5 мин.

Падение

Конец сезона уже так близок. Семь туров – на карте сезона это уже финишная прямая, время для последнего рывка ради результата. Но уже сейчас, по весне, вырисовывается более-менее цельная картинка сезона для каждой из команд.Например, можно констатировать появление во Франции нового крепкого середняка – Эвиан держится на дистации очень прилично, а вот Осер скорее всего вылетит по итогам этого сезона, причем вылетит заслуженно. Но сегодня мы поговорим не о середняке-Эвиане или тонущем Осере. Мы поговорим о клубе, для которого весь нынешний сезон – сплошная агония. О марсельском Олимпике.

Позиции Марселя перед началом сезона казались незыблемыми – уверенное второе место по итогам сезона прошлого, намечавшийся бурный прогресс лидеров клуба – Матье Вальбуэна и братьев Айю, Стив Манданда, закрепившийся наконец-таки в качестве вратаря экстра-класса. Точечная селекция – Морган Амальфитано и Жереми Морель прикрыли позиции, казавшиеся для Марселя проблемными.

Летняя распродажа Лилля наверняка добавила оптимизма болельщикам Марселя – из прошлогоднего чемпиона выдернули всю центральную ось, что не могло не сказатся на игре подопечных Руди Гарсии. Марсель выглядел одним из претендентов на чемпионство в этом году, наравне с ПСЖ и Лионом, но вот наступает первый матч и...

...Дешам, казалось, очнулся только туре эдак на пятом. Ужасающее начало сезона, три очка в стартовых шести турах, абсолютно недееспособная тактика игры – вот с чем пришлось столкнутся Марселю в августе. А ведь не ожидал никто.

Наверное, примерно то же испытывал Оуэн Харгривз, когда полгода усиленно лечился, а потом выходил на игру и сразу травмировался. Вроде бы, есть такое понятние в психологии – «свернуть горы» – ситуация, когда неподвижный человек фантазирует как он с легкостью встанет и пойдет, когда нужно будет. Но когда становится нужно...возникают проблемы.Марсельская осень показала, что команда тяжело больна, и просто временным кризисом это называть нельзя. Временными были скорее успехи Олимпика, по осени весьма редкие.Настоящим периодом ремиссии (то есть временного исчезания симптомов хронической болезни) стал для марсельцев зимний отрезок сезона. К этому времени была индефицирована главная пробоина в корпусе команды – фантастически сдавший в этом сезоне Лучо Гонсалес был отправлен восвояси и на его место, на место главного плеймейкера, пришел весьма неожиданный человек.

167-саниметровый Матье Вальбуэна занял место фантазисты и освоился на этом месте мгновенно. Он был везде – успевал и принять участие в коллективном прессинге и отдавать разрезающие передачи, мог исполнить классического флангового бегунка, а уже через пару минут отдать великолепный пас в стиле Давида Сильвы. От Вальбуэна зависел не только темп игры Марселя, но и ее градус, ее резкость и скорость. В декабрьско-январский период он четыре матча подряд отдавал голевые передачи партнерам, а в двух первых, еще декабрьских матчах, забивал и сам. Его фантастический гол вывел Олимпик в плей-офф Лиги Чемпионов, где марсельцы остались на сегодня единственными из французских клубов. Вальбуэна определял Марсель, был его мозговым центром и главным источником опасности для обороны противника.

 

167-саниметровый Матье Вальбуэна занял место фантазисты и освоился на этом месте мгновенно

Но, к сожалению, кризис постиг и Матье. С наступлением весны куда-то пропала его творческая мысль – все чаще и чаще игра Вальбуэна сводилась к прямолинейным прорывам по флангам и простеньким навесам. Пропала также и некоторая «воздушность» в игре француза – он часто стал передерживать мяч и пускаться в неоправданный дриблинг, что приводило к повсеместным потерям. Охотно ассистировавшие Матье-на-подъеме Морган Амальфитано и Лоик Реми тоже потухли, а второй и вовсе получил в феврале травму, выбившую его из строя на целый месяц. Вы наверняка уже заметили – так много написано, но о Дешаме ни слова. А ведь это главный тренер!А просто не ассоциируется у меня игра Марселя этого сезона с тренерской рукой Дидье Дешама. Хоть убейте. Любая «тренерская» команда имеет свой почерк, стиль если хотите. В Олимпике же – свобода импровизации безгранична – тот же Вальбуэна играет по всему фронту атаки, позицию Андре Айю вообще очень сложно определить, а Лоик Реми без труда совмещает функции центрального и флангового нападающего. Дешам потерял контроль над командой в этом сезоне. Потерял, возможно, даже до его начала. Ссора с Андре-Пьером Жиньяком, разногласия с руководством клуба – когда-то подобные неурядицы вынудили Дидье покинуть Ювентус, а после этого сидеть без работы неполных два года.

 

 

Ссора с Андре-Пьером Жиньяком, разногласия с руководством клуба – когда-то подобные неурядицы вынудили Дидье покинуть Ювентус, а после этого сидеть без работы неполных два года

В Марселе у Дешама действительно получилось создать команду. Создать боеспособную машину по завоевыванию трофеев. Но вот модернизировать собственную боевую единицу Дидье оказалось не под силу. Он остался тренером «одной команды» – при первой серьезной поломке (а ей, напомню, стал чудовищный спад в игре Лучо Гонсалеса) французский тренер потерял нити управления и пустил игру на самотек. Иногда играть рандомно-хорошо получается, все-таки уровень игроков Марселя достаточно высок, но гораздо чаще это превращает атаку марсельцев в довольно бестоковую беготню.

У Дешама был всего один козырь в рукаве – 1/4 финала Лиги Чемпионов. Если вдруг каким-то чудом Марсель прошел бы в полуфинал, Дидье мгновенно простили бы все. Заметили? Считаем проход Марселя чудом. А ведь это не Барселона и не Реал, это только лишь Бавария... Что называется, оцените уровень кризиса.

В Лигу Чемпионов на следующий год Олимпик не попадает. Занимая девятое место и имея отставание от Лилля в 11 очков, команда Дешама не попадет в следующем году даже в Лигу Европы. Впрочем, в следующем сезоне это уже наверняка будет не команда Дешама. Увольнение будет выглядеть логично и оправданно. Незачем торопится – сезон уже не спасти, а искать нового хорошего тренера сейчас – почти бесперспективное дело. Руководство наверняка подождет до лета, а там уж – прощайте monsieur!

Дешаму удалось создать команду. Но жизнь этой команды оказалась удивительно короткой – расцвет, серединное плато и угасание уместились всего в три сезона. На примере Марселя, на таком примере в миниатюре, оказались очевидны фазы развития почти любой команды. И особенно четкой оказалась последняя стадия.

Падение.

 

Этот материал также можно прочесть в апрельском выпуске журнала «Football Tribune»