Спорт - часть политики: топ 6 самых политизированных матчей в истории чемпионатов мира
«Спорт вне политики» - один из самых лицемерных лозунгов из всех существующих. Нам довольно часто приходится слышать его, однако, как показывает история, большой спорт и политика настолько тесно переплетены друг с другом, что порой некоторые политические события имеют непосредственную связь с футболом. В истории футбола не раз было такое, что страны, имеющие политические разногласия, встречались между собой на футбольном поле в рамках главного турнира планеты.
6. ФРГ 0 - 1 ГДР, Чемпионат мира 1974.
Дата: 22 июня 1974
Чемпионат мира 1974 подарил миру прекрасный исторический сюжет: сборные ФРГ и ГДР попали в одну группу! Это был вообще единственный в истории официальный матч между этими двумя командами, так еще и на ЧМ в ФРГ.
Игра, которая широко обсуждалась с того самого момента, как жребий свел две немецкие сборные в одной группе, состоялась 22 июня 1974 года на Фолькспаркштадионе в Гамбурге. Пять месяцев ожидания, тревоги, опасений и надежд должны были завершиться с финальным свистком арбитра после 90 минут футбола. Помимо политических амбиций, по обе стороны границы, разделявшей когда-то единую страну, люди ждали столь редкой точки соприкосновения, которая на непродолжительное время становилась связующим звеном между двумя разобщенными странами. Многие жители ГДР, трезво оценивавшие шансы своей сборной, желали победы ФРГ, поскольку обе команды воспринимались ими как представители Германии. Национальное соперничество отходило на второй план, когда у немецкой сборной – неважно с какой стороны железного занавеса она находилась – появлялась возможность стать лучшей командой планеты.
Стоит отметить, что матч, от которого ожидалось что-то похожее на битву при Гамбурге на деле почти ничем не запомнился. В скучно протекающей игре единственный гол был забит нападающим «Магдебурга» Юргеном Шпарвассером. Этот мяч долго использовался восточногерманскими властями в целях пропаганды, однако в целом матч сильного влияния ни на кого не оказал, поэтому он не на первом месте
5. Англия 0 - 2 Аргентина, Чемпионат мира 1986
Дата: 22 июня 1986
22 июня 1986 года на стадионе «Ацтека» были забиты, пожалуй, два самых известных гола в истории футбола. Диего Армандо Марадона сначала забил мяч так называемой «Рукой бога», а позже забил «мяч века», обыграв почти всю сборную Англии.
Однако этот матч имел прямой политический подтекст. В 1982 году между Великобританией и Аргентиной возникли противоречия по поводу территориальной принадлежности Фолклендских островов. 2 апреля 1982 года Аргентина вторглась на Фолклендские острова и оккупировала их, хотя по закону они принадлежали Великобритании. 5 апреля британское правительство отправило военно-морское оперативное соединение для атаки ВМС и ВВС Аргентины перед высадкой морского десанта на территории островов. Конфликт завершился поражением Аргентины.
И вот Аргентинцам выпала возможность поквитаться за военное поражение, и они эту возможность использовали. Сам Марадона прямо говорил о том, что победа в матче будет прямой местью за войну и жизни аргентинских военных.
На 51 минуте при счете 0:0 Аргентина переходит в позиционную атаку. Марадона с левого фланга сделал диагональный пас в сторону Хорхе Вальдано и продолжил движение с надеждой разыграть двухходовку с Вальдано. Мяч попал в левого полузащитника Стива Ходжа, который отрабатывал в обороне. Получилась срезка, и мяч полетел в сторону ворот Питера Шилтона, вратаря сборной Англии. Несмотря на 20-сантиметровое преимущество англичанина в росте, Марадона смог выпрыгнуть достаточно высоко для того, чтобы забить. Гол! Марадона поспешил к бровке праздновать в сопровождении озадаченных товарищей по команде, которые не спешили его поздравлять. «Я крикнул им, чтобы они бежали и поздравляли меня, иначе судья не засчитает гол» - сказал после игры сам Диего Армандо.
Второй гол описывать не имеет смысла. Никаких слов не хватит для того чтобы описать то, что сделал аргентинец, обыгравший почти всю английскую команду. Аргентинцы, и лично Марадона смогли с лихвой отомстить обидчикам.
4. Германия 1 - 3 Чехословакия, Чемпионат мира 1934.
Дата: 3 июня 1934
Довоенные Чемпионаты мира в целом были максимально политизированными. В те годы Европа скатывалась в пропасть второй мировой войны, и фашистские режимы очень хотели показать свою мощь. В 1934 году в мире бушевал кризис, и желающих провести такой затратный турнир как Чемпионат мира по футболу было немного. Тут то и вмешался итальянский диктатор Бенито Муссолини, который был фанатом «Лацио», и в целом очень любил футбол. Заодно таким образом он хотел продемонстрировать всему миру мощь фашистского строя. Жюль Риме, основоположник Чемпионатов мира по футболу был не в восторге от проведения ЧМ-34 в Италии, однако ему ничего не оставалось делать, ведь других желающих провести турнир не нашлось.
Матч в Риме состоялся при довольно малом количестве зрителей: лишь 13 тысяч человек смотрели полуфинал чемпионата мира. Взаимная идеологическая враждебность была уже на разминке. Когда команды выстроились в центральном круге, немцы приветствовали публику и лично дуче, стоявшего в почётной ложе, фашистским жестом. Чехи же вопреки этикету ЧМ демонстративно поклонились всем четырём трибунам. Стоит отметить, что на том чемпионате мира приветствие публики фашистским жестом (римским приветствием) было достаточно распространенным явлением. Все пытались угодить фашисту Муссолинни, однако Чехи проявили принципиальность. Четыре года спустя англичане и французы продадут их страну в рабство нацистам.
3. СССР - Чили, отбор на Чемпионат мира 1974.
Дата: 21 ноября 1973 года
11 сентября 1973 года в столице Чили Сантьяго произошел государственный переворот. Итогом революции стали приход к власти военной хунты под предводительством Аугусто Пиночета и самоубийство действующего президента, просоветского Сальвадора Альенде.
На главном стадионе страны «Насьональ» находился концлагерь. Людей пытали прямо на трибунах, а во время матчей они слышали рев толпы на стадионе. 26 сентября в Москве сборная Советского Союза сыграла с чилийцами 0:0 в рамках стыковых матчей. Ответная игра была запланирована на 21 ноября, и должна была проходить как раз на том самом стадионе - концлагере. Незадолго до отправления советских спортсменов чили федерация футбола СССР выступила с заявлением, в котором потребовала переноса матча на нейтральное поле. Однако президент ФИФА англичанин Стэнли Роуз, руководствуясь обещанием чилийской стороны обеспечить безопасность, заявил, что нет никаких препятствий для проведения встречи в Сантьяго.
Показательно, что двумя месяцами ранее именно Роуз добился переноса отборочного матча Северная Ирландия – Болгария в Шеффилд в связи с обострившейся обстановкой в Белфасте и введением там комендантского часа. Вот так и работают двойные стандарты в футболе, о безопасности русских никто и не думал. Спустя несколько дне на стадион в Саньтяго прилетела комиссия ФИФА, которая постановила, что арена «готова к игре». Заключенных же впопыхах спрятали буквально за несколько часов до их приезда. Сборная СССР отказалась лететь в Сантьяго. ФИФА засчитала советской команде техническое поражение за неявку и путевка на чемпионат мира-1974 досталась чилийцам.
2. США 1 - 2 Иран, Чемпионат мира 1998.
Дата: 21 июня 1998
Матч Ирана и США на ЧМ-1998 совсем не интересен игрой и результатом. Иран выиграл 2:1, но ему это не помогло – обе сборные не вышли из группы. Загвоздка была в другом: США и Иран являлись заклятыми врагами уже много лет. Иранцы ненавидят запад по многим причинам, в основном потому что они просто другие.
Перед игрой иранцы постоянно напоминали, что ожидается не просто футбол. «Семьи мучеников ждут, что мы победим ради них. И мы победим», – настраивал страну нападающий Ходадад Азизи, который посвятил игру жертвам ирано-иракской войны. Главный жест, который до предела политизировал игру, сделал верховный лидер Ирана Али Хаменеи. Он запретил игрокам жать руки американцам и вообще подходить к ним до матча. Но эта принципиальная враждебность сочеталась с фактом, что главный тренер Ирана Джалаль Талеби живет в Калифорнии с 1983 года. И даже тренировал в колледже, где работал тренер американцев Стив Сэмпсон. Талеби в интервью подчеркивал иранскую идентичность, но добавлял: не желает зла «стране, которая дала мне много возможностей».
В США отношение к игре было не такое горячее. ФИФА и местная федерация футбола просили игроков избегать политики в интервью, а Сэмпсона – не допускать разговоров о ней в раздевалке. Но и сами футболисты США вспоминали, как спокойно готовились к игре и ощущали – это важное событие для Ирана, не для них.
Но тут случилось самое неожиданное событие ЧМ-1998. Иранцы подарили американцам белые розы в знак мира и добра. Сборные США и Ирана вместе, с цветами, никакой вражды. Так появилось расхожее мнение, что этой встречей футболисты за пару часов сделали больше, чем политики за 30 лет.
Иран в той игре победил, и на их улицах начался настоящий праздник. «Это была первая победа на чемпионате мира в то время, когда иранский народ ждал счастья. Люди в моей стране никогда не забудут ту ночь и то, как они танцевали на улицах до раннего утра», – говорил Талеби, главный тренер сборной Ирана.
Да, эти команды встречались на ЧМ и второй раз, совсем недавно, в Катаре, однако этот матч уже был гораздо менее интересным с точки зрения политизированности.
1. Сальвадор - Гондурас, отбор на Чемпионат мира 1970.
Дата: 14—20 июля 1969 года
Военный конфликт между Сальвадором и Гондурасом, произошедший летом 1969 года ровно за год до ЧМ в Мексике, вошел в историю как «Футбольная война». К счастью, футбол никогда не был причиной конфликтов на государственном уровне, однако то, что взрывоопасная ситуация на границе 2 стран совпала со стыковыми матчами, которые в итоге стали катализатором насилия - это факт.
В 1960-х у Сальвадора была более развитая экономика, он стремительнее рос, но при этом не мог разрешить важнейшую проблему: из-за густонаселенности не хватало годных для обработки земель. Дела в Гондурасе шли хуже – экономика рушилась, население не увеличивалось, – но зато с землей никаких проблем не было.
Все обострилось, когда жеребьевка свела сборные Гондураса и Сальвадора в квалификации ЧМ-1970. Они выиграли свои подгруппы и встретились в полуфинале, который проводился в формате серии до двух побед (решающий матч – на нейтральном поле).
Обычно футбол сближает людей, но этим соседям он лишь добавил огня. 6 июня 1969 года в столице Гондураса Тегусигальпе прошла первая игра. В ночь перед игрой рядом с отелем, где расположились футболисты Сальвадора беснующаяся толпа болельщиков Гондураса жгла фаеры, кричала и бросала в здание камни. Угрюмый матч примерно равных соперников, за которым следили все высшие чиновники обеих стран, взорвался в конце: на 90-й минуте забил нападающий сборной Гондураса Леонард Мивет – 1:0.
Сразу после игры произошло первое из последующих трагических событий. Жительница Сальвадора, 18-летняя Амелия Боланиос сразу после финального свистка в отчаянии от поражения своей команды схватила револьвер отца, и выстрелила себе в грудь. Похороны Амелии транслировало телевидение, за гробом шли футболисты и руководство сборной. Трудно сказать, насколько эти события связаны друг с другом, но ответный матч в Эль-Сальвадоре превратился в настоящую бойню.
Вместо государственного флага Гондураса хозяева приветствовали гостей поднятием на флагштоке грязной тряпки. Болельщики хозяев устроили настоящую охоту на болельщиков гостей: два человека погибли, десятки получили ранения. Было сожжено около 150 машин, на которых гондурасцы приехали поддержать свою команду. Сальвадор выиграл 3:0, а тренер гостей сказал после игры примерно следующее: «Нам очень повезло, что мы проиграли». По регламенту предполагалась еще одна переигровка в Мехико. после первого тайма вел Гондурас (2:1), но Сальвадор отыгрался и забил победный мяч в добавленное время (3:2). О боевом характере матча рассказывал один из лидеров Гондураса, нападающий Хосе Кардона из мадридского «Атлетико»: «Меня просто выбили с поля, ударили бутсой прямо в грудь! Я играл в Испании, Англии и Ирландии, но нигде не видел такой жестокости».
На следующее утро Гондурас разорвал дипломатические отношения с Сальвадором. Сальвадор сделал то же чуть раньше.
Мирный договор между странами был подписан только через 30 лет – 30 октября 1980 года. Разумеется, ничего, кроме несчастья и разрухи, Футбольная война не принесла. Ущерб от военных действий составил порядка 50 миллионов долларов. В обеих странах подскочила безработица и усилилось влияние военных. Десятки тысяч сальвадорцев продолжали бежать из Гондураса.
И вот после этого кто-то еще может сказать, что «спорт вне политики»? Как показывает практика, во многих авторитарных режимах спорт используется как один из главных инструментов пропаганды. Футбольные войны, этническая неприязнь и многие другие мерзкие события не раз демонстрировались на футбольном поле.