Мотин-дель-Эсперия: главная революция в истории «Барселоны»
«Барселона» - клуб интересный. Не так уж и много на свете существует клубов, которые ассоциируются напрямую с одним каким-то игровым стилем. Ну да, есть «Ман Сити» с их любовью к позиционным атакам и доминирующему футболу, есть «Ливерпуль» с гегенпрессингом, есть «Атлетико» с «автобусом», есть «Аталанта» с высоким прессингом. Но «Сити» стал таким только с приходом Гвардиолы, «Ливерпуль» - Клоппа, «Атлетико» - Симеоне, а «Аталанта» - Гасперини. То есть такие стили у нас ассоциируются скорее не с клубными цветами, а с человеком, стоящим и руководящим командой за бровкой. А есть «Барселона». Клуб, в котором критиковали Эрнесто Вальверде прежде всего за то, что команда играла не так, как нужно играть «Барселоне». Это выглядит особенно забавно в контексте того, что происходило в клубе после ухода Эрнесто (хотя нельзя не отметить, что и при нем существенные проблемы, все-таки именно Вальверде слил ответные матчи «Роме» и «Ливерпулю» при победе в первых матчах). Ну зато сейчас в клубе и узнаваемый стиль вернулся, и результаты появились (хотя 1/8 ЛЧ уже второй год остается недостижимой вершиной). А как этот самый стиль в «Барселоне» появился?
Можно конечно сказать, что стиль, в котором упор делается на владение и позиционные атаки, в Каталонию принес Гвардиола. И в принципе да, так оно и есть, Пеп значительно усовершенствовал принципы атакующего футбола. Но сама любовь к атаке и неприятие игры от обороны в «Барселоне» появилась гораздо раньше 2008 года. Отправляемся в прошлое.
Что было в клубе до 80-х: каталонский сепаратизм, Михелс и Кройфф
Мне кажется, если вернуться в 1960-е и спросить испанского футбольного болельщика «Что такое Барселона?», то в первую очередь он вспомнит именно про Каталонию и противостояние «Барсы» с «Реалом» как метафору противостояния Каталонии и центра, Мадрида. Про атакующую игру как составляющую «сине-гранатовой идентичности» он даже и не факт, что вспомнит. Не берусь, конечно, судить со стопроцентной уверенностью (уж извините, сам подобное не пробовал). Но откуда же мы вообще можем сделать такие выводы? Ну, например, посмотреть на лучший период в истории «Барселоны» середины века - на конец 50-х - начало 60-х. Командой тогда руководил Эленио Эррера - человек, который вообще-то считается наряду с Нерео Рокко главным популяризатором «катеначчо», уж совсем не каталонского стиля ведения игры. Да, в «Барселоне» он скорее всего ставил еще не самую радикальную вариацию этого стиля, которая потом предстала в «Интере», но самого факта это не отменяет. Эленио Эррера - это человек, который открыто презирал команды, проповедующие владение мячом, ведь «без игрока мяч движется гораздо быстрее». Контраста с современными идеями сильнее придумать сложно. Я не хочу сказать, что в «Барселоне» тогда всегда ставили автобус и играли незрелищно. Я хочу сказать, что тогда, во-первых, еще не существовало такого многообразия атакующих тактик, какое существует сейчас (игра вообще по сути сводилась к тому, что сейчас бы назвали «дворовым футболом» и побеждали в ней зачастую самые быстрые и самые сильные). А во-вторых, именно каталонской фишкой любовь к атакующему стилю тогда еще не стала.
Все начало меняться в 1970-х годах. Следующее после 1960 года чемпионство было завоевано уже тандемом Михелс-Кройф, постепенно перекочевавшим в "Барсу" из "Аякса". Ринус Михелс известен как изобретатель "тотального футбола", концепции прямо противоположной катеначчо Рокко и Эрреры. Поэтому хочется ее обозвать формацией нападения и, кажется, привязанность "Барселоны" к атакующей игре началась именно здесь. Но "тотальный футбол" был гораздо шире и глубже. Если вкратце, именно создатели тотального футбола первыми догадались, что игроки могут меняться позициями на поле, без чего не представимо ни понятие прессинга, ни многие другие современные футбольные тренды. Первая за 14 лет для клуба победа в чемпионате еще один раз доказала состоятельность идей, проповедуемых Михелсом, а символом этих идей на поле стал Йохан Кройфф. Последнего ещё очень полюбили фанаты, а за 1974 год Йохану вручили "Золотой мяч" даже с учетом проигранного финала ЧМ. С учетом значимости этих фигур в истории всего футбола приписать именно им "вину" в зарождении истоков стиля "Барселоны" легко, оправданно и оттого даже общепринято.
Барселона 80-х: крайне интересная и звёздная команда, которую Мотин-дель-Эсперия разрушил
Итак, за прошедшую историю у "Барселоны" были два великих и совершенно разных тренера, оба выигрывали чемпионство, у обоих есть ярко выраженная футбольная идеологи». Почему именно михелсовские наработки легли в фундамент того, что при Гвардиоле стало узнаваемым стилем "Барселоны"? Ну, во-первых, они были просто лучше оригинального катеначчо. Но и само катеначчо претерпевало множество изменений, адаптировалось и улучшалось. Так что дело не только в этом.
В 1978 году пост президента клуба впервые занимает Хосеп Нуньес. Через год он открывает очень важную для каталонской идентичности "Ла Масию". Но вообще, если бы эта самая каталонская идентичность должна была окончательно сформироваться в 80-х, то скорее всего она была бы эрреровской, а не михелсовской. Почти сразу после назначения Нуньес вернул в клуб Эленио Эрреру, и тот проработал еще 2 года, с 1979 по 1981 год.
В "Барсе" 80-х были не просто крутые игроки, но самые настоящие звезды. Сразу команду на воспитанниках не построишь, и Нуньес принялся тратить. Кройффа в команде уже не было (он ушел в 1978 году). Но зато в 1982 году в клубе появилась личность не менее легендарная - Диего Армандо Марадона. За него были заплачены самые большие на тот момент деньги за игрока в истории футбола. Он запомнился именно для каталонских болельщиков скандалами (история про забранный у Диего Нуньесом паспорт), великолепной игрой (индивидуально лучший игрок чемпионата), но не особыми достижениями. Всё-таки в клубах величайший перфоманс Марадоны связан именно с "Наполи". Также был Бернд Шустер - чемпион Европы 1980 года и один из лидеров того поколения сборной Германии, который сразу после выигранного Евро перешел в "Барсу" и так и остался там вплоть до 1988 года. Он входил в тройку голосования на ЗМ трижды за десятилетие. К тому же в той команде был Гари Линекер, перешедший в клуб сразу после ЧМ-86, на котором тот стал лучшим бомбардиром.
А еще в "Барсе" были крайне интересные тренеры. После Эрреры в клубе работал, например, Сесар Луис Менотти, одна из двух главных фигур аргентинского тренерского цеха, чемпион мира-1978. Позже в клубе тренировал легенда "Баварии" 1970-х Удо Латтек, взявший со "звездой юга" в свое время все возможные трофеи. В 1987 году на тренерский мостик приходит не нуждающийся в представлении Луис Арагонес.
А ещё в "Барселоне" того периода было.. довольно мало достижений. При Эррере клуб взял лишь один Кубок Испании, при Менотти - только суперкубок Испании. Успешнее был Латтек - он взял Кубок, Кубок лиги и один Кубок кубков. За этот период у "Барсы" лишь одно чемпионство - 1985 года, выигранное тренером Терри Венейблсом (первое с 1974 года). Это проявление "британской линии", которую руководство пыталось проводить в середине десятилетия. Помимо английского тренера и Линекера "Барса", например, купила в помощь Гари Марка Хьюза. То чемпионство, 1985 года, позволило каталонцам участвовать в КЕЧ-86, где команда дошла до финала, в котором уступила в легендарной серии пенальти румынскому "Стяуа".
Что ж, интересное было время. Не слишком удачное и во многом даже разочаровывающее для клуба, но с кучей известных имен и точно запомнившееся болельщикам. Концом этой эпохи стал именно "Мотин-дель-Эсперия".
"Мотин-дель-Эсперия"
Вернемся к Луису Арагонесу. Он пришел в клуб в 1987 году, и именно при нем команда провела чуть ли не самый сложный сезон в своей истории.
Кто вообще был в тогдашнем составе "Барсы"? На воротах уже был Субисаррета, в защите играл либеро Алесанко, в полузащите все ещё играл Шустер, а в атаке - быстроногий Лобо Карраско и Гари Линекер. Именно этот дуэт Арагонес решил использовать для построения атак, мол, скорость Карраско и реализация Линекера вместе дадут кучу легких, но важных голов. Решение оказалось неудачным: "Барса" в предыдущем-то сезоне стала лишь третьей в чемпионате по голам, а в розыгрыше 87/88 по этому показателю оказалась на унизительном для себя 6-м месте. Впрочем, и в самой таблице "Барса" заняла то самое 6-е место. Полный провал, особенно учитывая то что пять сезонов до этого клуб держался в четвёрке. Ещё "Барселона" участвовала в Кубке УЕФА и Кубке Испании. В Европе команда вылетела от будущего победителя турнира - "Байера 04". А вот в кубке случился успех, хоть как-то скрасивший сезон - победа в финале 30 марта над "Сосьедадом" принесла хоть какой-то трофей.
Сезон, конечно, плохой. В какой-то степени даже катастрофичный, но согласитесь: масштаба неудач явно не хватает для настоящей революции. Что ж, в том году появились еще одни обстоятельства, к сожалению, для «Барселоны» уже привычные. Испанские власти начали разбирательство в отношении бизнес-модели клуба. Дело в том, что в 1987 году Нуньес придумал, как сократить расходы путём снижения налогов по зарплатам. По его идее около половины зарплаты игрока переводилось не в официальный контакт, а в договор о праве имиджа. Таким образом довольными оставались и игроки, и клуб, но не лига. Уже через год представители Примеры потребовали восстановить контракты по старым правилам, что сильно ударило по авторитету Нуньеса. Конфликт удалось уладить, и никакие -15 очков клубу не грозили, но все же.
Итак, мы рассмотрели причины, приведшие к бунту. Но что же сама революция?
28 апреля 1988 года в 17.00 в трех километрах от «Камп Ноу» почти все игроки состава «Барселоны» и тренер Луис Арагонес в отеле на улице Эсперия (отсюда название) объявили революцию против Хосепа Луиса Нуньеса, собрав для этого пресс-конференцию. Почти все игроки состава - это по-настоящему все игроки, надевавшие майку "Барсы" в том сезоне, за исключением Шустера, Линекера и еще одного футболиста Лопеса Лопеса.
Эта революция разрушила «Барсу» 80-х; разрушила своим провалом. Даже учитывая неудачную попытку аферы Нуньеса с контрактами фанаты встали на сторону клуба, посчитав игроков «кучкой испорченных торгашей». Как и во многих футбольных попытках революциях, революционеры почему-то забыли поработать с общественностью и убедить людей в своей правоте (привет, Суперлига!). Безусловно, прошедшие 9 месяцев были неудачны для Хосепа, но и игроки вообще-то провалились. А все, чем мятежники собирались привлечь фанатов на свою сторону, это формулировка о "разочаровывающем, унижающем и обманывающем" для "Барселоны" правлении Нуньеса.
Итог революции - в клубе осталось лишь 10 игроков из прошлого сезона. Если вы считаете, что в "Наполи" этого года масштабная перестройка, взгляните на ту "Барселону". Из клуба ушли главные звезды - сначала Шустер, а через год Линекер. Конечно же, отставили тренера. Луиса начали тогда, кстати, обвинять в "несвойственном" для клуба контратакующем футболе. Назвать Арагонеса тренером строго от обороны - значит, подписаться под словами "Я не смотрел Евро-2008", что не слишком распространено в российском фанатском сегменте. Но, видимо, в "Барсе" он ставил именно такой футбол, особенно учитывая избранную им манеру атаки. Нуньесу надо было назначить полную противоположность такому тренеру на должность, и именно это он и сделал. В "Барселону" в качестве тренера вернулся Йохан Кройфф.
То, что произошло в соответствии с конъюнктурой последних событий, в итоге определило "Барселону" и окончательно сформировало ее идентичность. Йохану позволили построить тот клуб, который был ему нужен. Так в команде даже смог остаться один из главных смутьянов Алесанко, ведь на этом настоял новый главный тренер. Пришли люди, впоследствии ставшие новыми героями - Салинас, Бегиристайн. Пару сезонов спустя пришли и Куман, и Стоичков, и Гвардиола, и Лаудруп, и Хаджи. Родилась команда, названная "дрим-тим". "Барса" с ужасом отошла от контратакующего футбола, а успехи Йохана - куча чемпионств Испании и выигранный в 1992 году КЕЧ, а еще два финала Кубка кубков - уверили ее в правильности такого решения. Нуньес возглавлял клуб еще 12 лет, закончив президентскую карьеру лишь на рубеже ХХ и ХХI веков. "Мотин-дель-Эсперия" стала катализатором в процессе формирования фирменного игрового стиля "Барселоны". После нее этот стиль менялся и развивался, но попытки идти этому стилю наперекор отныне подвергались и будут подвергаться нещадной критике. 25.04.1988 "Барселона" стала той, какой мы ее знаем, как бы пафосно это не звучало.