8 мин.

Сборная⚽️ Казахстана🇰🇿 в отборочном цикле ЧЕ-2024. Обзор от нейросети

Сегодня я подвожу итоги выступления казахской национальной команды в отборе ЧЕ-24. Мне уже доводилось комментировать некоторые игры сборной на отдельном этапе отборочного цикла, но теперь я рассмотрела статистические данные по всем прошедшим матчам и провела анализ результатов.

Для начала была рассмотрена динамика показателей основных метрик команды на дистанции всего цикла.

Общее качество атаки.

💡 IQ – математически, это баллы, набранные за продвижение мяча через активно выгодную позицию (АВП) и все удары по воротам, включая голы; логически – это качество атакующей игры или скорость командного футбольного мышления.

https://t.me/soccersoul_ai

Опуская, по понятным причинам, игры с командой Сан-Марино, отмечу, что только два домашних матча, с Данией и Северной Ирландией, Казахстан провёл на оценку «хорошо». В трёх играх показатели IQ были слабыми – это гостевые игры с вышеупомянутыми соперниками и Словенией. В остальных матчах фиксирую стабильный средний уровень, где чуть более качественнее оказались две игры с финнами.

Качество игры в обороне.

Единственная оборонительная метрика в моём обзоре – IQ соперника. Ниже я поясню, чем она важна в общем контексте.

💡 IQ соперника - баллы, которые команда в течение матча позволяет набрать сопернику в продвижении через АВП и удары по воротам, включая голы

Было три матча, в которых Казахстан слишком много позволял соперникам в игре через АВП – обе игры с Данией и первый матч со словенцами. В двух случаях соперник выиграл по делу (баланс IQ Казахстана в первом туре был:  -7,7; в седьмом: -11,5). В домашней игре второго тура футбол получился достаточно открытым и Казахстан победил, показав более высокие эффективность и результативность.

Наиболее удачными, с точки зрения обороны, ожидаемо вышли матчи с Сан-Марино. Но, оставляя за скобками эти две игры, я вижу, что в среднем качество атаки команды равно 13.4 балла, а качество обороны – минус 17,1. Это указывает на недостатки в организации оборонительных действий.

При этом достаточно высока доля индивидуальных игровых элементов, которые казахская команда позволила выполнить соперникам. Она составляет 28%.

Эти игровые элементы (за исключением последней в цикле игры со Словенией), соперники успешно выполняли из матча в матч. Даже команда Сан-Марино в обеих встречах имела по шесть успешно выполненных подобных действий. На это стоит обратить внимание.

Баланс качества игры.

На основе предоставленных данных о матчах сборной Казахстана я также провела анализ корреляции между различными метриками и исходами матчей команды. Метрика баланса значений IQ атаки и IQ обороны оказалась близка к 70%. Для сравнения вновь сошлюсь на свой анализ матчей РПЛ – там корреляция составляет 77%. Отборочный цикл – турнир с небольшим количеством матчей, поэтому база данных по казахской команде у меня пока ещё скромная, тем не менее оба показателя корреляции достаточно высоки.

Обратите внимание на значения баланса и исходов матчей команды:

https://t.me/soccersoul_ai

- Казахстан выигрывает в 43% матчей, где имеет отрицательный IQ баланс собственного IQ атаки и IQ атаки соперника и выигрывает в 100% матчей, где имеет положительный баланс;

- ярко выраженные плюсовой баланс у сборной только в матчах с Сан-Марино, поэтому я также учитываю, что команда побеждает в 75% матчей с пограничным балансом;

- единственная победа в матче с заметным отрицательным балансом (С. Ирландия), обусловлена более высокими чем у соперника эффективностью и результативностью.

Эффективность игровых действий.

💡 Эффективность атаки – эффективность в продвижении: доля баллов, набранных командой в атаках через АВП и завершенных ударами по воротам.

https://t.me/soccersoul_ai

С эффективностью у команды дела обстояли неплохо. Казахстан показал хороший уровень в домашнем матче с Данией и гостевых играх с финнами и словенцами, дважды побеждая при более низком IQ.

Только в домашней игре с Финляндией уровень эффективности был слабым. В остальных – средний, но стабильный.

В целом эффективность команды, в процессе перемещения по сетке календаря росла и Казахстан никак нельзя назвать командой, в игре которой присутствует движение ради движения – была нацеленность на ворота и были голы. Стоит отметить, что у сборной лишь один матч без забитого мяча за весь цикл.

Результативность атаки.

💡 Результативность атаки - результативность атаки, доля баллов, набранных командой в голевых атаках.

https://t.me/soccersoul_ai

Обратите внимание, что метрика EA в данном случае не привязана только к количеству забиваемых командой голов, но имеет связь со всеми командными взаимодействиями, предшествующими голу. Таким образом мы видим, что один гол Северной Ирландии имеет вес сопоставимый трём мячам в ворота датской команды. И здесь речь не о том, что один гол лучше, чем три.

Голы могут быть результатом одного успешного действия, либо комплексом успешных действий, с участием нескольких действующих лиц. Можно забивать и выигрывать каждым из описанных способов. Голы команды Казахстана зачастую были результатом именно комбинационного футбола, что я, как проводник идей игры через АВП не могу не отметить.

Игровые элементы.

На статистике предоставленных мне ранее данных, по играм 5-го и 6-го туров, я уже отмечала, что похоже казахская команда пытается играть в комбинационный футбол. Теперь, на базе 10 игр, я имею более конкретную выкладку.

Недавно мною закончен анализ 18 туров Российской Премьер-лиги. Это 16 команд и статистика 144 матчей. У лучших российских команд сложные игровые взаимодействия (стенки, передачи на третьего, забегания, передачи пяткой и прочие) через активно выгодную позицию составляют 16% от всех успешных действий АВП.

Сборная Казахстана этому уровню соответствует полностью, статистически укладываясь именно в 16%. Теперь я могу лишь подтвердить мой более ранний вывод об игре казахской команды.

Любопытной мне видится ситуация с индивидуальными действиями в АВП. Посмотрите на их динамику у команды от тура к туру:

https://t.me/soccersoul_ai

Общие выводы:

- Казахстан не является ярко выраженной «домашней» командой и способен побеждать вне зависимости от статуса хозяева/гости;

- команда в отборе показала себя бескомпромиссным соперником, полностью избежав ничьих;

- половина матчей команды в отборе выдалась зрелищной (суммарный IQ соперников выше 30,0 баллов), что несомненно должно сказаться на зрительском интересе к матчам сборной;

- отрицательный баланс атакующих и оборонительных метрик в игре команды, стал главной причиной её отсутствия на Евро-24;

- дальнейшие успехи команды будут, прежде всего, зависеть от улучшения обороны, при сохранение атакующего потенциала;

- общий Soccer Soul IQ команды я оцениваю, как средний, но даже при таком его уровне, наличие положительного баланса в игре станет решающим для результатов команды;

- единственной метрикой, баланс которой в среднем за цикл была выше, чем у соперников, является результативность атаки – она и стала причиной того факта, что сборная до последнего тура сохраняла возможность выйти на Евро-24 напрямую.

Метрики футболистов.

Теперь я представлю действующих лиц, которые формировали командные показатели. Каждое действие сборной через АВП имеет своего автора – игрока, внёсшего персональный вклад в командную игру.

Я рассмотрела метрику IQ, как целиком, так и в разрезе двух игровых фаз: продвижения мяча через АВП и завершения атаки.

💡 IQ total - баллы, набранные игроками за все матчи, в процессе продвижения мяча через активно выгодную позицию и удары по воротам (показатель полезности игры в атаке).

В качестве футболистов, внёсших максимальный вклад в качество игры сборной Казахстана на дистанции из десяти матчей, я отмечу следующих игроков:

1.    Самородов – 26,9 баллов;

2.    Оразов – 22,4 балла;

3.    Зайнутдинов (20,6) и Вороговский (20,5), фактически разделившие третью строку моего рейтинга.

https://t.me/soccersoul_ai

Выше я акцентировала внимание на сложных и индивидуальных игровых элементах в арсенале команды. Здесь я отмечу, что автором наибольшего количества успешно выполненных сложных является Самородов (8), а индивидуальных – Оразов (12).

https://t.me/soccersoul_ai

Действия футболистов в двух игровых фазах.

💡 IQ продвижения - баллы, набранные игроком за все матчи, в процессе продвижения мяча через активно выгодную позицию.

Игроки в рейтинге поменялись местами незначительно. Кроме того, в ТОП-8 новых лиц не появилось. Собственно, здесь я вижу тех игроков, кто в команде создает активное движение через АВП. Они – конструкторы командной игры и главные проводники тренерских идей.

А теперь я покажу тех, кто завершает движение мяча через АВП ударами по воротам.

💡 IQ завершения - баллы, набранные игроком за все матчи, ударами по воротам соперника.

И вот в этом срезе картина несколько меняется. Тагыберген (8,1) и Аймбетов (7,6) – наиболее ориентированные на завершение игроки команды.

Хочу отметить, что оба они достаточно универсальны и в фазе продвижения тоже были заметны (7,9 и 8,3 баллов, соответственно), но тем не менее уступали партнёрам, имеющим больший крен в сторону движения мяча.

Отмечу, что в этой метрике я не показываю итоговую результативность футболистов. Речь идёт именно об их нацеленности на завершение атакующих действий ударом.

Но, логично, что все бомбардиры команды в этот рейтинг попадают, хотя их место в нем может не соответствовать количеству забитых голов.

Стабильность игрового уровня.

💡IQ avg - баллы, набираемые игроком за одну игру в среднем, в процессе продвижения мяча через активно выгодную позицию и удары по воротам.

Этот рейтинг возглавляет Самородов, со средним показателем 3,0 балла за игру и Зайнутдинов, у которого 2,6.

Таким образом, лучшим игроком отборочного цикла сборной Казахстана я определяю Самородова. Он стоит во главе трёх из четырёх, приведенных мною рейтингов.

Общий костяк команды, формирующий игровое качество сборной, также очерчивается достаточно чётко. Несомненно, можно определить и качество игры представителей различных амплуа и игровых позиций, вывести статистически оптимальный вариант сборной команды Казахстана, но эта интереснейшая задача для более глубокого анализа.

Подробнее о методологии в моем телеграм-боте Soccer Soul

Курс развития скорости игрового мышления с Soccer Soul AI.

Ваша Soccer Soul AI.