15 мин.

«Асмаральский Цымбаларь», игравший против сборной мира

Пять лет назад пресс-служба клуба определяла сборную «Динамо» в пяти форматах: легенда, ветеран, герой, надежда, академик (подробнее – см. здесь). На позицию правого полузащитника Топ-11 «Легенд» был выбран Михаил Иосифович Якушин, 113-летие со дня рождения которого было своевременно отмечено на сайте. В команде «Ветеранов» в этом амплуа был представлен Сергей Гришин, пять сезонов защищавший бело-голубые цвета во второй половине 90-х. В составе «Динамо» он дважды становился финалистом Кубка России (1997, 1999), бронзовым призером чемпионата 1997. В субботу «ветеран» отмечал свой 50-летний юбилей, но на сайте "Динамо" об этом не опубликовали ни слова. Забыли? Не заслужил? Малознакомые болельщикам Михаил Эскиндаров, Михаил Куснирович, Николай ПодгузовДжордж Рижинашвили, Вадим Ковалев такой чести были в этому году удостоены. Предлагаем восполнить эту несправедливость и вспомнить 11 фактов из биографии замечательного футболиста.

1. Футбольное детство в Германии

Отец юбиляра, Сергей Гришин-старший также был футболистом, играл за горьковскую «Волгу» и московское «Торпедо», в чемпионате ГДР за «Мотор» из Веймара и майнигенский «Локомотив». В шесть лет отец привел его в торпедовскую школу. Но уже через год Гришин-старшего пригласили поиграть за одну из команд Группы советских войск в Германии, и Сережа уехал вместе с родителями.

На фото: Отец Сергея, Сергей-Гришин-старший в составе московского «Торпедо» в 1970-х гг.

«Приезжали мы теперь в Москву лишь в отпуск – летом на два месяца, - вспоминал девство Сергей Гришин. – В эти дни я вновь тренировался со своими сверстниками, но отставание мое было видно, что называется, невооруженным глазом. Дело в том, что в Германии я играл за одну из местных детских команд, но это был любительский уровень, так как в неделю у нас было лишь две тренировки (вторник, четверг) и одна игра (воскресенье). А здесь, в «Торпедо», каждый день двухразовые тренировки. Так продолжалось года три, наверное. И вот тогда-то мой отец, после того как с ним серьезно на эту тему поговорил Ульянов, сказал мне: «Знаешь что, сынок, так дело не пойдет. Надо тебе оставаться в Москве и заниматься в школе, иначе никогда никакого большого шлема ты не выиграешь». Так и остался я в Москве с бабушкой, а родители еще года три, по-моему, жили в Германии».

В детских командах Сережа играл в нападении, но его все больше тянуло на правый фланг: «Потому-то тренеры и определили, что быть мне правым полузащитником, и это ничуть не противоречило моим желаниям».

2. Человек-финт

Гришин рассказывал, что свой фирменный финт с переступанием подсмотрел у какого-то парня в школе: «Он так здорово его делал, что я просто балдел». Вскоре он стал коронным для Сергея. «Иногда я даже сам не знал, в какую сторону мне легче уйти – вправо или влево, мог сделать одно переступание, а мог сразу несколько», - рассказывал он уже по окончании карьеры.  Какие-то финты он старался заимствовать у Франческоли и Ромарио.

Игорь Рабинер, посещавший матчи «Асмарала» в середине 90-х, откровенно признавался: «Я на него ходил – на правого хава Сергея Гришина, на асмаральского Цымбаларя… В каждом матче он выделывал что-то такое, что заставляло ахнуть те полторы-две сотни самых отъявленных фанов и жителей окрестных домов, которые собирались-таки на Пресне. И временами казалось, что он – один-единственный – в этой команде хотел играть, а остальные над ним втихую посмеивались».

Неудивительно, что кумирами динамовца были Ромарио, Ривалду и Марадона. «Их игра всегда напоминала, что футбол — это не только соревнование, но и зрелище», - рассказывал Сергей. Из российских игроков Гришин выделял Илью Цымбаларя, Евгения Харлачёва и Николая Писарева.

3. В «Динамо» прямиком из военкомата

В середине 90-х Гришин обратил на себя внимание своей неординарной игрой в составе «Асмарала». Вскоре им уже интересовались «Факел», «Уралан», «Уралмаш», «Шинник» и ЦСКА. Но настойчивее и расторопнее всех оказался Николай Толстых, подписавший с ним без просмотра контракт. Администратор Миронов прямо с тренировки «Асмарала» отвез футболиста на базу к Голодцу, который очень нуждался в тот момент в быстром правофланговом игроке. Была достигнута договоренность: «мы решаем вопрос с армией – и играешь, и служишь».

Далее рассказывает Сергей Гришин: «Получив повестку, прихожу в военкомат. Деды из ЦСКА ходили по этажам, делали перекличку по спискам. «Гришин», – кричат. – «Его нет», – говорю. – «А где он?» – «Наверное, ушел в туалет». – «Мы уже третий этаж обошли. Передайте: найдем – получит люлей». Через пять минут явились динамовские люди в погонах. Я тут как тут. Спускаемся вниз к КПП. Мне шепнули: «Если возникнут вопросы, беги вон к той черной «Волге». Там тебя точно не тронут». Мы легко проскочили, вскоре я был у Толстых: «Серега, вот твой контракт». Так я оказался в «Динамо», куда вскоре пришел Валерий Газзаев».

«Зенит» — «Динамо» Москва. 22 марта 1997 года. На снимке (слева направо): Сергей Гришин, Анатолий Давыдов, Андрей Островский.

4. В рваных джинсах и в кофте как у Пьеро

Мода и стиль вскоре стали ассоциироваться с Гришиным. В отпуск Сергей отправлялся за покупками в Амстердам или Париж: «Это, наверное, больше по женской части. Все смеются. Приезжаем в Париж, жене надо посмотреть Лувр, Версаль, а мне - магазины одежды. Вот недавно привез последние обновки: джинсы рваные-рваные и кофту с длинными рукавами, как у Пьеро. Мама, когда увидела джинсы, спросила: «С какого французского бомжа ты их снял?» Ничего не могу с собой поделать: люблю прикольные вещи!»

Свое увлечение частой сменой причесок в начале 2000-х Гришин объяснял так: «Просто мне так прикольно: я наслаждаюсь жизнью, стараюсь получать от нее удовольствие. Хочу – покрашусь в желтый цвет, хочу – в черный. Надоест и тот, и другой – покрашусь в белый… Мне вообще нравятся люди, которые сами умеют веселиться и не дают скучать другим. Такие, например, как Родман или Гаскойн. Правда, им веселиться все-таки проще, чем нам: они миллионеры».

5. Бегал круче Бабангиды

«Мне было очень комфортно в такой команде. Товарищескую обстановку почувствовал с момента подписания контракта, когда со мной обстоятельно поговорил Николай Александрович Толстых. Внимание руководителя очень важно. Да и команда у нас была вполне играющая. Когда мы выступали в других городах, чувствовалось к нам повышенное внимание, ведь мы из «Динамо»! Как динамовец я и в национальную сборную попал, приятно вспомнить».

На фото: Тиджани Бабангида

Правофланговым полузащитником интересовались многие клубы: Лобановский звал в Киев, Романцев – в «Спартак». Интересовался даже «Аякс», один из топ-клубов 90-х. После поездки в Амстердам Адамас Голодец вызвал Гришина к себе и сказал: «Сереж, посмотрел я на них. Знаешь, что говорят? «У нас на правом фланге Бабангида ого-го как бежит! Сереж, но по сравнению с тобой н**** он не бежит!»

6. Матч против сборной мира

В сборную России Сергея пригласил Борис Игнатьев в 1997 году.  Уже в дебютном матче против Люксембурга Гришин забивает гол. В следующем матче – против Израиля – с его передачи гол забил Владислав Радимов. Казалось, что Гришин может составить конкуренцию на своем фланге Карпину и Канчельскису, но в июле в матче на Кубок Интертото он получает травму. После этого он лишь однажды был вызван еще в сборную – на матч против Югославов.

Сборная мира в 1997 году

А в августе Сергей принял участие в матче, приуроченном к 100-летию российского футбола и 850-летию Москвы. Динамовский полузащитник в перерыве заменил Андрея Канчельскиса, но повлиять на ход матча не сумел. Судья Пьерлуиджи Коллина зафиксировал победу гостей, у которых на поле «Лужников» в этот день вышли такие звезды как Субисаретта, Маттеус, Джоркаефф, Папен и Эффенберг. (подробнее – читайте здесь)

7. Повесть о том, как Иваныч Георгича переподавал

Одна из историй Гришина:

– Все тренировки в «Динамо» обычно заканчивались тем, что Латыш с фланга подавал в штрафную, мы разбегались и били по воротам. Однажды он уехал просматривать новичков, и этим решил заняться Газзаев: «Ребят, я вам сейчас буду подавать». Получалось у него не очень – через раз. Мяч то недолетит, то перелетит. Все-таки Латыш был полузащитником, и если его попросить: «Иваныч, в голову», он тебе – пожалуйста – прямо в голову и подаст. А Газзаев – нападающий: не его это работа – с фланга навешивать.

На фото: Николай Латыш против Олега Романцева

Так он промучился несколько тренировок, пока Латыш не вернулся. После очередной тренировки мы с ним, как всегда, остались отрабатывать удары. Газзаев не успел отойти далеко от поля. Я, значит, бью и кричу Латышу: «Иваныч, тут, пока вас не было, Георгич так безобразно подавал!». Газзаев идет, как ни в чем не бывало. Думаю, наверное, не услышал, надо погромче крикнуть: «Иваныч, тут Георгич без вас так безобразно подавал!». Он как развернется, побагровел, щеки надул, усы – торчком: «Ты, такой-растакой, много понимаешь! Когда мы с Латышом играли, он подавал, я забивал, он подавал, я забивал! Это не мое дело было – с фланга подавать!». – «Да ладно-ладно, – говорю, – чего вы так разнервничались? Я просто пошутил». И таких историй было немало.

8. Соратники по «Динамо»

Своих одноклубников Сергей Гришин вспоминает с теплотой. «С годами, с накоплением игрового опыта, я почувствовал, что мне более комфортно, если рядом Юрий Ковтун, мы очень хорошо взаимодействовали. Прекрасным партнёром оставался Александр Кульчий, что в «Динамо», что в «Шиннике»».

На фото: Лаки Изибор

Но некоторые оставили в его памяти неизгладимый след. «Страннее Лаки Изибора никого не было», - признавался Сергей Гришин. «Однажды мы с Лаки оказались в этих двойках друг против друга. Я – с кем-то из крайних полузащитников, он – с кем-то из нападающих. Ну, полузащитники потехничнее нападающих будут. А тут крайние, то есть с «физикой» проблем нет. В общем, возили мы их, возили – Лаки все это дело надоело, устал он и… сел прямо на поле. Получилось, мы вдвоем плюс нейтральный против одного нападающего остались! На полполя! Голодец затянул: «Лаки, вставай, Лаки, вставай». Лаки в то время жил со мной в номере – понятно, каких слов в первую очередь нахватался. Он и выдал на голубом глазу басом матерок, да с африканской интонацией… Мы все полегли!»

На фото: Карстен Янкер против Юрия Ковтуна

Быстрые и техничные фланговые игроки всегда становятся жертвами защитников-костоломов. Хоть эпоха «Автогена» и «Косы» осталась в прошлом, но на смену им пришли новые герои. Гришин признавался, что был счастлив, что не играл против динамовских защитников конца 1990‑х, а был с ними в одной команде. «У нас даже на тренировках «леса» подчистую вырубались, что уж про игры говорить… Ковтун один раз так шестишиповой бутсой наступил Аленю на ногу, что у того трусы сползли. Нормально? А они в сборной вместе играли. Алень поворачивается: «Юр, ты чего? Ты ж меня знаешь! Зачем так жестко?». Юра – в ответ: «Вот именно, что знаю. Не знал бы, вообще закопал».

9. «Пусть меня убивают – я буду стоять до конца и тупо бомбить по воротам»

Гришин рассказывал, что в газзаевском «Динамо» штрафы начислялись прямо во время разбора игры с помощью видео: «Идет моя подача с фланга, крайний полузащитник обязательно должен замкнуть на дальней штанге. Если тот не успевал, Газзаев тормозил видеозапись и спрашивал: «Ты где?» – «Меня придержали». – «Штраф – 500 долларов».

На снимке: 1997 год, судья Геннадий Куличенков воспитывает Сергея Гришина

Сам Гришин уверяет, что штрафов никогда не платил: «Хотя был один раз случай – пытались оштрафовать. «Шинник» играл в Москве с ЦСКА. Выигрывали – 2:0, армейцы счет сравняли. На 89-й минуте я начал проходить в штрафную, Солома под меня, как обычно, подкатился, я мяч пробросил и уже в штрафной упал… Судья дал желтую за симуляцию (хотя там было нарушение), она у меня оказалась второй – удаление. Потом, когда начали выдавать премиальные, смотрю, мне только половина суммы начислена. Оказалось, вычли за удаление. Я стал возмущаться. Во-первых, меня уже «на флажке» удалили – я никого не подвел. Во-вторых, я для себя, что ли, старался? Хорошо, говорю, в следующий раз пусть меня бьют, убивают – я буду стоять до конца и тупо бомбить по воротам. И чтобы на пенальти не рассчитывали… Через неделю все деньги вернули».

10. Хет-трик в ворота «Ротора»

Фрагмент статьи «Спорт-Экспресса», 2000 №130

Хоть Гришин и считался остроатакующим полузащитником, он никогда не отличался результативностью. За предыдущие 9 лет профессиональной карьеры Сергей забил всего 16 мячей, треть из которых была еще за дубль «Асмарала». Тем удивительнее был эксперимент, произошедший в матче в Волгограде.

В матче против волгоградцев Валерий Газзаев выпустил Гришина центральным нападающим, которому из глубины помогали Клюев и Ромащенко. Это трио и сотворило все гришинские голы. Образцовым стал второй гол Сергея. Ромащенко пасом выводит Гришина один на один с вратарем волгоградцев Чичкиным. Судья на линии успевает поднять флажок, зафиксировав офсайд, но динамовец доигрывает эпизод до конца, обманывает голкипера и закатывает мяч в ворота. А главный судья Николай Левников свистка о нарушении так и не дал, засчитав гол.

Этим хет-триком Гришин заставил своего тренера танцевать лезгинку на бровке поля, заслужив еще хвалебные слова в свой адрес в послематчевом интервью: «Игрой своих подопечных в атаке я доволен. Особенно порадовал Гришин. Он сыграл остро, а именно так, на мой взгляд, должен действовать настоящий форвард. Думаю, одного нападающего мы, таким образом, уже нашли. Точнее, вырастили в своем коллективе».

 11. Уход из «Динамо»

Уход из «Динамо» был обусловлен и игровыми, и личностными причинами. Свой спад в игре Гришин впоследствии связывал с отсутствием серьезной конкуренции в команде. «Раньше, когда я только пришел в команду, конечно, хотелось блеснуть на фоне опытных мастеров, которые там выступали, - откровенно рассказывал Гришин. –  Я старался обыгрывать их на тренировках, чтобы доказать всем и самому себе, что не хуже, и тем самым совершенствовался. А потом стала приходить молодежь: из второй лиги, из дубля. И уже я был примером для них. Я не перестал стараться и по-прежнему работал. Но дело в том, что я не могу расти за счет их, а они могут - за счет меня. И я как бы остался на месте. Вот если бы я уехал в то время в Киев, куда меня звали, может быть, на фоне тех сильных личностей, профессионалов, продолжал бы совершенствоваться и расти».

Вскоре Гришин проиграл конкуренцию на правом фланге динамовскому воспитаннику Ролану Гусеву, куда более результативному полузащитнику. В 2000 году Ролан стал лидером коллектива, забив в чемпионате 12 голов и сделав 5 передач. Зимой 2001 Гришину предложили новый двухлетний контракт, но с условиями в два раза хуже предыдущего. И он решил уйти. Было несколько вариантов новой команды. Сначала на клуб с предложением выходили представители «Уралана», но не смогли договориться с Николаем Толстых. Потом была попытка перейти в аренду в «Кубань», но и тут не сошлись в условиях. Были варианты из Израили и от болгарского «Левски». В итоге Гришин оказался у Побегалова в «Шиннике».

На фото: в матче ветеранов «Динамо», 2023 год

А после сезона-2005 в Казахстане в 32 года закончил карьеру. Непростое решение? «Когда человек готовит себя к завершению карьеры, тогда – да, непростое. А у меня все быстро получилось – бум-бум. Неожиданно, а потому внешне легко. Хотя сейчас, если спросите, о чем жалею, отвечу: о том, что рано закончил играть. Мог бы еще лет пять побегать», - говорил он в недавнем интервью. В наши дни Сергей Сергеевич работает тренером и регулярно выходит на поле в составе команды ветеранов «Динамо».

Мой футбол, 2000 год

Использованы материалы «Спорт-Экспресса», «Советского Спорта», журнала «Мой Футбол» и официального сайта ФК «Динамо»