Тренер Василий Мандрыкин: «Мышление, вот что главное в футболе»
Родители интересуются подходом к подготовке юных футболистов в ДФК «Интеграл», задают много вопросов. Собрали здесь ответы главного тренера клуба — Василия Анатольевича Мандрыкина.
— Некоторые родители переживают, если их ребенка ставят «не на ту» игровую позицию. В каком возрасте надо определяться с амплуа футболиста?
— Родителям детей младшего возраста вообще не надо беспокоиться о том, на какой позиции в футболе играет их ребенок. В этом вопросе надо полностью доверять тренеру. Юный футболист должен уметь играть на любой позиции и не приучаться только к атакующим или обороняющим действиям. Надо уметь всё. Понимание, на какой позиции он будет более успешен, приходит не раньше двенадцати лет, чаще — после четырнадцати, когда у ребенка уже сформируется организм и по его антропометрическим данным мы сможем понять, на какой позиции футболист способен проявить свои лучшие качества.
— Есть дети, которые раньше хорошо смотрелись в формате игры 4+1, но с переходом на 6+1 потерялись. При игре 11 на 11 тоже все может измениться?
— Конечно, с переходом на другой формат игры многое меняется. Первые месяцы ребенку бывает тяжело втягиваться в большой футбол, по ряду причин. При игре на большом поле на первый план выходят физические данные игрока, но ещё сильнее влияет техника и мышление. В нашем футболе любят атлетичных детей, которые способны забирать своё за счет силы. Это дает быстрый результат, а результат любят все. Ждать «позднего» ребенка у нас в футболе не принято. Мы в этом плане отличаемся. Для ДФК «Интеграл» мышление футболиста превыше всего. С малого возраста приучаем ребят думать на поле и готовы ждать детей, которые физически развиваются позже сверстников. Уверен, если перетерпеть и продолжать упорно работать, то мышление в конечном счете возьмет своё.
— Получается, каждому ребенку, в принципе, дано играть на большом поле?
— Однозначно, нет. Каким бы хорошим ни был тренер, у каждого футболиста есть свой предел и максимум. Очень небольшой процент детей становятся профессиональными футболистами и играют на высоком уровне. Но реальный уровень игрока, как правило, можно понять только к пятнадцати годам. Бывает, конечно, что и более раннем возрасте очевидно, что парень не способен будет заиграть на большом поле. В таких случаях тренер должен быть честен с родителями и ребенком, нужно прямо об этом говорить. В таких случаях лучше сделать акцент на развитии ребенка в другом направлении.
— На ФШМ CUP ваша команда дважды обыграла ровесников из академии «Црвена Звезда». Многие воспитанники этого сербского клуба доходят до профессионалов и впоследствии выступают за лучшие клубы мира. А выходцы из российских академий — нет. Чем юные футболисты «Црвена» отличаются от российских?
— Сейчас воспитанники «Црвена» (ровесники футболистов «Интеграла») ничем не отличаются от наших. Приятно пересекаться на поле с командами, которые играют в футбол: техничные, интересные ребята. У нас коллективы с таким уровнем технической подготовленности тоже есть. Вообще дети во всем мире ничем друг от друга не отличаются в футбольном плане. Отличаются подходы к воспитанию юных футболистов. Проблема у нас не в детях, а в дефиците хороших тренерских кадров. У нас не работают с тренерами, поэтому мало кто умеет развивать талантливых детей.
— Тогда в каком возрасте у нас провал, если в девять лет наши дети ничем не уступают «Црвена Звезда»?
— До пятнадцати лет мы чемпионы мира, а потом начинается деградация. У нас делают ставку на мощных, атлетичных ребят. «Результат превыше всего», как говорят некоторые специалисты. А надо делать так, чтобы превыше всего было мышление. В Европе тоже смотрят на физику, но в равной степени делают упор на мышление и технические навыки. Бывает, что ждут взросления футболиста вплоть до двадцати трех лет. А у нас ждут, чтобы десятилетнем возрасте ребенок будет большим и сильным. Из-за этого много детских футбольных судеб рушат. Мы такого не ждем от детей.
— Когда ребята приходят на отбор в бюджетную группу ДФК «Интеграл», на что вы смотрите в первую очередь?
— Мы смотрим на работу ног, технические способности футболиста, на то, как он принимает решения на поле. Даже не так: первое — это мышление, второе — технические способности и третье — координация движений. Ещё важно понять обучаемость футболиста. Скоростные данные у футболиста тоже, конечно, должны быть. Если вы сейчас подумали про рост, то это для нас не главное. Но если речь о высоком уровне подготовленности, то к хорошей голове обязательно надо прибавить скорость. Чем лучше ребенок скоординирован, тем быстрее он начнет развиваться.
— Наш спорт вообще не производит ярких футболистов. Вы много общаетесь с тренерами из академий и частных школ, и они это тоже понимают. Но будут ли что-то менять?
— К сожалению, я пока не вижу предпосылок к тому, чтобы у нас что-то поменялось. Не случайно у нас стал так популярен медийный футбол. А всё потому, что наши профессиональные футболисты очень скучные и неяркие. Люди сейчас готовы смотреть даже на блогеров на поле. Во время недавнего матча «Амкал» – «Зоркий» лишний раз можно было убедиться, что наш профессиональный футбол находится на любительском уровне. Оказывается, будучи блогером можно тренироваться пару раз в неделю и быть на уровне с настоящими футболистами. О чем это говорит? О том, что проблема, на самом деля, кроется не в уже сформировавшихся футболистах. Проблема в том, что молодым игрокам у нас не дают развиваться. Юные парни уходят в любительский футбол, а потом без серьезных тренировок обыгрывают профи — за счет футбольного интеллекта. Значит, у этих любителей в пятнадцатилетнем возрасте был хороший уровень, но их не дождались — не дали возможности раскрыться.