4 мин.

Не плюйте в Кариоку!

Сегодня я продолжаю мысленно разгребать завалы из хороших, но расстроенных инструментов команды главного тренера Валерия Карпина. Если в прошлый раз остановился на ребятах, не родившихся для комбинационного футбола, то на сей раз оценю проблемы реализации «истинных спартаковцев».

Алекс

Поразительно, но одного из самых тактически спартаковских футболистов реализовать сейчас безумно трудно, потому как Алекс заиграет только тогда, когда будет выстроен атакующий футбол всех остальных звеньев команды, что есть самое сложное. Бразилец – организатор, но он организатор командный, как Егор Титов, которого определяет окружение. И если окружение по группе атаки у Алекса физически имеется, то опорного полузащитника, от которого зависит своевременность начала позиционной атаки, у Алекса, равно как и у «Спартака», нет… Стоп! Здесь я сам в себе давлю недавно созданный стереотип, но детали чуть ниже. Итак, помимо всего прочего, у Алекса имеется негатив в недостаточной реализации таланта вообще, что проявляется в его неумении действовать при плотной опеке. До 27 лет он играл сугубо в Бразилии, без евровояжей – что редкость для бразильцев, а тамошняя серия A – это гораздо большая вариативность в атаке из-за отсутствия сильной плотности в обороне. В Европе и России все с точностью до наоборот. Между тем он выступал за «Интернасионал», где плохих футболистов не держали никогда. Выход я вижу в налаживании целостной атакующей игры всей команды, в рамках чего Алексу будет предложено либо перестраиваться под интенсивный футбол, либо возвращаться на родину.

Артем Дзюба

Игрок комбинационного плана и с головой, но как ускорить его выход на новый уровень, как вписать этого парня с юношеской игрой в состав, бьющийся за еврокубки, которые, как я упомянул выше, вполне реальны? Моя точка зрения такова: Дзюба – форвард второго плана, габариты которого не должны вводить в заблуждение и принуждать к упрощению его использования. Может, Дзюба и таран, но в пятую или десятую очередь, и рассмотрение его как тарана способно привести к уничтожению игрока. Дзюбу важно не сковывать, давать ему возможность играть широко, по ситуации даже в полузащите, тем более он молод, амбициозен и усердия у него полно. Только в достаточно вольных условиях можно раскрыть настоящего Дзюбу. Здесь, кстати, стоит очень рассчитывать на способности Алекса, вместе эти двое ребят могут помочь друг другу вырасти в мастеров европейского класса.

Александр Павленко

Этот человек вертится на одном уровне уже много лет, и поместить бы его в схему развития подобно дзюбовской, только чуть сзади, примерно меж Алексом и Рафаэлом Кариокой, а можно и со смещением в сторону либо Саенко, либо Быстрова – вариантов достаточно, – только не молод он, считая теми мерками, которыми мы мерим молодых футболистов. Олег Иваныч выпускал Павленко в стартовом составе в 16 лет, и тогда он был практически готовым для серьезной игры. Из последующих вслед за этим будней светлое пятно оставило разве что выступление Павленко в «Шиннике», где плеймейкер, способный покрывать абсолютно все позиции в средней линии, пользовался доверием Сергея Юрана. Павленко по игровой манере чем-то схож с Игорем Денисовым, только не настолько быстр, зато более утончен в проникающих передачах, а по психологическим свойствам он ближе к Димке Хохлову, который остро реагировал на тренерское недоверие. В «Спартаке» же Павленко выжидал свой очередной шанс, потом допускал какую-то ошибку и вновь отводился от обоймы. Проще говоря, страдал от не самого квалифицированного использования.

Рафаэл Кариока

А вот сейчас о тех деталях, не видя которых, легко впасть в заблуждение и твердить, что у «Спартака» нет опорного полузащитника. Я тоже не единожды слышал еще со сборов, что Рафаэл Кариока – футболист примитивный, играющий исключительно «на ближнего». В матче против «Терека» я впервые увидел этого парня вживую и делаю предварительное заключение: это классный опорный хав. Он весьма грамотен в обороне, способен тонко начинать атаку. Его минус – отсутствие агрессии, без которой конструктивный первый пас не жизнеспособен, каким бы Хаби Алонсо ты ни был. Агрессия, между тем, зависит от чувства партнеров, чего в «Спартаке» пока нет в самом принципе. Это и порождает талантливого человека осторожничать, забивая свою резвость опаской. Видно, что Рафа Кариока особенно перестраховывается в организации игры, сводя эту организацию из потенциально одного из главных элементов атаки в обычный ход пешкой. Но по мысли и по умению найти себя на поле этот парень уже сегодня выглядит серьезным футболистом. Губить только его не надо.

Если с героями прошлого поста «Спартак» быть «Спартаком» может, то с нынешней компанией он им стать обязан.