Погружение #1. ČAFC
Запускаем постоянную рубрику - «Погружение»
Ну что, ребята, всем привет из 2023 года! Видимо, выложить фотографии в полуторагодичный пост про Остраву оказалось задачей непосильной. Что ж, начинаю всё сначала, но немного в другом формате. Блог слегка переехал в мой Телеграм, стал менее развернутым и более «видосным». Но постараюсь тут делиться историями и своими эмоциями с матчей низших футбольных лиг Чехии. Под низшими я буду понимать все лиги, кроме высшей, ибо уровень футбольного мастерства и поддержки трибун там уже сильно не отличается.
В это воскресенье мне посчастливилось побывать на матче пятого по счету чешского дивизиона - по сути, это чемпионат Праги (а параллельно проходят и чемпионаты каждого края Чехии в отдельности).
Ехал я посмотреть на очередной дворовый футбол, но неожиданно для себя попал в гости к одному из самых старых клубов Чехии! История «чешского Атлетик энд Футбал клаба» (а по-чешски аббревиатура примерно так и звучит: Český Athletic & Football Club) началась аж в 1899 году. Старше только гиганты - «Славия» и «Спарта», а так же рядок менее значимых клубов, из которых можно выделить пражские «Метеор» и «Локо», в гости к которым мы тоже как-нибудь забежим.
Уже в 1900 году команда получила свой собственный стадион - это было поле при Виноградском пивоваренном заводе. Этого поля уже, конечно нет, и команда играет домашние матчи в районе Забеглице, но вот Виноградский пивовар существует и поныне - к слову, всем рекомендую.
А в 1901 году ребята из «Чафки» (чеш. Čafka), как принято называть клуб среди «своих», устроили матч на приз имени себя. В том матче сразились третья команда «Славии» и первая «Спарты», а самое удивительное в том, что за «славистов» бегал будущий президент Чехословакии Эдвард Бенеш! Резервисты «Славии» уверенно укатали «спартанцев» - 6:1. Забил ли господин президент в той игре - история умалчивает (найдете информацию - напишите, буду рад!). Бенеш играл за «Славию» до 1904 года, когда в одной из игр получил перелом ноги. Нога зажила, но будущий президент все равно уехал учиться в Сорбонну, поэтому с футболом завязал. Но членские взносы «Славии» платил аж до своей смерти в 1948 году.
«Чафачки», «чафаки» и юные «чафачата» гордятся тем, что завоевали титул чемпиона Чехии раньше самой «Спарты», а случилось это в 1902 году. В тот год в первенстве Чехии участвовало 18 команд, которые были разделены на две группы. «Славия» была на ножах с футбольным союзом и участия в турнире не принимала, зато на месте были такие гранды, как «ФК Горимир» (кстати, они-то и сломали ногу Бенешу), «СК Унион», «СК Чехия Карлин» (это я так шучу, разумеется, ведь тогдашний уровень игры этих команд мы вряд ли сможем оценить). В общем, «Спарта» в том сезоне участвовала. Причем, «Чафка» заявила целых две команды, и в матче за третье место вторая команда вынесла ту самую «Спарту» со счетом 5:0. Опять же, прошу оценивать это с поправкой на уровень футбола тех лет. Кстати, «Спарта» свои всем известные цвета получила именно от «Чафки», и случилось это в том же 1902 году. Клуб был в глубоком кризисе, и «чафаки» поддержали «спартанцев», передав им свои ношенные черно-красные в горизонтальную полоску футболки. Себе же взяли зелено-белые, да так и играют в них до сих пор (в смысле, играют в тех же в цветах, не в футболках).
С 1919 по 1928 гг. «Чафка» выступала в высшей лиге, а домашние матчи играла на поле напротив Ольшанки, на месте нынешнего сквера у трамвайной остановки «Ольшанские кладбища».
В 1925 году прошел официально первый чемпионат Чехословакии, в котором победу одержала «Славия», а «Чафка» заняла почетное пятое место из 10, забив 7 и пропустив 17 голов за 9 матчей (турнир игрался в один круг). Занятный факт того чемпионата в том, что участие в нем принимали исключительно пражские команды. Еще более занятный факт - чемпионом должна была стать «Спарта», но результат матча с «Вршовицами» (7:1) был постфактум аннулирован из-за того, что размер поля не отвечал правилам игры. Переигровка закончилась победой «спартанцев» 3:2, но разница мячей в таком исходе была уже в пользу «Славии».
В 1920 году команда также впервые путешествовала по заграницам - в Югославии, помимо прочего, ничья с «Хайдуком» 2:2, в Германии, помимо прочего, ничья с «Арминией» 0:0. Значительно позже, аж в 1968 году, команда впервые в своей истории полетела за границу - в Швейцарию. Правда, в составе путешествующих было всего 12 игроков.
В 1928 году, впрочем, хорошие времена для команды остаются позади, причем во многом из-за трагической случайности. Во время одного из матчей слишком сильно посланный мяч вылетел за пределы поля и прицельно попал по коню проезжавшего мимо извозчика из Забеглиц. Конь такого удара судьбы не пережил, а неустойка оказалась столь велика, что клуб попросту не нашел средств на ее покрытие. Пришлось закладывать все имущество, включая стадион. Еще более ироничен тот факт, что после этого команда перебралась на поле акурат на пограничье районов Споржилов и Забеглице.
В 1938 году председателем клуба становится легендарный Карел Пешек - эдакий чешский Всеволод Бобров, который за свою карьеру выступал и за хоккейную, и за футбольную сборные Чехословакии. Кстати, будучи совсем юным футболистом Пешек тоже играл за «Чафку» - тогда вместо зарплаты он получал бесплатные обеды в клубе.
Кадя, как его прозвали в спортивной среде, ездил в составе сборной Чехословакии на Олимпийские игры 1920 года в Антверпен и помог хоккейной команде завоевать бронзовые медали. Забавно (и одновременно печально), что Пешек мог взять медаль и в футболе, но в финале против сборной Бельгии он в знак протеста против спорных решений судьи увел команду с поля, за что сборная Чехословакии тут же была дисквалифицирована.
Заканчивая про Пешека, наверно, стоит упомянуть и Властимила Бубника - последователя Кади в спортивном универсализме. Бубник собрал в свою коллекцию футбольную бронзу на Чемпионате Европы 1960 года и хоккейную бронзу Олимпийских игр в Иннсбруке в 1964 году. Могилу Пешека на Ольшанском кладбище, к слову, усилиями пражской «Спарты» недавно привели в порядок.
После 1930-х «Чафка» особых успехов не снискала, путешествуя между 4-м и 5-м по силе дивизионами чехословацкого футбола. В 1950 году к названию «ЧАФК» добавляется приставка «Сокол» - в те годы практически все клубы страны были добровольно-принудительно «притянуты» в какое-либо спортивное общество - посчитайте хотя бы количество чехословацких «Спартаков» в период между 1953 и 1965 гг. Дальше «Сокол» сменяется на «Instalační závody», затем на «Tatran Stavomontáže» - было принято закреплять команду за каким-либо производством. Только в 1989-м году клуб вернул себе первоначальное название, которое красуется на эмблеме клуба и по сей день.
В 2019 году клуб отпраздновал свое 120-летие и останавливаться на этом не собирается. В прошлом сезоне команда после долгого перерыва снова вышла в 5 дивизион и сейчас идет в середине турнирной таблицы. Атмосфера, конечно, сейчас совсем другая, но обилие цветущих деревьев вокруг стадиона, отсутствие трибун (зрители стоят практически на бровке) и дружеское общение с игроками в игровых паузах заметно придают определенный шарм происходящему.
А еще у «Чафки» забавные упоротые смм-щики, афиши сквозят локальным юмором и элегантным унижением будущего соперника. Например, вот что было к матчу с «Темпо», на который ходил я.
Итак, разбор панчей, а-ля Genius.com
Velka záběhlická - «большой забеглицкий [стипл-чейз]», калька с самой известной чешской гонки - «Velká pardubická». Забеглице - собственно, район, где находится домашняя поляна команды. Возможно (хотя это только я наверно так глубоко копаю), тут как раз отсыл к тому злосчастному коню, убийство которого поставило крест на развитии клуба в 1928 году.
«Жокей Матей Власек был выбран исключительно по причине наличия у него собственного шлема, так что для чафацкой конюшни не будет дополнительных расходов». Тут ясно.
«Жокей должен с самого начала матча держать как можно лучший ТЕМП, но ни в коем случае не тот, что со Льготки». Тут очевидный панч, основанный на понятии «темп» и одноименном названии команды, базирующейся как раз в пражском микрорайоне Льготка.
«На Забеглицкой трассе нет рва Таксис, зато у нас тут есть Ботичский». Большой ров Таксис - одно из ключевых препятствий на трассе пардубицкого стипл-чейза, с 1927 года его жертвами пали уже 25 лошадей. Река Ботич - откровенный ручей, у которого, к слову, живет и ваш покорный слуга.
«Мы убеждены, что Матей обращается с конем не хуже, чем с самокатом». Матей действительно выделывает трюки на самокате (смотри ниже)! В профессиональном футболе такое уже давно бы ему запретили.
«Приходите вовремя, чтобы успеть к выстрелу стартового пистолета».
В общем, мини-отчет с матча прикрепляю ниже. Всем футбол, не прощаемся!