«Фрайбург» плох в быстрых переходах из атаки в оборону. Печальная реальность команды Штрайха
Сезон 2021/22 годов в Германии стал в какой-то мере откровением для футбольного мира. После ярко выделяющейся четверки топ-команд в зону еврокубков вырвались коллективы со скромными ресурсами, а их главным оружием была системно выстроенная оборона. Возможно сейчас в это сложно поверить, однако «Униону» и «Фрайбургу» тогда не просто повезло — по разнице созданного и допущенного xG обе команды занимали пятое и шестое место, в соответствии с итоговыми позициями в общей таблице. В первой части того сезона особенно выделялся «Фрайбург», который не проигрывал и пропускал меньше всех до 11 тура. В этом розыгрыше Бундеслиги такое сложно представить: команда Кристиана Штрайха — середняк таблицы по привычным оборонительным показателям и по продвинутым метрикам, на ее счету поражения со счетом 0:5, 2:4 и 0:3 в матчах со «Штутгартом», Дортмундом и «Баварией», соответственно. Первые невнятные оборонительные перфомансы можно было наблюдать еще во второй половине прошлого сезона, однако то, насколько просядет защита от контратак соперника (так называемый rest-defence) представить было непросто. На данный момент есть ощущение, что это одно из самых недооцененных командных изменений в Бундеслиге по сравнению с прошлыми сезонами.
Ниже рассмотрим причины, по которым «Фрайбург» стал так много пропускать. Однако, учитывая тот факт, что rest-defence — один из сложнейших аспектов игры, так как включает элементы позиционной защиты, прессинга и владения, сначала хотелось бы затронуть теоретическую часть такого явления как пассивная оборона от контратак. Эта фаза начинает выстраиваться во время владения своей команды в завершающей фазе атаки или в финальной трети, ее участники — игроки находящиеся ниже линии мяча, как правило это центральные и крайние защитники плюс центральные полузащитники. Их задача — контролировать территорию, в первую очередь центр поля, огранивая потенциальное развитие контратак, и поддерживать владение в случае затяжных комбинаций. Защита от контратак, как любая философия обороны, делится на персональную и зональную опеки. Персональная, в свою очередь, разделена на противостояние с нападающими 1v1, где защитник неустанно следует за оппонентом, и 1v1 + свободный игрок подстраховки. Примеры можно увидеть на иллюстрациях:
Зональная опека разделяется в зависимости от того, сколько игроков остаются ниже линии мяча. Самые востребованные из них выражаются в формациях 1-2-1, 2-2, 2-3 или 3-2.
Несколько важных замечаний, объединяющих все расстановки:
Один из центральных защитников внизу, в зависимости от расположения нападающего, должен находиться на центральной линии или ниже нее, потому что на половине соперника правило офсайда не действует и есть шанс безнаказанно упустить рывок к своим воротам.
В верхней линии ближний к мячу игрок всегда должен быть готов к контрпрессингу, дальний от мяча футболист подстраивается под возможную передачу и параллельно опекает ближайшего оппонента.
Еще одна важная установка в случае зональной опеки, невыполнение которой постоянно приводит к моментам у своих ворот, — расстояние между первой и второй линиями, а также между второй линией и группой атаки должно быть одинаковым. В первую очередь это задача игроков центра полузащиты, именно они за счет коррекции своего расположения контролируют данный параметр.
Четыре пропущенных мяча «Фрайбурга» после контратак могут показаться недостаточной причиной для глубокого анализа, однако, если обратиться к допущенным ударам, то ситуация станет выглядеть явно печально. За игру команда Штрайха в среднем допускает около 15 ударов, и если из этого количества вычесть 8,2%, то есть долю допущенных ударов после контратак, то получается, что в среднем за матч допускается 1,2 удара. Больше одного допущенного удара на 90 минут после контратак соперников — иллюстрация наличия проблемы на дистанции. К тому же, эти удары были допущены в девяти матчах из тринадцати, что точно указывает на некачественные действия практически в каждой встрече. Рассмотрим явные причины такого плохого перфоманса.
Оборона после собственных аутов на чужой половине поля
Плохие выбросы мяча из-за боковой на чужой половине поля внесли максимальное влияние на статистику пропущенных мячей «Фрайбурга» после контратак — из четырех три было пропущено именно так. Главной проблемой видится то, что в центре поля из пары полузащитников (чаще всего Хёфлер - Эггештайн), остается один Хёфлер на двух соперников. Яркий пример был в матче со «Штутгартом».
В ситуации, когда соперник перехватил мяч после аута «Фрайбурга», Хёфлер остался в центре против Каразора и Ву Ена. Мяч в дальнейшем через Фюриха у бровки дойдет до Гирасси между линий.
И тут Хёфлер окажется перед трудным выбором, потому что один из соперников в центре остается свободным. Возможно, логичней здесь было пойти в давление на самого Гирасси, сужая ему коридор для передач, но Хёфлер решил бросить опекать Ву Ена и перекрыть линию передачи на Каразора, который располагался ближе к центру. В итоге, получив мяч, Ву Ен следующим пасом выведет Фюриха к штрафной соперника, и «Фрайбург» пропустит гол.
Постоянные ротации и смена исполнителей
Экс-тренер «Баварии» Юлиан Нагельсман называл в свое время «Фрайбург» одной из самых гибких команд Бундеслиги. И это отчасти правда. Достаточно редкое явление, чтобы «Фрайбург» сыграл более трех матчей по одной и той же схеме: оборона с парой центральных защитников сменяется на линию из трех, на одной и той же позиции у Штрайха постоянно пробуются разные игроки. Такая ротация приносит свои дивиденды — но не только самим парням из Брейсгау. Возможно, соперникам действительно труднее готовиться к встречам против «Фрайбурга», однако и футболисты этой команды часто допускают ошибки, который могут быть вызваны сменой формации или ролей. В первую очередь это касается центральных защитников, которые играют то в двойке, то в тройке. Один из пропущенных мячей в матче с менхенгладбахской «Боруссией» стал возможен, в том числе, благодаря этой проблеме. «Фрайбург» выбрал расстановку 4-4-2 с парой центрбеков Линхарт - Гинтер.
В одном из эпизодов Гинтер с мячом по правому флангу дошел до угла штрафной, его позицию в защите занял уже упомянутый выше полузащитник Хёфлер. А вот к движению и размещению Линхарта есть претензии. Когда «Фрайбург» играет с тремя центральными защитниками, Линхарт чаще всего располагается в центре этой тройки: он не очень хорош при работе с мячом, зато мощный, высокий и быстрый. И при переходе на двойку часто складывается ощущение, что в эпизодах, которые имеют быстрое развитие, футболист на интуитивном уровне действует именно как центрбек в тройке. В рассматриваемом моменте после прохода Гинтера он явно боялся упустить центр и даже сместился за центральную точку, оставив левую половину совсем без прикрытия, хотя особой необходимости в этом не было, поскольку Хёфлер уже находился ниже нападающего в этом полуфланге. Рассмотрим срез этой ситуации с точки зрения карты pitch control, показывающей контроль территории каждым из игроков, где разделенные зоны показывают, куда игрок сможет добраться до мяча или с мячом первым.
В глаза сразу бросаются две вещи. Первое: из-за смещения Линхарта схема защиты от контратак приняла форму не 2-2 с прямоугольником, как это демонстрировалось по ходу матча, а стала треугольной. Второе: открытый коридор для нападающего «Боруссии» Плеа, который имел беспрепятственную возможность пересечь чужую половину поля, что уже является провальным явлением с точки зрения rest-defence.
В итоге, пробежав центральную линию, Плеа значительно увеличил территорию контроля и продвижения — практически до правого угла штрафной нападающий мог двигаться без сопротивления со стороны соперника. Здесь форвард выбрал другой путь, двигаясь через центр, а перед ударом и вовсе сместился в левый полуфланг. Тем не менее то, насколько Плеа дезориентировал защиту, практически беспрепятственно дойдя до границы финальной трети, сыграло большую роль.
Однако, если теоретически представить, что в изначальном положении Линхарт находился немного левее и ближе к центральной линии, это явно усложнило бы задачу преодоления центральной линии для Плеа и почти гарантированно затормозило атаку. Подобные моменты возникают с пугающей регулярностью, поэтому «Фрайбург» выглядит достаточно разбалансированной командой. Помимо провалов от Линхарта часто можно увидеть недопонимание, которое возникает в связи с большой вовлеченностью в атаки центрального полузащитника Эггештайна, позицию в обороне которого приходится закрывать игрокам других амплуа. Если переход владения происходит во время этих перестроений, футболисты застревают в полупозициях, что приводит к опасным ситуациям. Большое расстояние между линиями обороны и полузащиты Выше было упомянуто про важность равенства расстояния между всеми линиями для эффективной «профилактики» контратак. Это позволяет игрокам средней линии почти с одинаковой скоростью реагировать на проникновение мяча как перед собой, так и за спину. «Фрайбург «периодически игнорирует это правило, что доводит до ударов после разворотов контратаки соперников в пространстве между линиями обороны и полузащиты.
Уже зная о проблемах «Фрайбурга» относительно rest-defence, было интересно узнать, появятся ли они в матче с командой, у которой самые медленные владения и худший с точки зрения стоимости среднего игрока состав в лиге, — «Дармштадтом». И они появились. В одном из эпизодов Линхарт выполнил длинный заброс от своей штрафной, мяч приземлился в чужой трети, и футболисты «Дармштадта» были первыми на подборе.
На иллюстрации белым размечены линии полузащиты и нападения «Фрайбурга» в момент прилета мяча; как видно, расстояние достаточно небольшое. С одной стороны это логично, поскольку полузащитники поджимают линию, чтобы в идеале быть первыми на подборе.
С другой стороны между линиями обороны и полузащиты образуется небольшая пропасть, где при худшем сценарии соперник имеет возможность сделать свою атаку еще быстрее, за счет наличия необходимого для этого времени и пространства. Конкретно в указанном моменте из-за высокой линии полузащитники не имели времени на реакцию и провалили оборонительные обязанности, давая возможность передачей вскрыть свою линию.
Эпизод закончился выходом к штрафной 1v1, где футболист «Дармштадта» был первым на мяче и уже в штрафной нанес опасный удар. Это только один пример от команды, которая в очереди на раздачу быстрых атак располагается в самом конце. Подобные эпизоды были в матчах с «Бохумом», «Айнтрахтом», «РБ Лейпциг» и они говорят о наличии достаточно систематической ошибки. Причем «Айнтрахт», «Бохум» и «Дармштадт» на троих забили с начала сезона в чемпионате лишь один мяч после контратак (по Opta). Одним словом, команда Штрайха получала такие моменты от команд, чьей сильной стороной быстрые переходы не являются. В последних двух матчах, против «Олимпиакоса» в Лиге Европы и «Майнца» в Бундеслиге, «Фрайбург» вернулся к схеме 4-4-2 и не допустил ни одного удара после контратак. И обыграл соперников всухую. Насколько задержится эта схема, сможет ли при ней в дальнейшем команда оставаться более надежной — покажет только дистанция. На данный момент разбалансированная игра подопечных Штрайха оставляет этот вопрос широко открытым.
Материал подготовлен для сайта «Реджиста»
Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог, то можете сделать это в комментариях.
Вроде дистанция прошла неплохая, а команда единственная в топ-5 ни разу не проиграла. Есть свои взгляды на этот феномен?)
А про "Байер" принял, хорошо бы Алонсо сверкнул чем-то новым и уникальным)