Cementiri de les Corts – кладбище, где погребены многие легенды «Барселоны»

Лес-Кортс стал независимым муниципалитетом после отделения от Саррии в 1836 году. Его создателем (как землевладелец) и первым мэром был Висенс Куяс. Он отдал принадлежащий ему участок земли для строительства кладбища, которое было спроектировано Жозепом Ориолем Местресом и в 1847 году введено в эксплуатацию.
Стоит сразу оговориться, что слово «строительство» используется отнюдь не как фигура речи, когда дело заходит о католическом кладбище. Оно и в правду состоит из целого ряда объектов, таких как, например, стены для размещения погребальных ниш, часовня и сооружения декоративного толка (статуи, колонны и т.п.).
Согласно проекту Местреса, кладбище было построено в египетском стиле. В него можно было попасть через небольшой вестибюль, который переходил во двор с портиком, напоминающий гипостильный зал, окружённый колоннами с капителями, украшенными растительными мотивами.
К 1883 году в Санта-Мария-де-лес-Кортс уже была часовня, братская могила, смотровая комната, 280 погребальных ниш, 11 склепов и несколько гробниц. Недалеко от кладбища располагался фермерский дом. Есть основания полагать, что это тот самый Can Planas, который с 1950 года принадлежит «Барселоне» и раньше являлся резиденцией «Ла Масии».
В последней трети 19 века население города значительно увеличилось, что вызвало необходимость строительства нового кладбища. Оно было открыто, предположительно, в 1897 году, путём расширения старого. К сожалению, исходные постройки были разрушены. Поэтому, строго говоря, нельзя быть уверенным, что проект Местреса реализовали в том виде, который описан в архивных документах, если он вообще был реализован.
В 1913-1916 годах была проведена масштабная реконструкция и расширение кладбища в стиле каталонского модерна, популярного в то время.
Рассмотрим некоторые примечательные объекты Cementiri de les Corts.
Административное здание (1913 год) – каменно-кирпичная постройка с изразцами, из которых выложено название кладбища. Главный корпус имеет крыльцо с четырьмя колоннами.

Часовня (1913 год) выполнена в неоготическом стиле и представляет собой модернистское сооружение с планировкой по типу греческого креста и куполом на трансепте. Выделяется также использование кирпича и керамики в качестве строительных элементов вместо благородных материалов, таких как камень или мрамор.

Фамильная гробница Санфелиу Ногес (1940 год) была спроектирована для Пилар Ногес, вдовы Жоана Санфелиу Гассоля – известного потомственного текстильщика. Убитый горем ангел покоится на могиле, закрыв лицо правой рукой, а левой держит лавровую ветвь как символ победы над смертью.

Гробница сеньора Феррана Коромины (1919 год) выполнена из белого мрамора и представляет собой Богородицу, обнимающую терновый венец. Она сидит у подножия креста, на который уложена плащаница, купленная, согласно Евангелиям, Иосифом Аримафейским для облечения тела Христа. Это канонический сюжет для погребального искусства из-за его связи со смертью Иисуса.

Склеп семьи Нуньес (1944) задуман как храм эпохи Возрождения, в стиле маньеризма и централизованного плана. Склеп венчает купол с кованым крестом и скульптура Крестителя, который держит табличку с надписью «Узрите Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира», то есть Иисуса. В стенах по периметру окна с витражами чередуются с изображением хрисмона – монограммы имени Христа. Склеп был заказан Агусти Нуньесом для похорон его сына Жоана Жозепа Нуньеса, который погиб в возрасте 33 лет в результате авиакатастрофы. Последний был известным барселонским типографом.

Теперь же перейдём непосредственно к известным личностям, связанным с «Барселоной», которые были погребены в таком красивом месте.
АНХЕЛЬ МУР НАВАРРО (1907-2000) – известный каталонский бегун, который в 1933 году стал массажистом «сине-гранатовых». Его уважали за профессионализм и даже прозвали «чудотворцем». Анхель имел отношение к восстановлению таких игроков как Кубала, Сесар Родригес, Манчон, Луис Суарес Мирамонтес и прочих. Наварро также был массажистом сборной Испании на чемпионатах мира 1962 и 1966 годов. Спустя 40 лет, в 1973 году, на этой должности Мура сменил его сын Анхель Мур-и-Феррер, который проработал чуть меньше отца – 37 лет, и тоже стал знаменитостью в Клубе.

ПАУЛИНО АЛЬКАНТАРА (1896-1964) – легендарный футболист «блауграны», рекорд по забитым мячам которого смог побить только Месси. Барсамания уже выпускала про него два прекрасных текста.
Первый звёздный «легионер» «Барселоны»

ВИСЕНС ПЬЕРА (1903-1960) – ещё один великий игрок «Барселоны», обладатель 15 трофеев. Всю свою карьеру нападающий провёл в «блаугране». Из-за преданности Клубу, не хотел уходить в другую команду, поэтому закончил с футболом в 30 лет. Имел прозвище «Ведьма» (Bruixa), потому как родом из фермерского домика Can Bruxida.

ЭСТАНИСЛАО БАСОРА (1926-2012) – правый нападающий, который провёл за каталонцев 11 сезонов и стал обладателем 14 трофеев, в том числе Кубка Ярмарок. Был частью великой «"Барсы" пяти кубков» наряду с Ладислао Кубалой, Сесаром Родригесом, Томасом Морено и Эдуардо Манчоном. Басора сам завещал похоронить его на Cementiri de les Corts.

ХАВЬЕР УРРУТИКОЭЧЕА (1952-2001) – знаковый вратарь для «Барселоны». В сезоне 1983/84 стал обладателем Трофея Заморы, как голкипер, пропустивший наименьшее количество мячей. В сезоне 1984/85 Уррути в матче 30 тура чемпионата Испании против «Вальядолида» отразил пенальти на последних минутах игры, чем принёс «сине-гранатовым» досрочное чемпионство. В тот момент комментатор Хоаким Мария Пуяль прокричал знаменитую фразу: «Люблю тебя, Уррути!».
К сожалению, Хавьер погиб в 2001 году в автокатастрофе. Жоан Лапорта является крёстным отцом внука Уррути.

ЛАДИСЛАО КУБАЛА (1927-2002) – настоящая легенда не только «Барселоны», но и всего мирового футбола. Про венгра написано уже столько интересных и хвалебных статей, так что мы просто отметим два интересных факта из его биографии. Во-первых, Ласло единственный игрок за всю историю чемпионата Испании, который смог забить семь голов в одном матче. Это было в игре с хихонским «Спортингом» 10 февраля 1952 года. Во-вторых, Кубале установлен памятник перед входом в «Камп Ноу». Такой чести, кроме него, удостоился только Йохан Кройфф. Да что там, в своё время на полном серьёзе шли разговоры о том, чтобы именем Кубалы был назван стадион «сине-гранатовых».
Ладислао Кубала. И целого мира мало...
Ладислао Кубала — величайший футболист «Барселоны»
Великий беженец: как Ладислао Кубала стал легендой «Барсы»

ЖОЗЕП САМИТЬЕР (1902-1972) – ещё одна сверхлегендарная личность для каталонского клуба. Алькантара-Самитьер-Кубала – прямо-таки Святая Троица для «Барселоны» в эпоху до Кройффа и Месси. О Жозепе тоже написано не мало прекрасных материалов. Мы просто напомним, что он является третьим бомбардиром в истории клуба после, собственно, Месси и Алькантары. Во многом, именно ради Самитьера и был построен первый стадион «блауграны» – Лес Кортс. Желающих увидеть его игру было так много, что потребовалась новая 22-тысячная арена!
Жозеп Самитьер. Художник и герой первого золотого века «Барселоны»

СЕСАР РОДРИГЕС (1920-1995) – один из главных голеадоров «сине-гранатовых» на все времена, второй после Месси, если считать только официальные поединки. Часть той великой «Барсы» 1950-х с Кубалой, Басорой, Морено и Манчоном.

НАРЦИС ДЕ КАРРЕРАС (1905-1991) – известный в прошлом президент «Барселоны» (1968-1969). Его правление, мягко говоря, не было особо успешным, однако он увековечил себя тем, что является автором лозунга «Больше, чем клуб».

Пусть земля им всем будет пухом, или как говорят в Каталонии – Que la terra et sigui lleu

«Барселона». Истоки (1899-1922). От «Лес-Кортс», Жоана Гампера и Ладислао Кубалы до «Камп Ноу», Жоана Лапорты, Йохана Кройффа, Хосепа Гвардиолы и команды шести кубков.
Луис Суарес. «Дом, который построил Луис». О главном футбольном архитекторе прошлого столетия.
Патрик О’Коннелл. Человек, который спас «Барселону». БарсаМания продолжает рассказывать о наиважнейших исторических фигурах в истории клуба.