К 125-летию российского футбола
На изумрудный газон стадиона под неистовые крики болельщиков вышли команды. 22 поджарых атлета, облаченные в майки со шнуровкой на груди, короткие шорты, гетры и кожаные бутсы. Под приветственные возгласы толпы капитаны обменялись рукопожатиями. Судья дал свисток, игра началась…
Если вы так себе представляете футбол в дореволюционной России, я вас разочарую. Совпадение только одно – количество игроков (по 11), и то, если их удавалось набрать.
Официальной датой рождения футбола в нашей стране считается 12 октября 1897 года, когда состоялся матч на Кадетском плацу между командами Василеостровского клуба и Петербургского клуба любителей спорта (КЛС). Вот что писала об этом газета «Петербургский листок»:
"Пинки, удары по ногам и по физиономии, удары, от которых игроки летели кувырком, - все казалось обычным явлением. К счастью, особенно серьезно не было разбито ни одной физиономии".
К слову, тот поединок (иначе и не скажешь) закончился со счетом 6:0 в пользу Василеостровского клуба, весь состав которого состоял из англичан. Но корреспондент «Петербургского листка» был оптимистом, поэтому добавил:
"Еще немножко тренировки и русаки подтянутся и, наверное, будут бить англичан".
Футбол, как известно, придумали англичане. Они же и завезли его к нам. Именно подданные британской короны основали первые футбольные команды нашей страны. В конце XIX века в России было создано большое количество фабрик и мануфактур. Руководить часто приглашали деятелей из западной Европы, чаще всего из Англии. С ними приезжали и «менеджеры среднего звена». Вот эти то ребята и привнесли футбол в жизнь российского общества.
Уже в 1879 году британские служащие Сампсоньевской и Невской ниточных мануфактур удивляли своими диковинными играми русских людей. После работы иностранцы собирались на пустырях возле своих фабрик и гоняли мяч. Русский рабочий в принципе не понимал, кой ляд после смены напрягаться. Еще и бесплатно. На идею физических нагрузок российское общество тогда смотрело так же, как сейчас на честные выборы – глупость какая-то загнивающего запада! Но винить пролетариат сложно, ведь тогда работали по 11 часов 6 дней в неделю, да и труд был в основном физический. Так что в недолгие часы отдыха хотелось выпить, да полежать, а вовсе не бегать по полю. Дворянское же сословие в принципе не понимало, зачем напрягаться? Не для этого мы учились, чтобы бегать потом. Да и удариться можно, еще и вспотеть в придачу! Идеалы красоты в 19 веке были совершенно иными. Девушки не ходили на фитнес «качать попу». Да и вообще самыми сексуальными считались дамы небольшого роста и несколько тучные. Посмотрите хотя бы на балерин того времени, совсем не то, что мы привыкли видеть.
Но и накаченный мужчина не вызвал бы томных взглядов женщин того времени. Если у тебя есть мускулы, скорее всего ты какой-нибудь грузчик, что вовсе не сексуально. А вот жирок – другое дело, это показатель зажиточности. Вот и представьте, идет дородный мужчина с пышными усами в котелке, а рядом с ним семенит невысокая тучная дама. Какой уж тут футбол?!
Но больше всего русского человека в заморской игре смущал внешний вид футболистов. В то время человек в майке и шортах считался фактически голым. Мало кто тогда даже спал с голыми ногами. Крестьяне и рабочие и вовсе часто не раздевались, а спали в одежде, в которой ходили. Да-да, Незнайка не новатор этой идеи. Так что выйти на всеобщее обозрение в шортах и майке было просто неприличным. Да что там ноги, попробуй выйти без головного убора – на смех поднимут. Даже самый прожженный бомж снимал с головы свой картуз только, когда милостыню просил.
Так что начальные вводные были против самой популярной ныне игры. Но на счастье веянья моды поменялись. Идеи спорта и ЗОЖа постепенно начали проникать в высшие слои общества. Появилось мнение, что немного напрячься иногда даже полезно для организма. И вот богатые люди начинают массово кататься на велосипедах или играть в теннис. А потом и до футбола доходит. В Европе подобные настроения витают с середины 19 века, в Россию же всё, как всегда приходит с опозданием, но к концу столетия и у нас в стране тема спорта становится популярной. Тем более, как это часто бывает, низы тянутся к верхам, а Николай II, взошедший на престол в конце столетия, был заядлым спортсменом, чистил снег играл в теннис, плавал, катался на велосипеде и байдарке. И всё же именно британцы основывают первые спортивные общества, а потом и первые футбольные команды. Так в Петербурге появляются клубы «Невский», где играют англичане, клуб «Невка», это уже шотландцы, и «Виктория», где помимо англичан есть немцы и даже несколько русских футболистов. Ну, а в 1897 году Петербургский клуб любителей спорта, где есть различные направления, создает и футбольную команду. Первую русскую футбольную команду.
Как мы уже знаем, первый матч был проиграл. Как впрочем, и абсолютное большинство следующих поединков с англичанами до революции (не то, чтобы и после мы начали разделывать их под орех). И всё же футбол завоевывал популярность в массах. Игра быстрая, динамичная, за ней интересно наблюдать. Хотя болельщики того времени сильно отличались от нынешних. Вот показательная цитата:
«Сильный удар подкупал зрителя, приводил его в ярый восторг. Сам по себе, независимо от того достигал ли он цели и имел ли вообще какую-либо цель. Попадались зрители, мало смыслившие в игре и два тайма сидевшие в ожидании очередной свечки, в результате которой мяч окажется за высокой кирпичной стеной завода. Трибуны буквально стонали от восхищения. Разумеется, никто из футболистов намеренно свечи не бил, получались они случайно. Но в народе даже складывалась некая мода на эти, прямо скажем, никчемные траектории, ведь футбол – тот же театр, здесь работает всё тот же закон взаимовлияния сцены и зрительного зала, разве что в несколько меньшей манере. Вкусы болельщиков не могли не сказываться на характере развития футбола».
С другой стороны, а чего вы хотели? Игра новая, диковинная, правил толком никто не знает, поэтому больше всего радовались всяким казусам. Это, как взять с собой девушку на футбол, восторг от красивый комбинации она с вами не разделит, а вот какой-нибудь стычке или модной стрижке игрока порадуется.
"В антракте публику развлекали господа спортсмены, играющие в мяч (football) по программе. Суть игры состоит в том, что партия играющих старается загнать шар - подбрасывая ногой, головой, чем угодно, только не руками - в ворота противной партии. Площадь для игры была сплошь покрыта грязью. Господа спортсмены в белых костюмах бегали по грязи, шлепаясь со всего размаха в грязь, и вскоре превратились в трубочистов. В публике стоял несмолкаемый смех. Игра закончилась победой одной партии над другой".
Мне почему-то вспоминаются матчи в России в 90е годы. 1990е. Но нет, речь про 1890е. Видимо, дураки, дороги и футбол в грязи – это навсегда. Ну, вот скажите, как такая яркая игра могла оставить равнодушными сердца людей? Тут просто без шансов. И футбол начинает развиваться. Появляются футбольные команды в Петербурге, Москве, Одессе, даже на Дальнем востоке. Но, конечно, до спортивного состязания было еще далеко. Всё это было лишь новомодной забавой мажоров. Из воспоминаний первых московских футбольных энтузиастов:
«Ширина ворот была всего 3 аршина. Мяч не вбивали ногой, а вгоняли толпой. И обыкновенно выигрывала та партия, игроки которой были крепче. Мы тогда еще не знали кто такой форвард или голкипер. У нас с названиями было проще, 10 загонщиков и один сторож. <…> Хорошо известные тогда среди спортсменов господа Стивенс и Торнтон, узнав о нашем футболе, предложили нам устроить состязание русских против англичан. Мы охотно согласились и назначили день игры. Англичане, которые к матчу не могли собрать полную команду, приехали на площадку только в составе семи человек. Что для нас было очень приятно, как большие шансы на выигрыш. Несмотря на все наши старания, англичане вбили нам восемь сухих голей, что нас обескуражило. В этот же вечер мы все собрались у Носова для обсуждения причин проигрыша. Собрание затянулось надолго и, в конце концов, было решено на следующий день играть не кучей, а каждому игроку дать определенное место и соответствующее этому месту название. Кроме того, позаботиться о приобретении футбольных ботинок, отсутствие которых мы считали чуть ли не главной причиной проигрыша англичанам».
Вот и докопались до истины, всё дело в отсутствии классных бутс. Вот хорошую бы обувку, сразу всех разнесли. Как говорится, плохому танцору… Из следующей цитаты станет понятно, что зарождавшийся у нас футбол был игрой зажиточных ребят.
«Когда Варбург посмотрел на наши бутсы с ужасными носками, совсем недавно купленными в магазине «Мюр и Мерелиз», то он от удивления только развел руками. В таких бутсах нельзя было ударить мяч ни подъемом ноги, ни полуподъемом. Оказалось, что такой тип бутс вышел из моды лет 15 назад за непригодностью. В лучшем же магазине Москвы эту английскую заваль продавали за солидные деньги».
Итак, ребята разобрались в причинах поражений, это, конечно же, плохая обувь, и решили пойти за бутсами. Куда же они направили свои стопы? Магазин «Мюр и Мерелиз» - это первый торговый центр того времени, универсальный магазин, в котором есть всё, что нужно состоятельному москвичу. После национализации этот магазин получил новое название, под которым существует и по сей день – ЦУМ. Всё правильно, ребята за бутсами идут в ЦУМ, где им продают барахло за бешеные деньги. Естественно, условный рабочий не мог туда пойти за обувкой, его бы туда даже не пустили, зато продемонстрировали бы такой удар подъемом, что он летел бы до Большого театра.
А раз позволить себе дорогую экипировку могли далеко не все, произошло логичное разделение. Вот если бы вы играли в бутсах от Луи Витона и маечке от Ральфа Лоурена, стали бы выходить на поле вместе с ребятами в кирзовых сапогах, лузгающих семечки? Вы то может и стали, но 120 лет назад за неосторожно брошенные слова «толерантность» и «инклюзивность» можно было получить в рыло. К тому же, не стоит забывать, что в те славные времена футбол был не таким мягким, как сейчас. Многое решала физическая сила и выносливость. А в этих компонентах соперничать с рабочими, которые занимались физическим трудом, было крайне сложно. И состоятельные футболисты чинили всякие препоны менее платежеспособным любителям ногомяча. Чтобы войти в состав команды, необходимо было платить членские взносы. Причем их размер устанавливался таким образом, чтобы ни один «простолюдин» не мог их потянуть. В крупных городах стали образовываться футбольные лиги для появляющихся, как грибы после дождя, команд. Но и тут нужно было заплатить взнос, который не могла потянуть дворовая или даже заводская команда. Естественно, это не могло остановить развитие быстро набирающей популярность игры. Футбол разделился на «лиговский», где играли платежеспособные «профессионалы» и «дикий», где играли команды с обычными людьми. Именно из «дикого» футбола вышли отцы-основатели «Спартака» братья Старостины. Или, например, команда служащих депо Казанской железной дороги – «Казанка», была предшественницей московского «Локомотива». И таких историй много.
Но вскоре случились Первая Мировая, а затем и гражданская войны, которые стерли все различия между статусами футболистов, а заодно обнулили и многих инициативных людей, стоявших у истока футбола в России. Ушел и этот первый налет футбольной романтики. Игроки стали сильнее, выносливее, техничнее… И всё же приятно иногда подумать, как было бы здорово отправить условного Неймара на 110 лет назад, чтобы он хотя бы минут 10 поиграл на пустыре за заводской стеной и узнал наконец, что такой жесткий и бескомпромиссный футбол!
Больше интересных историй в моем телеграм-канале.
А про Гаврилов-Ям я знаю только то, что там находится самый старый футбольный стадион нашей страны. Если не ошибаюсь, 1912 года постройки)