15 мин.

Аналитик академии «Рубина» о работе в юношеских командах: задачи, тренировки, live-анализ

Артур Уткульбаев – аналитик академии «Рубина». Последний год Артур работает с командами  U-16 – U-19.

В интервью рассказывает о задачах аналитика в юношеских командах, результатах и планах академии «Рубина», отслеживании прогресса игроков и работе с аналитическими программами. Об этом и многом другом мы также рассказываем на нашем телеграм-канале.

Академия «Рубина» давно не выпускает сильных игроков по меркам РПЛ. Так ли это?

Разговор начали с неприятной, но важной темы — эффективность академии  «Рубина».  За последнее время не видим выпускников из академии в клубах РПЛ или Первой Лиги. Поговорим об этом. 

– В «Рубине» не самая сильная академия». Так ли это на самом деле?

– Академия дает плоды. Может, на данный момент они не так сильно заметны, как в других академиях. Но считаю, что академия «Рубина» входит в топ-10 по России.

Отмечу, что в последний год руководство активно взялось за развитие: привлекают грамотных специалистов, аналитиков. Понятно, что за год мы не увидим кардинальных изменений, но в течение 3-4 лет это даст результат. – Много ли у «Рубина» воспитанников, которые продолжают играть в футбол на профессиональном уровне?

– Воспитанников немало. Их насчитывалось более 30 в определенный период времени. Из структуры клуба вышли:

РПЛ — Илья Агапов, Виктор Александров, Эльмир Набиуллин; Первая лига (ФНЛ) — Тимур Акмурзин, Михаил Яковлев, Данил Степанов и другие. Во второй лиге также многие играют. Сейчас четыре футболиста 2005 года рождения активно привлекаются к тренировкам основного состава.

Я считаю, что клуб не может существовать только за счет покупки игроков, поэтому нацелен и на развитие своих футболистов. 

У «Рубина» сейчас нет дубля. Отсюда вопрос: каков путь игрока, выпустившегося из академии?

– Промежуточного этапа между академией и основной командой пока нет. В молодежной лиге у нас было примерно 11-12 игроков до 2005 года, которые на данный момент (прим. имеется ввиду в сезоне 2022/2023) могут играть в ЮФЛ-1. Там по регламенту может быть в заявке 5 игроков 2004 года и только 3 могут быть включены в протокол матча. Все игроки 2003 года, у которых нет такого права , должны тренироваться либо с основной командой, либо продолжать карьеру в другом месте. Мы ищем им варианты из Первой и Второй лиг. Они едут на просмотры, пытаются пробиться в состав.

Основная задача аналитика в академии — отслеживание прогресса по своим игрокам. Анализом соперников мы вообще не занимаемся, это не нужно.

– В чём основная ценность аналитика в академии?

– Основная задача – отслеживание прогресса игроков. Для этого собираем данные по игрокам в единую базу (видео и статистика). На основании этого смотрим, какие параметры и игровые качества меняются у футболистов.

Приведу пример. В начале прошлого сезона в ЮФЛ-2 играл на позиции правого защитника Илья Рожков. Качественно отыгрывает в обороне, игрок сборной по своему возрасту, но по некоторым показателям не так сильно выделялся. Например, по передачам вперед 13.57 за игру с точностью 65.7%, доставка мяча в штрафную 1.63 за матч с точностью 38.1%. На зимних сборах построили тренировочный процесс так, чтобы улучшить навесы и передачи футболиста. Получили следующие результаты: 18.06 передач вперед с 63.2% и 3.46 навесов с 56.8%, и уже не в ЮФЛ-2, а в Молодежной лиге. Сейчас игрок находится в распоряжении основной команды, и попадает в заявку на игру. Начинать в академии было непросто, так как формировали базу с нуля. До нас все смотрели «на глаз»,  а без данных очень сложно отследить прогресс игроков. Сейчас собираем данные по тренировкам и играм, с этим уже работает тренер.

Возможность наблюдать за динамикой развития футболиста и, стимулировать футболиста на развитие профессиональных навыков – самая большая ценность.

– Стоит ли у вас задача приучать молодых футболистов работать с аналитикой?

– Да, это один из важных аспектов. Сначала игроки относятся к этому скептически. Расскажу пример. На тренировке прорабатывали завершение атаки после подачи с фланга. По итогам тренировки я показал одному из футболистов, что он не дорабатывает в завершении. Столкнулся с его удивлением и несогласием, мол это необоснованная критика. 

Как раз тут в ход вступает статистика: данные с точек и видеонарезки. С помощью приложения Ollie (прим. — позволяет указать, откуда был совершен удар и в какую точку прилетел) показал, что именно было не так, с каких точек сколько ударов было совершено, процент голов, ударов в створ, кто совершал прострел или передачу, с какой позиции чаще промахивался:

Приложение Ollie

Игрок принял критику. В дальнейшем это могло стать для него некой точкой роста.

– Как это влияет на ваше взаимодействие с игроками?

– Сами футболисты понимают, что они под постоянным контролем, каждое их действие анализируется. Они не могут дать себе поблажку, тренироваться вполсилы и думать о том, что это нигде не фиксируется. Это, конечно, повышает их отдачу на тренировках. 

После игр или тренировок они могут сами подойти и спросить: «Как мы сыграли? Какая у меня статистика?». Данные у нас не только с Wyscout и InStat, есть и свои метрики.

– Какие занятия по аналитике для футболистов вы проводите?

У нас есть индивидуальные и командные теории. Плюс все видео высылается в Hudl (прим. Hudl — сервис для хранения и передачи видео для клубов), где у каждого футболиста заведен свой аккаунт. У них под рукой всегда есть шпаргалка о том, как действовать в разных ситуациях. Там хранятся общие принципы игры академии, нарезки игр с комментариями. Все это доступно для наших ребят.

Даже во взрослом футболе не во всех командах есть такие условия, как у игроков нашей академии. Мы понимаем, что в недалеком будущем многие клубы к этому придут, поэтому футболисты должны быть готовы к этому.

– Насколько задачи в академии отличаются от задач в основной команде?

Самое большое отличие — мы (аналитики) вообще не анализируем соперника. Тренеры сами готовятся к матчам, готовят план на игру и рассказывают об этом футболистам на теории. Тренировочный процесс и схему не подстраиваем под оппонента, у нас есть свои принципы игры. Отталкиваемся от себя.

В целом, аналитика в юношеских командах идет только по своей команде, как раз для отслеживания прогресса и обучения футболистов.

– Задачи аналитики для академий типовые в разных командах? Или отличаются? 

– Не знаком с аналитиками других академий, поэтому не могу сказать. Знаю, что раньше в ЮФЛ аналитика была в академиях «Краснодара» и «Зенита». Сейчас не могу сказать. Если где-то есть ещё такие специалисты, то с радостью бы пообщался с ними для обмена опытом. 

Вот в «Боруссии Дортмунд» очень серьезно занимаются аналитикой для юношеских и детских команд. У меня есть знакомый специалист, который работает в академии «Боруссии». Хотел к ним в гости попасть, но в текущих реалиях это невозможно. Надеюсь, в будущем смогу. Как узнаю — все расскажу :)

Каждый футболист U16-U19 получает аналитику по своей игре. Акцент на видео, со статистикой работаем меньше.

– Ты аналитик в U-16 – U-19. Это разные составы?

– В прошлом году был один состав: игроки 2003-2005 года рождения. Они играли в молодежной лиге. Я был сфокусирован на играх этой команды, но также помогал командам из ЮФЛ-1 и ЮФЛ-2 (2004 и 2005 год). Таким образом, я работал сразу с тремя  командами. 

Сейчас их все так же три – из ЮФЛ-1, ЮФЛ-2 и ЮФЛ-3, причем я не привязан лишь к одной из трех команд.

– Как проходит анализ тренировок?

– Я посещаю не все тренировки трех команд. Обычно на неделю вперед расписан план, в какой день и где мне надо быть. Тренеры и руководство дают указания, за кем следить и какие параметры игры отмечать. 

Интересный пример с тренировок. Мы подсчитывали и определяли количество действий, которое нужно выполнять за недельный цикл, чтобы это отразилось на качестве этих действий во время самих игр. Если футболист делает примерно 4-5 навесов за игру, повторяя это количество и на тренировках, он не улучшает этот навык. Нужно отрабатывать в разы больше. Для себя выявили, что для улучшения точности навесов крайнему защитнику или полузащитника нужно делать не менее 35-40 навесов за недельный цикл тренировок.

Под каждое действие есть свои коэффициенты и показатели.

А для чего анализируете статистику? 

— Оцениваем игру своей команды — что получается/не получается выполнять по тренерским установкам. Смотрим, насколько качественно мы провели матч как команда, ставя оценку действиям на основании данных (по аналогии с SofaScore для взрослых команд).

Например, в прошлом сезоне мы выявили, что набрав N-ное количество баллов, в 82% случаев не проигрываем. То есть в 4 из 5 матчей не проиграем, а оставшийся один матч — статистическая случайность.

Приведу пример, как эти баллы набираются. Вот есть параметр «отбор мяча на половине поля соперника». Нам необходимо совершать за матч не меньше 40 отборов. Если меньше 40 — ставим 0 баллов. Если 50+ — ставим 1.  Таких критериев, по которым идет оценка, несколько десятков.

Такая оценка дает понимание и тренерскому штабу и игрокам, какие аспекты необходимо улучшать в тренировках и следующих играх. 

Причем работаем с метриками, которые невозможно получить у Wyscout и других провайдеров данных. Плюс трактовка некоторых метрик отличается у нас и статистических порталов. Например разное понимание подборов, отборов и перехватов на чужой половине поля. 

Например если соперник после нашего прессинга делает  передачу, но ошибается  и мяч от них уходит в аут, то WyScout или Instat посчитают это как неточная передача соперника, а для нас - отбор на чужой половине поля, т.к. мы вынудили соперника ошибиться и получили мяч на чужой половине поля. Поэтому мы вручную собираем свою статистику. И уже на основании нее готовлю отчеты по качеству проведенной нами игры.

– По итогам игр отчеты готовишь для всех трех команд ?

– Да, в течение 1-3 дней после матча занимаюсь подсчитыванием статистических показателей.  А если этот матч домашний – делаю live-анализ, с тактическим подсказом и  минимальной графикой. После высылаю видеонарезки на скамейку тренерскому штабу. Это помогает игрокам и тренерам понять, что тактически  перестроить по ходу матча.

После игр тренеры сами отсматривает игру и высылают мне индивидуальные нарезки по некоторым футболистам. Там могут быть различные ошибки или хорошие действия, комментарии по эпизодам от тренера, графическое отображение некоторых элементов. Я дорабатываю материалы, оставляю комментарии на видео, делаю графику, и высылаю в личный аккаунт Hudl (как тренерам, так и футболистам). В среднем в одной нарезке разбирается 4-5 эпизодов по игроку, его действия, как надо было поступить. И графические редакторы очень помогают в объяснении. Сами футболисты признаются что так намного проще воспринимается информация, когда наглядно все уже изображено на видео, нарисованы зоны, перемещены в правильные позиции игроки и тд. 

Также Hudl даёт возможность проследить за дисциплиной молодых игроков: там отображаются данные о том, сколько футболист просматривал отправленные ему аналитические видео и длительность просмотра.

Каждый игрок получает индивидуальную нарезку после матча?

– Нет, в среднем 6-7 игроков, а какие игроки – решает тренерский штаб. Но никто не остается без нарезок длительное время: если, к примеру, футболист не получил нарезку по одной игре, в следующий раз мы можем выслать ему их за оба матча.

– В нарезках акцент на положительные или отрицательные стороны?

– Стараемся соблюдать баланс. Для одних игроков делаем акцент на ошибках, для других на положительных моментах. Все зависит от психологии игрока. Тут подсказывает тренер, так как он знает игроков намного лучше.

–  Проводят ли аналитику вратарей в академии?

– По вратарям могу дать статистику за несколько матчей: какие сейвы были совершены, с каких позиций отбивали удары, качество длинных передач и подобное. Больше данных у меня нет.

У вратарей есть свой тренер, но иногда он ко мне обращается. Например, в одно время была проблема с розыгрышем от ворот. Я помогал вратарям, рисовал варианты передачи, давал советы в плане розыгрыша от ворот, зонам передач и т.д. Но это только если тренер по вратарям просит, в регулярные задачи не входит. 

– Кто общается с игрокам по аналитике, которую ты готовишь? 

– Тренеры, так как им надо доносить свои требования до футболистов. Они знают своих игроков, их характер. Я в этой системе не так давно, не знаю хорошо  всех футболистов и не так часто общаюсь с ними напрямую.

– Обсуждают ли тренеры команду с аналитиками?

– У нас часто проходят дискуссии с тренерами: я могу посоветовать что-то или предложить, как изменить тренировку под определенную задачу для достижения качества. Тренер может либо это принять, либо остаться при своем собственном  мнении. Все зависит от видения игры, оно у всех разное. Но контакт есть. Это очень важно для моей работы, чтобы решать реальные задачи.

Есть ли у вас стилистическая преемственность между младшими и старшими возрастами? 

– Мы пытаемся отталкиваться от возможностей имеющихся футболистов. Стараемся использовать сильные стороны игроков, чтобы раскрывать их ещё больше. Но в то же время есть определенные принципы игры всех команд ЮФЛ. Эти принципы игры провозглашены, о них знает каждый тренер академии. Да и после каждого тура тренеры трех команд собираются и обсуждают спорные моменты, чтобы трактовать эпизоды одинаково.

Футболист, переходя из одной команды в другую, не выходя из структуры клуба, должен понимать, что требования к футболисту по позиции будут одинаковыми у всех тренеров академии. 

Про адаптацию европейского опыта, поиск молодых игроков в академию и планы на будущее

Изучаете ли вы практики европейских академий? 

– Лично я не особо интересовался зарубежными академиями, не углублялся в эту тему. Было бы интересно посмотреть, но под копирку перенимать опыт из одной страны в другую очень сложно. Важна адаптация под наши реалии. 

– Почему бессмысленно?  

– Большую роль играет менталитет. Расскажу на примере. Я три года жил и работал в частной академии в Китае. Понятно, что это не Европа, но речь именно про менталитет. 

Например, китайские родители практически ничего не запрещают ребенку до 6 лет, у них своего рода культ детей. Когда ребенок семи лет приходит в академию, которому шесть лет не говорили «нет», взаимодействие с ним изначально сложное. Я сторонник дисциплины, но это не работало там, каждому ребенку нужен был отдельный подход. Китайские специалисты понимают это и разбиратся в этом лучше, чем я. 

То же можно говорить и об академиях Европы. Что-то перенять и адаптировать получится, но не всё.

– Скауты других академий посещают молодежные турниры России и собирают информацию по игрокам, кого-то приглашают к себе. А как происходит селекция игроков в вашу академию? – У нас, в сравнении с академиями топовых клубов, не такие большие возможности для скаутинга молодых талантов. В основном просматриваем турниры в Татарстане, где следим за молодежью.

Бывает и предлагают игрока на просмотр. Перед приглашением  ищу данные по нему и просматриваю видео. Проблема многих футболистов и их агентов – они не собирают информацию о себе, о своей карьере.

У нас практически по каждому игроку есть своя база данных, нарезки, характеристика плюсов и минусов. Предлагая футболиста в другой клуб, мы всегда можем сопроводить наше предложение полной информацией об игроке.

Участвуешь ли ты в селекции?

– Углубленно – нет. У нас есть своя селекционная служба. Они могут обратиться ко мне с запросом найти определенную информацию об игроке или видео, но лично я селекцией не занимаюсь. 

– Хотелось бы тебе вернуться к работе с командами основы?

Конечно, мне бы хотелось снова поработать с профессиональными командами Первой Лиги или РПЛ. Опыт в «Нефтехимике» (прим, до «Рубина» Артур больше года работал в «Нефтехимике») дал хороший толчок в развития меня как аналитика.

Работа в академии нацелена на долгосрочные проекты, когда как в профессиональной команде  нужно решать задачи «здесь и сейчас», и я бы хотел снова проверить свои знания на уровне профессиональных взрослых команд.

Материал подготовлен при поддержке проекта «Площадка». 16-17 августа в Чебоксарах они проводят практический семинар для детских футбольных тренеров, подробнее на сайте – ploshadka.club

Наш Telegram-канал

Следите за нами в Instagram, VK, Sports.ru и на сайте