4 мин.

Контратака

Сегодня мы поговорим о самом простом глобальном тактическом элементе и вместе с тем самом модном в российском футболе. Контратаке. Ответной атаке, как бы меня сейчас поправили светила из ВШТ, но в своем блоге, по крайней мере, в этом посте, я ее так называть не буду. Контратака: в чем же суть?

Леонид Слуцкий как-то сказал, что в сегодняшнем футболе любая атака фактически и есть контратака, ведь даже позиционная атака начинается быстро, быстро проходит и быстро завершается. Концептуально она соответствует контратаке, и я с Леонидом согласен. Зерно развития современного футбола спрятано в той среднеполевой полосе, где владеющие мячом в доли секунды должны сделать выбор, действовать попроще или мудрить, запутывать и, если хотите, дурить соперника. Эдакий идеологический стык позиционной атаки и контратаки заставляет тренеров и футболистов совершенствовать футбол.

Опорный полузащитник – именно он, дока первого паса, ключевая фигура на этом эпохальном перепутье, когда позиционная атака и ее контрсестра перманентно конфликтуют в мозге футболиста ради нахождения оптимального варианта действий, дабы мяч был доставлен в штрафную площадь, а немногими метрами за ней выстроилась достаточная бригада второго темпа. Иной раз действительно стоит рваться к воротам не мудрствуя лукаво, но футбол идет к тому, что две оборонительные линии «Ювентуса» в центре поля, о которых мы упоминали в прошлом посте, скоро станут нормой для каждого уважающего себя клуба, и здесь простым выносом на форварда-бегунка не обойтись. В контр надо выходить моментально, но позиционно, и чрезвычайно стремительно.

Наглядным пособием по изучению контратаки является игра лучшей контратакующей команды мира «Челси» против «Барселоны» (вторая встреча), когда лондонцы держали каталонцев на трех четвертях поля, подпоясав ее атакующую игру около центра поля и разъединив ее важнейшие звенья – Месси – Это’О, Хави – Иньеста. «Манчестер Юнайтед» в финале пытался проделать нечто похожее, но не справился и увяз в своих защитных порядках. Сборная России блеснула современной контратакой на Евро-2008 в матче против шведов: дважды состоялся коллективный отбор и дважды наши игроки буквально улетели вперед и забили.

В России хорошей в этом контексте выдалась встреча «Москвы» и ЦСКА, где Божович применил вариант хиддинковского «Челси», при котором его команда навязала армейцам встречный отбор в середине, удачно расслоив Карвалью и Вагнера. Выход в контратаку еще какие-то годы тому назад «Москва» бы осуществляла длинными передачами на цепкого Бракамонте, но в этот раз центральная ось работала на полную катушку, позиционно.

Игра «Рубина», контратака которого – весомая часть клубного имиджа, стала заметно привлекательнее в позиционной атаке. Но связано это не с существенными тактическими изменениями – насколько мне известно, тренировочный процесс в Казани радикально не менялся, – а, естественно, с приходом Домингеса и, что более показательно и интересно, с изменением игры защитной линии, которая с этого года действует выдвинутой на край той самой первой четверти поля. Таким образом, в середине сформировалась густая группа футболистов, полузащитники которой классно владеют аритмией. Отсюда и интеллектуальный выход в контратаку, весьма похожий на позиционную атаку.

В последнем матче «Рубин» благодаря новшествам практически стоя обыграл «Химки». Хотя отработаны новые элементы игры у казанцев пока не слишком четко, о чем свидетельствует встреча с «Ростовом».

Главные солисты рубиновской контратаки – Семак и Сибайя. Особенно мне в этом плане импонирует южноафриканец, который выделяется в нашем чемпионате в сочетании первого паса и его своевременности. Первый пас и его своевременность – пожалуй, это суть начала контратаки. Можно обладать выдающейся первой передачей, в чем большой мастер любой из плеймейкеров, но при этом не уметь моментально принимать решения. У Сибайи первый пас не выдающийся, но он присутствует, и классное ориентирование во времени выхода из обороны в атаку. Вроде бы внешне футболист-трудяга, а в своем компоненте труднозаменим.

Также к мастерам подобного перехода из находящихся в хорошей форме выделю Мамаева и его быструю работу с мячом и отличное владение любым из видов передач. Он не всегда заметен, но тактически очень полезен.

Контратака еще любопытна тем, что она способна обернуться нежданной острой ситуацией. Как сейчас помню, играют мои «Крылья» с «Локомотивом», идет затяжная атака на наши ворота, ничто не предвещает угрозы, мы перехватываем мяч, и «Локомотив», добротно закрытый «Локомотив», оптимально расположен на своей половине поля – видимой угрозы даже не предполагается. Но мяч попадает к Соузе, оттянувшемуся к линии штрафной своей команды. Длинная передача и Гаушу выходит один на один с вратарем!

Обладание длинным пасом – не обязательная графа в резюме контратаканте. Но весьма желательная. Примечательно, что настоящих мастеров длинной передачи среди наших опорников я что-то не припомню, и на высоком уровне таким элементом выходили в атаку плеймейкеры. Соуза, Касымов, Лоськов – это, пожалуй, пьедестал чемпионатов России среди контратакующих длиннопасующих. Впрочем, неудивительно, ведь хороший длинный пас – это пас разрезающий, а не в борьбу. То есть, пас плеймейкерский. Наверное, лучший наш плеймейкер за всю историю отечественных чемпионатов российского периода Егор Титов длинный пас не разработал до уровня остальных своих видных качеств. Однако связано это больше с менталитетом «Спартака», всегда заключавшемся в быстроте командных действий, и умение полузащитника послать мяч точно метров на тридцать в этой команде было не особенно востребовано.

Есть еще такая неофициальная специализация по теме «контратака», как контролер контратаки. То есть, выход совершился, команда рвется к чужим воротам, а кто-то чуть поодаль за всем этим наблюдает, трусцой подбегая к эпицентру. Он может остаться безучастным, если все пройдет идеально, а может и сыграть главную роль, включившись вторым темпом. Из подобных игроков главные мастера родного первенства – Сибайя и Тимощук. В Европе эталонно действовал Макелеле, который редко куда-то убегал – будь-то вперед или назад. Он балансировал в средней зоне, чувствуя позицию, и в нужный момент включался в подбор.