Взаимосвязь принципов игры и принятий решений. Марсело Бьелса
Недавно в своём телеграмм-канале я сообщал о начале разборов и конспектов интересных и полезных глав книги «В тени Марсело Бьелсы».
Сегодня темой конспекта будет четвёртая Глава с названием «Принципы игры». В нём рассказывается о принятиях решений футболистами в игре и принципах игры. Что важно — они оба взаимосвязаны.
Сначала начнём о принятии решения в различных ситуациях
В футболе каждое действие имеет два элемента: техническое исполнение действия и принятие решения.
Приводя концепцию из книги Гэри Клейна «Уличные фонари и тени: поиск ключей к адаптивному принятию решений» автор говорит, что на поле игроки могут встречаться:
1) С ситуациями, к которым они готовы, потому что бывали в таких ситуациях много раз.
2) Со сложными ситуациями, в которых они мало были ил вообще не были, где нужно находить правильное решение.
Одно из главных утверждений Клейна в его книге «Уличные фонари и тени» (2011) состоит в том, что «обучение людей процедурам помогает им выполнять задачи более умело», утверждение, которое отражено во многих системах преподавания и обучения по всему миру, в мириадах дисциплин. Это утверждение предполагает, что, разбивая навык на его рациональные процессы, мы можем переносить эти процессы и изучать их сознательно.
В процессе обучения игрок проходит такие стадии модели обучения, при которой он сознательно обучается процедурам, которые позже настолько хорошо усваиваются, что он будет способен выполнять навык без сознательной мысли, через интуицию, особо не думая.
1. Неосознанная некомпетентность
2. Осознанная некомпетентность
3. Осознанная компетентность
4. Неосознанная компетентность
5. Неосознанная компетентность со способностью рефлексии
Бьелса предпочитает, чтобы игроки, выполняя какое-нибудь действие, особо не задумывались о выполнении, чтобы действия были механизированными. Почему?
Потому, что у каждого игрока, выполняя действие, возникает страх неудачи, страх, что не получится. И механизация помогает им нейтрализовать этот страх. Давайте лучше приведу слова самого Бьелсы:
«У игрока, как и у любого человека, который имеет дело с большим давлением, есть то, что я называю «temor escenico», страх неудачи. Как вы можете это нейтрализовать? Путем механизации; позволяя игроку делать то, что он привык делать, то, что он практиковал неоднократно и допускал очень малую погрешность»
Как добиться механизации? Тренировками. В тренировках создать такие ситуации, в которых они будут находиться снова и снова, проходя через стадии модели обучения, от сознания к подсознанию.
Ну и к тому же, подсознание — банально быстрее. Пока информация доходит до сознания и пока он будет обдумывать, подсознание уже решит за игрока, что же сделать в данной ситуации. А чтобы решения подсознательной части мозга были качественными как раз и нужно проходить этапы модели обучения в тренировках (от сознания к подсознанию).
На игре при высоком давлении возрастает степень тревожности, за счёт чего снижается концентрация на нужные вещи (проще говоря, игрок начинает концентрироваться не на те вещи). И именно это тоже может быть причиной плохого решения/технического исполнения. Поэтому во-первых, нужно тренироваться в максимально приближённых к игре условиях, а во-вторых, можно разбивать действия на определённые этапы в голове (что даёт концентрацию на выполнение действия).
И ещё одно. Игрок на поле может встречаться с ситуациями, в которых он раньше не был (сложные ситуации, как мы раньше отмечали). Что ему делать?
Тренер в такие моменты должен поощрять импровизацию. Игрок должен включать импровизацию и через неё выйти из ситуации.
Принципы игры Бьелсы
Принципы игры атаки, которым учат во многих курсах по всему миру, такие:
1. Проникновение
2. Растягивание (по ширине и глубине)
3. Движение (в том числе и ротации)
4. Поддержка
5. Импровизация
Эти пять принципов могут быть установлены в иерархической структуре: если мы не можем проникнуть вперед, тогда нужно растянуть линии соперника, чтобы помочь облегчить проникновение. Если это не получается, то мы можем облегчить проникновение через движение; если и это не помогает, мы можем оказать поддержку партнеру с мячом. Ну и в конце концов мы используем импровизацию, чтобы облегчить проникновение. Эти принципы также разработаны таким образом, чтобы они перекрывали друг друга и обеспечивали разнообразие выбора внутри структур.
Но эти принципы атаки не совсем понятные. Бьелса предлагает по сути эти же принципы, но с некоторой ясностью, с помощью которой будет легче понять. Вот его версия:
1. Если это возможно, самая важная цель – создать эффективное действие в передовой области, часто через передачу или дриблинг.
2. Если действия в передовой области невозможны, то используйте одну из нижеперечисленных вариантов:
(а) растянуть соперника по горизонтали
(б) растянуть соперника по вертикали
(с) вынудить соперника располагаться по прямым линиям по ширине, или создать сценарий, при котором соперник будет располагаться по прямым линиям по вертикали
3. Если принципы 1 и 2 невозможны, используем переводы мяча (горизонтальные пасы, о которых будет идти речь в следующих главах), чтобы изменить направление атаки.
4. Если нет условий для вышеперечисленных принципов, то игроку лучше всего сыграть через любого свободного игрока сзади, за счёт чего команда опять может заново начать искать принципы 1-3.
При этом важно понимать, что эти принципы атаки требуют концентрацию, ротацию, движения и импровизацию.
А принципы обороны, кстати, вот такие:
1. Противодействие четырём вышеперечисленным принципам.
2. Не дать ассистировать ассистентам.
3. Не дать сопернику возможность голевого паса.
4. Не дать забить гол.
К сожалению, про оборону в книге написано мало, очень большой акцент на атаке. Но из вышеперечисленных принципах можно сделать вот такой вывод: противодействие тому, к чему стремится соперник — главный принцип обороны Бьелсы.
Как взаимосвязаны принципы игры и решения игроков на поле?
Тактика — это решения. Решения игроков. Игрок решил пасовать за спину оборонительной линии соперника — это тактика (индивидуальная).
А тогда зачем принципы игры? Принципы игры, это те вещи, шаблоны, которые максимально помогают, чтобы решение было правильным.
Когда игрок принимает решение, он отталкивается от чего-то. Принципы — это именно то, от которых игрок отталкивается, принимая решение. Принципы помогают принимать решение качественнее и быстрее.
Возвращаясь к игроку, который пасует за спину оборонительной линии. Если он принимает принципы атаки, о которых говорил Бьелса — он отталкивается от первого его принципа — эффективное действие в передовой области.
Если он принимает принципы Эфрена Петейро, то он отталкивается сразу от нескольких принципов: давление, приоритет и понимание игры.
«Нет, игрок не может думать сразу о нескольких вещах(принципах)» можете сказать вы. И здесь опять вспоминаем про модель обучения. От сознания к подсознанию. Всё складывается на тренировках, через сначала многократное повторение этих ситуаций, размышляя о принципах, от которых отталкиваться, а потом это механизируется.
Да, великолепные пасы Хави — дело подсознания. Но и его учили принципам, шаблонам, он тоже обучался сначала сознательно выполнять действия, а потом, через многократное повторение на играх и тренировках, его мозг запомнил принципы, запомнил действие и просто воспроизводит в нужное время.
Благодарю за чтение. Подписывайтесь на телеграмм-канал автора текста, где вышли и выйдут (а в книге ещё много интересного) другие главы этой книги.
1) В футболе каждое действие имеет два элемента: техническое исполнение действия и принятие решениИ. (наверное, решениЯ)
2) Приводя концепцию из книги Гэри Клейна «Уличные фонари и тени: поиск ключей к адаптивному принятию решений» автор говорит, что на поле игроки МОЖЕТ встречаться (наверное, МОГУТ)
3) 1. Неосознанная некомпетентность
2. Осознанная компетентность (наверное, НЕкомпетентность)
3. Осознанная компетентность