8 мин.

Развитие «установки на рост» у молодых футболистов в возрасте от 7 до 14 лет (или что такое «талант»)

Планирование тренировочного процесса, как и сами тренировки молодых спортсменов в возрасте от 7 до 14 лет, как представляется, должны быть, по большей части, основаны на принципах и сути «установки на рост», в соответствии с которой каждый спортсмен может при достаточном упорстве, желании и стараниях достичь высочайших результатов в овладении футбольным мастерством. Принцип «установки на рост» подробно описан в работе «Гибкое сознание» американского психолога, профессора Массачусетского университета Кэрол Дуэк и заключается в следующем. 

Одно из основных убеждений, имеющихся у человека, связано с тем, как он рассматривает свою личность. С одной стороны, К. Дуэк выделяет так называемую «установку на данность» (или фиксированное мышление), согласно которой наши характер, интеллект, спортивные и творческие способности – это статичные качества, которые не поддаются или почти не поддаются изменению, так как даны природой в той степени, в которой даны. Таким образом, успех в той или иной деятельности является фактором, подтверждающим наличие у человека этих качеств или, говоря по-другому, таланта. На отборе в футбольные секции, на тренировках и в играх от тренеров и футбольных функционеров часто можно услышать расхожие фразы «талантливый ребенок», «одаренный мальчик», «футбол – это или дано, или нет» и так далее. Это и есть не что иное, как проявление «установки на данность». 

Люди с «установкой на данность» считают, что профессиональными футболистами могут стать только избранные, те, кому «изначально дано», те, кто быстрее всех бегает, кто на данном этапе физически сильнее, мощнее, наглее. По наблюдениям Дуэк К., они исходят из того, что такие качества как скорость, характер, ловкость или совсем не тренируются, или тренируются незначительно. Люди с «установкой на данность» в большинстве своем характеризуются боязнью трудностей, неудач, редко берутся за дело, в успехе которого изначально не уверены, не очень любят тренироваться, если в процессе тренировок не подтверждается их талант, пасуют перед первыми неудачами (ведь все указанные обстоятельства могут свидетельствовать, что им не дано или дано меньше, чем сопернику, партнеру). 

С другой стороны, Дуэк К. выделяет так называемую «установку на рост», которую можно охарактеризовать выражением «все тренируется, всему можно научиться». «Установка на рост» зиждется на убеждении, что наши качества, даже самые основополагающие, вполне поддаются культивированию, если приложить к этому усилия. И хотя люди могут разниться буквально по всем «статьям» - по своим изначальным талантам и способностям, по интересам, по темпераменту, благодаря стараниям и приобретаемым знаниям каждый способен меняться и развиваться. Означает ли это, что люди с подобной установкой верят, будто каждый, обладая нужной мотивацией или образованием, способен стать Эйнштейном или Бетховеном? Нет. Но они убеждены, что настоящий потенциал человека неизвестен и непознаваем; что невозможно предсказать, чего способен добиться человек за годы увлеченного труда и тренировок. 

По словам Дуэк К., «люди с установкой на рост не просто ищут возможность испытать себя. Испытания для них - благодатная почва. И чем больше испытание, тем активнее они развиваются. Ни в одной другой области это не проявляется так наглядно, как в мире спорта. Вам остается лишь наблюдать, как люди растут и развиваются. Миа Хэмм, величайшая звезда женского американского футбола своего времени, говорит об этом прямо: «Всю свою жизнь я старалась играть все лучше и лучше, я стремилась пробовать себя в игре с профессионалами, которые были старше, техничнее, опытнее, в общем, с теми, кто лучше меня». Сначала она играла со своим старшим братом. Затем, в 10 лет, ее приняли в команду 11-летних мальчишек. Позже она вошла в лучшую университетскую команду по футболу в США. «Каждый день я изо всех сил старалась играть на их уровне… и совершенствовалась гораздо быстрее, чем считала вообще возможным». 

В свете раскрытия понятий двух типов человеческих установок термин «талант» обретает для каждой из них свое значение. Для людей с установкой на данность «талант» является приобретенным от рождения, незыблемым, способствует достижению успеха даже без достаточного приложения усилий. И это приводит к тому, что «талантливые» начинают чувствовать свое превосходство над остальными. Для «установки на рост» характерно противоположное понимание таланта: это совокупность развитых в процессе упорного труда качеств. Дуэк К. приводит в пример «Майкла Джордана, типичного спортсмена с установкой на рост, чьи выдающиеся качества во всем мире регулярно описывают словами: «Супермен», «Игрок от Бога» и «Иисус в кроссовках». Если у кого и есть основания считать себя человеком неординарным, так это у него. Но вот что он сказал, когда его возвращение в баскетбол вызвало настоящий ажиотаж: «Я был удивлен, какой шум поднялся, когда я вернулся к игре… Люди приветствовали меня так, будто я божество какое-то. Мне было очень неловко. Я такой же человек, как и все». Джордан знал, какого труда ему стоило развить свои способности. Он из тех людей, кто добивался всего потом и кровью, а не просто оказался от природы лучше других». 

В соответствии с основным теоретическим обоснованием организации отбора молодых футболистов в футбольные академии и государственные спортивные школы России главным критерием, на основании которого отдается предпочтение тому или иному ребенку, является именно талант, лежащий в основе футбола, ибо без него якобы «не сработают остальные факторы (техника, тактика, морально-волевая подготовка и функциональное состояние)». 

В общей теории психологии под талантом понимают совокупность способностей человека, которая не только приводит деятельность к успешному результату, но и определяет оригинальность этой деятельности. Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Устойчивые свойства человека, по нашему мнению, – не что иное, как развитые и доведенные до совершенства навыки, умения, действия, то есть – двигательные навыки. Двигательные навыки – это заученные двигательные действия, имеющие осознанный автоматизированный характер. Двигательный навык – это действие, доведенное в процессе упражнения до высокой степени совершенства, выполняемое точно, экономично, качественно. 

Таким образом, талант основан на наличии различного рода двигательных навыков, образующих ту или иную способность. Чем шире спектр двигательных навыков, которыми обладает футболист, тем он «более талантлив». 

Как отмечают Губа В.П., Лексаков А.В., «способности возникают в процессе конкретной деятельности. Поэтому новички способностями к футболу не обладают. Оценить их можно лишь тогда, когда юные футболисты овладевают основами игры… В учебно-тренировочные группы и взрослые команды отбирают игроков, используя в качестве основного критерия именно способности спортсмена». 

Вместе с тем, при отборе в детско-юношеские спортивные школы главным критерием возникновения у спортсмена способностей называют основанную на мнении тренера «одаренность» – то есть своеобразное сочетание качеств и свойств личности, от которого зависит будущий спортивный успех… Одаренность по мнению тех же футбольных тренеров, функционеров, теоретиков лежит в основе способностей. В понятие одаренности должны входить не технико-тактические навыки, а только те качества, которые обеспечивают успешность овладения ими». Таким образом, в основе любого отбора лежит прочная «установка на данность» - наделен спортсмен природными качествами, значит одарен и способности наработает, а не наделен, значит не дано, можно попробовать себя в другом виде спорта или другой деятельности. 

При этом в рамках отбора не учитывается дата рождения ребенка (дети, родившиеся в начале года, старше тех, кто родился в конце, на несколько месяцев, что в раннем возрасте дает им ощутимое преимущество в росте, скорости, силе, выносливости), особенности его психического развития (дети с поздним психическим развитием не способны на равных конкурировать с раносозревающими, однако впоследствии зачастую показывают высокие умственные и спортивные результаты). Фактически не учитывается установка ребенка, а с ней и его способность учиться, его тяга к овладению основными футбольными навыками и умениями. Ряд периодических спортивных изданий в результате исследований выявил закономерность преимущественного набора в ведущие футбольные академии и спортивные детско-юношеские школы детей, рожденных в первом полугодии, в связи с чем остальные спортсмены остаются за бортом профессионального спорта. 

Принимая во внимание изложенное, с учетом сильного уклона существующих правил набора в футбольные академии и школы в России в сторону подбора игроков среди детей, рожденных в первом полугодии, автор считает правильным осуществлять отдельный набор в футбольные школы детей, рожденных в период с июля по декабрь. Подобная практика успешно опробована в Бельгии (проект «Future») и дала положительные результаты (Т. Куртуа, Д. Мертенс и др.). Предлагаемые условия набора, как представляется, позволят молодым спортсменам, «отбракованным» тренерами ведущих академий и футбольных школ в силу невозможности выдержать конкуренцию с более крупными ровесниками, поступательно развиваться и врасти в футбольном плане, а не искать новый вид спорта. Впоследствии, как представляется, после полового созревания, когда физические и силовые характеристики молодых спортсменов в той или иной степени сравняются, эти спортсмены смогут составить достойную конкуренцию футболистам, родившимся в начале года. 

Необходимо отметить, что в части, касающейся «установки на рост», идея автора этого поста не является новой, ранее не имевшей аналогов. Так, ряд европейских федераций футбола (Бельгия, Нидерланды) разработали комплексные программы по обучению футбольному мастерству молодых спортсменов частично с использованием сути и принципов «установки на рост». На основании бельгийской концепции, известной как «CogiTraining», сформулированной одним из реформаторов бельгийского футбола Бобом Брауйессом, процесс обучения в футболе привязан к развитию межполушарного взаимодействия (так называемые «когнитивные» тренировки), а не к данным от природы способностям. Подобного рода занятия с 2019-2020 гг. частично введены в ряде частных и государственных российских футбольных школ, однако до настоящего времени каких-либо значимых результатов не дали, так как, по нашему скромному мнению, не коррелируют с подходом к упражнениям основной части тренировочного процесса. 

Итак, по нашему мнению, как уже отмечалось, не существует вида деятельности, который нельзя постичь. Если приложить достаточно усилий, то, как писал М. Горький в пьесе «На дне», «человек все может, лишь бы захотел». Категория достаточности носит относительный характер и для каждого индивида является величиной субъективной. Возможно, в этом и проявляются различия в так называемых «качествах, данных природой». Говоря простым языком применительно к футболу, один и тот же навык разные спортсмены смогут освоить за разное количество времени и при разном объеме приложенных усилий. Но освоить его смогут все, если будут старательны, упорны, трудолюбивы. Согласно известному «правилу 10 тысяч часов», каждый человек сможет стать профессионалом в своем деле, если потратит на тренировки в совокупности 10 тысяч часов. Автор настоящего проекта придерживается того же правила. На понимании и принятии того, что каждый человек способен добиться высоких результатов в любом виде деятельности при правильности и регулярности приложения к этой деятельности усилий, должны основываться современные методики обучения молодых футболистов. Привитие этого понимания самим спортсменам, по нашему мнению, позволит им впоследствии легче принимать неудачи, рассматривая их в качестве этапа достижения цели, быть более мотивированными и успешными.