4 мин.

Домом ЦСКА в ЛЧ была Германия. Как так вышло?

30 лет назад «Лужники» забраковали.

Сейчас мы смотрим последнюю Лигу чемпионов в нынешнем виде, а по ходу первой – в сезоне-1992/93 – на групповом этапе любопытная история приключилась с ЦСКА.

Московская команда, выбившая по пути в группу «Барселону», играла домашние матчи в Германии.

Но почему?

Премьерной ЛЧ был крайне важен уровень стадионов. «Лужники» не прошли

Все дело в инфраструктуре.

В Москве тогда просто не было достаточно современного стадиона, который отвечал бы требованиям нового турнира. А так сложилось, что это для только образованной Лиги чемпионов было важнее заполненных трибун. Нужно было в первую очередь показать новый подход к организации клубам-участникам и вип-аудитории: подписанным спонсорам и потенциальным партнерам.

То, что московские стадионы, даже «Лужники», отфильтровали, было в том числе сигналом всей Европе.

«Когда до группового этапа первой Лиги чемпионов дошел ЦСКА, нам пришлось принять очень сложное решение: УЕФА не позволил команде проводить домашние матчи в Москве, их перенесли на нейтральное поле в немецкие Бохум и Берлин, – вспоминал в колонке для «Ведомости. Спорта» Крэйг Томпсон, который в то время был одним из лидеров агентства TEAM Marketing, управляющего турниром. – Дело не в том, что стадион ЦСКА плохо выглядел, просто мы с УЕФА сразу установили высокие стандарты по разным параметрам до деталей – таких, как уровень света, состояние подтрибунных помещений для гостей.

Мы перенесли матчи именно в Германию еще и потому, что немецкой команды в турнире уже не было, а у нас оставались определенные обязательства перед местными партнерами. Сейчас сложно сказать, насколько справедливо это было по отношению к ЦСКА, но уже тогда УЕФА хотел показать всем клубам: либо вы соответствуете, улучшаете стадион и инфраструктуру вокруг, либо не играете дома».

Немецкая команда действительно покинула первую Лигу чемпионов максимально быстро: «Штуттгарт» в 1/16 финала попал на английский «Лидс» и вылетел после переигровки ответного матча (назначили из-за лимита лимита на легионеров, немцы выпустили четверых при ограничении в три, получили 0:3, но так как первую игру с таким же счетом выиграли, пришлось проводить еще один матч).

Как ЦСКА сыграл в той ЛЧ?

Стартовали с 1/16 финала – там прошли исландский «Викингур (1:0, 4:2). Ответный матч московский клуб играл на старом стадионе на Песчаной улице при 10 тысячах зрителей.

Уже в следующем раунде случилась сенсация – ЦСКА выбил «Барселону», которая выиграла предыдущий Кубок чемпионов. Первый матч прошел в «Лужниках» при 40 тысячах зрителей и закончился со счетом 1:1 – на гол Алексея Гришина ответил Чики Бегиристайн. Ответный матч на «Камп Ноу» вышел невероятно эмоциональным. К 31-й минуте армейцы горели 0:2 – забили Мигель Анхель Надаль (дядя Рафаэля Надаля) и опять Бегиристайн. ЦСКА переломил голами Евгения Бушманова, Дениса Машкарина и Дмитрия Карсакова.

Решающий мяч Карсаков забил пяткой. «Пошли в атаку – повезло, забили. Там пошла передача справа от Файзулина, а я рванул по центру. На мой взгляд, Ильшат немного затянул с пасом – можно было раньше его сделать. Когда он все же прострелил, я уже чуть проскочил, и другого варианта у меня не оставалось. Хорошо, сообразил. Да и без везения не обошлось. После удара немного пробежал вперед, едва не за линию ворот, к которым находился полубоком. Оглянулся влево и увидел, как мяч закатывается в угол. Показалось, что он по пути задел кого-то», – вспоминал Карсаков.

Машкарин шутил, что Карсаков украл у него дубль: «Мы много шутили насчет гола Димы. Но если внимательно посмотреть на тот момент, то у Карсакова иначе и получиться не могло. Он уже пробежал чуть вперед и только пяткой мог завернуть мяч в ворота. Хотя, если бы он пропустил, я мог бы и забить. Но не в обиде, что он украл у меня дубль. Может, я еще и не попал бы».

После победы над «Барсой» армейцы получили невиданные для тех времен премиальные (по 25 тысяч долларов каждый) и попали в групповой этап, где играли восемь лучших команд ЛЧ.

ЦСКА в группе A набрал лишь два очка и занял последнее место. Возможно, армейцы выступили бы лучше, если бы им позволили играть дома – за матчем с «Рейнджерс» (0:1) в Бохуме наблюдали девять тысяч человек, на «Олимпийский стадион» в Берлине на игру с «Марселем» (1:1) пришли 20 тысяч, на «Брюгге» (1:2) там же – лишь две с половиной тысячи.

ЛЧ-1992/93 выиграл «Марсель», с которым ЦСКА играл в группе – на «Велодроме» от них получили 0:6.

Фото: /Paul Marriott, Phil O’Brien; РИА Новости/Юрий Абрамочкин