6 мин.

Кто, как и почему может отменить Fan ID? Разбираемся с юристами

Бойкот Fan ID – самая громкая тема этого межсезонья в российском футболе. Фанаты «Спартака», ЦСКА, «Локомотива» и других клубов РПЛ и ФНЛ поочередно отказываются посещать матчи из-за внесения поправок в закон «О физической культуре и спорте». Зенитовское объединение «Ландскрона» в официальном заявлении назвали поправки в 329-ФЗ «репрессивными, избыточными и нарушающими конституционные права граждан». «Это позволяет чиновникам при полном игнорировании конституционных прав гражданина, без рассмотрения его дела судом и без участия самого гражданина лишить его права посещать матчи, причем такой запрет фактически накладывается бессрочно», – отмечают петербургские фанаты.

Руководитель Департамента правовой защиты BetBoom Степан Торлопов и начальник отдела гражданского судопроизводства BetBoom Павел Кожаринов разбирают ситуацию с введением Fan ID в России и рассказывают, в каком случае одиозные поправки в закон все-таки могут отменить.

За что болельщик может получить отказ в выдаче Fan ID?

Причины максимально расплывчаты:

  • В целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка

  • Имеется информация о фактах нарушения зрителем общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в том числе за пределами территории России

  • Имеется информация о намерении совершить противоправные деяния

  • Вступило в законную силу решение суда об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований

  • Вступило в законную силу решение суда об установлении административного надзора

Стоп, а это не противоречит Конституции?

Есть вопросы к 1 и 3 пунктам.

Конституция РФ гласит: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

То есть, необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства является целью, которую должен преследовать законодатель, ограничивая права и свободы граждан, а не критерием, в соответствии с которым эти права и свободы могут быть ограничены. Так или иначе, при принятии решения об отказе в выдаче Fan ID это основание может быть растолковано очень произвольно.

А что за «намерения совершить противоправные деяния»?

Это основание тоже видится неконкретезированным. В законе не сказано, каким именно требованиям должна отвечать информация о фактах нарушения зрителем общественного порядка – нет ни источников, ни сроков получения, ни вида документа и т.д. Неправомерным будет отказать болельщику в Fan ID в том случае, если у него якобы есть намерение нарушить общественный порядок. 

Конституция РФ – которая, напомним, имеет высшую юридическую силу – гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Но из-за нечеткости описанных выше критериев отказа права и свободы граждан (в данном случае – на получение Fan ID) необоснованно и неправомерно ограничиваются.

Кто и как может оспорить введение Fan ID?

Конституционный Суд, который проверяет конституционность федеральных законов. Его особенность в том, что он решает исключительно глобальные вопросы права и в отличие от других судов не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства конкретных дел. Оценка изменений в 329-ФЗ «О физической культуре и спорте», которыми вводится Fan ID, может быть дана в том случае, если такое заявление будет подано лицом или группой лиц, поименованных в законе. В это число входят: президент, 1/5 сенаторов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Правительство, Верховный суд. При этом обычный человек также может обратиться в Конституционный суд – если считает, что его права и свободы этим конкретным законом нарушаются, но все остальные формы судебной защиты при этом уже исчерпаны.

Какие шансы, что Fan ID отменят? 

Не так безнадежны, как может показаться на первый взгляд. Особенно если учитывать опубликованную в октябре статью Валерия Зорькина, Председателя Конституционного Суда, в «Российской газете». В одном из разделов он как раз описал критерии ограничения прав и свобод:

«На практике решение вопроса о мере свободы человека в его взаимоотношениях с государством в значительной мере зависит не только от того, как тщательно прописан каталог основных прав и свобод, но и от интерпретации законодателем и правоприменителем положений Конституции. 

Согласно им, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». 

Такая общая формулировка таит в себе опасность неоправданно широкого толкования и установления на практике чрезмерных ограничений прав и свобод человека для защиты ценностей общего блага. Особенно если учитывать специфику российского менталитета, связанную с длительными традициями преобладания государственных и общественных интересов над личными».

Конституционный суд вообще вставал на сторону обычных людей?

Один из самых резонансных случаев произошел в 2015-м, когда Конституционный суд защитил права вкладчиков банков «Первомайский» и Мастер-банка. Различные суды ранее признавали их договоры ничтожными, так как они не соответствовали типовой форме договора и оформлению вкладов. А КС встал на сторону вкладчиков, объяснив: если договор был заключен от имени банка не уполномоченным лицом, то необходимо учитывать, что для гражданина соответствующее полномочие представителя может явствовать из обстановки, в которой он действует. Конституционный суд указал, что никто не вправе квалифицировать договор как ничтожный в тех случаях, когда разумность и добросовестность действий вкладчика при заключении договора и передаче денег не уполномоченному работнику банка не опровергнуты.

Выходит, и изначальную разумность и добросовестность футбольных болельщиков, желающих поддержать свою команду на стадионе, опровергнуть домыслами о намерении совершить преступление или указанием на обеспечение безопасности государства невозможно. Так или иначе, пока что государство не предложило никакого алгоритма по получению Fan ID для болельщиков: ни требований, ни сроков, ни какой-либо другой информации. А без этого невозможны прецеденты неполучения документа, которые могли бы стать поводом для обращения в Конституционный суд.