«Забываем слово «проблема» – мне оно не нравится». Угадайте, с чего Черчесов (Csercseszov) начал в «Ференцвароше»
Свои правила.
«Ференцварош» выложил видео с первой тренировки Станислава Черчесова в клубе.
Сразу видим весь штаб – Мирослав Ромащенко, Владимир Паников, Гинтарас Стауче, бывший физиотерапевт ЦСКА Паулино Гранеро и врач Эдуард Цгоев. Все работали с Черчесовым в сборной. И все, кроме Гранеро, были с Черчесовым в других клубах – даже в «Жемчужине». Похоже, масштабный привоз своего штаба был одним из условий. Еще помогают Черчесову два венгра – Мате Чаба и Тамаш Балог.
«Станислав Черчесов работает со своим штабом 11 лет. Он построил вокруг себя команду, члены которой могут слепо полагаться друг на друга, точно понимать задачи другого, и это именно то, что нужно Черчесову. Очень профессиональный подход уже с первой тренировки», – был впечатлен спортдир «Ференцвароша» Тамаш Хайнал.
«Я хочу три очка и чемпионство. Больше ничего», – улыбается Черчесов в начале видео, миксуя английский и почти родной немецкий. А потом смотрит, как игроки занимаются.
Внимательно смотрит.
Объясняет, как надо двигаться.
Поактивнее, поактивнее.
А потом врывается речью и чарующим титром Sztanyiszlav Csercseszov (ох, кажется, правильно написали).
«Забываем слово «проблема». Мне оно не нравится. И я никогда не говорю игрокам «пожалуйста». И никогда не говорите мне: «Тренер, пожалуйста...» Мы профессионалы, мы должны делать свое дело. И тогда будет видно, что из этого выйдет. Мы уверены, что если будем всегда выполнять свою работу, то добьемся успеха», – говорит он футболистам на английском, а за его спиной невозмутимо стоят Стауче и Ромащенко.
В сборной России Черчесов успел запретить 29 слов – в Венгрии пока только одно. Но все наверняка впереди. Правда, венгерским журналистам будет проще: экс-тренер сборной не планирует учить венгерский. «Я предпочитаю совершенствовать свой английский. В прошлый раз я работал в немецкоязычной среде, надеюсь, через месяц или два я снова буду говорить по-английски». Пока ему на тренировках помогает переводчик.
На первой пресс-конференции, правда, он ничего не запрещал. Зато описал свой стиль работы как «демократичного диктатора».
«В профессиональной команде необходимо придерживаться строгих правил, работать в соответствии с планом каждый день, быть дисциплинированными. Желания одного человека не могут быть важнее прочих, каждый должен заниматься своим делом. Это не мое изобретение, просто так устроен профессиональный футбол.
Здесь не может быть анархии или демократии, это футбольная команда. У каждого футболиста есть своя работа, но также игроки должны иметь свой собственный стиль в команде. Если бы мне пришлось описать себя одним словом, я бы назвал себя демократичным диктатором».
Вообще Черчесов в идеальной ситуации: «Ференцварош» – флагман венгерского футбола, три года подряд становится чемпионом, из пятерки не выпадает десять лет. Более того, команда лидирует и сейчас, опережая на одно очко «Кишварду» и имея матч в запасе.
Ранее из венгерского клуба со скандалом ушел Сергей Ребров, несмотря на три чемпионства – он разругался с руководством. А сменившего его Петера Штегера отправили в отставку скорее не за игру в чемпионате, а за провал в Лиге Европы: команда из Будапешта закончила последней в группе с «Байером», «Бетисом» и «Селтиком», а до этого не справились с отбором в ЛЧ (в квалификации проиграла «Янг Бойз»).
Черчесов дружит со Штегером, поэтому консультировался с ним. «Мы знаем друг друга уже 20 лет. Прежде чем я подписал контракт, мы действительно разговаривали по телефону, – признался россиянин. – Он пожелал мне всего наилучшего и подтвердил, что я перехожу в отличный клуб. Это была дружеская беседа. Даже если мы говорили о профессиональных вещах, я бы не стал сейчас это обсуждать».
«Ференцварош» Черчесова: конфликтное руководство, крепкий состав и доминирование в Венгрии
Фото: fradi.hu
А слово problem имеет несколько другой оттенок нежели проблема в русском языке. Problem можно перевести не только как проблема, но и как задача. Problem statement - постановка задачи, например.
— Идем мы с другом, бывало, по минному полю, то он впереди, то я сзади.