобы Эмбиид не пропустил по старой привычке один из двух матчей в сезоне против Николы. Чай, матчи в Париже, а не в Колорадо. Что будет дальше никто не знает. Но точно известно, что баскетбол будет интересным.