Приключения Анатолия Байдачного в России
Транзит Москва — Минск
В портфолио Байдачного-игрока значатся всего два клуба. В обоих носят буковку «Д» на груди. Сказ о московском и минском «Динамо». Начинал большой футбольный путь будущий тренер в Москве. Пять сезонов в Белокаменной увенчались скандалом и последующей, как тогда казалось форварду, «ссылкой» в Минск, потому что ехать на ПМЖ в Белорусскую ССР он не собирался. Даже великий Лев Яшин в той заварушке был замешан.
В десятилетней давности беседе с «Футбол-Review» бывший нападающий не обошел тему своего наделавшего шуму переезда в Беларусь:
— По большому счету ничего я такого Яшину не наговорил. Ни-че-го! Просто в советское время людей «оберегали» от некоторых вещей. «Непринятых». Я лучший бомбардир команды, с режимом тоже порядок. Когда возвращались из Болгарии, после банкета... Ну, сами понимаете. С Яшиным — да, вышел неприятный разговор. Вы думаете, я один «под градусом» был?... Из конфликта на пустом месте устроили прилюдную казнь. Демонстрацию.
Я уезжал из Москвы — плакал! В голове не укладывалось — неужели уезжаю?! Для меня это была ссылка. Все казалось ненастоящим, второсортным. Две недели пожил в общежитии, потом получил квартиру, женился... Через год возвращаться в Москву расхотелось.
«Тренер, ты-то куда-то?»
Знатно громыхнуло интервью главреда sports.ru Юрия Дудя с Геннадием Тумиловичем. Шоумен в перчатках повеселил рассказами без купюр об «аферюге Реднаппе», угнанном автобусе и многом-много другом. А еще поделился до предела абсурдной историей. Как вместе с Байдачным дезертировали со стадиона:
— Играем с «Торпедо». Первый тайм — из-за меня забивают гол. В перерыве говорю тренеру: «Меняй меня нах##. Заканчиваю». Собираюсь и ухожу со стадиона — до базы там минут пять пешком. Второй тайм уже начинается, а я за спиной слышу шаги. Поворачиваюсь — Байдачный. «Тренер, ты-то куда-то?» «Да ну его нах##» И вот представьте: начинается второй тайм, а главный тренер и вратарь команды пизд#ют со стадиона.
Кстати, было-то дело в «Ростсельмаше». Том самом, что нынче «Ростов» зовется. В случае чего, если что-то в игре команды сильно не устраивает… Ну, вы поняли, Анатолий Николаевич. Жаль только, такого, как Тумилович, под боком нет.
«Ростову» на прощанье
Впрочем, что там Тумилович. Байдачный умеет излагать не менее ярко. Вот что он сам поведал о своей ростовской эпопее в начале двухтысячных.
— Переход в «Ростсельмаш» — огромнейшая ошибка с моей стороны. Я виноват перед Новороссийском, что позволил ростовчанам себя уговорить покинуть команду. И, поверьте мне, «Черноморец» ни за что не вылетел бы из элиты, на его месте оказался бы Ростов. Но суть даже не в этом. Знаете, есть такие пункты на Земле, где тебе все плохо. Для меня Ростов-на-Дону именно такое место: я не могу вспомнить ни одного положительного эпизода, связанного с этим городом. Подчеркиваю, ни одного! В Новороссийске все было иначе: там наблюдалось настоящее единение людей и команды. Да и когда работал в Сирии, не покидало такое чувство, что я жил здесь когда-то — все было настолько здорово. В Кувейте тоже не возникало особых проблем, а вот на Кипре ощущал себя неважно: то ли из-за хитрожопых греков, то ли по иной какой причине, не знаю... Поэтому, когда вернулся из Ростова в Минск, мне показалось, что и не в столицу Беларуси вовсе приехал, а очутился в Лос-Анджелесе, — откровенничал тренер в интервью «Прессболу».
Конечно, перед повторным назначением Байдачному эти слова припомнили. Коуч извинился, и инцидент был заигран за давностью лет. Главное, чтобы нефартовое место не разгневало Анатолия Николаевича вновь.
С талантами бывает сложно
Байки о непростых рабочих отношениях тренера Байдачного и игрока Коваленко на заре 2000-х были нарасхват. Ругань, изгнания из команды и триумфальные камбэки — короче, непрекращающийся экшен. Вопрос о Константине, младшем из братьев Коваленко, безальтернативно входит в топ тем для диалога с Анатолием Байдачным. Высказывания времен новороссийского «Черноморца» о необычайно талантливом на поле и дико куролесившем за его пределами персонаже заслуженно попали в золотой фонд:
« До этого момента нас на поле было на одного больше, а с его выходом стало на одного меньше... Мои сверстники, олимпийские чемпионы, полуголодными ходят, а такие зажравшиеся пацаны, как Коваленко, только и думают о том, где бы еще что-нибудь урвать».
«Коваленко, как видите, пропустив два месяца, совсем нулевой. Попытаемся из него вновь человека сделать. Может быть, к ноябрю. Жалко, способный, талантливый, не хочется, чтобы он опустился на дно ямы».
«У Коваленко предложение из Германии. Я думаю, он сейчас только на луну может поехать».
Байдачный, бывало, отлучал строптивца от основного состава, клялся, что в заявке на матч ни разу не появится фамилия Коваленко. Но всякий раз под напором обстоятельств и просьб коллектива, вступавшегося за партнера, переступал через себя и возвращал бузотера. Тот натурально божил, забивал неимоверные голы. А потом вновь забивал на режим, на установки и ограничения…
Со слов новоявленного наставника «Ростова», он пытался спасти безмерно одаренного футболиста. Нянчился с ним, немало прощал. Но сдался. Дороги разошлись.
Кончил же Константин плохо. Громким скандалом. Октябрь 2008-го, игра за «Сочи-04». Его кулак намеренно встречается с лицом главного судьи… На этом все, финита.
«Мандариновое» заявление
Всем известно теплое отношение Анатолия Николаевича к междометию «мля». Этим эвфемизмом был сдобрен и комментарий (отметка 3:42) тогда еще рулевого грозненского «Терека» после зарубы со столичным «Динамо». Клуб из Грозного спас ничью, реализовав пенальти на 96-й минуте. Наставник хозяев весьма эмоционально заявил, что столь поздний 11-метровый в высшей мере закономерен. Ведь в первом тайме его команде не дали целых «три чистых пенальти»…
Содержание этих слов и то, как они были сказаны («мля», оно самое), не оставил без внимания Василий Уткин. Комментатор, славящийся своей прямотой, для начала высказался по этому поводу в своем . Затем разошелся в программе «90 минут», где не поскупился на смачный вердикт:
— Это темперамент, с которым надо мандарины продавать.
«Терек», понятное дело, обиделся. Но дальше обмена официальными заявлениями не зашло.
Гори-гори ясно, справедливость угасла
Минувшей осенью творческий тандем Байдачный — Сарсания подвязался вытягивать на свет Божий воронежский «Факел». Мышки не нашлось, «репка» не поддалась, «Факел» победно не запылал.
Среди главных достопримечательностей первого дивизиона (ФНЛ) видное место занимает судейство. Особенности национального арбитража донельзя расстроили наш тренерский дуэт. Настолько, что «Факел» по инициативе коучей решился на всамделишней уход с поля по-английски.
Акция протеста пришлась на встречу с «КАМАЗом». В одном из эпизодов футболисты «Факела» не без оснований рассчитывали на пенальти в ворота соперников. Рефери, как Баба Яга в советском мультике, оказался против. Досада из-за подобного поворота сюжета вылилась в несанкционированный возврат воронежцев в раздевалку. Пятиминутные переговоры прошли успешно: матч был продолжен.
Серебряный призер Евро-72 затем признавался официальному сайту «КАМАЗа», что такие лихие меры для него в новинку. А еще уверял: больше в ФНЛ ни ногой. Большой привет судейству.
Источник: Goals.by