Переход в «Марсель» – правильный выбор Малиновского. Но почему он больше не нужен «Аталанте»?
Клещенок – о загадке украинца.
Расставание Малиновского с «Аталантой» оставило в недоумении. Украинец отыграл в Бергамо три неплохих года, набрал полсотни голевых действий, а летом до странности неожиданно переселился на скамейку и после – в «Марсель». Французы арендовали его с правом выкупа. Руслан вряд ли вернется в Италию.
Из множества догадок, услышанных в разговорах и комментариях, самой забавной была ненависть Гасперини к славянам. Само собой, это не так. Гасперини недолюбливает всех, не только славян. И дело вообще не в этом.
Возможно, Гасперини обиделся на неверный инсайд
Надуманная дискриминация не повлияла на опалу Руслана. Но это не значит, что не было обиды и недопонимания.
Эта история началась с неожиданной августовской новости. Фабрицио Романо сообщил, что Малиновский хочет серьезного вызова и подыскивает новый клуб. Жена украинца вскоре опровергла инсайд, объявив, что футболист только что купил дом в Бергамо, но было уже поздно. Гасперини обиделся.
На следующей пресс-конференции он ответил на вопрос о Малиновском: «Аталанте» нужен парень, который забьет больше 6 голов. Он хорошо адаптировался, но мы ищем игроков, соответствующих нашему стилю».
Ответ содержал типичные признаки обиды. Гасперини отвечал нехотя, как будто избегая разговора. Не называл украинца по имени – только местоимениями. Мелочно уколол: в прошлом сезоне Руслан и правда забил всего 6 голов в Серии А, но в предыдущих отличался по 8 раз.
В следующем матче Малиновский забил очень свойственный для себя гол: открылся перед штрафной и в касание вогнал мяч в ворота «Милана». Празднуя, украинец сначала передал привет супруге, а после адресовал тренеру характерный жест – приложил руки к ушам.
В эту минуту растаяли последние шансы на примирение. Гасперини не самый великодушный дед. Он понимает игру и неплохо управляется с раздевалкой, но только пока игроки охотно следуют его указаниям. Ропот ведет к смене клуба. В какой-то мере жестко кодифицированный футбол Гаспа – проекция его человеческих качеств.
Большинство игроков, уходивших из «Аталанты» по непонятным причинам, оказывались жертвами тренера – как Папу Гомес или Пьерлуиджи Голлини. Защитник «Лестера» Тимоти Кастань рассказывал: «Гасперини моментально вскипает, у него проблемы с самоконтролем. Я никогда не достигал максимума из-за его методов».
Поэтому в тот момент, когда Малиновский ответил на упрек за низкую результативность, его будущее было решено.
Малиновский сел в запас не только из-за отношений с тренером. Он проиграл конкуренцию в новой тактике
Вероятно, обида и недопонимание определили уход Малиновского. Но в запас он сел не поэтому. Несмотря на холод в отношениях с тренером, Руслан начал с первых минут 4 из 6 стартовых матчей.
Наверное, это кажется странным. Бергамаски не особо богаты ресурсом, а Гасперини не враг себе, чтобы игнорировать качество. Папу Гомес сыграл несколько матчей даже после драки с тренером. Пока игрок не продан и не отстранен, он выходит. Если заслуживает.
Разгадка истории с Малиновским именно в том, что он не заслуживал. Когда-то Руслан переходил в «Аталанту» чистым полузащитником и неплохо адаптировался к сложной роли инсайда, но шансов встроиться в новую модель у него было гораздо меньше. Украинец играл, пока Гасперини практиковал прежнюю 3-4-2-1. Смена схемы отправила его в запас.
После нескольких туров Джан Пьеро перешел на 3-4-1-2 и контратакующий футбол, напоминающий его первые большие проекты – вроде «Дженоа» в позапрошлом десятилетии. «Аталанта» встряхнулась. Поступательное падение, начавшееся с потери Иличича и Гомеса, наконец завершилось; так и не найдя пару новых творцов, способных разбавить жесткую механику собственными экспромтами, тренер переформатировал всю модель – вообще избавившись от поиска импровизации во владении.
«Аталанта» отошла от привычно радикального стиля. Гасперини передвинул агрессивный персональный прессинг ближе к своим воротам, перестал реагировать на потери мяча обязательным сиюминутным давлением и отказался от долгого владения. Он создал команду, которая разжимается от штрафной и атакует на скорости.
Пара нападающих сыграла ключевую роль в переменах. Лукман и Муриэль стали самостоятельной силой, вынесенной за рамки системы в сверхзвуковых контратаках, и растаптывали соперника в отрыве от остальной команды. Успех зависел от их понимания игры. Форварды должны были безошибочно читать эпизоды и по ситуации забегать за спины, открываться в слепые зоны или создавать пространство другим. Оба нуждались в скоростном дриблинге – атака без поддержки не имела смысла, если бы они не расправлялись с соперниками 1-в-1.
Все это совсем не подходило Малиновскому. Его удар настолько пугал соперников, что стал тактическим оружием в позиционном владении – с его помощью бергамаски создавали пространство, – но сам Руслан не стал новым Иличичем. Словенец создавал больше, чем обеспечивала система. А результативность украинца во многом строилась на механике. Поэтому в клубе он выглядел острее, чем в сборной. Самостоятельную роль Лукмана с работой в отрыве от остальных он бы не потянул – тем более что она требовала скорости и дриблинга.
В середине января Гасперини вернулся к прежней 3-4-2-1. Но Лукман уже доказал, что Малиновский больше не нужен. То же касается Миранчука. Его голевой потенциал выше (человек, забивший 4 мяча за треть сезона в «Торино», способен на все – скоро обсудим это), но он хуже Адемолы вписывается в бергамский прессинг.
«Марсель» – хороший вариант для Руслана. Там похожий футбол, который поддержит его
Игор Тудор провел вторую половину 2010-х между «Удинезе», Турцией и Хорватией, метаясь от кризисных назначений к быстрым отставкам, и на восьмой год карьеры мечтал уже не о титулах – только о полном сезоне. В конце концов он, кажется, сдался. Хорват стал помощником Пирло в «Ювентусе»; подходящая роль для тренера, в самостоятельной работе практиковавшего простые автобусы с поверхностными контратаками.
В Турине он пересекся с Антонио Гальярди – аналитиком, который синтезировал принципы Монтеллы, Гасперини и Сарри в радикальную атакующую систему. Гальярди повлиял на двух тренеров. Манчини внедрил его видение и выиграл Евро. Пирло создал больше моментов, чем безумная «Аталанта», выиграл Серию А по ожидаемым очкам и не стал чемпионом во многом из-за неточности Мораты и Рона.
В следующем сезоне Тудор принял «Верону» и после назначения признался, что там даже стены дышат Юричем. Игор не пытался переделывать команду под свою примитивную 3-5-2. Он заимствовал механику и идеи предшественника, оставил 3-4-2-1 и обеспечил преемственность, которая в любом случае удержала бы веронцев в середине таблицы, но на деле сделал их еще сильнее и ярче. Тудор привнес в прежний футбол идеи, почерпнутые в «Ювентусе». К феноменальной игре без мяча «Верона» прибавила отличную результативность и почти весь сезон ошивалась около еврокубковой зоны.
«Марсель» построен на тех же принципах. Воинственный силовой прессинг Тудора замешен на задумках Антонио Гальярди и вполне знаком Малиновскому. Адаптация не потребуется. Вдобавок Игор затачивает завершение на девятку. Украинец наконец избавится от претензий к результативности и недостаточному чтению эпизодов в штрафной: треквартисты Тудора больше сосредоточены на поддержке.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Фото: globallookpress.com/IMAGO/JB Autissier, Fabrizio Andrea Bertani/Keystone Press Agency, Spada/Keystone Press Agency, Maurizio Borsari/AFLO, Panoramic/Keystone Press Agency
что же произошло ?
Малиновский, образно говоря, заматерел - из молодого мужчины он превращается в мужчину.
В результате - его бедра, икры существенно увеличились.
Если раньше он был стройный парень, то теперь такой себе крепыш (слава богу, еще без живота).
Эти изменения привели к:
- потере скорости и скоростной выносливости - раньше он был способен пробежать на скорости с мячом полполяны, сейчас его хватает на 5-10 метров, после чего его спокойно догоняют противники;
- потере его основной фишки при обводках - резкое изменение направления движения с мячом.
увеличившиеся мышцы делают его намного более инертным, это смешно звучит, но он часто при этом теряет равновесие и падает, голова пытается работать по-старому, а ноги не выдерживают этих новых для них нагрузок;
- ухудшению его ловкости обращения с мячом - он намного хуже стал обрабатывать мяч и как следствие, стал чаще его терять.
Кстати, когда Петраков не взял Мали на несколько игр в СБУ, то тогдашний тренер Шерифа Вернидуб предположил, что причиной мог стать излишний вес Руслана и также сказал, что тот, когда играл у него в Заре, был склонен к набору веса и его приходилось контролировать в этом.
Руслан мгновенно отреагировал, заявив, что иностранные тренеры принимают во внимание не вес, а качество игры.
И Мали оказался прав - Гасперини избавился от него после того, как тот перестал демонстрировать присущую ему ранее игру.
Получится ли у него в Марселе ?
Не знаю.
Последняя его игра - 1 к 1 с последними играми в Италии - постоянные потери мяча из-за потери скорости и не способности обыгрывать, как раньше, противники спокойно его обезвреживают.
Конечно, на чистых мячах, без сопротивления врага, Руслан способен дать классный пас в развитие атаки/голевой проникающий пас или нанести голевой удар.
Мне интересно, а вот если применить определенную диету, то Мали сможет "сдуть" свои увеличившиеся бедра и икры или это необратимо ?
Также я смотрю на того же Эриксена в МЮ - бегает не быстро, но способен очень полезно играть на команду пасами, ударами.
Имхо, Руслану, если невозможно похудеть и вернуть прежние кондиции, необходимо приловчится вести себя на поле по-новому, применительно к его физическим способностям.
И еще один момент: во всех командах, Аталанта и СБУ, не было наигранных комбинаций в атаке по выводу Малиновского на удар - не тогда, когда он врывается в штрафную в расчете замкнуть прострел или навес, а когда комбинация строится так, чтобы он получал мяч еще возле штрафной - т.к. его удар даже с такого расстояния намного опаснее ударов других партнеров из пределов штрафной.
И последнее - удары и стандарты в его исполнении это почти всегда опасность для ворот противника - очень сильно и очень точно.
Особенности его угловых - мяч летит быстро и по пологой траектории, не так, как у большинства, когда мяч вначале летит вверх, а потом опускается, давая временную возможность игрокам обороны препятствовать приему мяча атакующими игроками. При подачах Руслана защита часто просто не успевает помешать нанести удар по воротам.
Кроме того, когда мяч после углового летит не быстро, то принимающий его атакующий игрок должен дополнительно приложить усилия, чтобы ударить его головой (отклонения корпуса, движения шеей и головой). При быстро летящем ударе для наносящего удар все намного проще - нужно правильно подставить голову под удар.
Вот как-то так.
кроме Зинченко либо не играют, либо борются за выживание
чем они закрепились?