Две проблемы российского детского футбола
«Детско-юношеский футбол в России требует корректировки, совершенствования, изменений». «Наших детей учат не тому». «Мы что-то делаем неправильно, уже начиная с детско-юношеских спортивных школ». Эти и подобные им высказывания все чаще звучат с экранов телевизоров и радиоприемников. Тренеры и футбольные аналитики, бывшие и действующие футболисты, родители юных спортсменов и просто не равнодушные к российскому футболу люди в один голос заявляют об отставании российского футбола от европейского и латиноамериканского в техническом, тактическом и скоростном плане. Причины называются разные: от коррупции до устаревших методик тренировок, от недостатка бесплатных футбольных школ в регионах России до плохих климатических условий и национального менталитета. И все эти версии, безусловно, имеют право на существование. Причины действительно, на первый взгляд, осязаемы, видимы и понятны. С каждым годом российскими футбольными функционерами предпринимаются попытки изменить складывающуюся ситуацию. Отечественные тренеры на регулярной основе стажируются в лучших европейских футбольных академиях, в нашу страну приезжают теоретики и практики детско-юношеского футбола из Европы. Но «воз и ныне там». В то время как ранее не известные в футбольном плане страны (Исландия, США, Япония, Узбекистан, Армения, Грузия) и небогатые африканские государства (Мали, Сенегал, Буркина-Фасо, Габон, Сьерра-Леоне) с каждым годом увеличивают количество молодых доморощенных игроков в ведущих чемпионатах Старого света, российские футболисты продолжают оставаться востребованными в основном исключительно на российском рынке. Отдельные примеры перехода отечественных игроков в европейские чемпионаты (А. Головин, А. Миранчук, А. Кокорин) скорее являются исключением из правил, чем закономерностью. Вместе с тем, родители молодых российских футболистов (к коим относится и автор заметки), как собственно и сами молодые футболисты, мечтают «видеть своих детей (себя)такими же техничными, как Неймар, по-футбольному мудрыми, как Модрич, результативными, как Роналдо, Мбаппе или Месси». С учетом того, что процесс детского воспитания является делом трудоемким, не всегда благодарным и не самым простым, успехи ребенка в обучении и спортивные достижения, а равно неудачи в обеих этих сферах расцениваются родителями как свои собственные. Наиболее простым в данном случае решением проблемы, безусловно, является оставить все на откуп образовательной (спортивной) организации, в которой обучается (тренируется) ребенок, что и происходит в большинстве случаев. В результате, как многим родителям представляется, они делают все от них зависящее, «ведь они же не профессионалы, а заниматься детьми должны профессионалы». Ну и кроме того «так все делают». В итоге, к сожалению, получается не самая радужная картина, в основе которой лежит известное выражение: «имеем то, что имеем». Находясь в водовороте событий детско-юношеского футбола в течение пяти лет, автор настоящей статьи неоднократно сталкивался с трудностями понимания методик тренировок в футбольных школах, странностями требований, предъявляемых к молодым футболистам в играх и тренировочном процессе, правил отбора, порядка определения футбольными специалистами «степени талантливости» того или иного ребенка, других повседневных вопросов и преград, возникающих на пути воспитания юного футболиста. Сначала непонимание связывалось с недостаточностью теоретических знаний и практических футбольных навыков, однако по мере изучения российской и зарубежной футбольной литературы, проведения консультаций с тренерами и молодыми футболистами, а также в результате несложных аналитических действий был сделан вывод (который, безусловно, является лишь субъективной оценкой автора), согласно которому основных причин наших неудач на футбольных полях всего две: нацеленность на результат и игра в пас. О первой причине написано и сказано достаточно. Поэтому коснемся ее одним абзацем. Суть заключается в том, что с семилетнего возраста молодые футболисты под чутким руководством тренеров детско-юношеских спортивных школ основной своей целью видят победу в тех или иных турнирах и соревнованиях. И если для ребенка в этом возрасте выиграть соревнование является фактором в основном мотивационным (согласно общей теории спортивной психологии, детям необходимо доминировать над ровесниками, а также получать похвалу от родителей или тренеров), то для тренера победа в турнире – это, на наш взгляд, в первую очередь, проявление эгоизма и карьеризма. Для достижения указанной цели тренеры пренебрегают развитием юного игрока в угоду сиюминутному результату. В итоге небольшая часть ребят имеет гораздо больше игровой практики, чем «менее талантливые» (читай, менее физически развитые в данный конкретный момент времени) члены команды. Через время первые либо «ловят звезду», либо «наедаются футболом», последние его бросают ввиду отсутствия перспектив. У этой медали есть и обратная сторона – зачастую ошибающиеся в игре дети подвергаются прессингу со стороны тренеров, их меняют, реже выпускают, в результате чего совершить ошибку для ребенка означает потерять все. Как итог, вырастает футболист, который боится взять на себя игру, принять решение, обыграть один-в-один. В большинстве ведущих футбольных европейских стран турнирные таблицы отсутствуют до двенадцатилетнего возраста – дети играют для получения удовольствия (футбол ведь – это, в первую очередь, игра), оздоровления, физического воспитания. Как правильно отметил главный тренер сборной России по футболу Карпин В.Г.: «В России футбол с детства – это бои, а для них (европейцев) – это игра». Что касается второй причины, то она, как представляется, является ничем иным как результатом выводов, сделанных автором на основании наблюдений за тренировочным процессом ряда государственных и коммерческих футбольных школ. Основной посыл здесь заключается в следующем. Тренировочный процесс в отечественных футбольных школах направлен на игру в пас: основная задача юного футболиста - сделать точную передачу в «рабочую» ногу партнера. Цель такой игры – постоянное перемещение мяча по футбольному полю, обоснование – «футбольный мяч летит быстрее, чем бежит футболист», или «футбол – это командная игра», или «самым важным является чтение игры, которое выражается в умении оценивать ситуацию на поле, перемещаться без мяча и выбирать правильное направление передачи». При этом игнорируется тот факт, что при всей быстроте полета мяча смотреть приятнее на индивидуально сильных и техничных футболистов, а в трансферное окно из одной команды в другую переходят отдельные футболисты, а не группы игроков или их связки, которые умеют безупречно передавать мяч друг другу. Таким образом, автором сделан вывод о том, что футбол очень индивидуален, а значит и растить нужно индивидуально сильного футболиста, способного сыграть на любой позиции, обыграть несколько человек и не скованного страхом потерять мяч. Следствием этих выводов стал поиск соответствующей футбольной школы (тренера), методика которой (которого) соответствовала бы указанным выше принципам. И это оказалось непросто. Сначала выяснилось, что ведущие футбольные академии страны, спортивные детско-юношеские школы и частные футбольные организации фактически обучают одинаково. Первые и вторые проводят отбор игроков на основании их антропометрических показателей и природных данных, а говоря простым языком, набирают самых быстрых, высоких и физически развитых (таким образом команды преимущественно формируются из мальчиков, родившихся в первой половине года), после чего учат их командной игре для достижения положительного результата в первенствах города, республики, области, края. О том, как достигается положительный результат, мы уже говорили выше. Задача научить отдельным техническим элементам, финтам, обводке, работе с мячом обеими ногами перед тренерами указанных организаций не стоит. Фактически они используют природные данные молодых футболистов для побед над соперниками. В рамках следующих отборов осуществляется набор более быстрых, высоких, физически развитых детей. Часть тех, кто играл в команде до этого, отчисляют (возникает вопрос: чему же тогда их учили, если через некоторое время они стали ненужными?). Частные футбольные школы принимают всех желающих (так как основная цель частной футбольной школы – извлечение прибыли), но тренируют по тем же методикам, что и государственные. Учат командной игре для достижения положительного результата на коммерческих турнирах (ведь нет более удачной рекламы, чем кубки и медали, фото которых выложены в социальные сети). В лучшем случае, частные футбольные школы одной из целей ставят попадание своих воспитанников «в ведущие футбольные академии страны», особенности тренировочного процесса в которых описаны выше. Получается, что фактически ни перед первыми, ни перед вторыми, ни перед третьими не стоит задача воспитания индивидуально сильных футболистов. Собственно поэтому, наверное, их в России и нет. Вывод, безусловно, является сугубо субъективным, основан на личных размышлениях автора этой заметки и ни в коем случае не претендует на почетное звание «истины в последней инстанции». Как мы уже говорили, несмотря на всю командность, футбол является очень индивидуальным видом спорта, в котором профессиональные футбольные команды формируются не теми, кто вместе тренировался и играл на детском и юношеском уровне, а таким образом, чтобы каждую позицию на поле заполнить наиболее мастеровитым игроком. Если же удается найти и приобрести игрока, способного одинаково хорошо сыграть на разных позициях (так называемого универсала), считается, что скаутская служба команды сработала «на отлично». Описанное вскрывает основную причину, почему наши молодежные команды на юношеском этапе добиваются высоких результатов, однако впоследствии никто из игроков не только не становится футболистом мирового уровня, но в большинстве случаев либо заканчивает карьеру, либо играет в командах низших дивизионов. При этом их места в основе российских клубов высшей лиги занимают иностранцы. Индивидуальное мастерство решает. Наши игроки не способны конкурировать с иностранцами в нем. Российские футболисты могут не уступать в скорости, силе, ловкости, координации, но значительно проигрывают в технике владения мячом, индивидуальной обводке, выполнении тех или иных финтов «нерабочей» ногой, дриблинге и прочих элементах, обучение которым должно начинаться с семилетнего возраста и оттачиваться постоянно. Необходимо особо отметить, что развитие индивидуального мастерства футболиста как основа подготовки молодых игроков не является новшеством. Впервые подобный подход к обучению игроков применил голландский специалист Вил Курвер, метод которого впоследствии получил название «метод Курвера». Согласно этому методу, «техника – это тот базис, на который наращиваются дальнейшие навыки». Со слов самого Курвера В., «индивидуальное мастерство - это то, что отличает великого игрока от хорошего». В соответствии с указанным методом, обучение молодого футболиста состоит из шести ступеней: контроль мяча – умение отдавать и принимать передачи – действия один-на-один с соперником – скорость – завершение момента – командная игра. «Метод Курвера» был настолько революционным, что большинство европейских футбольных федераций отказались от его использования, в связи с чем голландец принял решение внедрить его в странах третьего мира (с футбольной точки зрения), в частности в Индонезии, Японии, Австралии, Новой Зеландии и ряде государств Африки. Результатом применения «метода Курвера» стал резкий рост показателей футбольного мастерства у молодых футболистов из указанных стран. Это послужило основанием для последующего экспериментального введения его в Европе, где метод также продемонстрировал высокую эффективность. В настоящее время «метод Курвера» принят в качестве основы для обучения футбольному мастерству в академиях таких клубов как «Манчестер Юнайтед», «Ньюкасл Юнайтед», «Арсенал» (все - Англия), а также «Бавария» (Германия), ряде французских футбольных школ. Анализ имеющихся материалов о «методе Курвера» свидетельствует о его несомненной прогрессивности по сравнению с устоявшимися методиками обучения молодых футболистов. Выше отмечались недостатки принципа командности при определении сущности футбола. С психологической точки зрения, умение работать в команде рассматривается как важная составляющая успешности индивида. Психологами разработано множество тестов и опросников, позволяющих определить наличие у испытуемого соответствующих навыков. Одной из функций спорта в целом и футбола в частности является социализация личности, приобщение ее к командному взаимодействию. При этом основой командности являются такие принципы как «один в поле не воин», «один всех не обыграет», «футбол – это командная игра» и так далее. По нашей скромной оценке, «окоманднивание» юного футболиста пагубно сказывается на его спортивных навыках и способностях. Проблема заключается в том, что осознание молодым футболистом наличия партнеров позволяет ему фактически переложить на них часть функций, которые он с легкостью (при достаточном уровне подготовки) может выполнить сам. Приведем следующий пример. Детско-юношеский футбол в России, как уже отмечалось, нацелен на результат. Тренеры детских команд без колебаний дают своим игрокам указания типа «Играй проще», «Быстрее расставайся с мячом», «Не водись», «Не надо ничего выдумывать», «Сохрани мяч», «Отыграй назад» и так далее. Это немудрено. Потеря мяча чревата контратакой и голом, как следствие положительный результат не будет достигнут. Молодые футболисты быстро привыкают к осознанию того, что важно не потерять мяч, не «обрезать» полкоманды, не ошибиться. Тот, кто берет игру на себя, становится в командах чужим, а зачастую лишается игровой практики и покидает коллектив. В лучшем случае обводка приветствуется у чужой штрафной площади и направлена на создание условий для прострела (для фланговых игроков) или удара по воротам (для нападающих). Все остальные нестандартные действия не подвергаются критике со стороны тренера до тех пор, пока не наступает та самая потеря мяча. В конечном итоге это приводит к непониманию большинством молодых футболистов истинной ценности обводки и индивидуальной техники («если победы добываются без обводки и техники, зачем вообще нужны обводка и техника»). При прочих равных на поле выходит более надежный игрок, чем техничный. От последнего можно ведь ждать чего угодно, а первый предсказуем и «не подведет». В данном конкретном матче он действительно скорее всего не подведет: «сохранит мяч», «не будет ничего выдумывать» и всегда «сыграет проще». Но как эти установки сказываются на самом молодом футболисте? По нашему мнению, юный игрок становится безынициативным, серым, не способным взять на себя игру, боящимся совершить ошибку. Ему больше не нужно быть не таким как все, выдающимся, великим (а ведь именно об этом он мечтал, когда начинал заниматься футболом). Его заботит только победа команды. Он ждет очередной медали за победу в очередном турнире. Проблема в том, что при просмотре в профессиональный футбольный клуб его будут оценивать не по медалям и кубкам, а по имеющимся футбольным навыкам, вместо развития которых он «играл проще и сохранял мяч». На играх детско-юношеских футбольных школ часто можно увидеть, как дети возле своих ворот выбивают мяч в аут, играют на отбой, бьют «в борьбу» на чужую половину поля. Они делают это, чтобы не «привезти» гол в свои ворота. Даже не задумываются, что скорее всего мяч опять достанется сопернику, а в противном случае, даже если его подберет или «отборит» игрок их команды, продолжение атаки не будет логичным, задуманным, изобретенным, это будет простая случайность. Ни они, ни тренеры также не задумываются над тем, что таким образом молодой футболист снимает с себя ответственность за принятие решения, перекладывает ее на случай. Представляется, что методика тренировки молодых футболистов в России должна быть пересмотрена и направлена на формирование устойчивого желания «возиться с мячом». Обучение обводке одного, двух, трех и более игроков, самостоятельному выходу из обороны без подключения партнеров, запрет «избавляться» от мяча – вот основные составляющие психологии победителя и индивидуально сильного футболиста. Как верно отмечал один из величайших футболистов современности Йохан Круифф, «молодой футболист, обладающий собственным стилем, всегда придает игре дополнительные элементы неожиданности, смелости, ловкости и изобретательности». Автор настоящей заметки, безусловно, понимает, что в профессиональном футболе обводка хороша в меру (это не касается Неймара и Адамы Траоре, ибо их обводка, по нашему мнению, уникальна и всегда уместна), применяется только игроками высоко класса и в ситуациях, когда после нее может быть создан острый момент у ворот соперника. Но даже в профессиональном футболе игроки зачастую выходят из обороны через обводку, что создает численное преимущество их команды на разных участках поля и как следствие формирует предпосылки для опасной атаки. В детско-юношеском футболе поощрение обводки является основополагающим элементом формирования у юных спортсменов психологии победителя. Необходимо на тренировках и в играх требовать от воспитанников в обязательном порядке после получения или отбора мяча обыграть выдвинувшегося соперника, войти в образовавшуюся зону и ударить по воротам (если действие происходит у штрафной площади соперника) или отдать обостряющую передачу (то есть такую, которая создаст голевой момент у ворот соперника). В противном случае футболисту надлежит «тащить» мяч дальше, выполняя описанные выше действия. Передачи без обострения, а тем более пасы назад или поперек поля, по нашему мнению, должны быть запрещены. По нашей оценке, подобные установки сформируют из воспитанников «храбрых» игроков, которые не будут иметь страха потери мяча, авторитетов среди соперников, других психологических барьеров. Молодые футболисты, тренирующиеся по такой методике, откроют в себе лидерские качества (если их раньше не было), разовьют уже имеющиеся, научатся преодолевать трудности самостоятельно, брать на себя ответственность не только за свои действия, но и за партнеров. Впоследствии, как представляется, эти навыки они перенесут на повседневную трудовую деятельность и межличностные отношения. В заключение отметим, что в ведущих футбольных европейских и латиноамериканских странах инициатива и обводка поощряются, именно поэтому профессиональные футболисты, прошедшие футбольные школы указанных государств, на профессиональном уровне радуют любителей «спорта номер один» красивыми финтами и неординарными действиями. Они с детства привыкли обыгрывать соперников. Российские футболисты, к нашему огромному сожалению, аналогичными умениями и навыками похвастать не могут.
по поводу проблемы нацеленности на командный результат все очевидно, полностью согласен.
По второму вопросу вижу все несколько иначе:
1. По поводу развития способностей у детей обыграть соперника 1х1 - очень важная часть
футбольного образования, но только наряду с другими, которые тренер конструирует для своих воспитанников.
Излишняя увлеченность индивидуальным, пусть даже филигранным владением мячом, финтами, без взаимодействия в группах, может привести нас к формированию некоего футбольного "фристайлера", который не сможет применить свои навыки в игре.
Возможно, целесообразно уделить этому достаточно времени на этапе "Я и Мяч" ,
в возрасте до 7 лет.
Самое главное, по моему, сформировать цели обучения в соответствии с фазами игры, где все игровые ситуации 1х1 присутствуют пропорционально другим частям футбола.
1. Система Вил Курвера по-моему в настоящее время, носит скорее вспомогательную функцию, может использоваться как домашнее задание по типу "Ball-Mastery"
2. Разрешите маленький совет - не перегибайте палку относительно системы. Может ли один игрок в команде иметь задачу перед расставанием с мячом обязательно совершить обводку - да. Вопрос - возраста и количества таких игроков на тренировке. Как система сейчас настроена на "перегиб" в сторону командного результата, так Вы предлагаете "нагнуть" систему в другую сторону. зачем?
3. Есть несколько хороших блогов тут, в которых рассуждают о текущем состоянии, проблемах и путях решений в детском футболе в стране.
И одна из мыслей - отсутствие дворового футбола сейчас.
Прочитав Вашу статью у меня чуть-чуть сложился "пазл":
системность - это тренировки в команде
индивидуальность - это дворовый футбол
В СССР было и то и другое, поэтому в целом дети развивались органично и сбалансированно. В одном месте они участвовали в "порядке", в другом - в "хаосе".
В итоге - баланс.
В текущей системе не хватает "хаоса". Вводить его надо 100%, вот только замещать им "порядок" точно не стоит. БАЛАНС позволит получить результат, который неравнодушные к футболу люди так ждут. и только такое сочетание позволит детскому футболу выполнять свою главную задачу - популяризации игры = увеличения кол-ва человек в стране, которые "больны футболом".
Какие успехи сейчас в этом направлении в детском футболе в России? Есть идейные люди вроде Вас с желанием изменять футбол в этом направлении?
Спорить с тем, что футбол - игра командная никто не будет. Спорить с тем, что мяч летит быстрей, чем бежит игрок - то же. Также как и спорить с тем, что сегодняшний профессиональный мировой футбол предъявляет повышенные требования к технике, физическим данным и "голове" индивидуального игрока.
"Игру забудут - счет останется" и вместе с тем "люди ходят в театр и на игрока". Футбол, как и жизнь, всегда будет объединением противоположностей. Вопрос только в том, чтобы это понимать и учитывать при создании системы, которая будет развивать игру.
Плюс учитывайте менталитет русского народа. Спорить с тем, что в футболе отражается в том числе и менталитет народа думаю также бесполезно. В истории нашего народа, с одной стороны, отличные индивидуальные качества, когда каждый был мастером своего дела, а с другой стороны, единство и умение работать вместе - родовые отношения, "а ну как, всем миром" и т.д.
Крен в сторону индивидуализма в развитии футболиста вызовет скорее всего появление "звезд", которые будут не конкурентны в современном футболе. Судьба "десяток" и "либеро" тому подтверждение.
Поэтому задачи две на текущем этапе:
1. обеспечить массовость (чтобы каждый мог попробовать игру "на вкус" и каждому, кому понравится, мог дальше развиваться в игре (не обязательно в роли футболиста). Кстати, здесь же большая задача - включение родителя/родителей в развитие ребенка. Только не бездумные эмоции "за бровкой", а помощь и поддержка. А для этого надо просто любить эту игру. Либо уважать и хорошо в ней разбираться. Читать, изучать, спрашивать - быть любопытным одним словом. За что Вам еще раз огромное уважение!
2. дать пространство для творчества, т.е. возможность "играть в футбол" в своё удовольствие: изучать и тренировать трюки, тренироваться одному и в компании, отрабатывая отдельные элементы, играть в разные виды футбола. а Также заниматься любой деятельностью, связанной с футболом - фотографировать и писать о футболе, собирать команды, устраивать турниры, делать разборы, нарезки и прочее-прочее-прочее.
Что до массовости, то она без методики, по-моему, ничего не даст. Многие дети играют каждый день в футбол. поле под домом постоянно полное. и так уже 8 лет, сколько я живу в своем районе. И ничего. На огромный район один ДЮСШ, в котором тренерам плевать на воспитанников. К сожалению.