15 мин.

Голландская Италия

Голландия всегда считалась сильной футбольной державой со своим, особенным, колоритом. Местные клубы никогда не обладали большими финансовыми возможностями, поэтому систематическое, тщательно отлаженное  воспитание собственных качественных кадров стало в этой стране культом, основой успеха и необходимым условием для поддержания конкурентоспособности национального футбола. Спрос на молодых футболистов из Страны тюльпанов высок и по сей день, а Серия А для многих из них по-прежнему остается желанным местом работы. 

Голландский футбол никогда не был для кальчо чем-то вроде образца или законодателя мод. Эти два главных направления в футбольной Европе развивались параллельно в качестве двух культур с разными подходами к организации игры,  базовыми установками и идеологическими принципами. Тем не менее, на сегодняшний день в истории почти каждого большого итальянского клуба есть множество страниц, связанных с выходцами из футбольных академий Нидерландов.

Неизменный интерес представителей кальчо к голландцам основан на том, что, как и в Италии, в Стране тюльпанов всегда с особым вниманием относились к тактическим аспектам игры, несмотря на совершенно иную общую игровую концепцию. Известная голландская система подготовки футболистов подразумевает помимо выявления и систематического развития конкретных талантов и способностей игроков, глубокое изучение и проработку всех тактических аспектов игры. Получая игрока из  “Eredivisie”, тренер итальянского клуба может не беспокоится о том, что этот футболист не разберется в тонкостях игры  по определенной тактической схеме или будет испытывать непреодолимые трудности с освоением нестандартной для себя позиции.

Голландская система подготовки игроков узкопрофессиональна и универсальна одновременно. С одной стороны, подготовленный игрок всегда имеет четко определенную позицию и амплуа, к которому его готовили с детства, с другой – опыт игры буквально на любом участке поля и всестороннее понимание тактических нюансов, а значит и гибкость футбольного мышления. В Европе голландская тренерская школа остается единственной, способной составить конкуренцию итальянской, а ее тактически наработки для многих клубов являются базовыми.

В связи с вышесказанным не удивительно, что многие представители Голландии настолько органично влились в систему кальчо, что стали для итальянских клубов по-настоящему яркими и даже культовыми фигурами.

Одними из первых голландцев в Италии были довольно заметный в середине восьмидесятых либеро Рууд Крол, сыгравший четыре сезона за «Наполи», и нападающий Вим Кифт, выступавший за «Пизу» и «Торино». Первый провел за команду из Неаполя более ста матчей и заслужил хорошую репутацию и добрую память болельщиков. Кифт же, оказавшись в не самом крепком клубе Серии А, впоследствии опустившимся классом ниже, так и не сумел адаптироваться к итальянскому футболу и не показал ожидаемого уровня результативности.

Вим Кифт

Но первыми по-настоящему звездными представителями этой страны в кальчо стали Рууд Гуллит и конкурент Кифта по сборной Голландии - Марко ван Бастен. В середине восьмидесятых восходила звезда «Милана» Сильвио Берлускони. Щедрый Патрон и страстный болельщик, медиамагнат решил создать совершенно новую, уникальную команду из самых ярких футболистов современности во главе с тренером с самыми передовыми идеями. Главным приобретением 1987 года для коллектива Арриго Сакки стал Рууд Гуллит, возможно, самый экстравагантный игрок того времени с выдающимися физическими данными и удивительным пониманием игры. Один из первых настоящих футбольных универсалов, легко адаптирующийся почти к любой позиции на поле, обладатель прически Боба Марли покупался «Миланом» в качестве состоявшейся суперзвезды за рекордную по тем временам сумму в 6 миллионов фунтов стерлингов. 

Гуллит отличился в первом же матче за новый клуб в кубковом матче с «Бари», в дальнейшем став важнейшим игроком одной из самых великих команд в истории клубного футбола. В первом же сезоне он помог «Милану» опередить «Наполи», в котором блистал Диего Марадона, и завоевать Скудетто, сыграв в 30 матчах первенства и забив 9 голов. По итогам года Гуллит получил свой первый «Золотой мяч» в качестве лучшего футболиста Европы. 

В следующем сезоне «Милан» и Гуллит продолжают триумфальное шествие по полям Европы. Рууд испытывает проблемы со здоровьем и не так часто играет в национальном первенстве, но делает дубль в финале Кубка европейских чемпионов против «Стяуа». «Милан» победил со счетом 4:0, и все мячи в этом матче забивали именно голландцы. К этому моменту в «Милане» играли уже три представителя Страны тюльпанов. Марко ван Бастен, перешедший в команду вместе с Гуллитом, но из-за травмы сыгравший  в сезоне 1987-1988 всего в 11 встречах, становится главным действующим лицом атак россонери, а для укрепления обороны был приобретен Франк Райкаард из лиссабонского «Спортинга». 

Вслед за своим соотечественником Райкаард и ван Бастен становятся ключевыми игроками несравненного «Милана» конца восьмидесятых, выигрывают всевозможные индивидуальные и клубные трофеи и навсегда становятся иконами для поклонников россонери. Если первый сезон Гуллита в клубе был одним из самых ярких, то ван Бастен, показывавший сумасшедшую результативность в чемпионате Голландии, по-настоящему раскрылся спустя год после перехода в стан красно-черных. Он щедро вознаградил руководство клуба за терпение: 19 мячей в Серии А, 2 мяча в финальном матче против «Стяуа», и теперь уже Марко получает «Золотой мяч», опередив своего соотечественника. Год спустя ван Бастен удостаивается звания Capocannoniere, а «Милан» продолжает победный марш по полям Европы.

Рууд Гуллит, Марко ван Бастен, Франк Райкаард 

В финале главного Еврокубка со счетом 1:0 обыграна «Бенфика», а решающий мяч забит Райкаардом с передачи Гуллита. Ни в коем случае нельзя утверждать, что «голландское трио» было самой важной частью того великого клуба, ведь в нем в то время играла целая россыпь великих футболистов во главе с Франко Барези, Мауро Тассотти и Алессандро Костакуртой, но, наиболее  привлекательными, яркими, эмоциональными и эффектными были именно голландцы. В дальнейшем, в не менее великом «Милане» Фабио Капелло трио продолжило играть важнейшую роль в завоевании всевозможных титулов, навсегда вписав свои имена в историю клуба. 

В 1993 году Гуллит, боровшийся с последствиями травмы весь предыдущий сезон, переходит в «Сампдорию». Неожиданно, когда казалось, что карьера уже пошла на спад, Рууд выдает свой самый результативный сезон в кальчо, забив 15 мячей в блестящей команде Вуядина Бошкова, в которой вместе с ним играли Роберто Манчини, Альбериго Эвани и Владимир Югович. Потом была попытка вернуться во впечатленный его успехами «Милан», но отношения темпераментного игрока с Капелло к тому моменту дали трещину. И итальянская карьера Рууда закончилась еще одним хорошим сезоном в Генуе, после чего он отправился в Англию по пути многих игроков, которым уже не было места в стане итальянских грандов. 

Карьера Ван Бастена по сравнению с Гуллитом оказалась даже более яркой и успешной, хотя и более драматичной. В сезоне 1990-1991 «Милан» уступил Скудетто «Самподории», и эра Ариго Сакки в клубе подошла к концу. В то время ходили слухи, что к увольнению тренера привели помимо прочего и не самые лучшие отношения с голландцами. Сильвио Берлускони приглашает другого амбициозного тренера-новатора - Фабио Капелло, а клуб получается новый импульс развития, становясь более прагматичным, но все таким же грозным для любого соперника - ведущим в европейском футболе. 

Первый же сезон под руководством дона Фабио «Милан» проходит без единого поражения в Италии и возвращает чемпионство, а голландский нападающий вновь становится лучшим бомбардиром Серии А и в очередной раз получает «Золотой мяч». Это была высшая точка карьеры великого форварда, и тогда никто не мог предположить, что ее завершение будет таким быстрым и трагичным. Ван Бастена начинают все чаще беспокоить проблемы с коленом. Блестящее начав сезон, Марко пропускает его большую часть, но возвращается чтобы, как подобает великому игроку, сыграть свой последний матч за клуб в финале Лиги чемпионов. Этот финал был проигран марсельскому «Олимпику», а дальше была затяжная, но безуспешная борьба за возвращение в большой футбол и окончательное решение повесить бутсы на гвоздь. 

Сезон 1992-1993 стал последним в клубе и для Франка Райкаарда, пришедшего в «Милан» в качестве центрального защитника, но еще при Ариго Сакки переквалифицировавшегося в игрока центра поля. «Милан» Фабио Капелло продолжил блестящие выступления на родине и в Европе, правда, уже без голландского трио. Тем не менее, симпатии к голландцам навсегда стали традицией и даже правилом для боссов россонери, еще не раз впоследствии возвращавшихся к рынку Нидерландов. 

Успешная игра футболистов из Страны тюльпанов в «Милане» не могла оставить равнодушными их вечных конкурентов из «Интера», но первый опыт нерадзурри оказался не таким успешным. В 1993 году черно-синие совершают крупную сделку по покупке сразу двух футболистов «Аякса»:  Денниса Бергкампа и Вима Йонка. Первый переходил в стан нерадзурри в ранге одного из самых перспективных игроков Европы, имея также предложение и от «Ювентуса». Блестящее видение поля, поставленный удар, последний пас, чувство партнера – все это делало Денниса потенциальным лидером атак «Интера». Однако, скорее всего, он просто оказался не в то время и не в том месте: 11 мячей за 2 сезона нестабильных выступлений клуба в условиях постоянных тренерских перестановок – совсем не то, на что он был вправе рассчитывать. Приглашение в «Арсенал» Бергкамп воспринял как шанс спасти карьеру, а для Массимо Моратти, только что возглавившего клуб, его продажа стала частью компании по реформированию состава команды.

Деннис Бергкамп в футболке "Интера"

Несколько лучше, чем в чемпионате, были выступления Нелетучего голландца в кубке УЕФА-1994, который «Интер» выиграл, а его соотечественник Вим Йонк даже забил гол в финале. Йонк не обладал харизмой и статусом Бергкампа, но провел в «Интере» 2 добротных сезона, выступая в роли полузащитника оборонительного плана, и в том же году, что и Бергкамп покинул Италию, чтобы вернутся на родину в «ПСВ». 

В девяностые итальянские клубы могли себе позволить действительно лучших, а когда ими были голландцы - громкие трансферы становились только делом времени. В середине десятилетия под руководством Луи Ван Гала набирает силу «Аякс», который становится одним из самых серьезных конкурентов для итальянских клубов на европейской арене, а все его ведущие игроки – важными трансферными целями грандов кальчо. Этот период ознаменовался в основном не самыми удачными сделками. Тот «Аякс» обладал неповторимой командной «химией», а уезжавшие из него игроки зачастую оказывались слишком сырыми для того, чтобы сходу заиграть в большой Европе.

 «Милан» никогда не расставался с ностальгией по великим временам голландского трио и снова был самым активным игроком на рынке, но новых Гуллита, Райкаарда и Ван Бастена отыскать так и не смог. Михаель Райзигер, Эдгар Давидс, Уинстон Богарде и Патрик Клюйверт оказались в составе россонери в переходный период, когда игра у команды катастрофически не шла. Новый великий «Милан» с помощью этих футболистов сформировать не удалось, и никто из них не провел за красно-черных даже тридцати матчей. В последней декаде двадцатого века в Италии играл еще один заметный голландский футболист - Арон Винтер. Он принадлежал к типу футболистов, на которых всегда был, есть и будет спрос. Непритязательный, работящий полузащитник с отличным тактическим образованием, способный помочь как при обороне собственных ворот, так и в атакующей фазе игры, сыграл за «Лацио» и «Интер» почти 200 матчей и забил более 20 голов.

В полузащите «Аякса» середины девяностых выделялись два футболиста, издалека похожие друг на друга внешне, но кардинально отличающиеся по стилю игры и роли в команде. Кларенса Клайда Зеедорфа и Эдгара Стевена Давидса на родине прочили в наследники Рууда Гуллита и Франка Рйкаарда, и в амстердамском клуба именно они были наряду с Патриком Клюйвертом самыми «горячими» трансферными целями европейских топ-клубов. Зеедорф, бывший в «Аяксе» одним из самых молодых, тем не менее, покинул клуб первым, но перешел не к грандам, а всего лишь в «Сампдорию», чтобы провести там один сезон и уехать в Мадрид к Фабио Капелло, лично попросившего приобрести ему именно этого футболиста. Давидс отправился в «Милан» спустя год, но лучшее время в карьере обоих было еще впереди. 

Настоящего Давидса Италия увидела в «Ювентусе», куда Питбуль перешел спустя полтора года безуспешных попыток закрепиться в составе россонери. В то время вокруг «Милана» ходило множество слухов. За свой недолгий период в клубе Сильвио Берлускони Давидс успел подраться с болельщиками, ударить по лицу Билли Костакурту и окончательно разочаровать руководство, которое поспешило избавиться от скандального игрока при первой возможности.

Эдгар Давидс, Марк Овермарс, Патрик Клюйверт, Кларенс Зеедорф

Дальнейшие события показали, что руководство «Милана» таким образом, совершило, возможно, одну из самых неудачных сделок в своей истории. Первый голландец в составе Старой Синьоры быстро становится системообразующим игроком в полузащите «Ювентуса» на долгие годы. Его удивительная физическая подготовка, выдающиеся бойцовские качества, неуступчивость уникальным образом соединялись с техническим мастерством и характерным для выпускников голландских футбольных академий умением читать игру, практически безошибочным выбором позиции. Давидс оставался игроком основного состава и при Карло Анчелотти, и при Марчело Липпи в течение 6 сезонов, выиграл 3 скудетто и стал знаковым игроком для многих болельщиков бьянконери. Не помешала ему даже дисквалификация в 2001 году в связи с положительным тестом на нандролон.

Насмешкой судьбы для Давидса стал финал Лиги чемпионов 2003 года,  в  котором «Ювентус» уступил «Милану» в серии пенальти. Это был третий финал главного европейского клубного турнира в его карьере. Первый - против «Милана» - он выиграл в 1995-м в составе «Аякса», а второй, годом позже, проиграл именно «Ювентусу». Спустя год в карьере питбуля наступает спад, он отправляется в полугодичную аренду в «Барселону». Затем была еще одна неудачная попытка заиграть в Милане, на этот раз в составе «Интера», а потом - путь на родину в родной «Аякс» транзитом через английскую Премьер-лигу, где Питбуль на короткое время стал лидером лондонского «Тоттенхэма».

Вторым представителем Страны тюльпанов в составе «Ювентуса» был голкипер того самого звездного «Аякса» Луи ван Гала - Эдвин ван дер Сар. Но туринский период длинной карьеры рекордсмена голландской сборной по числу сыгранных за нее матчей получился как самым коротким, так и самым неудачным. Спрос с вратарей грандов в кальчо всегда высок, а игру голкипера-иностранца наблюдали буквально под микроскопом. Выступления ван дер Сара в команде Карло Анчелотти в течение двух сезонов не было провальным, как впрочем и самого «Ювентуса», но от клуба никогда не ждали ничего другого, кроме великих свершений, поэтому и от первого иностранца в его воротах требовалась великая игра. В итоге, с приходом в клуб Джанлуиджи Буффона всем стало ясно, что дни ван дер Сара в нем сочтены. Тем не менее, впоследствии ему удалось реанимировать карьеру и закончить ее в ранге основного вратаря «Манчестер Юнайтед». В Италию он больше не вернулся. 

А вот судьба Кларенса Зеедорфа сложилось совсем иначе. Проведя в мадридском «Реале» 3 сезона, Кларенс оказывается в составе «Интера». Играя нерегулярно и постоянно конфликтуя с тренерами, Зеедорф, тем не менее, за полтора года забивает несколько выдающихся мячей. Летом 2002 года случилась самая важная сделка в карьере Черной пантеры: в «Милане» началась эра Карло Анчелотти, и приобретение Зеедорфа стало одним из базовых для строительства новой команды. Многие болельщики тогда настороженно отнеслись к переходу в их любимый клуб «наемника» из стана заклятых врагов. Никто тогда не мог и предположить, что Кларенс Зеедорф отдаст клубу более 10 лет, и тот станет ему родным.

Зеедорф сразу же стал игроком основы и вместе с Андреа Пирло, Руи Коштой и Дженнаро Гаттузо сформировал знаменитый ромб в полузащите. Как и Давидс Зеедорф обладал очень широким диапазоном возможностей, поэтому с легкостью приспосабливался практически к любой роли в середине поля. У него никогда не было скорости Давидса, но Зеедорф лучше владел ударом и длинным пасом, что позволяло ему создавать скрытую угрозу воротам соперника на любом участке поля. Отличное понимание игры и видение поля наделили Кларенса качествами выдающегося диспетчера, и это делало ту линию хавбеков россонери по-настоящему непредсказуемой, несмотря на то, что при наличии Пирло и Руи Кошты голландцу отводился серьезный объем черновой работы.

О блестящей карьере Кларенса Зеедорфа, победителя четырех турниров Лиги чемпионов в составе трех разных клубов,  можно написать не одну статью, а перечисление его титулов и регалий наверняка займет полстраницы. Остановимся на самом примечательном. Именно ему суждено было опередить Нильса Лидхольма и стать первым иностранцем в составе россонери, сыгравшим более 400 матчей за клуб. Большей степени интеграции голландского футболиста в кальчо трудно представить, а его имя навсегда войдет в историю «Милана» наряду с именами представителей великого трио  конца восьмидесятых.

Еще один яркий представитель Голландии в кальчо двухтысячных не был таким знаковым игроком для итальянского футбола, как Эдгар Давидс или Кларенс Зеедорф, но фигуру Япа Стама в «Лацио» и «Милане» не заметить было бы невозможно. Неуклюжий с виду верзила провел в Италии более 120 матчей и был оплотом обороны сначала «Лацио», а затем «Милана», в составе которого и сыграл в финале Лиги чемпионов 2005. 

В новейшие времена в Италии уже нет такой россыпи голландских талантов. Клаас Ян Хунтелаар, о котором говорили как о новом ван Бастене, приезжал в Италию после неудачного опыта в Мадриде, но не смог заиграть в «Милане». Марк ван Боммель, оказавшийся в кальчо на закате карьеры, и неувядающий Кларенс Зеедорф, ставший одним из последних «сенаторов» в составе россонери, доигрывают свои дни в большом футболе. Уэсли Снейдер, еще недавно творивший новейшую историю «Интера», все ближе к отъезду в другой чемпионат. Урби Эмануэлсон, типично голландский универсал, проводит неплохой сезон за «Милан», традиционно самый «оранжевый» клуб кальчо. «Ювентус», «маринуя» на лавке Эльеро Элиа, тем не менее, приобретает юного Уазима Боуи, мечтающего стать «новым Давидсом». Голландский футбол живет экспортом, а самые дорогие и раскрученные молодые футболисты сейчас уже не всегда по карману даже ведущим итальянским клубам.

Сегодня футбол Страны тюльпанов переживает не лучшие времена, а Серия А уже не является самой богатой лигой Европы. Лучшие голландские тренеры работают за границей, в чемпионате засилье не самых качественных легионеров, а нынешнее поколение молодых футболистов пока не кажется столь же перспективным, как предыдущие. Возможно, эпоха великих голландцев в Италии, начавшаяся с Гуллита, ван Бастена и Райкаарда подходит к концу. Будущее европейского футбола туманно, но имена лучших представителей голландской футбольной школы навсегда останутся в славной истории кальчо, без них она уже никогда не будет полной. 

материал подготовлен специально для журнала Football Tribune

ДОБАВЛЯЙТЕ БЛОГ ЖУРНАЛА В ЛЕНТУ 

Другие материалы блога:

Litle Italy

Маленький и большой

Человек будущего

Английский барьер