Крах и нестабильность в Манчестере
Этот сезон мог стать изуМЮтельным, но стал МЮчительным.
Новости про «Манчестер Юнайтед» полностью заменяют просмотр комедий, ужасов, триллеров и даже детективов. Но фанаты получают сомнительное удовольствие, вновь и вновь катаясь по бесконечному кругу, состоящему из фаз «у нас новый тренер, ух, сейчас заживем» до «вот блин, пора искать нового».
«Юнайтед» опять в кризисе. Хотя было бы правильнее не использовать слово опять, потому что кризис длится на протяжении 10 лет, просто иногда мы становимся свидетелями ремиссий, которые принимаем за начало новой эры. Но она так и не наступает, а мы задаемся вопросом: что же не так с этим клубом?
Отсутствие философии
Основополагающая причина неудач клуба – отсутствие философии или ДНК клуба. На этих словах некоторые фанаты могут поморщиться, ведь они вызывают легкую иронию. Однако клубная философия очень важна. Где же ее взять?
Она выстраивается в общей концепции футбольного клуба как единого организма: на всех уровнях клуба отделы должны работать под эгидой единой философии. Будь это академия, отделы скаутинга или рекрутинга, физподготовки или сбору данных – все они должны придерживаться корпоративной культуры и работать в одном направлении.
Отвечать за определение концепции нужно владельцам клуба. Если они не умеют или не готовы этим заниматься, то должны делегировать обязанности другим людям.
В иерархии футбольного клуба это исполнительный и спортивный директоры. Исполнительный директор отвечает за стратегическое развитие футбольного клуба в целом, за развитие бизнес-составляющей, следит за годовыми финансовыми отчетами. Спортивный директор получает в свое расположение отделы скаутинга и рекрутинга, он ищет новые кадры, занимается исходящими и входящими трансферами. На их плечи ложится ответственность за то, каким мы видим футбольный клуб в конечном итоге.
Отсутствие заинтересованных владельцев
В «Юнайтед» вершина иерархии разрушена. Многое уже было сказано про владельцев, которые не хотят продавать клуб полностью. Но в то же время они не хотят его развивать, ведь он по-прежнему функционирует, приносит прибыль и даже иногда выигрывает трофеи. Зачем чинить то, что и так держится на плаву? Такой подход сводит к минимуму попытки вернуть клуб туда, где он был.
Мы стали свидетелями саги о продаже клуба, которая длится уже год. Наверное, большинство фанатов предвкушали прилив катарских денег, которые помогли бы с реконструировать или построить новый стадион, усовершенствовать тренировочные базы, погасить долг клуба, инвестировать деньги в развитие академии. Такие вложения через некоторое время окупили бы себя.
Но основным претендентом на «МЮ» остался сэр Джим Рэтклифф, который согласился выкупить 25% клуба. Остается надеяться, что он действительно будет отвечать за все футбольные решения и назначать правильных людей. А главное – чтобы он смог грамотно выбрать направление развития.
Но пока что это лишь теории, а неопределенность отражается на всем клубе: кто останется, а кто будет уволен? Эти вопросы грузом лежат на руководстве, тренере и игроках.
Отсутствие спортивного директора
«Юнайтед» нужен хороший спортивный директор, который сможет определить вектор развития клуба как спортивного элемента. Именно он является мостиком между владельцами и главным тренером, который должен работать с ними бок о бок.
Спортивный директор выстраивает четкий план развития состава, определяет, изучает и составляет профили нужных игроков, пытается выгодно продать или купить, следит за развитием академии. И важнее всего – он помогает тренеру выбрать новичков, не позволяя ему отклоняться от выбранной стратегии развития. Тренеров и игроков постоянно меняются, а вот стратегия всегда должна оставаться четкой и понятной.
В отсутствии спортивного директора кроется основной корень бед команды. Нельзя преуспеть, когда делаешь одно и то же из года в год, назначая нового тренера и покупая под него игроков. Таким образом руководство сбрасывает груз ответственности за провалы команды только на него. Нужно уметь принять свое поражение и вынести из него уроки, попытавшись сделать что-то другое.
Отсутствие четких границ работы тренера
Тренер занимается с командой. Точка. Мы можем углубиться в тему отличий между менеджером клуба и главным тренером. Да, работа тренера предполагает наличие навыков менеджмента для успешной организации тренерского штаба, работы с футболистами и другими отделами клуба. Но она не должна негативно отражаться на главной задаче тренера – подготовке команды к матчу.
Футбольный мир стремительно развивается. То, что работало 20 лет назад, не будет работать сейчас. Футбольные клубы должны это понимать и выстраивать свою работу, согласно правилам, которые диктует прогресс.
Современный тренер не должен единолично следить за развитием футбольной составляющей, у него должны быть наставники и помощники в лице спортивного директора и главы отдела скаутинга и рекрутинга, которые будут облегчать ему задачу. Тренер может советовать или отказываться от игроков, предложенных ему. Но он не должен злоупотреблять своими полномочиями, чтобы покупать и продавать игроков по собственному желанию. Все это курируется спортивным директором клуба.
Тен Хаг подвергается жесткой критике за то, что привел своих игроков, но свой футбол до сих пор не поставил. Эта проблема вытекает из первой – у клуба нет философии. Из-за этого команда выглядит немного разрозненно, она как лоскутное одеяло состоит из игроков, которые пришли при разных тренерах, каждый из которых покупал их под свой стиль игры. Вы уже поняли, почему это происходило?
Отсутствие нужных игроков
Говоря про трансферы Тен Хага, некоторые считают, что их уже достаточно для того, чтобы бороться за трофеи. Так ли это? За 3 трансферных окна Тен Хаг купил 8 игроков, двое пришли свободными агентами и шестеро взяты в аренду.
Можно утверждать, что Тен Хаг продвигал трансферы Лисандро Мартинеса, Антони, Андре Онана и Мэйсона Маунта. Остальные были явно не приоритетными вариантами: некоторые покупались спонтанно, без особого понимания, что делать с ними в будущем, а некоторых клуб подписывал от безысходности, потому что не было правильного распределения бюджета.
Руководство и скаутский отдел должны были провести переговоры с главным тренером, заранее подготовив список футболистов. Тренер же имел право ознакомиться с ним, выделить профили, которые подошли бы под его игровой стиль. Это должны были сделать сразу после назначения.
«Юнайтед» и Тен Хаг делали ошибку за ошибкой: погоня за Френки де Йонгом, которая изначально была обречена на провал; трата больших денег на Антони в конце трансферного окна; латание дыр в составе имеющимися вариантами на рынке (причем не всегда дешевыми). Это приводит нас к тому, что у клуба нет философии.
Главной задачей руководства было оградить Тен Хага от необходимости или желания контролировать трансферы: Эрик, ты тренируешь, мы работаем над трансферами. Но этого не произошло.
Отсутствие хорошей академии, много травм
Ужасное количество травм стало вытекающим последствием прошлого сезона, когда клуб и игроки выжали все возможное для достижения результатов, которые нужны были здесь и сейчас. Возможно, не стремись клуб играть на пределе возможностей и проведя более спокойную кампанию в прошлом сезоне, у игроков сейчас было бы больше сил.
Отсутствие футболистов влияет на качество игры. Чтобы строит атаку от обороны, нам нужны Мартинес и Шоу, которые вернутся в обойму только в конце 2023 года.
Когда у команды большое количество травм, на помощь обычно приходят молодые игроки. У любого большого клуба должна быть достойная академия, но у «Юнайтед» такой нет.
Легенды клуба отправляют своих детей в академию «Сити», а любой молодой парень при интересе со стороны двух манчестерских клубов выберет, скорее всего, футболку голубого цвета. Мы просто должны признать, что академия «Сити» развивается уже долгое время. У них есть понимание, куда движется команда, они могут предложить футболистам четкое и яркое будущее.
Среди молодых футболистов «Юнайтед» можно выделить только Алехандро Гарначо, Ганнибала Межбри и Кобби Майну.
Отсутствие сильной ментальности у игроков
Футболисты «Юнайтед» очень зависимы от успеха. У команды мало лидеров, которые могут взять коллектив в руки, когда становится сложно. Изредка они могут сделать камбэк, но это не совсем то, что требуется от игроков большого клуба. В прошлом году они выжали из себя максимум, у них шла игра, потому что они смогли поверить себя. Но испытания на выносливость начинается только в тяжелое время.
Лучшим примером ментального состояния клуба является Маркус Рэшфорд, который может забивать, когда забивается. Но Рэшфорд меркнет, как только у него возникают трудности. Так же и с «Юнайтед». Сейчас они не должны искать виноватого, сомневаться друг в друге или тренере и его подходе. Они должны вместе противостоять натиску со стороны прессы, давлению фанатов, череде неудач.
В команде не должно быть разобщенности. Иерархия есть не только в структуре клуба, но и на тренировочном поле и в раздевалке.
Футбол – это, в первую очередь, командная игра. Индивидуализм должен отходить на второй план, личная статистика не должна перевешивать важность командной игры. Демарши ущемленного эго, которые моментально становятся достоянием общественности, лучше оставить для личных бесед в стенах клуба.
Это были 7 причин, почему у «Манчестер Юнайтед» все так плохо. Однако 6 из них – лишь следствие одной, источника всех проблем. Отсутствие философии клуба – тот кусочек пазла, которого не хватает для завершения картины. Неустойчивость этого элемента создает эффект домино.
В завершении статьи очень кстати придутся слова Пепа Гвардиолы, которого после дерби спросили, в чем же все-таки успех «Сити»:
«Мы движемся в одном направлении. Я, исполнительный директор, спортивные директора, руководство. Это причина, по которой клуб так стабилен».
Казалось бы, все очевидно. Но очевидно для всех, кроме владельцев «Юнайтед». Клуб стабилен, но только в своей нестабильности.