11 мин.

Рецепт идеальных 1:0 Аллегри. Что делает «Ювентус» непробиваемым

Клещенок разбирает лучшую защиту топ-лиг.

В конце декабря Аллегри сделал себе подарок – в 76-й раз победил в Серии А со счетом 1:0. Первым в истории.

Макс обошел конкурентов, тренировавших во времена, когда 1:0 считался результативным исходом, хотя почти всю карьеру проработал в эпоху атакующего разгула. Вероятно, он величайший спец по минимальным победам. 10 из 16 побед в этом чемпионате – с преимуществом в один гол. 6 – со счетом 1:0.

Этих 1:0 не было без защиты, которая вновь стала элитной. С августа туринцы переродились и все больше напоминают конструкторы первого цикла Аллегри. Они допустили 14,8 xGA в 22 турах. Только «Бавария» отстала не слишком сильно – и то потому, что сыграла на три матча меньше.

Сейчас у «Ювентуса» лучшая защита в топ-лигах.

Разберем, что построил Аллегри.

Защита начинается с нападения: даже во владении думают о тылах. Превентивная оборона – ключевая новинка сезона

Владение «Ювентуса» – направленный хаос: внеструктурное движение, основанное на принципах взаимодействия в определенных зонах. Его невозможно свести к схемам. В затяжных атаках последнюю треть занимают 7-8 полевых, в основном распределенные по флангам. Сзади остаются свободные зоны – легкие мишени для контратак.

Метод противодействия им – ключевая перемена в облике «Юве». Раньше Аллегри атаковал экономнее, чтобы не нарваться, и реагировал на потери решительным броском к своей штрафной.

Сегодня Макс атакует большим числом, но по-прежнему избегает давления и контрпрессинга – приемов, которые обычно используют команды с массированным нападением. Туринцы худшие в лиге по интенсивности прессинга. Они выбрали другой путь – превентивную оборону.

Превентивная защита – это загодя подготовленная структура последней линии, которая обеспечивает баланс и упреждает большинство вариантов незамедлительной ответки через опасные зоны. Обычно в ней задействуют двух-четырех человек (центрбеков, иногда опорника). Во время позиционной атаки они располагаются так, чтобы перекрыть центральные каналы; чужих нападающих выдавливают на края. Когда команда теряет владение, они не бегут назад, а выдвигаются на форвардов – тормозят или обрывают контратаку.

У каждой превентивной схемы свои плюсы и минусы. Скажем, 3-1 классно перекрывает края, но занимает слишком много людей – кого-то недостанет в атаке. 2-0 уязвима в зоне перед защитниками: сопернику достаточно расположить одного форварда ниже, чтобы упростить переход. Персональная опека чувствительна к уходам на края. Зонная не учитывает изменение численности атакующих.

Особенность «Ювентуса» – гибкость. Туринцы используют превентивную оборону с ограниченным превосходством – оставляют сзади ровно на одного игрока больше, чем у соперника. Аллегри нашел гармонию между плюсами персональной и зонной игры: мощные центрбеки вольны агрессивно играть 1-в-1, потому что партнеры обеспечат страховку.

Кроме того, у «Ювентуса» нет универсальной схемы. Аллегри обучил защитников гибкой реакции на эпизоды – они не только меняют численность в зависимости от соперника, но и выбирают модуль, который лучше отвечает ситуации. Как бы противник ни расположился, защитники перекрывают его оптимальной превентивной моделью.

Вот как это работает. Нападающие «Ромы» опустились ниже, чтобы свободно развернуться в переходной фазе. Туринцы отреагировали модулем 3-1. Если случится потеря, Локателли перекроет удобный коридор паса на одного форварда, а другого со спины атакует центрбек. Партнеры прикроют их.

В другой ситуации римляне увеличили количество ориентиров перед опорником – теперь их трое. Эта карта сильнее, чем туринская 3-1, потому что один вариант все равно останется свободным для вертикали. «Юве» вернул преимущество переходом на 2-2. Этот модуль хорош тем, что запирает центр в два слоя, но требователен к позиционной выучке: защитники должны одновременно видеть нападающих и мяч и при этом держать правильную дистанцию – удобную для выброса на форвардов или отхода назад. Туринцы располагаются грамотно.

Здесь римлян снова двое, но в высокой позиции. «Юве» незачем держать позади четверых. Модуль стал 2-1 – Гатти ушел в атаку, Локателли перекрыл коридор передач, пара центрбеков плотно следит за нападающими.

Это лишь несколько примеров гибкости. Туринцы освоили даже сопротивление сложным двухслойным контратакам через края – переходят на 2-2 в шахматном порядке и одновременно перекрывают центр и фланг. Превентивная оборона – причина преображения «Ювентуса»: теперь Аллегри контролирует переходные фазы, а не сбегает от них.

Этот контроль стал главным оружием Макса. И не только в защите.

Парадокс: превентивная оборона принесла «Ювентусу» немало забитых голов. Локателли – гений баланса

Гвардиола как-то сказал, что для хорошей атаки нужна правильная оборона. Аллегри наверняка мог бы переиначить фразу, подчеркнув важность правильного нападения для хорошей защиты, но подтверждает и правоту Пепа. Превентивная оборона сделала «Ювентус» эффективнее впереди.

Прежде чем объяснить, зафиксируем занятный статистический парадокс. «Юве» худший в лиге по интенсивности прессинга – 16,4 PPDA. Но третий по голам после высоких возвратов. У туринцев их 5, чуть меньше «Интера» и «Аталанты»: команда, которая отказалась от высокого давления, пользуется его плюшками наравне с агрессивными конкурентами.

Дело в превентивной защите. Как правило, она дополняет контрпрессинг – ее передняя линия (в 2-2, 2-1 и т.д.) обычно нацелена на мгновенный возврат после потери: расположение за атакующей линией упрощает атаку на мяч. «Юве» играет иначе. Первая превентивная линия давит не на мяч, а на коридоры паса. Вторая линия защищается движением вперед – атакует форвардов со спины, если вертикаль все-таки проходит.

Обе стремятся застопорить контратаку – в этом смысл превентивной защиты. Даже если центрбеки не отбирают мяч, противник замедляется и вынужденно выстраивает поступательную атаку. У туринцев появляется возможность организованно откатиться в позиционную оборону.

Но есть и дополнительная цель. Когда первая линия перекрывает коридоры паса, а вторая не дает соперникам развернуться, игра замыкается в невысокий прямоугольник между центром и чужой штрафной. У туринских полузащитников появляется время занять выгодные позиции. Если мяч за их спинами, они заполняют пространство перед защитниками, чтобы забрать подбор. Если мяч перед ними – перекрывают коридоры.

Туринцы прессингуют без постоянного прессинга – провоцируют ошибки позиционным превосходством. Высокий возврат включается, только если противник увяз. Поэтому прессинг так эффективен: мало попыток, много выхлопа.

Фундамент новой тактики – Мануэль Локателли. Как правило, первая упреждающая линия состоит из него одного, и опорник участвует в двух фазах за раз: его позиция всегда учитывает и нужды позиционного владения (Ману – якорь, который его перезапускает), и задачи превентивной защиты. Вдобавок он командует остальными.

Он же исключительно важен в эффективном высоком возврате. Иногда Локателли перехватывает и атакует сам, но чаще играет незаметнее и намного изящнее. Ману управляет соперником. Он не просто перекусывает коридоры передач, как сделал бы любой работяга-опорник, а намеренно перенаправляет их в нужные зоны. Как правило, он провоцирует неподготовленную вертикаль в район Бремера или Гатти – чтобы те физически подавили оппонента.

Интеллект опорника гарантирует сбалансированность «Юве». Поэтому Локателли незаменим.

Новая модель упростила защиту пространства и подчеркнула плюсы Гатти и Бремера

Скрин выше показывает, как переход к превентивной обороне подчеркнул преимущества центрбеков. Гатти и Бремер – очень мощные и агрессивные защитники, которые навязывают противнику физическое превосходство. В низкой пассивной игре их плюсы теряются. В новой модели расцвели оба.

Яркий пример (кроме того, что на скрине с Локателли) – первый гол «Лацио»: Бремер не бежал назад, а смял нападающего на приеме.

Новые принципы упростили и оборону пространства. Гатти и Бремер быстры на первых метрах, но естественный футбольный отбор несправедлив: спринтеров всегда ставят в атаку и на края. Ни один центрбек в мире не обойдет Осимхена или Леау на равной длинной дистанции.

Превентивная защита снижает шансы возникновения похожих ситуаций. Ее смысл в том, чтобы выдавить нападающих из центральных зон, и у «Ювентуса» это получается. Когда контратаки все-таки проходили, быстрые соперники оказывались на краях. Гатти бежал не по прямой, а наперерез им. С его скоростью несколько метров форы делали разницу: он съедал спринты Бету, Леау и Мбаппе.

Позиционная защита тоже преобразилась: Аллегри отказался от пассивной игры

Есть еще одна любопытная статистическая деталь. «Юве» не оставил привычки откатываться назад при удобном счете, но в нескольких матчах центр тяжести во втором – оборонительном – тайме был выше, чем в атакующем первом.

Разгадка у парадокса та же, что у всего туринского ренессанса: Аллегри отказался от пассивной позиционной защиты. «Юве» больше не ждет, пока соперник растеряется перед развернутой обороной, а подготавливает ошибки – ловушками и агрессией.

Ключевые признаки:

1. Базовая схема – 5-3-2, которая иногда преобразуется в 5-2-3;

2. Бремер играет чистильщика – держит позицию чуть позади других центрбеков. У соперника появляется глубина атаки, но ее компенсирует количество подстраховок;

3. Оборона строится на механизмах: все ситуации заскриптованы – защитники играют по памяти, думать нужно меньше. Автоматизмов десятки, например, на заброс за спины в полуфланг реагирует чистильщик, хотя формально это не его зона. Крайний центрбек, позицию которого он занимает (Гатти или Данило), смещается в центр и сам становится свипером;

4. Полузащитники перекрывают середину, часто в шахматном порядке по отношению к защитникам, чтобы занять больше каналов. Соперника выдавливают на края. Как только мяч смещается к флангу, на него выдвигается ближайшая восьмерка и латераль;

5. Сопернику не дают времени между линиями. На ориентир выбрасывается ближайший защитник.

Конкурентам понадобился целый круг, чтобы найти изъяны в позиционной защите «Ювентуса» – до этого они наудачу грузили в штрафную. Первый недостаток – пассивность центральной зоны. Полузащитники не выбрасываются, пока загонят добычу на край, и дают шанс игрокам с плотным ударом. Это уже стоило туринцам очков: Бальданци из «Эмполи» подстрелил угол, как только получил достаточно времени на подготовку.

Второй недостаток – разграничение ответственности в механизмах. Схемы с тремя защитниками всегда реагируют на открытый мяч занижением, особенно если используют чистильщика. Основной левый латераль «Юве» Костич плохо считывает такие моменты. И часто запаздывает.

Ди Франческо придумал, как использовать тугость серба. Соперник дает пас за спины не на полуфланг, а на самый край. Чтобы Данило не подстраховал Душана, рядом с ним располагается форвард, который перед пасом делает движение в глубину – противоположное забегу с края. Бразилец идет за ним, такова установка. Костич остается единственным препятствием, но часто запаздывает; защита распадается.

Команды, которые атакуют между линиями, используют Костича по-своему: располагают ориентир в его зоне. Филип поздно реагирует на смещение, и соперник легко продвигается вертикально.

Туринцы несколько раз пропустили после таких ошибок. И все равно они вне конкуренции. Если последний классик, который не делает для победы больше необходимого, закончит второй цикл победой, дело будет не только в удобном графике – именно армированная кладка уравняла «Юве» с миланским катком-трансформером.

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Фото: Gettyimages/Valerio Pennicino, Francesco Pecoraro, Alessandro Sabattini