14 мин.

Разбираемся в очень размытом термине: тактика. О ней пишет каждый, но что это вообще?

Что это, её виды и почему важно обучать ей с самого начала.

К сожалению, многие тренеры не понимают как работать над тактическим аспектом: когда, чему и как обучать. Поэтому они если и обучают этому, то просто как попало: не подумав о сложности различных элементов, не учитывая уровень своих игроков и другие важнейшие вещи.

В тексте мы хотим разобраться с вами, что такое тактика, какие виды тактики существуют, с какого уровня и как работать над ними и почему почти всё обучение строится вокруг тактики.

Разбираемся в очень размытом термине: тактика., изображение №1

Цель, стратегия и тактика в футболе

Давайте начнём с сути игры. Целью игры в футбол является забить больше, чем соперник, соответственно выиграть. Здесь же есть ещё одна цель: пропустить меньше, чем соперник.

Стратегия (план действий/задача, называйте как хотите) будет таковой: чтобы забить гол, нам надо продвинуться к воротам соперника и сделать завершение – удар.

А чтобы не пропустить мяч в свои ворота, нужно противодействовать атакам соперника – не дать им продвинуться и не давать бить.

А что такое тактика и для чего тогда она нужна?

Если банально, берём пример с военных дел, то тактика – это методы и приёмы, с помощью которых мы реализуем стратегию, а реализуя стратегию, мы добиваемся цели. А если говорить проще:

Тактика - это постоянные решения игроков по ходу матча для реализации стратегии.

Цель, стратегия и тактика – взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, одно не может работать без другого.

А техника, физика, психология – это всё инструменты, которые работают именно на тактику, а не наоборот.

Без понимания этих основ ни о чём другом речь не может идти.

Виды тактики в футболе

Всем известно, что существует три вида тактики в футболе: индивидуальная, групповая и командная.

Индивидуальная тактика – это база, фундамент остальных видов тактики. Именно поэтому при обучении на начальных этапах вес акцент делается на ней.

Открывания, готовые ноги, правильный корпус, длинный/короткий приём – этот список индивидуальной тактики можно продолжать бесконечно (ну почти). Выходит такой вывод:

Всё, что Я делаю в игре для реализации стратегии – это индивидуальная тактика. Обратите внимание. Не МЫ с партнёром, не ВСЯ НАША КОМАНДА, а Я. МОИ решения в игре, то как Я понимаю футбол.

Игра в стенку, игра на третьего, атакующие действия в ситуациях 2×1, оборона в линию, взаимодействия в треугольнике, ромбе и даже взаимодействия двух игроков – всё это групповая тактика (коммуникации/ взаимодействии/ подпринципы). Если кратко, групповая тактика - это взаимодействия нескольких игроков.

Как наша команда будет прессинговать – зонально, персонально или смешанно, куда мы будем направлять соперника при прессинге, какими триггерами для прессинга будем пользоваться, как мы будем располагаться в атаке, будем ли мы стараться создавать изоляционные ситуации 1 в 1 для вингеров или будем стараться создать во фланге ситуации 2 против 1, будем ли мы после потери сразу вступать в отбор там, где потеряли или возвращаемся обратно на позиции, после того, как мы отобрали мяч, мы сначала возьмём его под контроль или сразу будем играть вперёд – всё это командная тактика. Само слово командная говорит за себя.

Опять же, говоря о групповой или командной тактике, мы также должны помнить, что фундамент этих обоих разделов – именно индивидуальная тактика. И групповая, и командная тактика состоят из множества индивидуальных тактик. Пример прессинга Ливерпуля на видео выше показывает это. Зональный прессинг, куда направлять, триггеры прессинга для команды, взаимодействия всех линий – это всё командная тактика. Но внутри неё есть множество взаимодействий 2-3 игроков, например, передней линии прессинга или оборонительной линии, а это уже групповая тактика. Как каждый игрок обороняются в ситуациях один на один в прессинге, как игроки делают "cover shadow", какие расстояния игроки выбирают от соперника, как своевременно каждый из них идёт на давление – всё это индивидуальная тактика. И всё это на деле образует прессинг.

С какого этапа обучения (возраста) нужно начинать обучение тактике?

Мы узнали, что есть три раздела тактики и индивидуальная – это фундамент всех остальных. Отсюда идёт логический вывод – на начальных этапах упор идёт именно на индивидуальной тактике.

Индивидуальная тактика.

Обучение индивидуальной тактике начинается с начального этапа, это примерно с 6 лет.

Возможно есть те, кто сейчас подумал "С 6 лет? Чтооооо??? Какой бред!"

Объясняю. Почему уже с начального этапа нужно обучать индивидуальной тактике?

Есть как минимум две причины для этого.

  1. Закладываем правильные привычки. Проще и удобнее создавать новые нейронные связи, чем удалять те, что уже созданы. Об этом говорит нейронаука.

Простым языком: если вы не будете обучать индивидуальной тактике с 6 лет, то у игроков начнут складываться неправильные привычки и их потом будет очень сложно переучить.

Поэтому уже с самого начала нужно формировать правильные привычки.

  1. Не ограничиваем мышление. Важно понимать, что тактика, индивидуальная, групповая или командная – это не заученные шаблоны, комбинации и всё такое.

Тактика – это решения игроков исходя из понимания игры. Соответственно здесь идёт большая работа над мышлением каждого игрока. Давайте возьмём один пример. Вы научили игрока делать переступы. Но не научили, когда и как применять. Что мы видим? Ограничение мышления. Сами переступы – это техника. Понимание когда, где и зачем её применять – это и есть тактика. Обучая этому мы и развиваем мышление детей. Чем старше игрок, тем сложнее этому научить. Плюс всё меньше времени остаётся. А мозг детей очень гибкий. Не пользуясь этим и не развивая мышление – вы просто её убиваете. Ну и для всех тех, кто до сих пор думает, что занимать индивидуальной тактикой в 6 лет – это рано, я оставлю слова Карпина:

"В 18 лет в Испании игроки приходят абсолютно обученные азам. У нас приходят футболисты – и их приходится учить азам"

Групповая тактика.

Обучение групповой тактике (ее ещё называют комбинациями, коммуникациями или взаимодействиями) начинается с форматов 6+1, со второго этапа подготовки. Если говорить о возрасте, групповая тактика начинается примерно с 9-10 лет. Но важно смотреть не на возраст, а на уровень игроков. Если игрокам 10 лет, но они пока не обучены базовой индивидуальной тактике – нету смысла пока переходить на групповую. Лучше немного пересидеть, чем недосидеть.

Опять-таки, почему она идёт после базовой индивидуальной тактики: чтобы реализовывать групповую тактику, обязательно нужен фундамент в виде индивидуальной тактики и в начальном этапе акцент идёт именно на это. А когда игроки научатся базовым вещам индивидуальной тактики, только тогда можно давать групповую.

Это как в математике – дети не будут проходить сложения, не изучив числа.

Командная тактика.

Есть абсолютно различные мнения по тому, когда ей обучать. Но я уверен, ошибочным является мнение, что командной тактике нужно обучать с 18 лет.

Почему это ошибка?

Давайте возьмём обычный пример. Расположение всей нашей команды, когда мы с мячом – это командная тактика. На первых этапах обучения она нужна лишь для того, чтобы лучше обучать игроков индивидуальной тактике. То есть командная тактика на начальных этапах нужна для эффективного обучения индивидуальной, а потом групповой тактике.

Но вы же не будете не обучать игроков этому лишь из-за того, что командная тактика начинается с 18 лет?

Здесь моё мнение такое: Над общекомандной тактикой можно заниматься уже с начального этапа, но почти без требований. Только во втором этапе обучения начинается начало требований по командной тактике.

Важно понимать, что в первых двух этапах обучение командной тактике делается для того, чтобы эффективнее обучать игроков именно индивидуальной и групповой тактике.

То есть условно правильная структура в атаке и обороне даёт возможности для более эффективной работы над индивидуальной тактикой.

Требования по командной тактике на начальных этапах – только самые простые. Опять же, от простого к сложному. Только с третьего этапа обучения, с этапа совершенствования, начинаются более жесткие требования по командной тактике.

Кроме того, важно подчеркнуть несколько важнейших моментов:

  • Обучение тактике (и всем другим аспектам также) должно быть последовательным. Нужно идти от простого к сложному. Бессмысленно обучать созданию пространства для партнёра, когда игрок не умеет её создавать для себя. Обучать тактике (или любому другому аспекту) бесцельно и без стратегии (методики) – просто НЕЛЬЗЯ. Вы обязательно должны знать, к какой точке вы стремитесь и как вы можете этого добиться. Иначе на деле будет полный провал. Об этом знают многие, но на деле как всегда беда.

  • как вы видите, мы выделяем, когда нужно начинать работать над индивидуальной тактикой, а когда над групповой. Но при этом важно понимать, что обязательно есть исключения и моменты, которых тренер должен понимать.

Например: самые простые коммуникации в виде передачи и приёмов можно давать с начального этапа, в этом нет никакого минуса. Как вообще обучить детей передачам и приёмам без коммуникации?

Или структура команды в разных форматах. Без неё, как мы и говорили, обучение индивидуальной тактике будет не совсем эффективным. Поэтому важно учить этому уже с самого начала.

  • когда в 6 лет говорим об индивидуальной тактике, это не значит, что нужно нагружать детей максимальным количеством информаций за одну тренировку. Наоборот: вообще не стараемся перегружать. Обучение 1 детали за 1-2, или даже 3 тренировки в начальном этапе – достаточно детям. Главное – последовательность и понимание, когда что нужно давать.

4x2 от U-10 Аякса. Рано, скажете вы?

P.S. Дошкольный этап не трогаем, это вообще отдельная тема. Там нет тактики по одной простой причине – тактике тоже нужен фундамент, на что поставить. Если дети банально не могут управлять своим телом – их сначала нужно этому обучить, развить двигательную базу и только потом начинать индивидуальную тактику.

Через какие упражнения можно обучать тактике

  1. Подвижные игры.

Тот случай, когда через одно упражнение и поднимается эмоциональный фон, и идёт обучение. Но не будем долго задерживаться на них, так как у нас есть целый текст и два видео-пособия на эту тему.

  1. Изоляции с контекстом (коммуникации/моделирования).

Важнейшей особенностью этих упражнений является то, что игроки будут развиваться с помощью привычек.

Обычно в этих упражнениях очень большая повторность правильных привычек, плюс важнейшим моментом является наличие контекста, схожести с игровой ситуацией.

В этих упражнениях есть ещё одна сильная сторона, кроме как обучения индивидуальной или групповой тактике: это самый эффективный способ развития функциональной техники, потому что всё происходит с определённым контекстом, который будет встречаться в игре.

Возьмём вот такие примеры:

1) Игроки встали друг против друга и просто делают передачи, без всякого контекста.

2) Игроки встали в ромб, плюс перед ними фишки, которые заменяют соперника. Они тоже делают приём-передачи, но у этой группы есть определённый контекст, а в предыдущей – нет.

Кроме того, что во втором варианте игроки учатся активным приёмам и передачам (при чём диагональным), у них ещё идёт обучение индивидуальной тактике. Какие детали индивидуальной тактики можно отработать во втором варианте?

  • своевременный отскок

  • скрытые передачи

  • умение открываться, создавать линию передачи

  • правильное расположение корпуса

  • готовые ноги

  • ложные рывки и т.д.

Во втором варианте идёт то же развитие функциональной техники, и повторность правильных привычек, без которых просто невозможно играть в умный футбол.

Бавария под руководством Пепа Гвардиолы моделируют выходы из обороны.

  1. Игровые упражнения.

Игровые упражнения – это упражнения, которые являются больше всего приближёнными к игре, самому футболу. Соответственно обязательным условием в них является наличие соперника, партнёров, мяча и самое главное – контекста игры, наличие тех ситуаций, которые будут в игре. Чем ближе контекст упражнения к футболу, реальной игре, тем игроки будут обучаться быстрее и самое главное – эффективнее.

Кроме того важно помнить одну важнейшую вещь: и детям, и профессиональным игрокам больше всего нравятся именно игровые упражнения.

Невозможно обучить игроков тактике только через игровые упражнения или только через подвижные игры. Если спросите, какой из этих упражнений преобладает – конечно игровые упражнения. Но при этом это не должно принижать важность подвижных игр или изолированных упражнений.

Важно понимать, что все выше перечисленные упражнения будут абсолютно бесполезными без тренера, который будет направлять игроков на правильные решения. Ключевое слово: направляет, а не даёт готовые решения. В большинстве случаев игроки должны доходить до правильных решений сами, а тренеры направлять на правильное решение с помощью методов вопроса и предпочтений.

Позиционная игра 4v4+3 опять от Баварии Гвардиолы.

В обучении всё идёт через тактику – верно или нет?

Выбор ответа на этот вопрос пусть останется за вами. Я только предложу своё видение.

В обучении игроков всё идёт через тактику? Определённо да, верно. Почему так? Возьмём в пример квадраты. Пусть это будут квадраты 5 на 2. Внутри неё будет:

  • миллион решений, соответственно миллион тактики.

  • Огромное количество касаний мяча, и самое главное - всё в меняющихся условиях и всё с контекстом игры.

  • развитие двигательных навыков

Если вы будете работать изолированно над физикой, изолированно над техникой, изолированно над тактикой – пользы будет очень мало. Сумма частей меньше целого. Об этом знают все, но мало кто по-настоящему понимает эти слова и их суть.

Да, работать отдельно над физическими качествами, техникой – тоже нужно. Но выносите это за тренировочный процесс. Если хотите развивать физические качества, возьмём к примеру силу, уделите на это несколько минут перед началом тренировки.

Если хотите развивать технику отдельно, добавьте хоть минимальный контекст к упражнению – уверен, пользы будет намного больше. Ну или тоже выносите за тренировочный процесс, делайте это перед тренировкой.

Просто всё это можно развивать без партнёров, соперника. Но понимание игры невозможно развить в индивидуальной тренировке. Для обучения тактике обязательно нужны партнёры, соперник, а такую возможность дети получают только во время тренировочного процесса. И убивать это время и такую возможность изолированными упражнениями на физику или технику  на мой взгляд не совсем правильно. Это во-первых.

Во-вторых, детям, юношам и профессионалам всё это кайфовее, чем изоляции на физику или технику.

В-третьих, игроки принимают миллион решений во время игры и не уделять на это внимания – преступление.

Резюмируя

Крайне ошибочным является мнение, что тактикой нужно заниматься в 15-16 и тем более в 18 лет. Обычно так высказываются тренеры, которые под термином "тактика" понимают только перестроения или различные схемы типа 4-3-3 или 3-5-2...

Кроме того, крайне ошибочным является мнение, что тактика – это заученные комбинации игроков или команды. Те кто так говорят, путают её с подсознательными решениями игроков во время матча. Я разделяю эти две вещи. Во время игры мозг игроков не может долго думать и в большинстве случаев мозг выдаёт решения из подсознания, потому что это быстрее. Но для того, чтобы решения из подсознания были эффективными, игрок по началу, в уже начальные этапы обучения должен принимать их на сознательном уровне. Когда он много раз встретился с определёнными ситуациями и выдавал правильные решения на сознательном уровне, только потом мозг будет выдавать правильные решения и на подсознательном уровне. Это модель обучения, от сознания к подсознанию. Проще говоря, это становится привычкой для мозга.

Поэтому выбирайте: закладывать правильные привычки с 6 лет или ждать ещё 5-6 лет по причине, что это "рано", а потом сначала переучивать и опять закладывать правильные привычки? А переучивать, кстати, дело оооочень сложное...

А если вы думаете, что тактика – это сложно, дети не поймут, задайте себе вопрос: Это дети не поймут или вы сами не можете обучить этому, потому что не знаете как это сделать?

Задумайтесь.

Обучение тактике – это очень долгий, но поверьте, очень интересный и эффективный процесс. И дети будут и обучаться, и кайфовать, и вы сами тоже.

А хотя, зачем им кайфовать, ведь они пришли ПАХАТЬ!)

Телеграм-канал автора