10 мин.

ПОЧЕМУ НЕ НАДО СЛУШАТЬ ТОП-ФУТБОЛИСТОВ

Всем доброго времени суток в наше очень сомнительное время! Конечно, мы понимаем, что современное инфопространство наполнено разного рода провокациями и трештоками, но всё же хотелось написать на тему бесконечного момента, когда какой-то деятель даёт интервью, а его потом нашинковывают и подают порциями на различных сайтах. Давеча просто вашего автора покоробило в момент просмотра канала под названием «Киноликбез» на одном ресурсе, который обещается всё отключиться от нашей необъятной Родины, да что-то не отключается. Дело всё в том, что в выпуске про фильм Вадима Абдрашитова «Магнитные бури» автор сего канала упомянул Александра Кокорина с его «каждый нормальный мужик должен посидеть в тюрьме». 28 января, когда увидел эту цитату на одном из ресурсов, я прошёл мимо. Но вот когда уже в обсуждении вещей высококультурных вылезла  фраза Кокорина про мужиков и зону, то это уже заставило меня задуматься. И так давайте поговорим о тех причинах, что заставляют пропускать данные разговоры.

Причина 1. Историческая

Интервью спортсменов появились весьма давно. Ещё до наступления постмодерна. Не у всех деятелей получалось нормально говорить, но со временем ситуация улучшилась. Вроде бы улучшилось инфопространство, но с появлением большого числа СМИ смысл интервью обесценивается. Ранее аудитории мало чего было известно о спорте, почему все интересующиеся вопросы брались из прессы, которая была печатной и явно не была размножена в тех количествах, что интернет-СМИ. В итоге мы получали весьма узкопрофильные интервью, относящиеся к интересующему нас роду деятельности. Сейчас же, что мы видим. Условный Дзюба будет отделываться околофутбольными фразами на гос. канале, а потом поливать всех грязью у условного Арустамяна, а также вести генитальные разговоры с условным Дудём. То же самое в случае Кокорина в гостях у Савина, точнее наоборот. Сплошной трешток уровня «все –козлы, вот я бы навёл порядок, я же за правду и за мир, но сверху не дадут». Собственно, слова спортсменов практически обесцениваются в виду разнородного материала из разных источников. И слушать одно и то же как-то не хочется.

Причина 2. Классовая

Вот Кокорин говорит о том, что должен настоящий мужик. При этом стоит задаться вопрос, а является ли он настоящим мужиком? Нет тут никаких вопросов к ориентации и искусству бить депутатов стульями. Но вот является ли Кокорин представителем той аудитории, которой он адресует свои послания. А вот и да, и нет. По происхождению – да, а по жизненной линии – нет. Кокорин воплощает мечты рабочего класса, но никогда не являлся его представителем. Кокорин продавил сложившуюся общность своей индивидуальностью, но ему помогли. Светлая память Мино Райоле, конечно, но Сашины агенты превзошли этого монстра по продаже потенциала игрока, а сам Кокорин обвёл вокруг носа Газпром, Федуна, а также флорентийскую мафию. Это не Поль Погба и рафинированные барыги Глейзеры. При этом аудитория Кокорина – это по сути простые работяги, которые ходят на свой завод, автосервис, офис, познавая все прелести русского капитализма. А тут кто-то сверху им кричит: «Эй, мужики, да вы ещё на зоне не сидели. Как-то нарушаете культуральное расписание». Только если Кокорину эта тюремная история – плюс в резюме, то для иного есть путь на социальное дно. Вместо хоть какой-то более менее приличной работы и местами белой зарплаты – какая-нибудь стройка плюс чёрный нал. Надо понимать, что Кокорин – это не народный герой, а трикстер, баловень судьбы, идущий по фартовой судьбоносной линии, пока все зарабатывают кровные деньги на однушку в ипотеку для семьи из пяти человек.

Причина 3. Пропаганда

Если идти прямым путём, то Кокорин в вышеупомянутом высказывании откровенно пропагандирует одно запрещённое течение из трёх букв. Я не уверен, что многие будут брать и рассматривать его фразу на каком-то определённом уровне и понимать, что заточение может иметь какой-то метафорический ряд. Всё это читается на уровне «прочитал-закрыл». Вот как-то тут получается, что кому-то за подобное можно получить как раз срок, а звёзды спокойно и завуалированно рассуждают о запрещённых темах. Данная фраза вызвала бы большие сомнения у Цензоров даже не в 1937, а уже в горбачёвскую эпоху. Дзюба же вроде никакой запрещёнки не кидает у Арустамяна, но при этом сам говорит весьма неадекватные вещи. При этом по многочисленным анализам ещё и противоречит прошлым высказываниям. Думается, можно найти легко на условном спортсе подобные статьи с разборами. В общем, нам с вами втирают регулярно какую-то дичь. При этом мы все понимаем, что наша участь заниматься программированием, добычей полезных ископаемых или манипулирование доступом к государственным или коммерческим ресурсам, но на эту дичь реагируем получше, нежели на умные мысли, мечтая пить шампанское в Монте-Карло, заливая очередной провал сборной в Алкобаре 24 часа «Моей Калугой Живое».

Причина 4. Все выше перечисленные причины в одном случае

Тут мы отъедем немного за пределы российского футбола. Если вы думаете, что российский футбол является главным апологетом футбольного постмодерна, то глубоко ошибаетесь. В Европе двигают свою дичь. Вот давеча Трой Дини разразился тирадой в адрес болельщиков: «Футбольная культура напоминает о фильме «Судная ночь». Люди оставляют общественные правила за пределами стадиона. Можно делать что угодно, ведь мы на футболе».

И это только заголовок. Но смысл понятен. Впрочем, расизм – это вещь весьма плохая, во времена Второй мировой войны мы убедились в опасности всех этих расовых теорий в полной мере. Быть может, и правда европейцам стоит с ним бороться, ибо история предписывает склонность к данным фокусам как раз представителем просвещённого континента. И вроде бы бороться надо, и это правильно, но годы успешной борьбы завершились уже лет 15 назад. Думается, что в годах так 2008-2011 никаких распрей особо не возникало или о них не сообщалось. Но сейчас не будем поднимать историю. За последние лет 10 понятие «расизма» расширилось до такой степени, что победу сборной Аргентины уже некоторые «учёные» считают уже нелегитимной в виду отсутствия «разнообразия». То бишь сплошной метамодерн. В то же время самым ущемлённым в правах является гетеросексуальное белое население, которое получило право на ипотеку, платное образование и дикие налоги со своей честной трудовой деятельности.

Так было довольно часто, почему футбол всегда был отдушиной для простого представителя трудящегося населения. И вот теперь, когда простой народ смотрит как играет 22 миллионера на поле, и вроде тут как бы вполне имеет право высказать свою точку зрения в любой понравившейся им форме, то внезапно миллионеры бунтуют и запрещают вести себя иначе, нежели вы пришли в Большой театр. Хотя мы отмечаем, что фраза самого Дини не относится ни к какому расизму. Расизм в этом высказывании лишь манипуляция. Вот ещё один кусочек его тирады:

«Это не проблема темнокожих, это не проблема азиатов – это всеобщая проблема дискриминации. Мы пытаемся ее маргинализировать. Когда речь заходит о расе, все думают, что проблема касается только темнокожих, но это не так. Подобное происходит с людьми разного происхождения, с женщинами на рабочих местах и так далее.

Если мы будем пытаться отделить крупное от мелкого, мы никогда не устраним первопричину. Если мы объединимся, то сможем привлечь больше людей, представители разных этнических групп смогут присоединиться к этому процессу.

Футбольная культура сейчас, а может, и не только сейчас, а с 1970-х, напоминает о фильме «Судная ночь» (триллер, в котором жителям Америки раз в год в течение 12 часов можно безнаказанно совершать любые правонарушения – прим. сайта, где вышла эта новость). Люди приходят на стадион и оставляют за его пределами все общественные правила. Можно говорить что угодно, можно делать что угодно, потому что мы на футболе.

С другой стороны, ответственность футболистов заключается в том, чтобы быть примером, помогать благотворительным организациям, быть лучшими из лучших, причем в условиях, когда все остальные могут вести себя как угодно без каких-либо последствий. Не знаю ни одной другой профессии, в которой происходило бы нечто подобное».

Сначала говорится о повсеместной дискриминации, потом об отсутствии культуры на стадионах, ну а далее мы все должны объединиться и все дела. Получается здесь такая штука, что если ты позволяешь себе вести себя не особо культурно, то ты уже великий дискриминатор, потому что параллель в этой фразе читается одна: низкая культура = дискриминация в любом случае. Но опять же вот берём такой пример. Условный Дини пришёл к успеху и играет за Ман Юнайтед, получая несколько миллионов фунтов. Условный болельщик Ман Юнайтед из местных трущоб насобирал на пяти работах денег на билет МЮ, а там Юнайтед эпохи Рангника отбывает очередные 0:4 с Брентфордом, а Дини откровенно пинает на поле всё, кроме сферообразного предмета. Наш герой подходит после матча к выходу для футболистов и кричит Дини, что он условный толстый козёл. Но в виду расовых особенностей естественно обвиняется в «расизме», получает штраф в десять годовых зарплат, а Трой Дини спокойно допинывает сезон и уезжает в Саудовскую Аравию помогать Криштиану Роналду, получая подъёмные и удвоение зарплаты от шейхов. Конечно, это всё в параллельной реальности может случиться с данным форвардом и пример наш предельно экзальтирован. Но вот возникает вопрос, а как зритель может критиковать футболиста за некачественную игру? По сути с помощью инструмента по имени «борьба с дискриминацией» мы получим такой момент, что любая критика в адрес игрока может быть записана как расизм, если хорошо покопаться.

Но тут мы загнули палку уже в другую сторону. Некто Трой Дини учит болельщиков вести себя на стадионе. Но кто он такой, чтобы кого-то учить? Опять же каково положение футболиста в обществе? Нет, мы тут не обсуждаем уровень чемпионата области или ФНЛ-2 со средней зарплатой по региону и то, если повезёт. Игроки высшего уровня скорее достигают богемного положения. Т.е. они уже далеко оторваны от народа по общественному статусу и финансовому положению, куда как выражая классовое неравенство, нежели общность. Они вроде бы вышли из народных масс, но играют уже в другую игру, прикрываясь народной любовью и представляя уже другую систему координат, продавшись руке кормящей. При этом футболист АПЛ – есть производитель футбольного продукта, а зритель – потребитель. Почему слова того же Дини, Кокорина или Дзюбы – не более чем исповедь того же работника молочного завода в вашем городе, точнее тождественны ей. Но работники молочных заводов не особо распиарены, да и им не так повезло, что на них сваливается куча денег, от которых им сносит крышу, почему они мало кому интересны. То бишь вышеупомянутые личности есть не герои, склонные к волевым поступкам, а трикстеры, живущие своими инстинктами и желаниями, а желания лживы, как говорится.

Причина 5. Тебе платят – ты и играй.

Давеча услышал одну легенду из одного небольшого провинциального городка Средней полосы России. Приехал туда на один из крупных праздников Олег Газманов и говорит публике, мол «ребят вы охренели тут пить все сидеть, давайте типа отдыхать прилично». На что получил ответ из масс: «Тебе за концерт заплатили? Вот ты пой свои песни, а мы будем отдыхать по-своему».

То бишь каждый должен заниматься своим делом, а не пытаться изменить сложившиеся устои. И это по сути дела правильно. Жизнь у каждого своя и ответственность за неё не несёт ни Кокорин, ни Дзюба, ни Трой Дини. Так что  и нечего вмешиваться в частную жизнь, так сказать.

Выводы

На основе вышеуказанной демагогии выделим несколько пунктов, по которым словам современных футболистов доверять не стоит:

- эти слова не имеют смысла, ибо всё шоу и показуха, вызванные раздутостью СМИ в эпоху Интернета

- жизнь топ-игрока не имеет ничего общего с жизнью простого болельщика

- 99 % интервью топ-уровня не научат играть в футбол

- игроки топ-уровня представляют интересы не тех классов откуда вышли, а тех, что платят им деньги, почему толкают всяческие повесточки и способы управления за счёт манипуляций со всякой там «борьбой».

- каждый должен заниматься своим делом, а не языком ворочить.

В противном случае остаётся только тренировать абстрактное мышление, находя во всём вышесказанном смыслы третьего, пятого и десятого уровня.