Отцы и дети. Часть вторая
Не оправдавшие надежд
Огромные перспективы вырасти в звездного игрока были у сына бывшего тренера киевского «Динамо» и неплохого игрока Александра Севидова – Юрия, который в 1962 году стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР. Природа явно не собиралась на нем отдыхать и, если бы не зловещая ухмылка судьбы, достичь Юрию, как утверждают специалисты, вершин Блохина – было бы раз плюнуть. Все перечеркнула автомобильная авария, в результате которой погиб человек (лауреат Сталинской премии, один из лучших химиков мира Дмитрий Рябчиков). Севидову «впаяли» 10 лет тюрьмы, из которых он, правда, отсидел четыре, но карьера была бесповоротно сломана – в большой футбол его, как бывшего заключенного, попросту не пускали. Сейчас Юрий успешно занимается журналистикой на ТВ и на радио.
В Грузии тоже имеются свои футбольные династии. Например, Месхи. Или Дараселия. Причем в обоих случаях сын наследовал от отца имя (Михаил и Виталий соответственно), а затем – частичку таланта. Но если отцы играли в сборной СССР, немало забивали за тбилисское «Динамо» и были очень видными фигурами, то дети ничем подобным похвастать не могут.
В бельгийском «Генке» не всегда попадает в основу сын знаменитого Павла Яковенко Александр. Впрочем, 20-летний нападающий верит, что у него все впереди. А местная пресса прогнозирует, что если Саша и дальше будет чаще лечиться, чем играть, то его ждет судьба другого украинского легионера – Олега Ящука. Этот талантливый форвард многие годы числился в «Андерлехте» и получил за свои травмы прозвище Бельгийский пациент.
Не задалась карьера и у единственного сына знаменитого Йохана Круиффа Йорди (назван в честь одного из каталонских святых), несмотря на презентабельные записи в трудовой книжке. «Барселона», «Манчестер Юнайтед» – бренды, достойные великих имен, но в случае с Йорди, ныне через пень-колоду играющего в донецком «Металлурге», авансы оправданы так и не были. Большие надежды подавал в «рамке» «Сантоса» сын Пеле Эдиньо, но имел неосторожность вляпаться в криминал. Пару лет назад Эдиньо арестовали за контрабанду наркотиков, но суд оправдал знаменитого отпрыска. Также отметим, что в 1999 году сын Пеле был осужден на шесть лет условно за участие в гонках на мотоциклах по улицам города, закончившихся гибелью одного из мотоциклистов.
Не заладилось в большом футболе и у сына рекордсмена по числу матчей за сборную Англии (125) вратаря Питера Шилтона Сэма. Уделом выбравшего позицию хавбека парня стали игры за второсортные команды, а сейчас он защищает цвета безвестного «Хинкли Юнайтед». Еще один знаменитый вратарь из Северной Ирландии, прославившийся сэйвами в составе «Тоттенхэма», Пат Дженнингс своего сына (также Пата) дальше «Дерри Сити» не увидел. Не смог пробиться в «основу» «МЮ» сын Алекса Фергюсона Даррен, который после бегал за «Вулверхэмптон» и «Рексхэм», а сейчас тренирует «Питерборо».
В юношеской команде «Тоттенхэма» завершилась, так и не начавшись, карьера сына легенды «Тоттенхэма» Джимми Гривза Дэнни, а Крэйг Эллардайс, приходящийся сыном коучу «Ньюкасла» Большому Сэму, за 8 лет сменил 7 второразрядных клубов и переквалифицировался в футбольные агенты.
Не смог хотя бы приблизиться к успехам отца и брата Ферруччо Маццола. Вместе с братом он начинал в «Интере», но если Сандро всю карьеру было суждено одевать только футболку Nerazzurri, то младшенький, так и не пробившись в «основу», вдоволь поколесил по Италии («Венеция», в которой начинал его отец, «Лацио», «Лекко», «Фиорентина»). Позже он стал тренером, но работал в средненьких командах, где дольше одного сезона не задерживался.
Пока что никак не получается у сына знаменитого голкипера «Манчестер Юнайтед» Петера Шмейхеля – Каспера. Он долго полировал «банку» в «Манчестер Сити», не имея шанса пробиться в основу. Сейчас Каспер играет в аренде в шотландском «Фалкирке», где, правда, имеет постоянную практику, и надеется, что шанс поиграть в большой команде ему еще представится. А вот Пол Далглиш – отпрыск своего знаменитого отца Кенни (легендарный нападающий «Селтика» и «Ливерпуля» и не менее выдающийся тренер) свой шанс проморгал, причем уже давно. Чуток поиграв на заре карьеры в «Ньюкасле», Пол затем пошел по наклонной – «Бьюри», «Норвич», «Хайберниан». Сейчас он доигрывает в США в хьюстонском «Динамо», но о славе Бекхэма, естественно, и не мечтает. Не задалась, в отличие от брата, карьера у Макса Вьери. Воспитанник «Ювентуса» так ни разу и не сыграл за «Старую синьору» и почти всю свою карьеру слонялся по второсортным клубам, вроде «Прато» и «Анконы».
Перещеголявшие предков
Дедушка Кристиана Вьери – Энцо в свое время защищал ворота любительских команд, но настоящим профессионалом так и не стал, в отличие от своего сына Роберто, который играл уже в нападении, защищая цвета таких клубов, как «Фиорентина», «Сампдория» и «Болонья». Правда, настоящей звездой Вьери-средний, заканчивавший карьеру в Австралии, так и не стал. Семья Вьери вернулась в Италию, когда Кристиану было 11 лет, и поначалу будущий Бизон отдавал предпочтение крикету. Но вскоре страсть к футболу, на счастье итальянцев, взяла верх, и Кристиан стал одним из лучших голеадоров Европы.
Поигрывал в футбол и папаша Майкла Оуэна – Терри – защищал цвета скромного «Брэдфорда», а до него немного бегал за «Эвертон». Но успехи сына, конечно, ему только снились. А как не вспомнить братьев Куманов – пластичного хавбека Эрвина и защитника-бомбардира Роналда? Если их отец Мартин выступал за средние команды, то сыновья заявили о себе в полный голос. Особенно младшенький Роналд, выигрывавший чемпионат Европы и два Кубка чемпионов. Похожий братский кулак составили и датчане Микаэль и Брайан Лаудрупы, на двоих набегавшие почти 200 матчей за сборную Дании, что в 10 раз больше, чем у их отца Финна, игравшего в 50-х. Братья после окончания славных карьер пошли по разным тропкам: Микаэль подался в тренеры («Хетафе» недавно принял), а Брайан стал комментатором. Один из лучших защитников Германии 90-х Маттиас Заммер, чемпион Европы 1996 года и обладатель «Золотого мяча» известен куда больше, чем его отец Клаус, выступавший в 70-х за сборную ГДР.
Тщился стать славным игроком и потягаться с зиданами своего времени Джузеппе Матерацци. Не вышло. Самой высокой точкой карьеры опорного полузащитника был «Лечче», за который он отбегал в серии С семь сезонов. Повесив бутсы на гвоздь, Матерацци-старший стал тренером, и даже какое-то время работал с «Лацио» и лиссабонским «Спортингом». О спортивных же и не только подвигах его сынишки Марко после чемпионата мира в Германии наслышаны даже домохозяйки.
Александр ХАРЛАМОВ
Автор, не стоит тужиться, просто начинай каждое предложение фразой «Не задалась карьера и у...».