Молекулярная генетика футболиста
Анализ ДНК позволяет выявить не только риски развития различных заболеваний. Исследование генома помогает определить предрасположенность к определенным видам спорта, ведь физические способности человека тоже «вшиты» в его ДНК. О том, как результаты таких тестов могут повлиять на решение отдать ребенка в футбол, рассказывает известный ученый-биотехнолог, кандидат наук Илья Духовлинов.
— Илья Владимирович, как проводят тест ДНК и какие важные для спортсмена данные можно узнать с его помощью?
— Для серьезных генетических исследований используется венозная кровь или клетки эпителия ротовой полости, полученные специальным «мазком».
Расшифровывая последовательность генов, можно выявить избыток или недостаток в организме определенных молекул, которые влияют на память, эмоциональное восприятие, способность преодолевать стресс. На основе этих данных можно судить об особенностях личности — мышлении, чертах характера и наклонностях. Можно понять, какие способности стоит развивать в течение жизни. Еще тесты помогают предугадать, какие заболевания могут возникнут у ребенка, если он выберет не подходящий для него вид нагрузки, и избежать спортивных травм. Например, спрогнозировать проблемы с сердцем или определить потенциал регенерации сухожилий.
— А можно узнать будущий рост ребенка? Чтобы понять, на какой позиции играть юному футболисту. Вдруг он не вырастет, а мы его делаем вратарем или защитником...
— По ДНК-профилю можно точно определить, не будет ли карликовости или гигантизма, и проанализировать активность системы соматотропного гормона, который влияет на рост. Но в целом гены задают ширину вариации этого признака. То есть можно предсказать, к примеру, что рост будет в диапазоне от 175 до 190 см. А насколько будет реализован этот потенциал, зависит от различных факторов. В первую очередь, важны микроэлементы в питании. Если не обеспечить ребенка правильными нутриентами, весь генетический прогноз может и не состояться.
— Какими генами должен обладать идеальный футболист?
— Высокий результат в футболе — это сочетание скорости и выносливости. С повышенной устойчивостью организма к физическим нагрузкам ассоциирован генотип I/I или I/D по системе ангиотензинпревращающего фермента (АПФ). Гормон ангиотензин отвечает за тонус сосудов, насколько быстро они расширяются и сужаются при нагрузках.
Далее нужен соответствующий полиморфизм генов по системе утилизации триглицеридов (основных компонентов жира в организме) и ресинтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах — этот компонент отвечает за аэробные механизмы. Иными словами, речь идет об обмене веществ и энергии. Углеводные запасы организма быстро кончаются, а для футболиста, играющего больше 30 минут, нужна хорошая система утилизации жиров. Иначе уже на двадцатой минуте матчи игрок просто выдохнется.
Ещё нужны соответствующие формы гена NOS3 для синтеза оксида азота. Эта молекула поддерживает состояние эндотелия кровеносных сосудов — отвечает за их тонус, а также за уровень артериального давления в организме. Если генотип по NOS3 «неудачный», то после 30 лет сосуды станут жесткие, «непригодные» для футбольной карьеры.
Вообще генов, вариации в которых так или иначе связаны с результатами в спорте, сотни, я привел лишь несколько примеров.
— Насколько реально упорными тренировками компенсировать слабые для футбола природные данные? Или лучше сразу отдавать ребенка в другой спорт?
— Рецепт успеха в любом виде спорта — хорошая генетика, много практики и воля к победе. Сделать генетический паспорт можно сразу после рождения ребенка. Это важно, ведь при определенной комбинации генов занятия тем или иным видом спорта могут принести только вред. Например, с генотипом D/D будут проблемы с сердцем при «футбольном» режиме. Тут лучше отдавать ребенка в тяжелую атлетику, где доминирует однократное максимальное усилие, а не общая выносливость.
Бывают варианты, когда «неудачную» для конкретного спорта генетику можно подправить нутриентами. Конечно, в пределах допустимой для спорта нормы и в рамках разрешённого WADA протокола применения фармакологических препаратов. В принципе, даже совсем «плохую» генетику можно поправить препаратами, но это будет уже запрещённая в спорте фармакология.
— У детей профессиональных игроков выше шанс стать успешными футболистами?
— Такая вероятность существует. Однако надо не забывать, что дети — результат комбинации двух генетических данных, поэтому всё сильно будет зависеть ещё и от материнских генов.
— А можно выяснить по ДНК реальный возраст спортсмена? Например, если есть подозрение, что ему занизили возраст в документах.
— Это возможно. Возраст определяется по картине метилирования ДНК, погрешность теста составляет около 5%. Юридической силы такой анализ не имеет, но его можно использовать как повод для проведения более детальной проверки документов и конкретной ситуации.