Вингер «Бохума» Кристофер Антви-Аджей и его нестандартный инструмент для проникновения в чужую штрафную
(этот текст изначально вышел на «Реджисте»)
Нынешний сезон уже стал лучшим в Бундеслиге для вингера, а сам он запомнился не только голами и ассистами.
За последние несколько сезонов в Бундеслиге все больше проявляется тренд снижения доли атак «от голкипера», увеличивается число пауз и атак после стандартов. Возможно, появление такого тренера, как Хаби Алонсо в «Байере» и возвращение к работе Себастьяна Хенесса в «Штутгарте», если «швабам» удастся сохранить прописку, изменят ситуацию в следующем году, однако на пока статистические данные и визуальное ощущение говорят о сдвиге исключительно в одну сторону.
Очевидно, что треть команд испытывающих наибольшие проблемы при построении атак, пытаются наиболее эффективно использовать продвижение мяча в опасные зоны в периоды владений, которые начинаются со стандартных положений или забросов с аутов. «Бохуму», идущему в таблице по проценту владения на 14-м месте, а по нон-шот метрикам и того ниже, тоже пришлось искать свои инструменты. В результате, оружием команды стало качество вингера Кристофера Антви-Аджея далеко и точно вбрасывать мяч из-за боковой.
Функционал немца почти уникален — как минимум на уровне клуба и Бундеслиги. На графике выше видно, насколько доля вброшенных аутов игрока от общекомандного количества, выделенного розовым цветом, уступает проценту вброшенных мячей в финальной четверти (границе штрафной). Проще говоря: число вбросов из-за боковой у Антви-Аджея не слишком выделяется на командном фоне, за исключением высоких позиций, специально под проникновение мяча в штрафную, где на его долю приходится уже доминирующие 60% от всех таких действий.
Одна из сторон уникальности функционала Кристофера кроется в его позиции вингера. Традиционно мячи из-за боковой бросают крайние защитники, потому что при этом они сохраняют свою позицию на бровке и не ограничивают атакующий потенциал на общекомандном фоне. В случае заброса в штрафную в границах финальной четверти выполнение такого действия вингером — да еще и с хорошим качеством длинного паса — вполне может быть оправдано. В моменте на примере выше из матча с «Унионом» видно, что Антви-Аджей после заброса специально не сближается со штрафной, а на относительно свободном пространстве ждет возможного паса после отскока, чтобы сыграть «второй» мяч и навесить обратно. По ходу встречи с «Байером» также дошло до повторного кросса, и явно прослеживалась наработка таких эпизодов.
Конкретно в этом случае только качество завершения не позволило моменту стать действительно опасным.
В то же время, если искать похожие случаи внутри топ-5 европейских лиг среди игроков как минимум с 50 попытками выбросов мяча из-за боковой, то на схожей с Антви-Аджеем разнице между всеми аутами и аутами, выполненными в границах штрафной, выделяются Матиас Йенсен из «Брентфорда» и Луис Эрнандес из «Кадиса».
Примечательно, что Йенсен — центральный полузащитник, а Эрнандес и вовсе является центральным защитником. Все трое имеют нетипичную позицию для такого функционала, немного разбивая стереотипы.
Еще одним доказательством того, что обязанность всех троих (а в особенности — Антви-Аджея и Йенсена) заключается именно в забросах в штрафную, служит тот факт, что они выполняют ауты с обоих флангов. В случае Кристофера это выделяется в особенной степени и в очередной раз подтверждает нешаблонность ситуации, потому что около 85% времени немец задействован на левом фланге атаки. Уникальность такой опции без эффективности являлась бы просто интересным дополнением к игре команды, и в случае «Бохума», который борется за выживание в Бундеслиге, выглядела довольно посредственно. Однако выбросы мяча в исполнении Антви-Аджея являются серьезной проблемой для соперника. Тут стоит оговориться, что у немца один из самых низких показателей точности таких действий, тем не менее ситуация схожа с аккуратностью передач в финальной трети лучших созидателей Европы: довольно сложно встретить разговоры о точности передач Кевина де Брюйне, когда каждый второй-третий пас несет ощутимую угрозу и вскрывает оборону в опасных зонах. Если грубо: чем ближе футболист к чужим воротам, тем выше риск отдать неточный пас в силу целого ряда причин. С Антви-Аджеем похожая ситуация. При точности лишь двух из трех забросов финальная точка каждого из них оказывается в непосредственной близости от ворот соперника.
Игрок буквально разрывает лигу по ожидаемым угрозам от передач (хТ) после аутов, несмотря на то, что в топе ведущих европейских лиг довольно много представителей Бундеслиги — это лишь в очередной раз подтверждает тезис о том, что немецкие команды массово ищут возможность продвижения мяча вне ситуаций в открытой игре.
С точки зрения итоговой оценки атакующих действий, которая в большинстве случаев выражается через оценку созданных моментов и результативных действий, тоже все в порядке. В такой узкой специализации, когда мяч напрямую доставляется в штрафную, нет смысла рассматривать продолжительные владения после аута, поэтому выше на графике мы опираемся на владения в рамках 15 секунд. По количеству моментов, которые завершаются ударами, Антви-Аджей ожидаемо входит в топ-3, а вот с качеством этих ситуаций возникают проблемы, несмотря на то, что по xG все выглядит хорошо. Самый частый сценарий возникновения моментов — подбор отскока мяча от головы любого из игроков в штрафной и дальнейшая передача на свободного партнера под удар. Однако зачастую либо подводит качество паса, либо бьющий игрок не успевает подстроиться под удар, как Такума Асано в матче с дортмундской «Боруссией».
Тем не менее в арсенале этого сезона, по ходу матча первого круга с «Айнтрахтом», есть заброс претендующий на звание шедевра, потому что выполнен в стиле горизонтальной разрезающей передачи и привел к голу.
Помимо самого аута стоит отметить действия нападающего, сдерживающего защитника вплотную к вратарской линии, тем самым открывая коридор для продвижения мяча, а также полузащитника «Бохума» Филиппа Ферстера, который, не поднимаясь, заранее держал пространство открытым, а затем выбрал идеальный тайминг, подобрал ногу и после небольшого ведения нанес удар. Вообще «Айнтрахт» — наиболее пострадавший от аутов Антви-Аджея клуб в этом сезоне, пропустивший по голу после выбросов из-за боковой в каждом из двух матчей чемпионата против «Бохума». Причем во втором случае Кристофер бросал непривычно далеко от штрафной, практически от границы финальной трети.
Сейчас у «Бохума» довольно сложное турнирное положение перед последним туром чемпионата. Команда Томаса Леча на данный момент располагается в зоне стыков, однако по результатам последнего тура может как вылететь напрямую, так и подняться выше своей 16-й позиции. Держа в уме предпоследнее место в таблице по забитым мячам, сложно переоценить три гола после выбросов Антви-Аджея, особенно с учетом того, что два из них принесли команде важные четыре очка. Кристоферу уже 29 лет, и есть большая вероятность, что этот сезон может стать самым результативным для него в Бундеслиге — он набрал 3+6 по системе «гол+пас». Однако вся мощь его выступлений в нынешнем чемпионате скрыта гораздо глубже традиционной статистики. Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов
Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.