Большой футбол на Большой Калужской: идём на первый в истории матч сборной СССР
Сегодня, дорогой читатель, неисповедимые пути исторического граундхопа заведут нас с тобой на давно исчезнувший стадион имени Вацлава Воровского, располагавшийся некогда на Большой Калужской улице (Ленинский Проспект), напротив Нескучного сада. В программе у нас классические развлечения: прогулка по Москве образца 1924 года, промышленная архитектура, свежая еда из кооперативного магазина и, конечно же, футбол – первый в истории международный матч сборной СССР.
Итак, воскресное утро над Москвой, на календаре 16 ноября 1924 г. К проходной сегодня идти не нужно, а значит, можно поискать развлечения на выходной день.
Вопреки предостережениями профессора Преображенского берем свежий номер «Известий» и листаем в поисках спортивного раздела. «Предвыборная борьба в Германии»… «Белый террор в Эстонии»… «Речь тов. Калинина о работе в деревне»… о, «Физкультура и спорт». «Сегодня, в 13 часов на поле имени тов. Воровского (против Нескучного сада) состоится футбольный матч сборная СССР – сборная Турции».
На улице сегодня очень холодно и, кажется, идет снег. Конечно, можно остаться дома, но ни НТВ-плюс, ни даже 7-ТВ этот матч транслировать не будут, да и телевизора еще нет - придётся ехать. Да и какие могут быть отговорки - намечается первый в истории матч сборной Советского Союза.
Турецкая сборная приехала в Москву уже несколько дней назад, до сегодняшнего дня они успели провести два контрольных матча с первым и вторым составом сборной столицы (1:3; 2:0). В кругах московских любителей футбола только и разговоров, что о загадочных турецких фесках, которые в эти дни мелькают то там, то тут в центре Москвы. Советские футболисты, оказывая гостеприимство, водят турок по музеям, торговым лавкам Охотного ряда и даже затягивают на «Лебединое озеро» в Большой Театр. Что ж, теперь наша очередь смотреть на турецких кудесников мяча.
Чтобы добраться до стадиона засядем в «Букашку» и махнем не наугад, а до Октябрьской площади. Далее пойдем вниз по Донской улице мимо трамвайного депо, построенного Шуховым и Глейнингом в 1909, и чуть не снесенным Лужковым в 2004.
Потом свернем на Малую Калужскую и продолжим идти в сторону будущей станции метро «Ленинский проспект». По левой стороне всю дорогу до стадиона нас сопровождают стены цехов завода «Красный Пролетарий». Новые цеха будут строить только спустя три года, поэтому пока наслаждаемся нетронутой дореволюционной архитектурой.
Это бывший Механический завод братьев Бромлей. Англичане из немецкого Ганновера пришли к успеху, начав с небольшой мастерской по производству пил и топоров, закончив крупным металлопромышленным производством. В свое время завод производил металлические конструкции для Московского ипподрома и для Пушкинского музея. С 1890-х годов главным архитектором заводских зданий был С. Шервуд, сын того самого Шервуда, который проектировал здание Исторического музея. После национализации завод сначала получил название «Государственный машиностроительный завод №2», но позже удостоился более стильного названия в духе времени - «Красный Пролетарий».
На углу одного из заводских кварталов можно заскочить в кооперативную продовольственную лавку и взять что-нибудь пожевать. Фаст-фуд ассортимент достаточно скудный, но как минимум колбасой, булками и баранками можно перекусить. В глубине промзоны есть заводская столовая, но времени на такие роскошества у нас нет, вдали уже слышится улюлюканье толпы, набивающейся на трибуны стадиона.
Чтобы попасть на стадион, нам надо выйти на Большую Калужскую, а по-нашему двадцатьпервовекошному – на Ленинский Проспект. Улица переполнена трамваями, автомобилями и извозчиками, все стремятся на стадион - увидеть своими глазами заморских гостей и сборную страны. Пройдя сто метров вниз по улице, справа увидим въездные ворота в Нескучный сад, с двумя скульптурами неизвестного авторства, одну из которых разобьют через десять лет, а слева перед цехами завода раскинется стадион, на котором уже не протолкнуться.
Место действия больше похоже на футбольную площадку, чем на полноценный стадион, поэтому архитектурные доминанты здесь не спортивные, но зато атмосферные. Смотреть футбол на фоне уходящих за горизонт цехов «Красного Пролетария» настоящее удовольствие для любителей индустриальной архитектуры. Помимо заводских зданий в композицию активно вмешивается трехэтажный доходный дом, который своими окнами видел все матчи и тренировки, проходившие на этой поляне.
Чуть позади виднеются купола Донского монастыря. Будь у нас в руках пятый номер «Безбожника» от 1926 г., на ум непременно пришла бы иллюстрация Дейнеки, где футболисты играют на фоне церквей, а попы-зрители сетуют на то, что «никто в церковь не идет».
Футбольное поле здесь появилось весной 1910 года, когда сюда с Кузнецкого моста переехала команда «ЗКС». Пару лет назад эту арену знали под названием «площадка Замоскворецкого Клуба Спорта», она считалась самой вместительной и современной московской ареной. Но в прошлом году 10 мая в Лозанне застрелили советского дипломата Вацлава Воровского и по стране прокатилась волна переименований. В честь Воровского были названы военные корабли, улицы, заводы и стадионы. Под горячую руку попала и эта арена, которая теперь носит официальное название «площадка им. Вацлава Воровского». «Приконченный фашистской шайкой воровской, в последний раз Москвой пройдёт Воровский» - подытожил незабвенный В.В. Маяковский.
В былые времена где-то в районе северной части площадки стояла усадьба Энгельда, где в свои студенческие годы часто бывал И.С. Тургенев. Знал бы он, что спустя сто лет двадцать два мужика будут здесь пинать кожаную сферу ногами, может быть, тогда Базаров был бы каким-нибудь центрфорвардом «Замоскворецкого Клуба Спорта».
Двенадцать рядов деревянных трибун самого большого стадиона столицы с трудом справляются с наплывом рабочей молодежи. Сегодня здесь более 15 000 человек. Если не удастся попасть на трибуну стадиона, придется занимать места в бельэтаже – на ветках деревьев Нескучного сада или в амфитеатре – на заборах и соседних крышах. Когда еще вам удастся посидеть на дереве, похрустеть советской булкой из кооперативного магазина за просмотром матча сборной страны.
Турецкую сборную очень ждали, так как в условиях блокады молодого советского государства это был, пожалуй, единственный серьезный соперник, который мог проверить на прочность новоиспеченную сборную СССР. К тому же, турки только что прокатились с турне по Западной Европе и были участниками Олимпиады 1924 г.
По традиции за советскую сборную играет генерал Мороз – к стартовому свистку поле покрылось сантиметровым слоем снега, а столбик термометра явно упал куда-то ниже нуля. И без того стильные турки, вышедшие на матч в белой форме с красной продольной полосой и полумесяцем со звездой, укутались в элегантные шарфы. В советской сборной лишь пара футболистов надела свитер, на красной форме красуются почти каллиграфические буквы «эс-эс-эс-эр».
Состав первой сборной СССР сформирован по принципу „all stars“ – все звездные советские фамилии вышли сегодня на замёрзшее поле. Вот они – слева направо: Бутусов, Привалов, Шапошников, Филиппов, Рущинский, Ежов, Григорьев, Исаков, Селин, Соколов, Шпаковский. Это лучшие игроки Москвы, Ленинграда и Харькова. Место в раме занял легендарный Николай Соколов – гений вратарского дела, первый отечественный голкипер, который активно вводил мяч в игру руками, а также совершал затяжные прыжки за мячом.
Продрогшие футболисты выстроились на снежном газоне, приветственные овации трибун сменились турецким гимном, который в свою очередь сменился на разрывающий чарты «Интернационал». За снежной дымкой сложно что-либо разглядеть, но свисток турецкого арбитра и протяжный крик Михаила Бутусова «Понесла-а-ась!» дали четко понять, что игра началась.
Начало игры спокойное, очевидно, что футболисты присматриваются и разогревают задубевшие от холода мышцы. В первые пятнадцать минут красные полосы с полумесяцем все чаще мелькают в штрафной сборной страны Советов. Мощный удар турецкого капитана Нихата парирует непробиваемый Николай Соколов, который то и дело снимает и надевает свои перчатки, демонстрируя свою уверенность и решительность.
Советская сборная не проводила предыгровых тренировок, а значит, что рассчитывать в этой игре можно только на индивидуальное мастерство и сыгранность игроков из одного города. Но все-таки первый гол забивает связка Москва-Ленинград: удар по турецким воротам москвича Шапошникова отбит вратарем, но на добивании первым оказывается ленинградец Бутусов, который переводит мяч в сетку. Первый мяч в истории сборной СССР затрепыхался в воротах турецкой команды на 14-ой минуте матча.
Турки, преодолевая все тяготы и лишения игры в позднюю московскую осень, не сбавляют обороты и раз за разом подают угловые, но «король воздуха» Федор Селин снимает все верхние мячи. На 25-ой минуте Михаил Бутусов с двадцати метров пушечным ударом вновь запулил мяч в сетку турецких ворот.
В перерыве английский тренер турецкой сборной придумал единственный выход из сложившегося положения – организовать навал. Во втором тайме за честь Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка было подано 12 угловых, но ни один из них не привел к голу. На 70-ой минуте Михаил Бутусов исполняет идеальный навес прямо на угол головы харьковчанина Шпаковского – и третий мяч оказывается в сетке заиндевевших ворот соперника.
Ликование трибун и массовый питч-инвэйжн от фотокорреспондентов и кинооператоров ознаменовал об окончании этого великого исторического футбольного события. Можно слезать с дерева и бежать отогреваться в ближайшую чайную…
Давно уже растаял весь снег на футбольной площадке им. Вацлава Воровского, да и от самой площадки не осталось и следа. Сегодня на этом месте разместилось аж пять жилых домов. Единственным живым свидетелем тех событий остался трехэтажный доходный дом, который теперь превратился в обыкновенный рассадник офисов.
В окно выглядывает офисный работник, чтобы затянуться очередной сигаретой. В одно мгновение ему мерещится гул пятнадцатитысячной толпы, в недоумении он выбрасывает окурок на тротуар и захлопывает тройной стеклопакет.
Основные источники:
1. Соколов Н. Первый вратарь сборной, 1968
2. Горянов Л. Под флагом Родины, 1978
3. Старостин А. Флагман футбола, 1988
4. «Красный Спорт», №19, 1924
5. «Известия», №262, 1924
6. retromap.ru
7. pastvu.ru
Автор третьего гола Александр Шпаковский, сыгравший на месте травмированного Павла Канунникова, был неплохим врачом, работал в институте ортопедии в Харькове.В 1938 году был арестован НКВД, как участник белогвардейской организации, расстрелян. В 1958 году реабилитирован.