7 мин.

Советский математик, который смог перевернуть футбольный мир. Философия и понимание игры Валерия Лобановского

Матвей Шацкий – о принципах философии легендарного тренера.

Легендарный тренер киевского «Динамо», сборной СССР, а по совместительству и математик Валерий Лобановский по праву считается одним из лучших коучей мира. Он опередил свое время, тесно связав науку с футболом и выведя прессинг на новый уровень: еще при жизни Лобановский стал легендой и кумиром для многих коллег – такие великие тренеры современности, как Моуринью, Фергюсон, Анчелотти росли на его идеях и мечтали хотя бы однажды встретиться с ним и поговорить.

Валерий Васильевич смог идеально скрестить две идеи – голландского тотального футбола, где каждый может заменить каждого по позициям, и вертикального футбола Виктора Маслова с жёсткими 4-4-2, но на этом составляющие философии Лобановского не заканчиваются.

Тактическое построение

Виктор Маслов, с которым у Лобановского не задалось в киевском «Динамо» будучи игроком, первый использовал расстановку 4-4-2 в линию. Можно сказать, что мэтр вдохновился философией Виктора Александровича и вместе с тем почерпнул у него не только концепцию игры, но и схему. Отмечу, что у Лобановского не было четкой тактической расстановки, но чаще всего использовалась именно 4-4-2 с ромбом в центре поля. Рассмотреть роли и задачи игроков при этой схеме поможет расстановка сборной СССР против Англии на Евро-88.

Если говорить о задачах игроков, начиная с оборонительной линии, то крайние защитники должны быть многофункциональными: выполнять как оборонительные, так и атакующие функции. Несомненно, в командах Лобановского крайних защитников еще можно назвать латералями (крайний защитник, который закрывает всю бровку и принимает активное участие в атакующей фазе своей команды – прим. авт.).

Центральные защитники обязаны плотно накрывать соперников на своей половине, высоко встречая их. Также время от времени они страховали крайних защитников, которые высоко выбрасывались за своими игроками или не успевали вернуться на свою половину поля, принимая участие в атакующей фазе.

Кстати, именно в этот период времени командами активно использовалась такая роль, как либеро (защитник, не имеющий четкой позиции на поле, главной задачей которого является подстраховка своих партнеров по обороне и начало атак – прим. авт.). Сборная СССР – не исключение. Таковую роль в команде Валерия Васильевича исполнял Вагиз Хидиятуллин, с помощью которого Лобановский выстраивал вторую линию обороны.

Самая главная роль в команде была у опорного полузащитника, с помощью него мэтр доносил свои идеи до игроков. Опорнику следует давать очень высокую интенсивность в своей зоне и наиболее агрессивно встречать атаки соперников в центре. Быстрые атаки команды должны начинаться именно с его отборов перед штрафной, а после потери мяча опорный полузащитник должен был высоко выдергиваться на соперника, чтобы предотвратить потенциальный переход соперника в атаку.

Левый и правый центральные полузащитники сваливаются на фланги при атаках, причем между ними должна сохраняться некая асимметрия: один из них должен располагаться в глубине, чтобы в паре с форвардом обеспечивать атаки вторым темпом, а другой – играть выше и нагнетать из своей зоны. При обороне они возвращались в центр поля и действовали довольно-таки компактно.

По словам Лобановского, Александр Заваров – образец атакующего полузащитника для его футбола. В понимании мэтра атакующий полузащитник в его команде должен уметь все: отлично открываться между линиями, быстро принимать решения, тащить мяч через все поле на дриблинге, обеспечивать подборы и атаки вторым темпом, начинать командный прессинг в центральной зоне и многое другое. Мэтр говорил, что единственная проблема Заварова – его нестабильность.

Нападающие в командах Лобановского должны были обладать высокими скоростными данными, резкостью, а также постоянно находиться в движении. Несомненно, интересен тот факт, что между форвардами сохранялась асимметрия: один при позиционной атаке чаще оставался в центральной зоне, второй много помогал на флангах и больше двигался. Обороняясь, нападающие должны были расставляться по флангам.

Оборонительные принципы

1. Защитники в команде мэтра должны отличаться созидательными качествами, а также обладать хорошей физикой и скоростными данными – быть многофункциональными

2. Положение обороняющегося должно быть таким по отношению к своему сопернику, чтобы он мог видеть не только мяч, но и группу атакующих игроков соперника.

3. Если в борьбу за мяч включается защитник, то партнер в это время берет на себя его функции по зоне – каждый должен уметь страховать каждого.

4. В непосредственной близости от своих ворот защитник не должен пытаться обыграть соперника, так как это может привести к потере мяча – «красота в простоте».

5. После потери мяча все игроки должны были взвинчивать темп и большим скоплением накрывать потенциальный переход соперника в атаку – подобие современного контрпрессинга

6. Обороняя фланги, игроки создавали подобие современных фланговых ловушек – по трое-четверо встречали игрока с мячом, провоцируя разворот атаки назад. 

7. Обороняясь, игроки должны были создавать «игровую аритмию» – комбинировать отрезки с высоким контрпрессингом, постоянным возвратом мяча на чужой половине поля и спокойной позиционной обороной.

8. При обороне в пару к центральным защитникам опускался опорник или крайний полузащитник для увеличения оборонительных функций.

9. Центральные защитники должны выполнять рывки на длинные дистанции, принимая непосредственное участие в атакующей фазе, полузащитники одновременно с их движением садились глубже.

10. В ходе оборонительной фазы игроки должны стремиться к максимальной компактности, чтобы сразу включаться в контрпрессинг для предотвращения потенциальной атаки.

11. Игроки должны сужать пространство между зонами даже не при переходе мяча к сопернику, а при угрозе перехода.

12. Обороняясь, игроки должны агрессивно действовать и на подборах, и в контрпрессинге.

13. Участвовать в оборонительной фазе должны все, даже форвард – команды Лобановского действовали по принципу «все атакуют, все защищаются».

Атакующие принципы

1. Не передерживать мяч, при первой же возможности делать передачу партнеру, находящемуся в более выгодной ситуации – «самый быстрый игрок на поле – мяч».

2. Игроки должны не стоять на месте, а соответственно игровой ситуации менять позицию – «сила в движении».

3. Лобановским приветствовалось использование ложных маневров игроками атакующей линии – бег с максимальным ускорением и внезапной сменой направления движения.

4. Игроки атаки в командах Лобановского обязательно должны были принимать мяч, осуществляя движение навстречу ему, чтобы исключить возможность перехвата снаряда соперником.

5. Футболисты должны принимать решения о дальнейших действиях еще до приема мяча.

6. В завершающей стадии игрок должен действовать хладнокровно и делать минимальное количество касаний.

7. Крайние защитники должны были исполнять высокие подключения к атакам и заменять крайних полузащитников, которые, в свою очередь, смещались в центр или страховали латералей.

8. Лобановский одобрял рывки игроков с мячом на 20-30 метров, отрезавшие первую линию соперника. При этом игроки в командах мэтра должны были находить баланс в выборе правильных решений на поле: обвести или отдать пас.

9. Защитники обычно начинали атаки либо вертикальной передачей вперед, либо пасом на фланг, но был и третий вариант зарождения атаки – через вратаря, что помогало сначала вытянуть часть игроков на себя, а потом отрезать ее.

10. Универсализация игроков действовала не только в обороне, но и в атаке – игроки оборонительной линии должны были уметь выполнять функции игроков атаки.

11. Быстрый розыгрыш штрафных ударов – одна из фишек Лобановского, игроки разыгрывали штрафные, не дожидаясь свистка.

12. Форварды в командах мэтра должны были обладать некой дерзостью – не бояться врываться в штрафную площадку соперника, брать игру на себя.

13. Атакующий игрок не должен вести игру там, где на небольшом пространстве сосредоточено много игроков соперника.

***

Величие Валерия Васильевича Лобановского часто оспаривается. В некоторых моментах, как с «выездной моделью» (играть в гостях на ничью, чтобы экономить силы на домашние матчи), его идеология действительно выглядит странно. Но сложно оспаривать то, что Лобановский опередил время и построил узнаваемый игровой рисунок, заточенный на высокий прессинг и сохраняемый в общих чертах, независимо от десятилетия и интенсивности футбола.

Что ещё более важно, Лобановский перестраивал команду по ходу своей работы – улучшал начало атаки, менял интенсивность и агрессию прессинга. Успех конца 1990-х не случился бы, если бы Лобановский не сажал «Динамо» в еврокубках глубже, чем предыдущие команды.

Наследие Лобановского жило, живет и будет жить.